Материалы для классных часов филиппова Г. Г





Скачать 10.53 Mb.
НазваниеМатериалы для классных часов филиппова Г. Г
страница1/91
Дата публикации09.10.2013
Размер10.53 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   91
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КЛАССНЫХ ЧАСОВ

Филиппова Г.Г., учитель этики высшей категории,

директор гимназии «Эврика», г. Анапа

КАК ОБУЧАТЬ ИСКУССТВУ ОБЩЕНИЯ

Р о л ь о б щ е н и я в ж и з н и и р а з в и т и и ч е л о в е к а .

О б щ е н и е к а к д е я т е л ь н о с т ь ч е л о в е к а

«Человеком быть трудно.

Стать человеком – большая работа».

Э. Межелайтис.

Как вы считаете, какие качества являются необходимыми и важными для

общения?

Упражнение

За 5 минут учащиеся должны самостоятельно составить список качеств,

важных для общения.

При составлении списка постарайтесь представить себе общительного

человека. Каким он должен быть? Чем отличается от других людей? Составьте

перечень качеств, важных для приятного и продуктивного общения.

На втором этапе проводим дискуссию, цель которой выработать общий

список качеств, важных для общения. Каждый может высказать свое мнение,

аргументируя его, приводя примеры, иллюстрирующие, как и когда это качество

помогло преодолеть то или иное обстоятельство, улучшить отношения с

окружающими.

Если за качество проголосовало большинство участников, оно включается в

общий список, который оформляется на доске и в тетрадях учащихся.

Список качеств, важных для общения

Качество Самооценка

Тактичность

Умение слушать людей

Умение убеждать

Интуиция

Наблюдательность

Душевность

Энергичность

Открытость

Искренность

В графе «Самооценка» каждый должен поставить себе оценку в зависимости

от того, насколько свойственно ему то или иное качество.

1 А.С. Прутченков «Тренинг коммуникативных умений». Москва 1993, стр. 12.

Изучая курс «Психология общения», мы постараемся научиться строить

отношения с другими людьми лучше, плодотворнее, радостнее. Это возможно, если

мы осознаем свои сильные стороны и будем их развивать, если мы найдем в себе

резервы, которые еще не используем, потенциалы, о которых не знаем или

позабыли.

Для того чтобы легче было анализировать свои взаимоотношения с людьми,

следить за своими ощущениями, которые возникают в процессе общения, делать

конкретные выводы и предпринимать практические шаги, развивающие

коммуникативную сферу личности, будем оформлять свои наблюдения в виде

таблицы.

Какое событие в течение недели вам запомнилось, какие выводы вы сделали?

Какое примечательное общение у вас состоялось? Какие выводы вы сделали? Кто

хотел бы поделиться?

На одном из примеров учитель объясняет, как заполнять дневник «Мой стиль

общения».1

Дневник «Мой стиль общения»

Дата Партнеры по

общению

Содержание

общения

Мои новые

ощущения

Конкретные выводы Практические шаги

В течение всего курса обучения ребята дома заполняют этот дневник.

Рефлексия:

Пожалуй, я попробую...

С о ц и а л ь н ы е р о л и ч е л о в е к а .

Ж и з н ь к а к с м е н а с о ц и а л ь н ы х р о л е й

Весь мир – театр.

В нем – женщины, мужчины – все актеры.

У них свои есть выходы, уходы.

И каждый не одну играет роль.

В. Шекспир.

Поразмышляйте над словами Шекспира. Почему он считает, что «весь мир –

театр, а люди в нем актеры»?

Какие жизненные роли вам приходилось исполнять? В социальной

психологии понятие «роль» служит для описания поведения личности в различных

социальных функциях. Социальная роль – это выработанная обществом программа

действий человека в определенных обстоятельствах. В этом она похожа на

театральную.

Приняв на себя определенную функцию, человек начинает действовать по

заданной программе.

Тренинг

На столе лежит яблоко. Учитель раздает карточки с названием социальных

ролей (садовод, токарь, врач, дворник, директор школы, художник, поэт,

следователь, политик).

Описать яблоко, чтобы все поняли, какую социальную роль вы играете.

1 А.С. Прутченков «Тренинг коммуникативных умений». Москва 1993, стр. 12.

При оценке выступления следует обратить внимание на логику выступления,

художественность речи, общение с публикой, этичность, выразительность речи,

умение демонстрировать наглядный материал.

Но чем же отличается роль сценическая от роли жизненной?

Сценические роли Жизненные роли

1) Исполняются для зрителей.

«Для себя» – вторично.

Могут выбираться.

1) Исполняются и для «зрителей» и “ля себя». В

разных соотношениях, но «для себя – первично». В

основном не выбираются, даются судьбой,

обстоятельствами, навязываются и внушаются.

2) Четко определены и ограничены друг от друга. 2) Совмещаются и переходят друг в друга, (отец,

супруг, ученик, милиционер)

3) Один человек – одна роль. 3) Один человек – много ролей.

4) Текст задан. Импровизация допускается лишь как

исключение.

4) Задан только контекст – общий смысл ролевых

действий и их ожидаемые результаты.

5) Встречные роли партнеров известны наперед,

неожиданности сведены к минимуму.

5) Встречные роли полны неожиданностей.

6) Игровая условность всеми принимается и

осознается, забывается. Но во время игры создает

ощущение реальности происходящего.

6) Условность осознается редко.

Самая трудная роль на сцене – роль актера. Самая трудная роль в жизни –

роль самого себя.

Попробуйте записать основные жизненные роли в порядке их ценности для

вас. Ну что, сложно? Сразу несколько жизненных ролей претендуют на 1 место.

Это раздирает нас на части.

Упражнение

Учитель читает рассказ. Всюду, где встречается «роль», необходимо дать ей

название, определение в любых словах (Настоящий мужчина, Очаровательный

собеседник и т.д.)

...Как всегда, мистер Н. начал утро с зарядки и последующего аутотренинга,

для чего вошел в роль (...). Зарядка удалась, однако не успел Н. расслабиться в

своей любимейшей роли Трупа, как зазвонил телефон. Для снятия трубки

пришлось ожить, то есть войти в роль (...).

Гм? Алло!

Будьте любезны, мистера Н.

Слушаю. (Он сразу узнал Его голос, моментально загнавший его в роль (...)

Где документы такие-то по делу такому-то?

Э ... Извините, Шеф...

Почему нет документов? Почему вы еще не в офисе?

Извините, Шеф, до-документы должен был подготовить Кукинс. Я полагал,

что рабочий день начинается...

Рабочий день начинается, когда его начинаю я.

Выезжаю, шеф.

Такое с Шефом бывает примерно раз в месяц. Моментально войдя в роль (...),

и по этой причине не до конца застегнувшись и не исполнив роли (...), с

недожеванным куском во рту, Н. выскочил, завел мотор, который не завелся, еще

1 В. Леви «Цвет судьбы». Москва 1998.

раз завел мотор, еще раз не завелся... В офис попал только через час, по дороге

исполнив роли ... (не менее трех). Перед Шефом был уже в роли (...) и хуже того.

Раза три за последний месяц Шеф в его присутствии многозначительно намекал,

что штат сотрудников фирмы требует пересмотра.

Кукинс уже стоял в кабинете, красный как рак, и метнул на Н. напряженный

взгляд. Как всегда, опередил.

Извините, Шеф... Пробка...

Пробки иногда возникают и в голове у некоторых сотрудников... Кукинс,

прошу вас передать это дело Н.. Благодарю, вы свободны, фирма рассмотрит... Н.

это сверхсрочно. Прошу закончить к концу дня. Благодарю, вы свободны.

К концу дня документы готовы не были. Было совершенно ясно, что Кукинс,

не желая входить в роль (...) или просто желая сделать очередную пакость,

важнейшую часть данных изъял.

Кабинет шефа. Н. в роли (...)

Ну, как? Готово?

Гм-гмэ-э... Видите ли, Шеф...

Вижу, что не готово. И не могло быть готово. (Секретарше.) Дорогая,

оставьте нас, пожалуйста, на минуту. (Приблизившись вплотную к Н. и понизив

голос.) Вам пора лечиться. Вы плохо выглядите.

Что, что такое, Шеф?..

Это документы не по ТОМУ делу

Как, Шеф? То есть как, Шеф?..

Я все выяснил. Оказывается, этот умник еще неделю назад спихнул ТО

дело этому дураку, тот дурак – Штукинсу. Штукинс – Дрюкинсу, Дрюкинс –

Мухинсу, Мухинс – Пукинсу, Пукинс – Хрюкинсу, Хрюкинс – Сукинсу, ну а

Сукинс, вы сами знаете, что такое. Отправил все в канцелярию Макнахрена.

Но тогда извините, Шеф...

Скажу вам откровенно, я надеялся на вас. Я очень на вас надеялся...

Шеф, но позвольте...

Благодарю, вы свободны.

Вернувшись, домой в роли (...), Н. обратил внимание на отсутствие жены и

обеда. Подождал около часа, вошел в роль (...) и уже собрался в ближайший

ресторан, как жена, наконец, возникла, причем с первого взгляда было ясно, что

она находится в роли (...).

Ну что... Как дела? – спросил Н. еще не вполне уверенный, стоит ли ему

входить в роль (...).

Утром можно иногда и прощаться.

А вечером иногда можно обедать, – сказал Н. войдя в вышеуказанную роль

и готовясь к переходу в (...).

Приготовил бы хоть раз сам. Ты забыл?.. У нас вечером Шмутке с женой.

Опять сломалась плита.

Мастера вызывала?

Я ждала тебя.

?!

Я полагала, что в этом доме живет мужчина.

Какого черта! – завопил Н. в роли (...). – Какого черта, я спрашиваю, я

должен быть затычкой во всякой дырке?.. Нет, ты мне ответь, какого дьявола, а?!

Развод!

Шмутке не пришли. Вечером в кафе Н. наливал себе одну рюмку за другой,

последовательно входя в роли (...) (не менее четырех). Затем встал и пошел. У

порога пошатнулся. Дальнейшие роли играл на четвереньках, пока снова не вошел

в любимейшую роль (...).

Вопросы:

Знакомы ли вам, хотя бы в общих чертах, описанные события?

Какого мнения вы о психологических способностях Н.? Его Супруги? Шефа?

Как Шеф относится к Н.?

Что можно сказать о взаимоотношениях Н. и Супруги?

За что Н. борется? На какую роль притязает?

Зачем вечером напился?

Все, что мешает войти ему в эту роль, его раздражает.

Ролей в жизни много, иногда слишком много. Нам трудно решить, от какой

необходимо отказаться, от какой желательно отказаться.

Часто бывает, чем малоценнее роль, тем лучше мы ее исполняем и тем

сквернее, чем выше ценность.

«В отношениях с родителями я хочу оставаться любящим сыном. Но тем

самым снова вхожу в осточертелую роль Младшего, обязанного слушать

нравоучения. Родителей моих не переиначишь: закостенелые, юмора нет. А моего

Любящего Сына хватает минут на десять, не больше, после чего вылезает

Разъяренный Неблагодарный Скот. И они становятся правыми...»

«Роль Жены и Матери заставляет меня входить в глубоко антипатичную мне

роль Домработницы... Нагруженной Клячи! Страхолюдины! Лающего Бревна!..»

Задумывались ли вы над тем, какие из жизненных ролей гармонируют,

помогают друг другу, а какие несовместимы? Какие хочется исполнять, но не

получается? Почему? Может быть, оставаясь сыном или дочерью, освободить себя

от роли Опекаемого Ребенка – хотя бы внутренне?

Как мир меняется,

И как я сам меняюсь,

Лишь именем одним я называюсь.

На самом деле то, что именуют мной,

Не я один. Нас много. Я – живой.

А главное, не в какой роли вы находитесь, а как ее исполняете, умеете ли

вести себя достойно, дарите ли людям добро.

Давайте закончим урок достойным исполнением роли одноклассника.

Скажем добрые слова, пожелания, комплимент сидящему справа однокласснику.

Тренинг

Звучит песня Б. Окуджавы «Давайте восклицать». Как сложно найти добрые

слова и как легко слетают с уст слова плохие.

Домашнее задание:

Скажи маме после ужина «Спасибо» и «Позволь мне вымыть посуду»,

«Спокойной ночи, мама! Я тебя очень люблю!»

Ничего не откладывай –

Жизнь коротка.

Ты наивно считаешь,

Что она – как река,

А она, как ручей,

После таянья льдов –

Протечет, не оставив следов.

Не откладывай –

Другу помочь поспеши,

Не обкрадывай душу –

Лишишься души,

Пусть в расчете с мерзавцем

Не дрогнет рука,

Не откладывай –

Жизнь коротка.

Не успел, не сумел...

Ну, а вдруг – навсегда?

Н. Новиков

Снова звучит песня Окуджавы «Давайте восклицать».

Давайте восклицать,

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   91

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Материалы для классных часов филиппова Г. Г iconИнформация для классных руководителей о проведении классных часов и участия в конкурсах
Координатор Сергей Львович Островский, исполнительный директор ид первое сентября
Материалы для классных часов филиппова Г. Г iconО проведении 1 сентября 2011 г
Костромской области Н. В. Щадричевой от 26 июля 2011 года №232, направляет инструктивно–методические материалы для проведения в образовательных...
Материалы для классных часов филиппова Г. Г iconСодержание программы по литературе 7 класс 2 часа в неделю, 68 часов в год
Контрольных работ – 5 (2 – классных сочинения; 2 – домашних сочинения; 1 – тест). Региональный компонент – 7 часов
Материалы для классных часов филиппова Г. Г icon3. Книга наш друг
Данное пособие представляет собой интересные по содержанию, разнообразные по тематике разработки классных часов для учащихся 5-8...
Материалы для классных часов филиппова Г. Г iconРуководство для организации классных часов с учащимися-выпускниками по подготовке
Составители: В. И. Глазунов, директор регионального центра тестирования и профессиональной ориентации учащейся молодежи
Материалы для классных часов филиппова Г. Г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Общероссийский конкурс методических разработок классных часов и внеклассных мероприятий для педагогов
Материалы для классных часов филиппова Г. Г iconРасписание классных часов моу романовская сош на 2013-2014 учебный год

Материалы для классных часов филиппова Г. Г iconЕвлахов В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5-9 кл
Программа рассчитана на 35 часов(1 час в неделю), в том числе на проведение практических работ – 10 часов
Материалы для классных часов филиппова Г. Г iconГрафик проведения классных часов
Спиридонова Марина Станиславовна (временно исполняющая обязанности классного руководителя 5 Б)
Материалы для классных часов филиппова Г. Г iconГрафик проведения классных часов средней и старшей школы на 1-полугодие 2013-2014 учебного года

Материалы для классных часов филиппова Г. Г iconАдрес
Общероссийский конкурс методических разработок классных часов и внеклассных мероприятий педагогов и творческих работ обучающихся
Материалы для классных часов филиппова Г. Г iconДля Ваших классных часов и уроков видео готово. Вот список того
Чтобы скачать все эти видео-уроки, зайдите в раздел "Подарки" в Вашем личном кабинете
Материалы для классных часов филиппова Г. Г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Чрезвычайные приключения Юли и Ромы (пособие для поведения занятий, классных часов) по курсу обж
Материалы для классных часов филиппова Г. Г iconМетодические материалы для классных руководителей Профилактика вовлечения...
Под молодежной субкультурой сегодня понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения,...
Материалы для классных часов филиппова Г. Г iconПроведение тематических классных часов по правовой грамотности
Уточнение банка данных детей, состоящих на внутришкольном контроле и составляющих "группу риска"
Материалы для классных часов филиппова Г. Г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Презентация «Дорожные знаки» может быть использована: на уроках обж в начальных классах, для проведения классных часов, внеклассных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск