Скачать 0.6 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ» Факультет искусств К афедра хорового дирижирования Одобрено НМС «ПГИИК» Протокол № « » октября 2012 г. Председатель_____________________ система качества Пустобаева Лариса Николаевна Методика музыкального воспитания Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся по специальности: 071301 «Народное художественное творчество» специализации: «Народный хор» Рекомендовано кафедрой: Протокол № 1 « 21 » сентября 2012 г. Зав. кафедрой_________________ Пермь 2012 Автор - составитель: Пустобаева Лариса Николаевна, старший преподаватель кафедры хорового дирижирования У чебно-методический комплекс по дисциплине «Методика музыкального воспитания» с оставлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Профессиональной образовательной программой по специальности, Примерной программой по дисциплине по специальности 071301 «Народное художественное творчество», специализации «Народный хор». Дисциплина входит в цикл специальных дисциплин по выбору. Согласовано с библиотекой ПГИИК: Зав. библиотекой ПГИИК И. М. Журавлева содержание Часть 1. Рабочая учебная программа дисциплины……………………………………..4
1.3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………...6
Часть 2. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации…………...…………………………………...21 2.1. Задания для самостоятельной работы студентов……………………………….21 2.2. Вопросы для подготовки к зачету……………………………………………….44 2.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………………………45 2.3.1. Методические указания для преподавателей…………………………….45 2.3.2. Методические указания для студентов…………………………………...46 2.3.3. Методическое обеспечение дисциплины………………………………...47 2.3.4. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины……………………………………………………………………….53 Часть 1. Рабочая учебная программа дисциплины
Курс «Методики музыкального воспитания» следует рассматривать как одну из профилирующих дисциплин учебного плана специализации «Народный хор», которая вносит существенный вклад в подготовку специалистов. Музыкальное воспитание как грань эстетического развития предусматривает целенаправленное и систематическое развитие музыкальных способностей детей, способность понимать содержание музыки и искусства. Важнейшим итогом музыкального воспитания является формирование общей культуры личности. Опираясь на общеобразовательную, эстетическую, музыкальную, педагогическую подготовку, курс методики музыкального воспитания ставит цель непосредственно подготовить студентов к педагогической деятельности, воспитать необходимый комплекс умений и навыков у будущих руководителей детских хоров, учителей музыки, организаторов различных форм внешкольного музыкально-эстетического образования; сообщить об основных принципах организации, формах и методах работы с детьми. Достижение поставленной цели осуществляется в ходе решения следующих задач: - освоение методик музыкального воспитания ведущих специалистов этой области; - роль развития вокально-хоровой техники в детском хоровом коллективе; - принципы организации и планирования уроков музыки; - методы формирования репертуара. Предметом курса «Методика музыкального воспитания» является изучение организации, форм и методов музыкальной работы с детьми. 1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины В результате изучения дисциплины студент должен знать: 1. Принципы музыкального воспитания в России XIX-XX вв. 2. Педагогические концепции музыкального воспитания за рубежом: - методика музыкального воспитания К. Орфа; - методика музыкального воспитания З. Кодая. 3. Основные формы музыкальной деятельности. 4. Методы вокально-хорового обучения детей младшего школьного возраста: - обучение детей певческому дыханию; - звукообразованию, звукоизвлечению; - работа над хоровым строем и ансамблем в детском хоровом коллективе; - принципы работы над дикцией и выразительностью речи. Студент должен уметь: планировать и организовывать уроки музыки в общеобразовательной школе, в учреждении дополнительного образования; овладеть современными методиками музыкальной педагогики, способствующими музыкальному воспитанию и развитию личности ребёнка. Особенность курса «Методики музыкального воспитания» – в усилении его практической направленности, приближению к реальным условиям творческой и педагогической работы будущего преподавателя и хорового дирижёра. Поэтому основные формы работы связаны, прежде всего, с моделированием ситуации уроков музыки. В процессе занятий одновременно происходит дальнейшее изучение истории музыкального воспитания в России, ведущих направлений музыкального воспитания за рубежом, освоение инновационных процессов в системе музыкального воспитания современных школ России, а также теоретические основы и методика преподавания предмета «Музыка» в современной отечественной общеобразовательной школе.
1.3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы Форма обучения очная
1.3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы Форма обучения очная
Раздел 1. История развития системы музыкального воспитания Тема 1. Введение. Музыкальное воспитание в современном мире. Теория и методика воспитания как наука. Цели и задачи курса «Методика музыкального воспитания». Некоторые особенности музыкального воспитания в современном мире. Тема 2. История музыкального воспитания. Основные этапы становления музыкального воспитания в нашей стране. Музыкальное воспитание в русской школе второй половины XIX – нач. XX века. Методики обучения и музыкального воспитания в народных школах (А. Н. Карасёва, цифровая система, система подвижного «до»). Русское музыкальное общество и Бесплатная музыкальная школа Г. Я. Ломакина и М. А. Балакирева. Деятельность А. Д. Городцова в развитии хорового дела и музыкального образования в Прикамье в предреволюционный период. Научно-методические взгляды Б. В. Асафьева, Б. Л. Яворского, В. Н. и С. Т. Шацких по вопросам методики музыкального воспитания. Программы по музыке для общеобразовательных школ Д. Б. Кабалевского, Ю. Б. Алиева и др. Тема 3. Ведущие направления музыкального воспитания за рубежом. Общая характеристика системы музыкального воспитания З. Кодая. Развитие музыкального слуха и ритмического чувства по системе З. Кодая. Методы развития творческих способностей К. Орфа. Система музыкального воспитания Э. Жака-Далькроза. Музыкальное воспитание в Венгрии, Болгарии, Австрии, Японии, США, Великобритании. Тема 4. Организация работы музыкального учебного заведения. Изучение учебно-программной документации учебного заведения. Обзор современных программ по музыкальному воспитанию и обучению. Разновидности и классификация программ. Современные программы музыкального развития детей дошкольного возраста. Современные программы музыкального воспитания для школьников. Раздел 2. Музыкальная дидактика Тема 5. Характеристика музыкального репертуара. Роль репертуара в решении основных задач музыкального воспитания детей. Требования к отбору музыкального репертуара детей. Принципы подбора репертуара. Тема 6. Музыкальное восприятие – основа всех видов музыкальной деятельности школьников. Музыкальное восприятие как один из основополагающих видов деятельности на уроке музыки. Сущность и специфика музыкального восприятия. Методы развития музыкального восприятия школьников.
Характеристика хорового пения и особенности детского голоса. Воспитание вокально-хоровых навыков. Последовательность разучивания песни на школьном уроке. Развитие навыков многоголосия и пение без сопровождения в детском хоре. Тема 8. Музыкально-ритмические движения. Характеристика музыкально-ритмической деятельности и подготовка к организации ее у школьников на уроке музыки. Приемы использования движений на уроке. Приемы формирования представлений в музыкально-ритмических движениях: звуковысотного слуха; о темпе и агогике; о динамике; о способе звуковедения. Тема 9. Игра на детских музыкальных инструментах. Инструментальное музицирование. Задачи и содержание обучения детей игре на детских музыкальных инструментах в разных возрастных группах. Детские музыкальные инструменты: характеристика, классификация, требования к отбору. Методы и приемы обучения игре на детских музыкальных инструментах. Организация и руководство ансамблем или оркестром музыкальных инструментов. Тема 10. Проблемы творчества. Развитие музыкально-творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности. Комплекс творческих способностей и условия его развития. Система развития творческих музыкальных способностей. Методы и приемы активизации творческих способностей. Тема 11. Музыкально-образовательная деятельность детей. Музыкально-дидактические игры. Содержание музыкально-образовательной деятельности. Методы и приемы формирования знаний о музыке в различных возрастных группах. Значение музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей детей. Музыкально-дидактические игры, используемые в различных видах музыкальной деятельности. Тема 12. Методы и приемы музыкального обучения и воспитания. Характеристика различных классификаций педагогических методов. Методы музыкального воспитания, обучения и развития. Реализация комплексного подхода к использованию методов и приемов в музыкальной педагогике. Тема 13. Урок музыки в школе. Урок – основная форма организации музыкально-педагогического процесса в школе. Особенности урока музыки как урока искусства. Содержание, цель и задачи урока музыки. Виды, типы и структура уроков музыки. Моделирование уроков музыки, их драматургия. Тема 14. Организация внеклассной и внешкольной работы с учащимися. Формы и виды внеклассной и внешкольной музыкально-воспитательной работы. Организация внеклассных музыкальных мероприятий.
|