Принята
на педагогическом совете
№ 1 от 30.08.2012 года
| Утверждаю
Директор МБОУ НШ ДС № 1
Н.А.Лаврухина_____________
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста - начальная школа - детский сад № 1
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Срок реализации: 2012-2016гг.
Содержание
№
| Разделы программы
| Страницы
|
| Целевой раздел.
| 3-30
| 1.1.
| Пояснительная записка
| 3-7
| 1.2.
| Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
| 8-19
| 1.33.
| Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
| 19-30
|
| Содержательный раздел.
| 31-143
| 2.1.
| Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
| 31-90
| 2.2.
| Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности
| 91-104
| 2.3.
| Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
| 104-117
| 2.4.
| Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
| 117-129
| 2.5.
| Программа коррекционной работы
| 129-143
|
| Организационный раздел.
| 144-
| 3.1.
| Базисный учебный план начального общего образования
| 144-152
| 3.2.
| План внеурочной деятельности
| 152-155
| 3.3.
| Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта
| 155-166
|
| Глоссарий
| 167-170
|
| Приложение 1
| 171
|
1.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста – начальная школа – детский сад №1 разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.09 №373), приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373», приказом Минобрнауки России от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312», приказом Минобрнауки России от 31января 2012г. № 69 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004г. № 1089, на основе анализа деятельности и возможностей муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста – начальная школа – детский сад №1, а также концептуальных положений УМК « Перспектива», « Перспективная начальная школа».
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста – начальная школа – детский сад №1 рассчитана на 4 года – 2012 – 2016г.
Целью реализации образовательной программы МБОУ НШДС № 1 является:
обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной образовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:
Создание комфортной здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей).
Обеспечение развития личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.
Обеспечение системы поддержки детей различной степени одаренности, их сопровождение в течение всего периода становления личности.
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействие с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы начального общего образования и состава участников образовательного процесса.
В соответствии со Стандартом, Типовым положением об общеобразовательном учреждении и Уставом МБОУ НШДС №1 участниками образовательного процесса являются обучающиеся - дети, достигшие школьного возраста (не младше 6,5 лет); педагогические работники, изучившие требования, предъявляемые Федеральным государственным образовательным Стандартом, владеющие современными технологиями обучения, ответственные за качественное образование, демонстрирующие рост профессионального мастерства; родители (законные представители) обучающихся, изучившие нормативные документы и локальные акты, обеспечивающие выполнение Образовательной программы. Образовательная программа реализует функцию общественного договора с родителями (законными представителями), предоставляет родителям участвовать в работе органов школьного самоуправления.
Образовательная программа отражает стратегию развития образования школы и строится на следующих принципах:
гуманизация образования;
непрерывность образования, преемственность всех этапов и направлений;
дифференциация и индивидуализация;
управляемость;
ориентация школьного образования на достижение выпускниками 4 класса требований стандарта начального общего образования;
реализация права каждого ребенка на качественное образование, с учетом его способностей, уровня развития, прилежания;
преемственность с дошкольным и основным общим образованием.
Основная образовательная программа предусматривает:
• достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых и талантливых детей, через систему кружковой деятельности, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
• организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
• возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников;
• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия.
Образовательное учреждение обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:
• с уставом и локальными актами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в школе;
• с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом школы.
Права и обязанности ОУ и родителей (законных представителей) в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения основной образовательной программы начального общего образования, закреплены в заключённом двухстороннем договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.
Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования. Она представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим определенное направление деятельности МБОУ НШДС № 1.
Образовательная программа обеспечивает жизнедеятельность, функционирование и развитие МБОУ НШДС № 1 в соответствии с основными принципами государственной политики РФ в области образования, изложенными в Законе Российской Федерации «Об образовании». А именно:
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
обеспечение условий для самоопределения личности, для ее самореализации, творческого развития;
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
В соответствии с требованиями ФГОС и приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» Образовательная программа МБОУ НШДС № 1 содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный. Все компоненты образовательной программы разработаны на основе ФГОС и с учетом содержания УМК, используемых на начальной ступени образования (УМК «Перспектива», « Перспективная начальная школа»).
ООП НОО сформирована с учетом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.
Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:
с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
с принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
с изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества с взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Полноценным итогом начального обучения являются желание и умение учиться, а также основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Содержание основной образовательной программы начального общего образования формируется с учётом социокультурных особенностей и потребностей региона, микрорайона в котором осуществляется образовательный процесс.
Инновационные подходы нашли свое отражение в целевой установке УМК «Перспектива», «Перспективная начальная школа» - обеспечение планируемых результатов основной образовательной программы.
Основу образовательного процесса составляют современные образовательные технологии деятельностного типа:
информационно-коммуникационные технологии:
способствуют формированию умений работать с информацией;
развивают коммуникативные способности обучающихся;
формируют исследовательские умения;
предполагают использование в учебном процессе аудио-, видео – материалов;
компьютера для представления образовательных электронных ресурсов.
здоровьесберегающие технологии:
способствуют формированию и укреплению здоровья обучающихся, воспитанию культуры здоровья и безопасного образа жизни.
технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов):
направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся, на формирование регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
способствует развитию умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки, личностному развитию;
обеспечивает мотивацию на успех.
технология личностно-ориентированного обучения:
способствует сохранению и поддержке индивидуальности ребенка;
предоставляет возможность каждому ребенку работать в присущем ему темпе;
создает условия для обязательной успешной деятельности;
дает возможность построить обучение в зоне «ближайшего развития», обеспечить своевременную помощь каждому ребенку при возникновении трудностей обучения;
создает условия для реализации творческих возможностей школьника.
проблемно-диалогическая технология способствует:
творческому овладению знаниями, умениями и навыками;
усвоению способов самостоятельной деятельности;
развитию познавательных и творческих способностей.
проектное обучение:
способствует содействию развития творческих способностей, где в центре внимания – ученик;
повышает его мотивацию к учению, т.к. образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающегося;
обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития (индивидуальный темп работы над проектом);
комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика; глубокому, осознанному усвоению базовых знаний, которое обеспечивается за счет универсального их
использования в разных ситуациях.
игровые технологии:
создают условия для снижения психоэмоционального напряжения обучающихся;
способствуют формированию универсальных учебных действий.
технологии уровневой дифференциации:
создают условия для обучения детей с разным уровнем сформированности познавательной сферы, в том числе как для одарённых обучающихся, так и обучающихся с особыми образовательными потребностями.
технологии сотрудничества:
учитель сотрудничает вместе с ребенком, принимает его таким, каким он есть;
учитель воздерживается от нравственных оценок личности, дает ребенку возможность самому найти себя и пройти свой путь в поиске истины;
учитель организует работу исходя из гуманистических принципов (учить через действие, учитывать индивидуальные возможности каждого, привлекать к взаимообучению, создавать ситуацию успешности).
Используемые технологии ориентированы на:
активизацию и интенсификацию учебно-воспитательного процесса;
развитие творческого потенциала личности каждого ученика;
развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых им не только в учебе, но и в обычной жизни;
развитие навыков коллективного взаимодействия;
привлечение родителей к участию в учебно-воспитательном процессе;
адаптацию ребенка в условиях социума;
на решение проблемы социализации ученика в учебном коллективе и в условиях школы как системы.
Использование любой технологии проходит преимущественно с применением активных форм обучения: обучение в сотрудничестве с использованием групповой и парной форм работы.
Вариативность использования образовательных технологий предоставляет возможность для интеллектуального и творческого развития учащихся, повышения уровня их мотивации к учению.
В учебном процессе используются ресурсы интерактивных образовательных программ, информационно-коммуникационного оборудования учебных кабинетов.
Используемые педагогические технологии направлены на активизацию и интенсификацию деятельности обучающихся, а также эффективную организацию и управление учебным процессом.
1.2.Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет требования к результатам освоения основной образовательной программы. К числу планируемых результатов относятся:
• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
В начальной школе основным результатом образования является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности самоорганизации с целью решения учебных задач.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Целевые установки требований к результатам в соответствии с ФГОС
| Планируемые результаты освоения
Основной образовательной программы
начального общего образования МБОУ НШДС № 1
| Личностные результаты
| самоопределение
| смыслообразование
| морально-этическая ориентация
| 1).Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества
| Сформирована внутренняя позиция на уровне положительного отношения к представителям других народов России. Проявление эмоционально-положительного отношения и интереса к родной стране, малой родине, её культуре, истории, традициям.
| Заложены основы гражданской идентичности личности в форме «Я – гражданин России», чувства сопричастности и гордости за родину, свой народ и историю.
Ученик осознаёт свою принадлежность к своей стране - России, к своему народу. Знает и с уважением относится к Государственным символам России.
| Сформировано осознание своей этнической принадлежности. Проявление готовности следовать основным нравственным нормам (отношение к людям, объективная оценка себя)
| 2).Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций
| Освоены и приняты идеалы равенства, социальной справедливости, разнообразия культур как демократических гражданских ценностей.
| Сформированы основы внутренней мотивации.
| Сформированы основы гражданской идентичности в поступках и деятельности. Сопереживает радостям и бедам своего народа и проявлять эти чувства в добрых поступках.
| 3).Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
| Сформировано общее представление об окружающем мире в его природном, социальном, культурном многообразии и единстве. Ученик воспринимает планету Земля как общий дом для многих народов, принимает как данность и с уважением относится к разнообразию народных традиций, культур, религий.
Сформирована экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения.
| Сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
| Заложены основы эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
| 4).Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов
| Понимание чувств других людей и сопереживание им.
| Толерантное отношение и уважение к культуре других народов. Выстраивает отношения, общение со сверстниками несмотря на национальную принадлежность, на основе общекультурных принципов, уважает иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускает их оскорбления, высмеивания.
| Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков- как собственных, так и других людей.
| 5).Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
| Сформирована внутренняя позиция на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов. Сформирована широкая мотивационная основа учебной деятельности. Ученик воспринимает важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового. Ответы на вопрос: для чего он учится, отражают учебную мотивацию.
| Сформирована внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов. Ученик активно участвует в процессе обучения, выходит на постановку собственных образовательных целей и задач.
| Способность оценить свои поступки с позиции «Я – школьник». Предпочтение социальному способу оценки знаний.
| 6).Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
| Понимание искусства как значимую сферу человеческой жизни. Ученик умеет различать «красивое» и «некрасивое».
| Понимание и следование в деятельности нормам этики. Ученик ощущает потребность в «прекрасном».
| Следование в поведении моральным и этическим требованиям. Удерживает критерий «красиво» (эстетично), в отношениях к людям, к результатам труда.
| 7).Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
| Ученик понимает ценности нравственных и этических норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека.
| Ученик умеет соотносить нравственно-этические нормы с собственными поступками и поступками окружающих людей.
| Ученик проявляет доброжелательность в отношении к другим, эмоциональную отзывчивость и сопереживание к чувствам родных и близких, одноклассников, к событиям в классе, стране, мире.
| 8).Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе
| Ученик осмысленно относится к тому что делает, знает для чего он это делает, различает «что я хочу» и «что я могу».
| Осуществляет добрые дела, полезные другим людям. Умеет отвечать за результат дела, в случае неудачи «не прячется» за других.
| Соотносит свои действия и поступки и поступки других с нравственными нормами.
| 9).Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
| Ученик умеет выстраивать добропорядочные отношения в учебном коллективе, в коллективах групп продлённого дня, во временных творческих группах.
| Ученик выстраивает добропорядочные отношения в учебном коллективе, в коллективах групп продлённого дня, во временных творческих группах.
| Ориентация на нравственный характер взаимоотношений.
| 10).Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
| Адекватная оценка своих возможностей. Осознанная ответственность за общее благополучие.
Ученик позитивно участвует в коллективной и групповой работе учащихся, умеет входить в коммуникацию со взрослыми людьми и сверстниками.
| Умение осуществлять коллективную постановку новых целей и задач, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
| Ориентация на нравственное содержание и смысл поступков.
Соблюдает в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова). В ситуации конфликта ищет пути его равноправного, ненасильственного преодоления, терпим к другим мнениям, учитывает их в совместной работе.
| 11).Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
| Установка на здоровый образ жизни и ёё реализация в реальном поведении и поступка.
Ученик ориентирован на здоровый образ жизни, придерживается здорового режима дня.
| Сформирована мотивация в концепции «Здоровый человек – успешный человек». Активно участвует в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, имеет увлечение к творческому труду или спортивным занятиям.
| Сформирована способность к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении. Проявляет бережное отношение к результатам своего и чужого труда.
| |