Скачать 493.33 Kb.
|
Управление культуры и молодежной политики Администрации муниципального района Нефтегорский Нефтегорская Межпоселенческая библиотека Методико–библиографический отдел 200–летию со дня рождения Н.В. Гоголя посвящается… (Сборник со сценариями) Нефтегорск, 2009 Составитель и отв. за выпуск С. В. Миронова Отв. редактор Н. П. Косакова Набор текста Ю. Ю. Кулакевич Гений Гоголя: сборник со сценариями / Нефт. межпосел. б–ка; методико–библиографический отд.; сост. и отв. за вып. С. В. Миронова; отв. ред. Н. П. Косакова; набор текста Ю. Ю. Кулакевич. – Нефтегорск, 2009. – 54 с. От составителя Николай Васильевич Гоголь — совершенно уникальный писатель, не похожий на других мастеров слова. В его творчестве много поразительного, вызывающего восхищение и удивление: смешное переплетается с трагическим, фантастическое с реальным. Уже давно установлено, что основа комического у Гоголя - это карнавальность, то есть такая ситуация, когда герои как бы надевают маски, проявляют непривычные свойства, меняются местами и все кажется перепутанным, перемешанным. На этой основе и возникает своеобразная гоголевская фантастика, уходящая корнями в глубины народной культуры. Гоголевская фантастика навсегда стала достоянием не только русской, но и мировой литературы, вошла в ее золотой фонд. Современное искусство открыто признает Гоголя своим наставником. Емкость, разящая сила смеха парадоксально соединены в его творчестве с трагическим потрясением. Гоголь как бы обнаружил общий корень трагического и комического. Эхо Гоголя в искусстве слышится и в романах Булгакова, и в пьесах Маяковского, и в фантасмагориях Кафки. Пройдут годы, но загадка гоголевского смеха, в котором и заключается Гений Гоголя, останется для новых поколений его читателей и последователей. В 2009 году (1809-1852) исполнилось 200 лет со дня рождения писателя. Все библиотеки района отмечали это событие. Была составлена программа «Н.В. Гоголь: в ожидании 200–летия», по которой работали библиотеки, навстречу юбилейной дате писателя. В рамках этой программы проводились литературные вечера, вечера– портреты, викторины, оформлялись книжные выставки. Наиболее интересные из таких мероприятий и вошли в этот сборник. Сценарии, вошедшие в сборник, могут быть использованы при проведении мероприятий для учащихся средних и старших классов. Все эти мероприятия имеют общую объединяющую их задачу – привить интерес к творчеству Н.В. Гоголя. Нефтегорская Межпоселенческая библиотека «Гоголь – учитель жизни»: Рандеву с литературными героями, посвященное 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя для учащихся старших классов Дата проведения: 1.04.2009г. Автор сценария: Агапова Т.Н., библиотекарь отдела обслуживания МБ Нефтегорск,2009г. В период празднования юбилея Н.В. Гоголя в библиотеке желательно оформить большую книжно-иллюстративную выставку. Она должна быть многоаспектна по своей направленности и всеобъемлющей по видам и количеству представленного на ней материала. Здесь должны быть представлены лучшие издания произведений Гоголя, литература о его жизни и творчестве, высказывания о писателе, иллюстративный материал. Все издания желательно сгруппировать в несколько разделов, каждый из которых посвящен тому или иному аспекту в раскрытии жизни и творчества писателя. Ход сценария: ВЕДУЩИЙ: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать Вас в стенах нашей библиотеки! 1 апреля – Международный день смеха и в этот день родился один из самых знаменитых наших классиков – Николай Васильевич Гоголь, в текущем году исполняется 200 лет со дня его рождения. Юбилей писателя как повод вспомнить о нём, о его деяниях, о следе, который он оставил в истории. «Фи, классика – это скучно!» - можете сказать Вы. «Классика – это классно!» - скажем мы. Чьи чеканные выражения укоренены в самой сути российской жизни – ещё более, чем в литературе: «Какой же русский не любит быстрой езды?» (Гоголь); «Нет, братцы, так любить, как русская душа... никто любить не может!» (Гоголь); «Дама просто приятная и дама приятная во всех отношениях» (Гоголь); «Блудный сын, о таких людях и жалеть нечего...» (Гоголь); «Да ты, как Плюшкин – скряга!» (Гоголь); «Чуден Днепр при тихой погоде...» (Гоголь); «Над кем смеётесь – над собой смеётесь!» (Гоголь). видео и СД – показать памятник Н.В.Г. Перед нами – скульптурный памятник писателю работы автора Н.Андреева, который находится в Москве, на Суворовском бульваре. Писатель сидит в кресле и, как бы отворачиваясь от всех, уходит в себя и отводит взгляд. Но, откуда бы мы ни смотрели на него, мы всюду улавливаем этот взгляд...и робкую печать улыбки, признательности и ответной любви. Этот памятник стоит во дворе дома и встречает каждого, кто проходит в ворота, ведущие к крыльцу, по ступеням которого поднимался он. Две комнаты на 1-м этаже, которые он занимал, превращены в Квартиру-музей. Там до сих пор витают призраки его знаменитых персонажей. играет вальс к диванчику, накрытому пледом, с подушкой, плюшевой собачкой и книгой «Вечера на хуторе...», навстречу друг другу идут 2 ДАМЫ Встречайте, это – просто приятная ДАМА и ДАМА приятная во всех отношениях! (УХОДИТ). ДАМЫ ухватились за руки, поцеловались и вскрикнули: «АХ!» ДАМА 1: Сюда, сюда, вот в этот уголочек! Вот так! Вот Вам и подушечка! Ах, милая, на днях я прочитала дивный, чудный сборник повестей какого-то неизвестного автора, но с такой гордой и звучной фамилией... ДАМА 2: Гоголь-Яновский, «Вечера на хуторе близ Диканьки». ДАМА 1:Да вы знакомы? ДАМА 2:Немного. Он из Полтавской губернии, старинного малороссийского рода, закончил Нежинскую гимназию высших наук, где у него было прозвище «таинственный карла». А у нас, в Петербурге, служит в департаменте, сотрудничает в журналах. ДАМА 1:И, тоскуя в туманном, холодном городе по своей солнечной Родине, сочиняет поэтическую сказку о далёкой стране, где все молодцы храбры и влюблены, девушки прекрасны, задорны и нежны, где старые казаки, ленивые и беспечные, курят длинные трубки и хвастаются своими подвигами, где сварливые старухи художественно ругают мужей, притесняют падчериц и заводят шашни с нечистой силой... видео «Ночь перед Рождеством» ДАМА 2:Чудные повести Гоголя в этом сборнике: «Ночь перед Рождеством», «Сорочинская ярмарка», «Пропавшая грамота», «Заколдованное место», «Вечер накануне Ивана Купала», «Страшная месть», «Майская ночь». Они веселы и страшны... видео «Майская ночь...» КНИГОНОША (вбегает): Хит сезона! Такое Вы ещё не читали! Новые книги Николая Васильевича Гоголя! (раскладывает книги «Арабески» и «Миргород» ДАМАМ и присутствующим и убегает) ДАМА 1: (листает книгу) «Вечера на хуторе близ Диканьки» сделали Гоголя знаменитым, это его окрыляет и он пишет новые сборники «Арабески» и «Миргород». Ах, голубушка, что за прелесть эта повесть «Старосветские помещики»! Какая там идиллия тихой, счастливой жизни 2-х супругов! аудиокассета ДАМА 2: А как оригинальна и смешна «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»! Ссора прекрасных друзей возникла из-за пустяка, переросла в 10-летнюю тяжбу: аудиокассета ДАМА 1:Моя дорогая, я очарована повестью «Тарас Бульба»! Это - уже не сказки, а эпос, равный Гомеру! Там - молодецкие бои, отважные подвиги, героика, напряжённая и драматическая судьба отца и 2-х сыновей, возвышенные чувства и пламенные страсти! Персонажи «Бульбы» наделены мощной энергетикой без границ. Как величественен и прекрасен младший сын Андрий, который «продал веру и душу», по мнению его отца. Но это мнение не автора. Предательство Андрия обставлено достойно: красавица-полячка - вовсе не банальная соблазнительница, а любит его. ДАМА 2:Ах, я согласна с тобой! Эта пара – Андрий и полячка – настолько хороша, что звучит несомненная правота в словах Андрия: «Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя – ты», Это не вульгарное «нас на бабу променял», а высокое и праведное в своей искренности чувство. Гоголь написал прекрасную книгу, но... мой сын – школьник читал её с трудом, не понимал украинские слова и, в конце концов, назвал её «боевиком». ДАМА 1: Ради самого Христа, помилуй, душечка! Языческий эпос – чтиво для взрослых! Детское восприятие совсем другое... Это относится и к литературе ...(опускает голову, смущённо улыбаясь), интимного характера...(на ухо ДАМЕ 2) Я давно хотела тебя спросить по секрету: почему такой известный, такой видный писатель Гоголь так и не женился? ДАМА 2: О, в своей личной жизни он не знал любви к женщине и панически боялся этого чувства: ему казалось, что оно разрушит его душу. «Это пламя превратило бы меня в прах в одно мгновение», - говорил он своему другу. ДАМА 1: Как и героя его рассказа «ВИЙ» Хому Брута, который гибнет от демонической силы красоты... видео «ВИЙ» КНИГОНОША: Новая, новая книга Гоголя «Шинель»! (раскладывает) ДАМА 2листает): О! Это уже совсем другая история! аудиокассета КНИГОНОША: Новая книга Гоголя! Такое вы ещё не читали! Комедия в 5-ти действиях «Ревизор» с интригой, смешной путаницей, недоразумением, забавными обманами и ошибками! Просто супер! (раздаёт дамам и присутствующим). ДАМА 1: Ах, боже мой, опять - аншлаг! (листает книгу). Какая комическая сила в этом «Ревизоре», какой меткий язык, какое сатирическое изображение провинциального быта! Да по справедливости её можно считать лучшей русской комедией! СЛУГА: Милостивые сударыни, я пришла сообщить Вам преприятное известие: к нам едет ревизор (пауза) или сам милейший Иван Александрович Хлестаков! Встречайте! торжественный марш, дамы ахают и поправляют шляпки ХЛЕСТАКОВ: (подходит к дамам и целует у них ручки). Моё почтение дражайшим дамам! ДАМА 1: Иван Александрович, душка! Мы очень рады Вас видеть, без Вас скучно жить! ДАМА 2: Сударь, для начала расскажите о каком-нибудь факте, пылящемся в литературном архиве! ХЛЕСТАКОВ: О! Весьма охотно! Вы, может быть, думаете, что я только переписываю? Ан нет-с! Да я... Да со мной...Не поверите – в один миг всех изумлю! А известно ли Вам, сударыни, что меня назвали гением? ДАМА 1: Что в Вас гениального – так это Ваша фамилия, придуманная Вашим создателем! У русского уха она создаёт ощущение лёгкости, болтовни, свиста, бахвальства шалопая и удальства покорителя сердец! ХЛЕСТАКОВ: Я – человек великодушный и прощаю Вас! Но я шутить не люблю, я им всем задал острастку, меня сам государственный совет боится! Я такой, я не посмотрю ни на кого...Вообразите себе, что был бы не я, а самый натуральный ревизор. Вообразили? И что изменилось? Ничего-с! ДАМА 2: Иван Александрович! Автор Ваш Гоголь заметил: «Всякий хоть на минуту...делался Хлестаковым». Сударь, не соблаговолите ли Вы привести доказательства? ХЛЕСТАКОВ: Сударыня, потрудитесь припомнить хотя бы знакомство семьи городничего со мной... Видео ДАМА 1: Дорогие друзья! Только честно, вам не кажется, что прошло 200 лет и мало чего изменилось? Это всё и про нас с вами! Нам никогда не приходило в голову погоревать о неоцененных талантах? Все ли из нас не сумеют оглохнуть от фанфар, не растаять от льстивого комплимента? ДАМА 2: Сударь, в завершение нашего литературного рандеву, что бы Вы пожелали нашим слушателям? ХЛЕСТАКОВ: Слова Николая Васильевича Гоголя: «Я люблю добро, я ищу его и сгораю им...». КНИГОНОША: Книга, новая книга! Поэма Гоголя «Мёртвые души»! ДАМА 1: (листает книгу) Какой огромный оригинальный сюжет! Вся Русь явилась в этой книге! Весь русский человек, со всем разнообразием своём... Да это – энциклопедия русского характера! ВСЕ (хором):Но это уже совсем другая история! Богдановская сельская библиотека Памяти гениального русского классика посвящается... «Вокруг наследия Н.В.Гоголя» вечер- портрет, посвященный 200-летнему юбилею Н.В.Гоголя для учащихся средних и старших классов Дата проведения: 3 апреля 2009 г. в 12-00. Автор сценария: Салихова Р.П., зав. Богдановской сельской библиотекой 1. Вступление - «Художественное наследие Н.В. Гоголя – неиссякаемый источник духовного и эмоционального обогащения» библиотекарь 2. «Н.В.Гоголь - великий прозаик и великий драматург» - о жизни и творчестве писателя выступление учителя русского языка и литературы Атоненковой M.П. 3. «Художественный мир Н.В, Гоголя» - литературный аукцион вопросов по творчеству писателя. Аукцион проводит специалист по работе с молодёжью Рызыванова Л.А, в обличии Н.В.Гоголя 4. «Драматургия - художественнее дарование Н.В.Гоголя» - о любви писателя к театру выступление Петровой Светы, ученицы 8-го класса 5. «Ревизор» - непревзойдённое произведение мировой драматургии: выступление библиотекаря 6. «Смеяться разрешается» - юмористическая гостиная - конкурс художественного чтения комических фрагментов из произведений Н.В.Гоголя 7. «Гоголевские сюрпризы» - блицтурнир знатоков творчества писателя (в воздушных шариках спрятаны напечатанные на бумаге фрагменты произведений Н.В.Гоголя, проколов шарик, угадать название произведения и имя героя) 8. Инсценировка явления XII, XIII, XIV действия 4-го из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» ученики 8-го класса Кривенцев Влад, Пароватова Евгения, Скобелкина Алёна. Дорогие друзья! 1. Ровно 200 лет назад, 1 апреля 1809 года родился человек с мировым именем, мастер художественного слова, великий прозаик и великий драматург Николай Васильевич Гоголь. Каждый большой художник - это целый мир. И сегодня мы попробуем войти в этот мир, чтобы ощутить его многогранность и неповторимую красоту. Постараемся приблизить себя к познанию бесконечного разнообразия жизни, поставить себя на какую-то более высокую ступень духовного и эстетического развития. Творчество каждого крупного писателя - драгоценный кладезь художественного и душевного опыта, изучая который, мы оказываемся способными шире, глубже понять историю и тот всегда беспокойный мир, в котором живём. Великое прошлое невидимыми нитями связано с настоящим. В художественном наследии запечатлены история и душа народа. Вот почему оно является неиссякаемым источником нашего духовного и эмоционального обогащения. Н.Г.Чернышевский писал «...мы не знаем, как могла бы Россия обойтись без Гоголя». В этих словах нагляднее всего отразилось отношение всей передовой русской общественной мысли XIX века к автору «Ревизора» и «Мертвых душ». А.И. Герцен говорил о русской литературе: «...слагая песни, она разрушала, смеясь, она подкапывалась». Смех Гоголя также обладал огромной разрушающей силой. Он подрывал веру в мнимую незыблемость полицейско-бюрократического режима Николая I. Смех выставлял на «всенародные очи» гнилость этого режима. Гоголь не призывал свергнуть царя- титана. Гоголь тоже ненавидел этот мир, но казнил его иными средствами - смехом, который Герцен считал «одним из самых мощных орудий разрушения». В «Ревизоре» жизнь старой России показана с такой стороны и с такой обличительной силой, с какой ее еще никто не изображал. Гоголь был одним из самых удивительных и своеобразных мастеров художественного слова. Среди великих русских писателей он обладал, пожалуй, едва ли не наиболее выразительными приметами стиля. Гоголевский язык, гоголевский пейзаж, гоголевский юмор, гоголевская манера в изображении портрета - эти выражения давно стали обиходными. Однако, изучение стиля, художественного мастерства Гоголя, все еще остается далеко не в полной мере решенной задачей. Кажущаяся простота и ясность его произведений не должна обманывать. На них лежит отпечаток оригинальной, удивительной личности великого мастера, его очень глубокого взгляда на жизнь. И сегодня, в 200 -летний юбилей великого классика мировой литературы мы лишь слегка коснемся его творческого наследия. Давайте вместе с вами вспомним наиболее важные моменты его биографии. 2. Слово учителю русского языка и литературы Антоненковой М.П. Ю.В.Манн. Николай Васильевич Гоголь. ГОГОЛЬ Николай Васильевич [20 марта (1 апреля) 1809, местечко Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии.- 21 февраля (4 марта) 1852, Москва], русский писатель. Семья. Детские годы Будущий классик русской литературы происходил из помещичьей семьи среднего достатка. Отец, Василий Афанасьевич, служил при Малороссийском почтамте. Мать, Марья Ивановна, слыла первой красавицей на Полтавщине; замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей. Детские годы будущий писатель провел в родном имении Васильевке (другое название Яновщина), наведываясь вместе с родителями в окрестные места - Диканьку, принадлежавшую министру внутренних дел В. П. Кочубею, в Обуховку, где жил писатель В. В. Капнист, но особенно часто в Кибинцы, имение бывшего министра, дальнего родственника Гоголя со стороны матери - Д. П. Трощинского. С Кибинцами, где была обширная библиотека и домашний театр, связаны ранние художественные переживания будущего писателя. Годы учения. Переезд в Петербург. Вначале Николай учился в Полтавском уездном училище (1818-1819), потом брал частные уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире, а в мае 1821 поступил в только что основанную Нежинскую гимназию высших наук. Учился Гоголь довольно средне, зато отличался в гимназическом театре - как актер. Больше всего, однако, Гоголя занимает в это время мысль о государственной службе на поприще юстиции. По окончании гимназии Гоголь в декабре 1828 приезжает в Петербург, а в 1929 году внезапно уезжает в Германию. По возвращении в Россию (в сентябре того же года) Гоголю, наконец, удается определиться на службу - вначале в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий, а затем в Департамент уделов. Чиновничья деятельность не приносит Гоголю удовлетворения; зато новые его публикации (повесть "Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала", статьи и эссе) обращают на него все большее внимание. Осенью того же года выходит 1-я часть сборника повестей из украинской жизни "Вечера на хуторе близ Диканьки" (в следующем году появилась 2-я часть). После выхода первой прозаической книги Гоголь - знаменитый писатель. Летом 1832 его с воодушевлением встречают в Москве, где он знакомится с М. П. Погодиным, С. Т. Аксаковым и его семейством, М. С. Щепкиным и другими. Следующая поездка Гоголя в Москву, столь же успешная, состоялась летом 1835. 1835 год необычаен по творческой интенсивности и широте гоголевских замыслов. В этот год выходят следующие два сборника прозаических произведений - "Арабески" и "Миргород" (оба в двух частях); начата работа над поэмой "Мертвые души", закончена в основном комедия "Ревизор", написана первая редакция комедии "Женихи" (будущей "Женитьбы"). Миргородский цикл, объединивший повести "Старосветские помещики", "Тарас Бульба", "Вий", "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем", обнаруживает резкое изменение ракурса и изобразительного масштаба: вместо сильных и резких характеристик - пошлость и безликость обывателей; вместо поэтических и глубоких чувств - вялотекущие, почти рефлекторные движения. Обыкновенность современной жизни оттенялась колоритностью и экстравагантностью прошлого, однако тем разительнее проявлялась в нем, в этом прошлом, глубокая внутренняя конфликтность (например, в "Тарасе Бульбе" - столкновение индивидуализирующегося любовного чувства с общинными интересами). Мир же "петербургских повестей" из "Арабесок" ("Невский проспект", "Записки сумасшедшего", "Портрет"; к ним примыкают опубликованные позже, соответственно в 1836 и 1842, "Нос" и "Шинель") - это мир современного города с его острыми социальными и этическими коллизиями, изломами характеров, тревожной и призрачной атмосферой. Наивысшей степени гоголевское обобщение достигает в "Ревизоре", в котором "сборный город" как бы имитировал жизнедеятельность любого более крупного социального объединения, вплоть до государства, Российской империи, или даже человечества в целом. В июне 1836 Гоголь (снова вместе с Данилевским) уезжает за границу, где он провел в общей сложности более 12 лет, если не считать двух приездов в Россию - в 1839-40 и в 1841-42. Писатель жил в Германии, Швейцарии, Франции, Австрии, Чехии, но дольше всего в Италии, продолжая работу над ''Мертвыми душами", сюжет которых (как и "Ревизора") был подсказан ему Пушкиным. После выхода первого тома (1842) работа над вторым томом (начатым еще в 1840) протекала особенно напряженно и мучительно. Летом 1845 в тяжелом душевном состоянии Гоголь сжигает рукопись этого тома, объясняя позднее свое решение именно тем, что "пути и дороги" к идеалу, возрождению человеческого духа не получили достаточно правдивого и убедительного выражения. Как бы компенсируя давно обещанный второй том и предвосхищая общее движение смысла поэмы, Гоголь в "Выбранных местах из переписки с друзьями" (1847) обратился к более прямому, публицистическому разъяснению своих идей. С особенной силой была подчеркнута в этой книге необходимость внутреннего христианского воспитания и перевоспитания всех и каждого, без чего невозможны никакие общественные улучшения. Одновременно Гоголь работает и над трудами теологического характера, самый значительный из которых - "Размышления о Божественной литургии" (опубликован посмертно в 1857). В апреле 1848, после паломничества в Святую землю к гробу Господню, Гоголь окончательно возвращается на родину. Многие месяцы 1848 и 1850-51 он проводит в Одессе и Малороссии, осенью 1848 наведывается в Петербург, в 1850 и 1851 посещает Оптину пустынь, но большую часть времени живет в Москве. К началу 1852 была заново создана редакция второго тома, главы из которой Гоголь читал ближайшим друзьям - А. О. Смирновой - Россет, С. П. Шевыреву, М. П. Погодину, С. Т. Аксакову и членам его семьи и другим. Неодобрительно отнесся к произведению ржевский протоиерей отец Матвей (Константиновский), чья проповедь ригоризма и неустанного нравственного самоусовершенствования во многом определяла умонастроение Гоголя в последний период его жизни. В ночь с 11 на 12 февраля в доме на Никитском бульваре, где Гоголь жил у графа А. П. Толстого, в состоянии глубокого душевного кризиса писатель сжигает новую редакцию второго тома. Через несколько дней, утром 21 февраля он умирает. Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря (в 1931 останки Гоголя были перезахоронены на Ново девичьем кладбище). 3. Литературный аукцион вопросов по творчеству Н.В. Гоголя.
|