Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию для 10-12 классов вечерней школы





НазваниеПояснительная записка к рабочей программе по обществознанию для 10-12 классов вечерней школы
страница1/6
Дата публикации11.10.2013
Размер0.73 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6
Пояснительная записка

к рабочей программе по обществознанию

для 10-12 классов вечерней школы.
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию, авторской программы по обществознанию среднего (полного) общего образования под редакцией Боголюбова Л.Н. (2005 год), тематического планирования курса для 11 класса «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» Иоффе А.Н. (2008 год).

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Обучение в вечерней школе на старшей ступени школьного образования составляет три года, поэтому происходит деление учебного материала, изучение которого предусмотрено программой, на три года.

Согласно Базисному учебному плану для вечерней школы на изучение курса обществознания отводится по 1 часу в неделю (по 36 часов в год), всего на курс обществознания в старшей школе отводится 108 часов.

В связи с этим в рабочей программе предусмотрено уплотнение содержания учебного материала по всем разделам.

Кроме того, в целях модернизации историко-обществоведческого образования в соответствии с действующими нормативными документами, с 2009-2010 учебного года в рабочую программу по обществознанию предусмотрено включение элементов курса «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке», отражающего новые подходы в обществоведческом образовании. Курс органично вписывается в программу по обществознанию при изучении тем «Экономическое развитие современного общества», «Политическое развитие современного общества», «Глобальные проблемы современности».

При изучении курса обществознания в старшей школе большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся на уроках, работе по овладению учащимися умениями, которые способствуют социализации учащихся, их самореализации, поэтому 40 % учебного времени на уроках определено под практические работы, работу с нормативными документами, работы по выполнению творческих и проблемных заданий и практикумов.

На занятиях в вечерней школе применяется лекционно-зачетная система занятий.
Используемый учебно-методический комплект:

- Боголюбов Л.Н. Обществознание.10 класс. – М. «Просвещение», 2008

- Боголюбов Л.Н. Обществознание.11 класс. – М. «Просвещение», 2006

- Поляков Л.В. Обществознание. Глобальный мир в 21 веке. 11 класс. - М. «Просвещение», 2008

Дополнительная литература:

- Боголюбов Л.Н. Дидактические материалы по обществознанию. Пособие для учителя. - М. «Просвещение», 2001

- Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию. 10 класс (к учебнику Боголюбова Л.Н. Обществознание.10 класс). – М. «Экзамен», 2009
Интернет-ресурсы:
- edu.ru

- http://social.narod/index.ru.htm

- http://www/ins.ru/

- http://www/alleng.ru/search.htm

- http://www.gks.ru

- http://socionet.ru
Реализация рабочей программы способствует:

- развитию личности, её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации, интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина;

- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные, осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;

- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом, содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Требования к уровню подготовки:

В результате изучения обществознания ученик должен:

Знать и понимать:

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания;

Уметь:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам, систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

Использовать приобретенные знания и умения

в практической деятельности и повседневной жизни для:

- успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах, определения личной и гражданской позиции;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

- оценки происходящих событий и поведений людей с точки зрения морали и права;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.


Обществознание

10 класс вечерней школы

№ п\п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Содержание

Требования к уровню подготовки

Вид контроля, измерители

Домашнее задание

Дата

Общество как сложная динамическая система – 12 часов

1

Что такое общество


1

Лекция с элементами беседы

- Многозначность понятия общество

- Основные элементы и подсистемы общества

- Основные сферы жизни общества, их взаимодействие

- Общество и культура

- Важнейшие институты общества

- Понятия: общество, сферы жизни общества, социальные институты

- Высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы

- Давать определение понятий, выделяя их характерные признаки

- Объяснять сущность основных сфер общественной жизни

- Объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах

- Характеризовать основные социальные институты

Беседа.

Составление таблицы «Общественные науки»

Проблемные задания

§ 1, вопросы




2

Общество как сложная динамическая система

1

Комбинированный урок

- Общество, страна, государство. Общество как социальная организация

- Взаимоотношения общества и природы

- Противоречивость воздействия людей на природную среду, феномен «второй природы»

- Понятия: общество, государство, глобальные проблемы, новаторство и традиции в культуре

- Высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы

- Давать определение понятий, выделяя их характерные признаки

- Объяснять сущность основных сфер общественной жизни

- Объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах

- Характеризовать различные аспекты воздействия общества на природу, приводить конкретные примеры

- Выполнять проблемные задания

- Анализировать материалы доп. литературы и СМИ

Устный опрос.

Проблемные задания

Составление таблицы «Социальные институты»

§ 2, вопросы

Подготовка к к\р




3-4

Эволюция человеческих обществ

Типы обществ и их характеристики


2

Лекция с элементами беседы

Практическая работа

- Многовариантность общественного развития

- Эволюция и революция как формы социального изменения.

- Понятие общественного прогресса, его противоречивость

- Критерии и формы общественного прогресса

- Типы обществ

- Традиционные (аграрные) общества и их характеристики;

- Индустриальные общества и их характеристики;

- Постиндустриальные (информационные) общества

- Рассказывать об альтернативах общественного развития

- Рассказывать об особенности классификации обществ

- Называть основные типы обществ.

- Характеризовать аграрные, индустриальные, постиндустриальные общества

- Сравнивать разные типы обществ

- Выделять качественные характеристики разных типов обществ

- Называть и характеризовать глобальные и локальные элементы в постиндустриальном обществе

Беседа.

Составление опорного конспекта.

Работа с текстом учебника. Заполнение сравнительной таблицы «Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество»

§ 1-2 Гл. мир





5

История воззрений на общество.

1

Лекция с элементами беседы

- Взгляды на общество в трудах античных философов

- Средневековые мыслители об обществе и месте человека в нем

- Изменение воззрений на общество в новое время

- Становление общественных наук в эпоху нового времени.

- Давать характеристику взглядам на общество античных философов

- Давать характеристику взглядам на общество средневековых мыслителей

- Характеризовать эволюцию взглядов на общество в новое время.

- Характеризовать процесс становления общественных наук.

- Давать определения разных общественных наук

Составление опорного конспекта.

Заполнение таблицы «История воззрений на общество»

Опорный конспект




6

Единство в разнообразии: особые пути к новому мироустройству

1

Лекция с элементами беседы

- Вклад разных народов в становление единого человечества

- Принципы ненасильственного сопротивления М. Ганди;

- Факторы формирования китайской цивилизации;

- «Теология освобождения» в Латинской Америке;

- Возникновение исламской цивилизации;

- Истоки западной цивилизации


- Характеризовать идеи ненасильственного сопротивления М. Ганди, давать оценку данной теории как особого подхода Индии к процессу интеграции человечества

- Характеризовать факторы формирования китайской цивилизации

- Характеризовать «Теологию освобождения» в Латинской Америке

- Давать оценку «теологии освобождения» как вкладу народов Латинской Америки в становление единого человечества

- Характеризовать особенности исламской цивилизации и её влияние на человечество

- Называть истоки западной цивилизации

- Характеризовать особенности западной цивилизации

Беседа. Актуализация знаний учащихся Составление опорного конспекта

Работа с текстом учебника.


§ 4 Гл. мир

Реферат по теме: «Конфликты и взаимодействие цивилизаций в современном мире»




7

Западные теории мироустройства (XX век)

1

Лекция с элементами беседы

- Основные положения теории К. Маркса и Ф. Энгельса

- Концепция И. Валлерстайна

- Ф. Фукуяма о «конце истории»;

- Универсальные ценности западной демократии;

- Теория «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона

- Цивилизационные конфликты;

- Разнообразие культур и взаимодействие цивилизаций

- Характеризовать основные положения марксистской теории.

- Характеризовать основные положения концепции Валлерстайна.

- Соотносить марксистскую теорию и концепцию Валлерстайна, выделять общее и особенное.

- Характеризовать основные положения концепции Фукуяма.

- Характеризовать основные положения концепции Хантингтона.

- Анализировать основные концепция развития цивилизации, делать выводы об альтернативах путей развития отношений между западными и незападными цивилизациями

Беседа. Актуализация знаний учащихся Составление опорного конспекта

Работа с текстом учебника.


§ 5 Гл. мир

Таблица «Исторические системы Валлерстайна» (стр. 50, учебник)




8

Цивилизация и общество

1

Лекция с элементами беседы

- Различные определения понятия «цивилизация».

- Типы цивилизаций и их критерии

- Теории развития цивилизации.

- Факторы, определяющие сущность цивилизации

- Понятия: цивилизация, менталитет, теория стадиального развития, теория локальных цивилизаций, культурно-исторические типы

- Давать определение понятия «цивилизация», выделяя его характерные признаки

- Называть типы цивилизаций, исходя из различных критериев цивилизации.

- Характеризовать сущность теории стадиального развития цивилизаций, называть имена ученых – сторонников этой теории

- Характеризовать сущность теории локальных цивилизаций, называть имена ученых – сторонников этой теории

- Характеризовать понятие «менталитет», выделяя его признаки

Составление опорного конспекта

Заполнение таблицы «Типы цивилизаций»

Опорный конспект
Проблемный вопрос: Тождественны ли понятия менталитет и национальный характер?




9

Цивилизационный и формационный подходы к истории

1

Лекция с элементами беседы

- Формационный подход, его характерные черты

- Цивилизационный подход, его характерные черты


- Характеризовать формационный подход к истории

- Характеризовать цивилизационный подход к истории

- Сравнивать формационный и цивилизационный подход, выделять общее и особенное.

- Анализировать характерные черты формационного и цивилизационного подходов, называть преимущества и недостатки каждого из них

- Делать выводы о необходимости системного подхода к изучению истории

Составление опорного конспекта

Заполнение сравнительной таблицы «Цивилизационный и формационный подходы к истории»

Опорный конспект





10

Общество: путь к глобализации

1

Лекция с элементами беседы


- Целостность и противоречивость современного общества. Особенности современного мира.

- Процессы глобализации. Антиглобализм. Компьютерная революция

- Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем

- Глобальные проблемы. Пути их решения

- Знать и называть проявления глобализации в экономической сфере

- Называть и характеризовать основные глобальные проблемы современности

- Определять, чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития

- Объяснять, что такое процесс глобализации, приводить примеры

Актуализация знаний учащихся Составление опорного конспекта

Работа с текстом учебника, документами, материалами СМИ


§ 30 Общ. - 10





11

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов 21 века

1

Лекция с элементами беседы


- Общество и человек перед лицом угроз и вызовов 21 века

- Современные военные конфликты

- Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации

- Пути решения важнейших глобальных проблем современности

- Знать определения основных понятий

- Уметь работать с текстом учебника, дополнительной литературой, материалами СМИ

- Уметь высказывать свое мнение по предложенным проблемам

- Называть и характеризовать основные глобальные проблемы современности


Составление опорного конспекта

Работа с текстом учебника, документами, материалами СМИ


Конспект

Подготовка к к\р




12

Общество как сложная динамическая система

1

Урок систематизации и обобщения знаний.

Круглый стол.



- Сравнение теорий общественного развития;

- Основные факторы формирования цивилизаций;

- Идеи универсализма в различных традициях;


- Сравнивать теории общественного развития

- Характеризовать основные факторы формирования цивилизации

- Выявлять различия в понимании цивилизации в единственном и множественном числе

- Характеризовать роль религии в общественном развитии

- Анализировать документы по теориям общественного развития

- Высказывать свое мнение по важнейшим вопросам взаимодействия цивилизаций, формирования общечеловеческой цивилизации.

Работа с текстом учебника, с документами

Выполнение тестовых заданий







Человек как творец и творение культуры – 14 часов

Человек в системе общественных отношений – 3 часа

13

Природа человека

1

Лекция с элементами беседы

- Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.

- Науки о человеке

- Философские и научные представления о социальных качествах человека


- Знать определения понятия «природа» в узком и широком смысле слова

- Приводить примеры вредного воздействия человека на природу, способов защиты природы

- Уметь высказывать свое мнение по предложенным проблемам

- Уметь работать с текстом учебника, дополнительной литературой, материалами СМИ

Беседа.

Проблемные задания

Работа с текстом учебника

§ 3, вопросы




14

Человек как духовное существо

1

Лекция с элементами беседы Комбинированный урок

- Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы.

- Мировоззрение, его роль в жизни человека

- Формирование характера.

- Потребности, способности, интересы

- Понятия: мораль, духовные ценности, мировоззрение, менталитет

- Знать определения основных понятий

- Уметь работать с текстом учебника, дополнительной литературой, материалами СМИ

- Уметь высказывать свое мнение по предложенным проблемам

- Характеризовать основные моральные ценности

- Уметь классифицировать объекты по предложенным критериям

Беседа.

Работа с текстом учебника

Заполнение таблицы «Типы мировоззрения»

§ 4



  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию для 10-12 классов вечерней школы iconПояснительная записка к рабочей программе по обществознанию 6 класс
Государственного стандарта основного общего образования по обществознанию. Авторы Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф.,...
Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию для 10-12 классов вечерней школы iconI. Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 5 класса
Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители: Г. С. Меркин, С. А. Зинин. Москва «Русское...
Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию для 10-12 классов вечерней школы iconПояснительная записка к рабочей программе по изобразительному искусству 5-8 класс
Б. М. Неменского для 1-9 классов общеобразовательных учреждений. При работе по программе предполагается использование учебно-методического...
Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию для 10-12 классов вечерней школы iconПояснительная записка к рабочей программе по биологии 10 класс
Пояснительная записка к рабочей программе по биологии 10 класс (общеобразовательный уровень)
Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию для 10-12 классов вечерней школы iconПояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 2 класс
Предмет естественнонаучного цикла, создающий прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего...
Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию для 10-12 классов вечерней школы iconПояснительная записка. I. К рабочей программе по Истории России в...
Умк для 5-9 классов авторов Д. Д. Данилова, А. В. Кузнецова, Д. В. Лисейцева, В. А. Клокова, В. А. Рогожкина, Н. С. Павловой, Е....
Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию для 10-12 классов вечерней школы iconПояснительная записка к рабочей программе по обществознанию
Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные...
Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию для 10-12 классов вечерней школы iconПояснительная записка к рабочей программе по обществознанию
Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные...
Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию для 10-12 классов вечерней школы iconПояснительная записка к рабочей программе по английскому языку 2 класс
Данная программа составлена на основе авторской программы М. З. Биболетовой, Н. Н. Трубаневой “Enjoy English” для 2 9 классов общеобразовательных...
Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию для 10-12 классов вечерней школы iconПояснительная записка исходными документами для составления рабочей...
Программа предназначена для учащихся старшей школы, не занимающихся по программе профильного курса экономики
Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию для 10-12 классов вечерней школы iconПояснительная записка к рабочей программе по литературе для 7б, в...
Рабочая программа по литературе в 7б,в классах составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций
Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию для 10-12 классов вечерней школы iconРабочая программа по физической культуре в 5 классе мбоу татарско-Кандызская сош
Пояснительная записка к рабочей программе по физической культуре для учащихся 5–11 классов
Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию для 10-12 классов вечерней школы iconРабочая программа средней школы пояснительная записка к рабочей программе...

Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию для 10-12 классов вечерней школы iconПояснительная записка к рабочей программе
Рабочая программа по русскому языку для 9 классов составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного...
Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию для 10-12 классов вечерней школы iconПояснительная записка к рабочей программе по литературе в 11 классе...
Рабочая программа соответствует Федеральному государственному стандарту и учебному плану школы, составлена на основе программы по...
Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию для 10-12 классов вечерней школы iconПояснительная записка исходными документами для составления рабочей...
Региональная программа учебного курса «Историческое краеведение» для учащихся 7-9 классов основной общеобразовательной школы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск