Е. В. Бондаревская, доктор педагогических наук, академик рао южный федеральный университет, Россия





Скачать 184.73 Kb.
НазваниеЕ. В. Бондаревская, доктор педагогических наук, академик рао южный федеральный университет, Россия
Дата публикации01.08.2013
Размер184.73 Kb.
ТипСтатья
100-bal.ru > Культура > Статья
СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ВОСПИТАНИЯ – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1

Е.В. Бондаревская, доктор педагогических наук, академик РАО

Южный федеральный университет, Россия


bond-pedagog@mail.ru
На рубеже XX-XXI в.в. мировое сообщество, по оценкам ученых, вступило в новую цивилизационную эпоху, которая уже получила рад различных, взаимодополняющих определений: постиндустриальное общество, эпоха постмодерна, информационное общество, инновационное общество, общество знания, гражданское общество, поликультурный, многополярный мир, открытое общество, общество потребления, общество открытых возможностей и др.

При всей неоднозначности бытующих в науке системных характеристик новой цивилизации нельзя не заметить, что все они указывают на кардинальное изменение прежде всего общей технологии социального развития в направлении обеспечения нового качества жизни современных людей. Необходимым условием адаптации человека к новым условиям жизнедеятельности выступает образование, значение которого все время возрастает.

Нельзя не признать, что в период девальвации прошлого и дестабилизации настоящего именно образованием была создана новая, альтернативная тоталитаризму, гуманистически направленная ценностная система страны, что, безусловно, способствовало сохранению ее целостности, как и сохранению самого образования. Благодаря образованию в сознание детей, их родителей и народа в целом была транслирована система гуманистических ценностей, основанная на идее человека - гражданина, субъекта культуры и нравственности как «меры всех вещей», ________________________

1.Статья подготовлена при государственной поддержке РГНФ, проект № 12-06-00834
событий, процессов, явлений, происходящих в изменившихся условиях. Ценности человека, культуры, творчества, гуманизма, свободы и демократии стали методологическими ориентирами развития не только образования, но и общества в целом. Иными словами, сохранение и инновационное развитие системы образования в новой России началась с социокультурной практики введения детей, учащихся, студентов в мир общечеловеческих и национальных ценностей. Этим самым приоритеты в образовании были отданы воспитанию, ибо сущность воспитания и состоит в развитии у человека ценностно-смыслового отношения к жизни.

Однако трансляция образованием гуманистических ценностей в 90-е г. была существенно осложнена явлениями гуманитарного кризиса, выразившегося в массовом ухудшении условий жизни людей, агрессивном наступлении масскультуры, нарастании бездуховности, криминализации окружающей среды, распространении коррупции, воровства, административной вседозволенности, нарушении прав и свобод человека. Деятельность образовательных учреждений по интеграции в общество гуманистических ценностей и образовательных инноваций не получила необходимой своевременной государственной поддержки (политической, финансовой, экономической). Кризис образования был неизбежен.

В начале XXI века был запущен Национальный проект «Образование», который оживил инновационную деятельность школ и вузов, но не решил кризисные проблемы образования. Кризисное состояние российского образования выражается в продолжающемся падении его качества, резком снижении его рейтинга на международном уровне, кадровом оскудении средней и высшей школы, искаженном понимании целей и планируемых результатов ее деятельности, недостаточном финансировании. Главным антикризисным направлением развития системы образования, как и страны в целом, признается модернизация, т.е. приведение образования в соответствие с требованиями развивающейся цивилизации и потребностями современного человека.

Основное назначение модернизации состоит в том, чтобы путем преобразований повысить качество образовательной системы и усилить ее способность адекватно отвечать на вызовы времени. Каковы же те вызовы, на которые должна отвечать сегодня система высшего профессионального образования?

Главный вызов - глобализационный, суть которого состоит в том, чтобы обеспечить конкурентоспособность и опережающее развитие России в мировом социально-экономическом пространстве.

Глобализация — это объективный процесс, ставший следствием интенсивного развития мировых экономик и стран, их открытости для взаимодействия, сотрудничества, обмена товарами и услугами, финансовыми ресурсами, культурными ценностями, образовательными стандартами и даже моделями жизни и способами поведения людей. Английские ученые в книге «Глобальные трансформации: политика, экономика и культура» определяют глобализацию как «ускоряющийся процесс расширения и углубления взаимосвязанности стран мира во всех сферах современной общественной жизни: от культуры до преступности, от финансов до духовности»[1,8].

Глобализация оказывает заметное влияние на все стороны современной цивилизации, порождая новые тенденции и направления в развитии науки, культуры, образования, технологий.

Под влиянием глобализационных процессов наметились существенные изменения в высшем профессиональном образовании. В их числе диверсификация образовательной деятельности, интернационализация высшего образования, становление личностно ориентированной студенческоцентрированной парадигмы образования, развитие международной кооперации вузов с разными образовательными стандартами, разработка и реализация международных образовательных программ, создание единого общеевропейского образовательного пространства, возникновение инновационных учебных заведений, кооперация вузов и бизнес – структур и др. Эти тенденции побуждают руководителей и педагогические коллективы традиционных вузов к выбору научно обоснованной стратегии своего самоопределения в новых условиях и реализации модели вуза перспективной организации.

Глобализация породила новые направления модернизационных преобразований в российских вузах: обеспечение многообразия форм профессиональной подготовки, преодоление узкой специализации, развитие интеграционных процессов, стимулируемых Болонскими соглашениями, достижение массовости, непрерывности, индивидуализации образования, повышение его качества, участие в конкуренции на рынке образовательных услуг.

Отмечая эти позитивные тенденции, нельзя не видеть, что одной из причин, усугубляющих кризисное состояние образования, является вызванная глобализацией экспансия экономических подходов во все сферы общественной жизни, в том числе и образование, в результате чего происходит интенсивная трансформация идеи образования, которое превращается из сферы духовного, интеллектуального, нравственного развития человека в сферу образовательных услуг и профессиональной подготовки, ориентированной на запросы «работодателей», которые становятся главными субъектами оценки его качества! В обществе потребления образование становится товаром, предметом купли и продажи. Сегодня уже никого не удивляют выражения «образовательные услуги», «рынок образования» и др.

Вместе с тем нельзя не видеть, что мировая тенденция коммерциализации образования входит в противоречие с его культурно-историческими функциями, выполнение которых является важнейшим условием сохранения и развития культуры и цивилизации. Образование – главный фактор духовного и нравственного развития человека, обретения им культурной, гражданской, личностной идентичности, развития его самосознания, человеческих качеств, творческих способностей. Все это свидетельствует о том, что образование - это не предмет купли и продажи и не услуга. В отечественной педагогике, развивавшейся в контексте православной традиции, исторически сложились представления об образовании как творении, благодати, долге, развитии, творчестве. Современное образование, согласно ст. 2 Закона РФ «Об образовании», ориентировано на «свободное развитие человека, на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущего специалиста». Разве можно эти образовательные проблемы реализовывать с помощью каких-либо отдельных коммерческих услуг?

Образование – это среда культурного развития и духовного становления человека, это практика культуропорождения, а не сфера образовательных услуг, как утверждают некоторые управленцы, в том числе и очень высокого ранга. Образование – это базовый процесс в культуре и его содержание должно быть устремлено к универсуму культуры. Качество образования нельзя измерять только результатами ЕГЭ или оценками, поставленным в приложении к диплому, оно измеряется качеством человека, который воспитывается образованием.

Образование представляет собою главный фундаментальный институт, призванный, с одной стороны, сохранять преемственность культур и цивилизаций, связь прошлого, настоящего и будущего, а с другой – обеспечивать инновационное развитие страны через человека, обладающего необходимыми для этого качествами. Однако приходится, к сожалению, констатировать, что действующее образование пока еще не соответствует требованиям «новой экономики», ориентирующейся на знания и информационные технологии, не ориентировано на изменяющуюся практику, не готовит выпускников к инновационной деятельности. Оно не отвечает и личным запросам обучающихся: не помогает им в разрешении жизненных проблем, обретении ценностей и личностных смыслов, развитии собственной компетентности, толерантности, мобильности, конкурентоспособности. Не удовлетворяет действующее образование и требованиям развивающегося демократического государства: не обеспечивает приверженность обучающихся к демократическим ценностям, защите прав человека, преодолению межнациональных и межконфессиональных конфликтов, осуществлению безопасного поведения.

В последние годы обнаружилось, что из образования практически выпало одно из его главных смыслообразующих звеньев - духовно-нравственное воспитание учащихся и студентов. Между тем в российской культурно-педагогической традиции духовное и нравственное воспитание всегда рассматривалось как базовая часть образования, от качества которой зависит его влияние на человека и общественный прогресс. Именно духовно-нравственное воспитание делает образование человекосозидательным и культуротворческим процессом.

Необходимость преодоления человеческих дефицитов и кризисных явлений предполагает понимание и использование тех предпосылок развития образования и воспитания, которые возникли в глобальном мире: открытости и доступности информации; повышения роли знания в экономике, социальной и производственной сферах; достижений науки, новых информационных и наукоемких технологий; возможности вариативных моделей поведения, творческой самореализации и свободного самоопределения людей; востребованности профессионализма, творчества, инноваций и др. В контексте этих тенденций глобального мира необходимо по-новому посмотреть на студента и ответить на вопрос, с каким человеком мы имеем дело сегодня в образовании? Каковы его интересы, ценностные предпочтения, смыслы жизни, отношение к профессии? Каковы собственные жизненные задачи студентов? Такая постановка вопроса обращает нас к личности и жизненному миру современных студентов, и выдвигает вопросы их воспитания в число наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.

В последние 2-3 года в студенческую жизнь вступило поколение молодых людей, которые и родились, и выросли, и сформировались как личности в эпоху перемен, происходивших в атмосфере разрушения традиционной системы ценностей, девальвации исторического прошлого, дестабилизации социума, нарастания кризисных явлений в экономике культуре.

Специальные исследования жизненного мира студентов показывают, что современный студент живет в мире информации, владеет и умеет пользоваться новыми информационными технологиями, Интернет. Учебу нередко сочетает с работой, которая часто не имеет отношения к избранной профессии, к образованию относится прагматически, ориентирован на самостоятельность, свободу от коллективных и институциональных влияний. Большинство молодых россиян предпочитают действовать в автономном режиме, рассчитывая на собственные усилия. Студенты сосредоточены на личных проблемах и проблемах «близкого круга». Этим определяется снижение интереса к общественным дисциплинам, общественной работе, в целом – ослабление гражданской и патриотической позиции молодежи. Вместе с тем современного студента характеризуют личностные качества, которые свидетельствуют о его готовности интегрироваться в глобальную общность людей: это мобильность, свободоспособность, умение добывать информацию, практическая жизненная ориентация, протестные настроения, демократичность, самостоятельность, сензетивность к творчеству, способность к критической оценке происходящего, стремление проявить собственную позицию.

Я не намерена открывать дискуссию о том, хорош или плох современный студент, он просто другой, и мы должны принимать его таким, какой он есть, но я хочу обратить внимание на то, что мы имеем сегодня в образовании человека, который духовно, внутренне, творчески еще не раскрыт. И с ним надо работать, раскрывать его сознание, побуждая к поиску истины, добра, красоты и творчеству. Современный студент, безусловно, закрыт для традиционного воспитания, которое всегда рассматривалось как идеологическая надстройка над жизнью детей и молодежи и реализовалась путем внешнего воздействия на их сознание. В условиях демократизации и гуманизации образования воспитание в вузе следует осуществлять не как надстройку над жизнью молодежи ( есть жизнь и есть воспитание, которое надстраивается или, в лучшем случае, встраивается в жизнь студентов в виде воспитательных мероприятий), а как организованную, деятельностную, содержательную и осмысленную жизнь, которая творится ими самими. В этом случае основным принципом организации воспитания в вузе становится единство воспитания, обучения, профессиональной подготовки и жизни студентов. А это значит, что реальные жизненные, духовно-нравственные, профессиональные проблемы студентов должны быть включены в содержание образования.

Для этого необходимо понять воспитание как бытийственный смысложизненный процесс, в котором в единстве происходит становление личностного образа, образа жизни и профессиональная подготовка студента. Картина действующего образования, к сожалению, существенно иная: качество жизни, реальное бытие студента, его жизненные проблемы вынесены за пределы профессиональной подготовки. Основные жизненные смыслы, его мироотношение формируются отнюдь не за счет прослушанных теоретических курсов. Онтологии действительности студента не являются ни философскими, ни педагогическими, ни предметными, а строятся стихийно, обыденным (или неосмысленным) сознанием в его реальном бытии.

Мы убеждены, что назрела необходимость поставить в центр вузовской образовательно-воспитательной системы педагогическую поддержку деятельности студента по моделированию образа своей настоящей и будущей жизни, концепции жизни, проектированию жизненного плана, личностного и карьерного роста в избранной профессии.

Целью высшего образования сегодня становится воспитание и подготовка человека и компетентного специалиста, обладающего духовно-нравственной культурой, творческим потенциалом и развитыми инновационными способностями. Реализация этой цели требует коренного изменения типа образования: перехода от информационно-знаниевого образования адаптивного типа к личностно-развивающему (студенто-центрированому) образованию опережающего типа.

В современной социокультурной ситуации актуализируется необходимость широкого развертывания педагогических исследований в сфере воспитания, от эффективности которых зависит, какими людьми будет населена наша планета в недалеком будущем: свободными, духовно и физически здоровыми, нравственными, творцами, способными к инновационному преобразованию мира и конструктивному самоизменению, или…?

Перед научной педагогикой стоит фундаментальная задача создания современной теории воспитания, способной указать практическим работникам ценностно-смысловые, содержательные, технологические ориентации в деятельности по модернизации образования в интересах развития человека, общества и государства.

Решая эту задачу, мы исходим из того, что традиционная теория воспитания не способна оказать помощь педагогам, молодым людям, их родителям в поиске смыслов жизни и решении обострившихся проблем личностного, культурного, духовно-нравственного, гражданского, профессионального самоопределения и самореализации в новой социокультурной ситуации. В связи с этим основная методологическая идея нашего исследования состоит в том, чтобы вывести процесс воспитания из гносеологической сферы в сферу реального человеческого бытия.

Ориентация на исследование воспитания в контексте реальной жизни студентов побудила нас рассмотреть наиболее важные для гуманитарной интерпретации воспитания особенности современного периода социокультурного развития. Одна из самых заметных его тенденций состоит в том, что в общественном сознании под влиянием гуманитарных наук меняется представление о человеке как ценности и цели воспитания. И теоретики и практики начинают понимать человека как существо не только телесное и разумное, но и духовное (тело, душа, дух), и в настоящее время «речь идет о переходе от Homo sapiens, человека разумного, к человеку Духовному со всеми вытекающими из этого обстоятельства последствиями физического и духовного порядка» [3, 284-285].

Однако, сущностная, духовная и нравственная жизнь человека в содержании воспитания, как и образования в целом, представлена бедно, схематично, фрагментарно, функционально, а сам человек попрежнему изучается педагогикой как объект обучения и воспитания, а не субъект собственной жизни, истории и культуры. Чтобы представить образ современного человека и разработать проект его воспитания, педагогам-исследователям нужно привести в систему всю совокупность знаний о человеке, имеющихся в различных отраслях естественных и гуманитарных наук: о духовной и нравственной жизни человека в культуре, о ресурсах и преобразовательных возможностях человека, о роли культур, религий, межкультурных коммуникаций, информационных технологий, раскрыть их резервы для интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания человека.

В современном мире создается глобальная общность людей и одновременно обостряется потребность в сохранении человеком своей индивидуальности. Молодые люди не всегда находят правильные пути преодоления этого противоречия, теряют свою индивидуальность, становятся «человеком толпы». Чтобы этого не случилось, необходимо поддерживать их духовные силы, субъектность, развивать творческие и моральные способности, включать в инновационную деятельность, создавать условия для полноценной самореализации. Таков социокультурный заказ современному образованию/воспитанию, являющийся, наряду с гуманитарной парадигмой, методологическим ориентиром развития теории воспитания.

Актуализация вопросов жизненного, духовного и нравственного бытия человека в современном мире стала основанием для определения в качестве общего методологического принципа исследования онтологического подхода к воспитанию.

Онтологический подход ориентирует на анализ человекосоразмерности бытия и, следовательно, человекосоразмерности всего того, что происходит с человеком (ребенком, школьником, студентом) в воспитании, на выявление того, какие чувства, мысли, переживания, мотивы, намерения, отношения, смыслы у него возникают и как эти экзистенции изменяют его жизнь. Иными словами, приоритеты в детерминации воспитания отдаются духовной жизни, внутренним процессам, происходящим в сознании, внутреннем мире, душе человека.

Соответственно этим процессам главными проблемами воспитания современного человека становятся духовность, гражданская, культурная, национальная, индивидуально-личностная, наконец, глобальная идентичность и его совесть, способность и желание жить по совести.

Традиционная теория воспитания не соответствует онтологическому подходу прежде всего по характеру интерпретации базового понятия «воспитание», которое попрежнему практически во всех энциклопедиях, словарях, и многих учебных пособиях раскрывается как формирующее личность воздействие. К примеру, в Философском энциклопедическом словаре (М., 2007) читаем: «Воспитание – воздействие общества на развивающегося человека. В узком смысле слова воспитание есть планомерное воздействие родителей и школы на воспитанника, т.е. на незрелого человека…» (с.76).

Думается, что понятие «воздействие» не раскрывает сущности воспитания, которая проявляется в процессе духовного взаимодействия, диалогичного, взаимно расположенного общения, субъект - субъектных отношений воспитателей и воспитанников, основанных на равенстве и понимании ими друг друга. Это особо характерно для гуманитарной ситуации, складывающейся в демократическим обществе, где на фоне деструктивных явлений такие качества, как субъектность, способность к инновационной деятельности, социальная и нравственная активность, духовность, свободомыслие, справедливость, равенство становятся истинными ценностями подлинного бытия и личными смыслами граждан.

Традиционная теория воспитания не способна поддержать и развить эти тенденции, поскольку она сложилась в индустриальном обществе и ориентирована на методологию, в соответствии с которой воспитание рассматривается как явление вторичное, как идеологическая надстройка над жизнью детей и молодежи, поэтому основное назначение воспитания она видит в адаптации растущего человека к жизни, оказании помощи в его социализации, создании условий для развития у него качеств личности, необходимых для жизни в традиционном обществе. Об этом свидетельствуют основные концепты (базовые понятия, отражающие основополагающие идеи, ценности, смыслы воспитания), вокруг которых она развертывается: передача жизненного опыта, подготовка к жизни, формирование личности, педагогическое требование, воспитательное воздействие, воспитанность личности, понимаемая как соответствие ее мировоззрения и поведения официально одобряемым установкам. Эти концепты выстраиваются в традиционной педагогической теории в концептуальную схему, которая реализуется путем приведения в действие механизмов адаптации: ребенок (студент) адаптируется к школе (вузу), требованиям педагога и коллектива, усваивает традиционный жизненный опыт, развивает нужные педагогам и обществу качества личности и т.д.

В постиндустриальную эпоху адаптационные механизмы не только утрачивают свое основополагающее значение в воспитании, но становятся тормозом развития личности в быстро меняющемся мире. В современном обществе потребления обостряются противоречия между воспитанием и жизнью, которая становится намного сложнее воспитания, таит в себе агрессию, угрозы, риски, предлагает растущему человеку множество альтернативных моделей поведения, ставит его в ситуацию самостоятельного выбора жизненного пути и обустройства собственной жизни. Все это происходит на фоне открытого противостояния добра и зла, которое нередко оказывается сильнее, поскольку в условиях духовного и нравственного кризиса заметно понизился гуманистический потенциал человека. Адаптироваться к такой жизни нельзя, да и невозможно, ее нужно активно изменять, перестраивать. В связи с этим меняются концептуальные подходы к воспитанию, на которое возлагается миссия быть частью общей социальной технологии развития страны через человека, способного к духовному, нравственному, культурному возрождению, творческой самореализации и инновационному преобразованию всех сторон собственной жизни и жизнедеятельности российского общества.

Концептуальная схема теории воспитания, опирающаяся на онтологический подход и соответствующая жизненной ситуации постмодерна, основана на рассмотрении воспитания как бытийственного смысложизненого процесса, имеющего антикризисную духовно-нравственную направленность, реализуемую путем придания жизни детей и молодежи осмысленного, жизнетворческого, инновационного характера.

Онтологическая интерпретация процесса воспитания и методологических оснований разрабатываемой теории дополняется системой гуманитарных методов исследования, акцентирующих внимание не на внешних проявлениях человека, которые можно зафиксировать путем наблюдения и «объективно», интерпретировать, а на понимании его внутренних состояний, ценностно-смысловых переживаний, духовного бытия. Такое понимание становится возможным в процессе диалогического взаимодействия, общения, педагогических интеракций, экзистенциальных диалогов и др.

Главным критерием качества духовно-нравтсвенного воспитания опережающего типа является качество человека, которое не является его неизменным свойством, а приобретается в процессе становления жизненного опыта, обучения, воспитания, взаимодействия с ценностями культуры и цивилизации, путем самообразования, самовоспитания, творчества, накопления индивидуального субъектного опыта, который закрепляется в новообразованиях личности - «личностных структурах сознания», детерминирующих способности человека культуры действовать на личностном уровне: осуществлять свободный выбор, мотивацию, оценку и самооценку поведения, поступков, разрешать возникающие коллизии и жизненные проблемы, выражать собственную позицию, проявлять ответственность, инициативу и творчество, духовность и гуманность, справедливость и толерантность. На выбор той или иной стратегии поведения влияет социокультурная компетентность. Накопленный и осмысленный, переработанный сознанием духовный и нравственный опыт становится основой воспитанности личности. Развитие инновационных способностей является условием творческой самореализации в личностно и общественно значимой преобразовательной деятельности. Таким образом, о качестве человека можно судить на основе оценки следующих его параметров:

  • личностного развития;

  • научной, профессиональной и социокультурной компетентности;

  • духовно-нравственной воспитанности;

  • способностей к инновационной, преобразовательной деятельности.

Исходя из вышеизложенного, типологические черты воспитания как стратегии социокультурного развития (критерии) определены нами следующим образом:

    • гражданская направленность воспитания: его осуществление в контексте проблем становления гражданского общества, воспитание граждан, кровно заинтересованных в развитии страны, региона, города, места своего проживания, понимающих интересы народа и государства, принимающих активное участие в социальной и культурной жизни, владеющих необходимыми для этого социальными и культурными компетентностями;

    • опережающий характер воспитания, его ориентация на создание новых форм демократического устройства жизни детей и молодежи, овладение методами и технологиями «работы с будущим» (проектирование, моделирование, инновационные преобразования и др.), развитие инновационных способностей;

    • культуросообразность воспитания: его осуществление как процесса введения воспитуемых в мир культуры, создание среды культурной идентичности, ее наполнение ценностями общечеловеческой и национальной культуры, культурными событиями, «окультуривание» воспитательных отношений, включение воспитанников в художественное творчество, раскрытие и поддержка духовного потенциала и индивидуальных способностей каждого молодого человека.

    • жизнетворческое содержание воспитания, его осуществление как проекта осмысленной коллективной и личной жизни, в которой во взаимосвязи, на основе диалога и сотрудничества решаются общие и индивидуальные жизненные проблемы, происходит становление опыта самостоятельного творческого решения практических и смысловых вопросов жизненного, духовно-нравственного и профессионального самоопределения и самостановления свободного человека, гражданина, нравственной личности, творческой индивидуальности;

    • личностно-ориентированная, смысложизненная технология воспитания: оказание молодым людям помощи и поддержки в осмысленном выборе личностно значимых ценностей и построении соответствующих им моделей собственного поведения, программ и проектов настоящей и будущей жизни.

Методологическая ориентация на антропологическую картину мира и соответствующую ей онтологическую интерпретацию процесса воспитания, обеспечивающего качество человека, делают разрабатываемую теорию воспитания частью общей социальной технологии развития российского государства, которая реализуется в целях решения острых социальных проблем и восстановления культуросообразных форм жизни современного нам общества. Духовно-нравственная воспитанность современных детей, подростков, молодежи, рассматриваемая в данном исследовании как ценностно-смысловое ядро качества человека, является залогом будущего благополучия народа, нации, государства.

Список использованной литературы


  1. Богомолов, О.П. Глобализация и уроки экономического кризиса /О.П. Богомолов. – СПб.: СПбГУП. 2009.

  2. Шапошникова, Л.В. Космическая эволюция в свете культурного наследия Рерихов: Сб.док. /Л.В. Шапошникова. – М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2011.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Е. В. Бондаревская, доктор педагогических наук, академик рао южный федеральный университет, Россия icon1. Пояснительная записка к образовательной программе по обществознанию
Л. Н. Боголюбов, академик рао, доктор педагогических наук, профессор; Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова,...
Е. В. Бондаревская, доктор педагогических наук, академик рао южный федеральный университет, Россия iconПояснительная записка к тематическому планированию уроков обществознания...
Л. Н. Боголюбов, академик рао, доктор педагогических наук, профессор; Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова,...
Е. В. Бондаревская, доктор педагогических наук, академик рао южный федеральный университет, Россия iconПрограмма учебной дисциплины математика для специальностей технического...
Фгу «Федеральный институт развития образования» авторы: Башмаков М. И., академик рао, доктор физ-мат педагогических наук, профессор;...
Е. В. Бондаревская, доктор педагогических наук, академик рао южный федеральный университет, Россия iconГуманитарный Центр "СпАрт"
Спорт и олимпизм в современной системе образования: Сборник/Сост и ред.: академик рао, доктор педагогических наук, профессор В. В....
Е. В. Бондаревская, доктор педагогических наук, академик рао южный федеральный университет, Россия iconПерспективы и пути повышения гуманистической ценности современного...
Ия гуманистической ценности современного спорта и олимпийского движения: Сборник/Сост и ред.: академик рао, доктор педагогических...
Е. В. Бондаревская, доктор педагогических наук, академик рао южный федеральный университет, Россия iconРабочая программа по предмету обществознание основное общее образование
«Обществознание. 6 9 классы». Авторы программы: Л. Н. Боголюбов – академии рао, доктор педагогических наук, профессор; Н. И. Городецкая...
Е. В. Бондаревская, доктор педагогических наук, академик рао южный федеральный университет, Россия iconМинистерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным...
Ран; Милованов В. И. — доктор исторических наук; Мистюков Н. А.; Молодых И. И. — доктор геолого-минералогических наук, профессор;...
Е. В. Бондаревская, доктор педагогических наук, академик рао южный федеральный университет, Россия iconПособие для учителей физической культуры Под общей редакцией
Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка, доктор педагогических наук, профессор, академик Академии...
Е. В. Бондаревская, доктор педагогических наук, академик рао южный федеральный университет, Россия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рао, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, кандидата педагогических наук; Л. Ф. Ивановой, кандидат педагогических...
Е. В. Бондаревская, доктор педагогических наук, академик рао южный федеральный университет, Россия iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию южный федеральный Университет
В сборнике представлены доклады участников научно-методической конференции «Современные информационные технологии в образовании:...
Е. В. Бондаревская, доктор педагогических наук, академик рао южный федеральный университет, Россия iconРабочая программа по курсу «Русский язык»
М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян,И. И. Кулибаба, Н. В. Ладыженская. Научный редактор академик...
Е. В. Бондаревская, доктор педагогических наук, академик рао южный федеральный университет, Россия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Русский язык для 6 класса общеобразовательный учреждений, авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов и др., научный руководитель – академик...
Е. В. Бондаревская, доктор педагогических наук, академик рао южный федеральный университет, Россия iconНаучно-методическая конференция «Современные информационные технологии...
В сборнике представлены доклады участников научно-методической конференции «Современные информационные технологии в образовании:...
Е. В. Бондаревская, доктор педагогических наук, академик рао южный федеральный университет, Россия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Руководители проекта: академик рао а. А. Кузнецов, академик рао м. В. Рыжков, член- корреспондент рао а. М кондаков; 3 программа...
Е. В. Бондаревская, доктор педагогических наук, академик рао южный федеральный университет, Россия iconПояснительная записка Курс имеет целью познакомить студентов с концепцией...
Рецензенты: Вагинова Л. С., доктор культурологии, профессор кафедры Кимктяиж мггу; Ворожбитова А. А., доктор филологических наук,...
Е. В. Бондаревская, доктор педагогических наук, академик рао южный федеральный университет, Россия iconРабочая программа по обществознанию предназначена для 6 9 классов...
Рао, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук;Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск