Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации04.04.2014
Размер0.6 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ»

Факультет искусств

К


афедра хорового дирижирования

Одобрено НМС «ПГИИК»

Протокол №

« » октября 2012 г.

Председатель_____________________

система качества


Пустобаева Лариса Николаевна

Методика музыкального воспитания
Учебно-методический комплекс

для студентов очного отделения, обучающихся

по специальности: 071301


«Народное художественное творчество»


специализации: «Народный хор»


Рекомендовано кафедрой:

Протокол № 1

« 21 » сентября 2012 г.

Зав. кафедрой_________________



Пермь 2012

Автор - составитель:

Пустобаева Лариса Николаевна,

старший преподаватель кафедры хорового дирижирования

У


чебно-методический комплекс по дисциплине «Методика музыкального воспитания» с


оставлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Профессиональной образовательной программой по специальности, Примерной программой по дисциплине по специальности 071301 «Народное художественное творчество», специализации «Народный хор».

Дисциплина входит в цикл специальных дисциплин по выбору.

Согласовано с библиотекой ПГИИК:
Зав. библиотекой ПГИИК И. М. Журавлева


содержание
Часть 1. Рабочая учебная программа дисциплины……………………………………..4

    1. Цель, задачи и предмет дисциплины……………………………………………..4

    2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины……………………...5

    3. Объем дисциплины………………………………………………………………...6

1.3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………...6

      1. Распределение часов по темам и видам учебной работы………………………………………………………………………………7

    1. Содержание дисциплины…………………………………………………….........8

    2. Темы практических и семинарских занятий……………………………………11

    3. Список литературы……………………………………………………………….19

Часть 2. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации…………...…………………………………...21

2.1. Задания для самостоятельной работы студентов……………………………….21

2.2. Вопросы для подготовки к зачету……………………………………………….44

2.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………………………45

2.3.1. Методические указания для преподавателей…………………………….45

2.3.2. Методические указания для студентов…………………………………...46

2.3.3. Методическое обеспечение дисциплины………………………………...47

2.3.4. Материально-техническое и информационное обеспечение

дисциплины……………………………………………………………………….53

Часть 1. Рабочая учебная программа дисциплины

    1. Цель, задачи и предмет дисциплины


Курс «Методики музыкального воспитания» следует рассматривать как одну из профилирующих дисциплин учебного плана специализации «Народный хор», которая вносит существенный вклад в подготовку специалистов.

Музыкальное воспитание как грань эстетического развития предусматривает целенаправленное и систематическое развитие музыкальных способностей детей, способность понимать содержание музыки и искусства. Важнейшим итогом музыкального воспитания является формирование общей культуры личности.

Опираясь на общеобразовательную, эстетическую, музыкальную, педагогическую подготовку, курс методики музыкального воспитания ставит цель непосредственно подготовить студентов к педагогической деятельности, воспитать необходимый комплекс умений и навыков у будущих руководителей детских хоров, учителей музыки, организаторов различных форм внешкольного музыкально-эстетического образования; сообщить об основных принципах организации, формах и методах работы с детьми.

Достижение поставленной цели осуществляется в ходе решения следующих задач:

- освоение методик музыкального воспитания ведущих специалистов этой области;

- роль развития вокально-хоровой техники в детском хоровом коллективе;

- принципы организации и планирования уроков музыки;

- методы формирования репертуара.

Предметом курса «Методика музыкального воспитания» является изучение организации, форм и методов музыкальной работы с детьми.
1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен знать:

1. Принципы музыкального воспитания в России XIX-XX вв.

2. Педагогические концепции музыкального воспитания за рубежом:

- методика музыкального воспитания К. Орфа;

- методика музыкального воспитания З. Кодая.

3. Основные формы музыкальной деятельности.

4. Методы вокально-хорового обучения детей младшего школьного возраста:

- обучение детей певческому дыханию;

- звукообразованию, звукоизвлечению;

- работа над хоровым строем и ансамблем в детском хоровом коллективе;

- принципы работы над дикцией и выразительностью речи.

Студент должен уметь: планировать и организовывать уроки музыки в общеобразовательной школе, в учреждении дополнительного образования; овладеть современными методиками музыкальной педагогики, способствующими музыкальному воспитанию и развитию личности ребёнка.

Особенность курса «Методики музыкального воспитания» – в усилении его практической направленности, приближению к реальным условиям творческой и педагогической работы будущего преподавателя и хорового дирижёра. Поэтому основные формы работы связаны, прежде всего, с моделированием ситуации уроков музыки.

В процессе занятий одновременно происходит дальнейшее изучение истории музыкального воспитания в России, ведущих направлений музыкального воспитания за рубежом, освоение инновационных процессов в системе музыкального воспитания современных школ России, а также теоретические основы и методика преподавания предмета «Музыка» в современной отечественной общеобразовательной школе.



    1. Объем дисциплины

1.3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Форма обучения очная


Вид учебной работы

№ семестра

Количество часов по очной форме обучения

Аудиторные занятия:

8

32

лекции

8

26

практические/семинарские

8

6

Самостоятельная работа

8

32

Всего часов

8

64

Виды итогового контроля (экзамен, зачёт) №№ семестра




Зачет – 8 сем.


1.3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

Форма обучения очная

Название темы

Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий

Аудиторные занятия, в т. ч.

Самостоятельная работа

Лекции

Семинар

Практические занятия

Раздел 1. История развития системы музыкального воспитания

16

6

2




8

1. Введение. Музыкальное воспитание в современном мире.

4

2







2

2. История музыкального воспитания. Основные этапы становления музыкального воспитания в нашей стране.

4

1

1




2

3. Ведущие направления музыкального воспитания за рубежом.

4

1

1




2

4. Организация работы музыкального учебного заведения.

4

2







2

Раздел 2. Музыкальная дидактика

48

20

2

4

24

5. Характеристика музыкального репертуара.

4

2







2

6. Музыкальное восприятие – основа всех видов музыкальной деятельности школьников.

4

1




1

2

7. Хоровое пение.

12

4




2

6

8. Музыкально-ритмические движения.

4

2







2

9. Игра на детских музыкальных инструментах. Инструментальное музицирование.

4

2







2

10.  Проблемы творчества. Развитие музыкально-творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности.

4

2







2

11. Музыкально-образовательная деятельность детей. Музыкально-дидактические игры.

4

1




1

2

12. Методы и приемы музыкального обучения и воспитания.

4

2







2

13. Урок музыки в школе.

4

2







2

14. Организация внеклассной и внешкольной работы с учащимися.

4

2







2

Итого:

64

26

2

4

32

    1. Содержание дисциплины


Раздел 1. История развития системы музыкального воспитания
Тема 1. Введение. Музыкальное воспитание в современном мире.

Теория и методика воспитания как наука. Цели и задачи курса «Методика музыкального воспитания». Некоторые особенности музыкального воспитания в современном мире.

Тема 2. История музыкального воспитания. Основные этапы становления музыкального воспитания в нашей стране.

Музыкальное воспитание в русской школе второй половины XIX – нач. XX века. Методики обучения и музыкального воспитания в народных школах (А. Н. Карасёва, цифровая система, система подвижного «до»). Русское музыкальное общество и Бесплатная музыкальная школа Г. Я. Ломакина и М. А. Балакирева. Деятельность А. Д. Городцова в развитии хорового дела и музыкального образования в Прикамье в предреволюционный период. Научно-методические взгляды Б. В. Асафьева, Б. Л. Яворского, В. Н. и С. Т. Шацких по вопросам методики музыкального воспитания. Программы по музыке для общеобразовательных школ Д. Б. Кабалевского, Ю. Б. Алиева и др.

Тема 3. Ведущие направления музыкального воспитания за рубежом.

Общая характеристика системы музыкального воспитания З. Кодая. Развитие музыкального слуха и ритмического чувства по системе З. Кодая. Методы развития творческих способностей К. Орфа. Система музыкального воспитания Э. Жака-Далькроза. Музыкальное воспитание в Венгрии, Болгарии, Австрии, Японии, США, Великобритании.

Тема 4. Организация работы музыкального учебного заведения.

Изучение учебно-программной документации учебного заведения.

Обзор современных программ по музыкальному воспитанию и обучению. Разновидности и классификация программ. Современные программы музыкального развития детей дошкольного возраста. Современные программы музыкального воспитания для школьников.
Раздел 2. Музыкальная дидактика
Тема 5. Характеристика музыкального репертуара.

Роль репертуара в решении основных задач музыкального воспитания детей. Требования к отбору музыкального репертуара детей. Принципы подбора репертуара.

Тема 6. Музыкальное восприятие – основа всех видов музыкальной деятельности школьников.

Музыкальное восприятие как один из основополагающих видов деятельности на уроке музыки. Сущность и специфика музыкального восприятия. Методы развития музыкального восприятия школьников.

  1. Тема 7. Хоровое пение.

Характеристика хорового пения и особенности детского голоса. Воспитание вокально-хоровых навыков. Последовательность разучивания песни на школьном уроке. Развитие навыков многоголосия и пение без сопровождения в детском хоре.

Тема 8. Музыкально-ритмические движения.

Характеристика музыкально-ритмической деятельности и подготовка к организации ее у школьников на уроке музыки. Приемы использования движений на уроке. Приемы формирования представлений в музыкально-ритмических движениях: звуковысотного слуха; о темпе и агогике; о динамике; о способе звуковедения.

Тема 9. Игра на детских музыкальных инструментах. Инструментальное музицирование.

Задачи и содержание обучения детей игре на детских музыкальных инструментах в разных возрастных группах. Детские музыкальные инструменты: характеристика, классификация, требования к отбору. Методы и приемы обучения игре на детских музыкальных инструментах. Организация и руководство ансамблем или оркестром музыкальных инструментов.

Тема 10. Проблемы творчества. Развитие музыкально-творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности.

Комплекс творческих способностей и условия его развития. Система развития творческих музыкальных способностей. Методы и приемы активизации творческих способностей.

Тема 11. Музыкально-образовательная деятельность детей. Музыкально-дидактические игры.

Содержание музыкально-образовательной деятельности. Методы и приемы формирования знаний о музыке в различных возрастных группах. Значение музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей детей. Музыкально-дидактические игры, используемые в различных видах музыкальной деятельности.

Тема 12. Методы и приемы музыкального обучения и воспитания.

Характеристика различных классификаций педагогических методов. Методы музыкального воспитания, обучения и развития. Реализация комплексного подхода к использованию методов и приемов в музыкальной педагогике.

Тема 13. Урок музыки в школе.

Урок – основная форма организации музыкально-педагогического процесса в школе. Особенности урока музыки как урока искусства. Содержание, цель и задачи урока музыки. Виды, типы и структура уроков музыки. Моделирование уроков музыки, их драматургия.

Тема 14. Организация внеклассной и внешкольной работы с учащимися.

Формы и виды внеклассной и внешкольной музыкально-воспитательной работы. Организация внеклассных музыкальных мероприятий.



    1. Темы практических и семинарских занятий


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск