Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/5
Дата публикации24.04.2014
Размер0.82 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Культура > Реферат
  1   2   3   4   5
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР БЕЛАРУСИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ
Андрюшкевич Яна Олеговна

учитель, концертмейстер
Государственное учреждение образования

«Оршанская детская школа искусств №3»

Беларусь

СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………….................3
Глава I. Теоретические основы проблемы развития творческих способностей у младших школьников…………....................................................7

1.1 Сущность понятия «творческие способности»...............................................7

2.1 Особенности развития творческих способностей у младших школьников………………………………………………………………..……….15
Глава II. Пути развития творческих способностей младших школьников средсвами музыкального фольклора Беларуси……………………………. 26

2.1 Музыкальный фольклор как педагогическая ценность ………………26

2.2 Музыкальный фольклор как средство творческого развития детей…………………………………………………………………………………38

2. 3 Методы развития творческих способностей………………………........49

Заключение………………………………………………………………………..63
Список использованных источников…………………………………………...66
Приложение 1………………………………………………………………………70

ВВЕДЕНИЕ
Фольклор – основное средство народной педагогики. Народная педагогика– это учебный предмет и вид деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поколения, совокупность и взаимосвязь представлений и идей, взглядов, мнений и убеждений, а также навыков и приемов народа по вопросам развития воспитания и обучения подрастающего поколения, отраженных в народном творчестве. Это и менталитет нации по отношению к подрастающему поколению, и воспитательные традиции в семье и обществе, и связь, и преемственность поколений.

Фольклор является бесценным национальным богатством. Это огромный пласт духовной культуры белорусов, который складывался коллективными усилиями многих поколений на протяжении многих столетий. На современном этапе национального возрождения необходимо вернуться к тому, что было достигнуто нашими предками.

Белорусский национальный фольклор – один из самых богатых в славянском мире. Он насыщен педагогическим опытом и народной мудростью. На основе народного фольклора был создан огромный пласт этико-педагогических идей: уважение к старшим, трудолюбие, толерантность, доброжелательность, терпимость к чужому мнению.

В настоящее время в науке достаточно полно исследованы: общие теоретические проблемы психологии творчества (А. В. Брушлинский, Я. А. Понамарёв, С. Л. Рубинштейн, О. К. Тихомиров и др.); вопросы общих и специальных способностей (В. А. Крутецкий, Н. С. Ленйтес, В. Лоунфельд, А. Осборн, Б. М. Теплов, В. Хартман, П. Хенриксон и др.).

Значительная роль в изучении различных сторон феномена творчества, формирования творческой личности и развития креативных способностей принадлежит исследования белорусских ученых: С. Я. Астрейко, И. А. Борейша, Н. Ф. Вишнякова, А. И. Кочетов, Р. И. Можджер, В. Н. Наумчик, В. А. Пархоменко, В. С. Решетько, И. М. Розет и др..

Актуальность выбора темы методической работы обусловлена важным теоретическим и практическим значением, так как в настоящее время в Беларуси осознается необходимость поисков новых методов музыкального образования детей, ставятся вопросы о «корнях», «истоках», «чувстве истории», «памяти». Народная словесность помогает понять сущность художественной коммуникации, обратиться к языку, национальной культуре носителя языка, приблизить учеников к постижению духовного мира предков. При изучении белорусских народных песен на первый план выступает культурологический аспект: понимание фольклора как составной части в системе материальной и духовной культур, созданных человечеством, изучение специфики культуры, их преемственности и связи с другими культурами, общих тенденций в историческом развитии.

Младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития личностных образований, уровень которых во многом, определяет успешность процесса воспитания в подростковом и старшем школьном возрасте. Использование национального фольклора в содержании музыкального образования в целях духовно-нравственного и гражданского воспитания детей, является необходимой частью общего педагогического процесса: это изучение национальной культуры, музыкальных традиций народа, воспитание на этих традициях чувства гордости за национально-художественные богатства. Выпускники современной школы искусств Беларуси, как государственного образовательного учреждения, знают и умеют ценить культуру и искусство своего народа.

Цель методической работы: рассмотреть и проанализировать некоторые методы (варианты) использования музыкального фольклора как средства развития творческих способностей младших школьников.

Исходя из выше изложенной цели, нами определены следующие задачи:

- изучить музыковедческую и методическую литературу по выбранной теме;

- изучить психолого-педагогическую литературу по определению ключевого понятия «творческие способности»;

- рассмотреть и проанализировать музыкальный материал по фольклору Беларуси, отметив его особое воспитательное и образовательное значение;

- выявить музыкальные традиции белорусского народа как педагогическую ценность;

- разработать и предложить варианты уроков по учебному предмету «Народное творчество» (фольклорное отделение ГУО «Оршанская детская школа искусств №3», Беларусь).

В методической работе мы рассматриваем следующие положения:

1. Развитие музыкальных способностей в практике музыкального образования наряду с формированием специальных, профессиональных навыков музицирования, включает также развитие общих способностей, к числу которых наряду с восприятием, ощущением, образной памятью, вниманием, относятся и творческие способности. Творческие способности – это умение создавать некий новый, оригинальный продукт. Относительно детей младшего школьного возраста на уроке творческие способности проявляются в умении самовыражаться в различных видах музыкальной деятельности, умении познавать себя в мире музыки, давать самооценку своим музыкальным впечатлениям и уровню творческой деятельности.

2. Необходимыми педагогическими условиями развития творческих способностей средствами музыкального фольклора являются: опора в творческих заданиях на национальный музыкальный фольклор, создание ситуации успеха в любом виде творческой деятельности, придание значения самому продукту творчества ребенка.

3. Музыкальное воспитание оказывает моральное воздействие на общее развитие младшего школьника: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, чуткость в искусстве и в жизни. Развитие творческих способностей учащихся младших классов является неотъемлемой составляющей урока, так как основными задачами являются формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке и жизни, а также, раскрытие творческого потенциала личности.

Методическая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


    1. Сущность понятия «творческие способности»


Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Детский возраст дает прекрасные возможности для развития музыкальных способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Таким образом, восприятие музыки зависит от уровня музыкального и общего развития человека, от целенаправленного воспитания. Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство – пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах, через театрализованную деятельность. Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды музыкального исполнительства. Существует немало современных концепций творческого развития личности. Основываясь на вышеизложенный теоретический материал, можем отметить, что для успешного развития творческих способностей детей необходимы определенные условия: теплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе, свобода в выборе деятельности, ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых, характер творческого процесса, создание обстановки, опережающей развитие детей.

В заключение следует отметить, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Очень часто в нашем сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п.

Что же такое творческие способности на самом деле? В психолого-педагогической литературе понятие «творчество» чаще всего связывается с понятием творческих способностей (возможностей) и рассматривается как личностная характеристика.

Многие исследователи определяют творчество через свойства личности, ее способности. Творчество – это личностное качество, базирующееся на развитии высших психических функций, когда творчество, как навык, включается во все виды деятельности, поведения, общения, контакта со средой [44, с. 24]. Для творчества нет стандартов, поскольку оно всегда индивидуально и может быть развито только самим человеком. Творчество – это способность, вбирающая в себя, целую систему взаимосвязанных способностей-элементов: воображение, ассоциативность, фантазия, мечтательность (Л.С. Выготский, Я.А. Пономарев, Д.Б. Эльконин, А.И.Леонтьев). Для развития творческих способностей необходимо знать не только структуру этих способностей к творчеству, но и самого ребенка. Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Если мы внимательно рассмотрим поведение человека, его деятельность в любой области, то увидим два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, продуктом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Таким образом, творческие способности – это индивидуальные качества и способности человека, которые проявляются в умении применить знания, умения и навыки в условиях нестандартной ситуации. Творческие способности подразделяются на различные виды: художественные творческие способности, технические творческие способности, математические творческие способности, и т.д.

Что же такое способности? Способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности, не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, обнаруживаются в быстроте, глубине, прочности овладения способами и приемами деятельности. В своей книге «Психология музыкальной деятельности» Л.Л. Бочкарев пишет о том, что некоторые исследователи отождествляют проблему пригодности к музыкальной деятельности с проблемой способностей, понимая под способностями комплекс необходимых для успешного осуществления деятельности, включая свойства личности, особенности эмоциональной сферы, характера [15, с. 45].

Другие авторы разграничивают понятие способностей и пригодности к деятельности, включая в структуру пригодности не только способности. Но и общие психологические условия, необходимые для успешного выполнения деятельности, к числу которых относятся: мотивация, характерологические особенности, психические состояния, знания, умения, навыки.

Способности можно классифицировать следующим образом: музыкальные; лингвистические; интеллектуальные; творческие. Музыкальные способности - это часть общих способностей. Это аксиома: чтобы развивать частное, надо развивать общее. И, таким образом, если мы хотим успешно развивать, например, слух, мы должны развивать прежде всего общие способности. А для этого необходимо заниматься всем: и литературой, и живописью, и танцами, и актерским мастерством, и музыкой. В ряде работ в качестве самостоятельных способностей фигурирует и музыкальная память. Г.М. Цыпин пишет о том, что наряду с музыкальным слухом и чувством ритма, музыкальная память образует триаду основных ведущих музыкальных способностей [41, с. 37].

По-существу, никакой род музыкальной деятельности не был бы возможен вне тех или иных функциональных проявлений музыкальной памяти. Музыкальные способности в существующей общей психологической классификации относятся к специальным, т.е. таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой [40, с. 56]. Так сформулировал Б.М. Теплов. Большинством исследователей музыкальность понимается как своеобразное сочетание способностей и эмоциональных сторон личности, проявляющихся в музыкальной деятельности. Значение музыкальности очень важно не только в эстетическом и нравственном воспитании, но и в развитии психологической культуры человека. Начиная с работ К. Штумфа, Т. Биллорта, А. Файста и т.д., подход к музыкальности определялся теоретическими представлениями о ней как психическом образовании. Так, А. Файст сводил ее к чувству интервалов, а К. Штумф и Т. Митер – к способности анализировать аккорды. А.К. Спинор, рассматривал музыкальность как совокупность отдельных, не связанных между собой «талантов», которые сводятся в 5 больших групп: - музыкальные ощущения и восприятие; - музыкальное действование; - музыкальная память и музыкальное воображение; - музыкальный интеллект; - музыкальное чувствование. По мнению К. Спинора, в основе музыкальных склонностей лежат сенсорные музыкальные способности, которые могут быть представлены у индивидов в различной степени и точно измерены с помощью специальных тестов.

Среди работ, посвященных музыкальным способностям, особое место занимает книга Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей». В ней предложена оригинальная концепция музыкальности. Главным показателем музыкальности Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, а к основным способностям отнес те которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения, - музыкальный слух и чувство ритма. При этом, в музыкальном слухе он выделил два компонента - перцептивный, связанный с восприятием мелодического движения (ладовое чувство) и репродуктивный (способность к слуховому представлению мелодии). Неосновными компонентами комплекса музыкальности он считает тембровый, динамический, гармонический и абсолютный слух. Современные исследователи сходятся на том, что способности, входящие в «ядро» музыкальности это: - ладовое чувство; - способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями; - музыкально-ритмическое чувство.

Педагоги-музыканты пришли к выводу, что задатки музыкальной деятельности имеются у каждого. Они составляют основу развития музыкальных способностей. Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохом леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность – природой данное человеку свойство. Воспитание музыкальной культуры школьников происходит одновременно с развитием у них музыкальных способностей, которые, в свою очередь, развиваются в музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания.

Б.М. Теплов говорит о том, что предела развитию способностей не существует, но при этом оговаривается, что развитие способностей не протекает прямолинейно. Иными словами, исходя из вышесказанного творческие способности – это индивидуально-психологические особенности личности, относящиеся к успешному выполнению какой-либо деятельности, результатом которой является новый продукт, имеющий значимость либо для субъекта, либо для общества, Развитие творческих способностей – это выработка у ребенка стремления к проявлению собственной инициативы, музыкального таланта: стремление создать что-то новое, свое, лучшее, стремление расширить кругозор, наполнить новым содержанием свои познания. Музыкальные способности - это часть общих способностей, которые развиваются в музыкальной деятельности. Развиваясь в процессе деятельности, музыкальные способности, такие, как эмоциональная отзывчивость на музыку, оперирование музыкально-слуховыми представлениями, оказывают влияние и на развитие творческих способностей в целом. Следовательно, такие музыкальные способности являются музыкально-творческими. Большинство психологов считают, что существует две группы условий и развития творческих способностей: психологические условия (интеллектуальные и личностные факторы) и социально-психологические [40, с. 73].

С точки зрения Д.Б. Эльконина, развитие личности осуществляется в конкретной социальной ситуации через появление новообразований. Это подтверждается в исследованиях познавательной потребности, проведенной В.С. Юркевич: «начальный уровень познавательной потребности – потребность младенцев и дошкольников во впечатлениях; следующий уровень – любознательность, расцвет которой в младшем подростковом возрасте, когда познавательная активность уже гораздо более целенаправленна, но все, же носит стихийный характер; третий уровень выступает в устойчивом осознанном стремлении к получению новых знаний, соответствующих интересам и склонностям». Каждый последующий уровень не просто вбирает каждый последующий уровень, но обязательно тормозит, отменяет «его». Такова особенность хода возрастного развития. Исследования психологов и педагогов указывают на связь творческих способностей с развитием личности и интеллекта. Творческие способности ребенка развиваются в ходе взаимодействия его со средой, под влиянием обучения и воспитания в самом хорошем значении этих слов.

По мнению Л.С. Выготского, все, что требует творческого пересоздания, все, что связано с изобретением нового, нуждается в непременном участии, фантазии, причем, фантазия должна рассматриваться как функция, которая связана как с эмоциональной жизнью, так и с интеллектуальной. Фантазия есть одно из проявлений творческой деятельности человека. В фантазии ребенок предвосхищает свое будущее, а, следовательно, и творчески приближается к его построению и осуществлению. Наблюдая за детьми разного возраста, убеждаемся в том, что в каждом детском возрасте выступают свои предпосылки развития творческих способностей. Если говорить о формировании музыкальных способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать музыкальные творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать музыкально- творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития музыкальных творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей музыкальной творческой деятельности. Детям младшего школьного возраста изначально присуща талантливость. Начальный период обучения считается важнейшим в приобщении к прекрасному. Музыка здесь выступает в роли универсального средства эстетического и нравственного воспитания, формирующего внутренний мир ребенка. И уже с первых дней пребывания ребенка в школе искусств необходимо прививать развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры - так считают научные исследователи.

Современные научные исследователи свидетельствуют о том, что музыкальное развитие имеет большое воздействие на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия, обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и "энергия мышления” ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни, а отсутствие полноценных музыкально-эстетических впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Для ребенка младшего школьного возраста характерны такие виды деятельности как: учение, общение, игра и труд. Учение способствует приобретению знаний умений и навыков, развитие креативности. Немаловажное значение для успехов в учении имеют коммуникативные черты характера ребенка: общительность, контактность, отзывчивость и покладистость, а также волевые черты: настойчивость, целеустремленность, упорство.

Наиболее важную роль в интеллектуальном развитии ребенка играет труд. Труд совершенствует практический интеллект необходимый для самых разных видов будущей творческой деятельности. Он должен быть разнообразным и интересным для детей. Любой инициативный и творческий подход к делу в труде должен поощряться. "Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека”, - утверждал известный педагог В.А. Сухомлинский.

Музыкально-художественная деятельность протекает в форме учебной деятельности тогда, когда младшие школьники воспроизводят сам процесс рождения музыки, самостоятельно осуществляют творческий отбор выразительных средств, интонации, которые, по их мнению, лучше и полнее раскрывают художественное содержание произведения, творческий замысел композитора (исполнителя). При этом учащиеся проникают в произведение, познавая саму природу музыкального творчества, музыкального знания. Одним из показателей творческого развития ребенка, в том числе и в музыке, является уровень художественно-образного мышления, уровень креативности.

1.2 Особенности развития творческих способностей у младших школьников
Отличительный признак творческой деятельности детей - субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но, в то же время, выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя известное.

В этом случае мы имеем дело с творческим процессом, основанным на догадке, интуиции, самостоятельном мышлении ученика. Здесь важен сам психологический механизм деятельности, в которой формируется умение решать нешаблонные, нестандартные математические задачи.

Успешное формирование у младших школьников творческого мышления возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческого мышления.

П.Б. Блонским были точно подмечены основные отличительные черты детского творчества: детский вымысел скучен, и ребенок не критически относится к нему; ребенок раб своей бедной фантазии. Главным фактором, определяющим творческое мышление ребенка, является его опыт: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прошлого опыта человека. Отсюда вытекает и первая важнейшая задача в формировании творческого мышления младших школьников. Для того чтобы сформировать у учащихся умения творчески решать математические задачи, необходимо прежде всего позаботиться о развитии у них математического кругозора, о создании реальной чувственной основы для воображения.

Понятие детского творчества означает деятельность ребенка, создающего “нечто новое” и не связано с возрастными ограничениями. Детское творчество тесно связано с игрой, и грань между ними, не всегда, правда, отчетливая, прокладывается целевой установкой – в творчестве поиск и сознание нового обычно осмысленны как цель, игра же изначально таковой не предполагает. В личностном плане детское творчество не столько основано на имеющихся задатках, знаниях, умениях, навыках, сколько развивает их, способствуя становлению личности, созиданию самого себя, оно более средство саморазвития, нежели самореализации. Один из сущностных признаков детского творчества – его синкретичная природа, о которой говорит Л.С. Выготский, когда «отдельные виды искусства еще не расчленены и не специализированы» [17, с. 41].

Синкретизм роднит творчество с игрой, о чем свидетельствует то, что в процессе творчества ребенок стремится опробовать разные роли. По определению ученых-психологов, творчество есть сила, способствующая положительной самооценке и обеспечивающая само продвижение индивида в своем развитии. Чтобы творческие задания носили развивающий характер, способствовали воспитанию, обучению, они должны применяться в проблемной форме. Важно создать поисковые ситуации, способствующие самостоятельному поиску ответов и способов деятельности. Только то, что ребенок «открыл» для себя сам, надолго и прочно запоминается.

Одной из задач развития детей является развитие познавательных процессов. Творчество обеспечивается развивающимся воображением и, соответственно, креативность во многом зависит от воображения, поэтому мы обращаемся к этой характеристике.

Воображение – это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. Значит, воображение, фантазия являются высшей и необходимой способностью человека. Творческое воображение выражается в создании нового, оригинального образа, идеи. Воображение не возникает естественным образом, по мере созревания человека, а развивается при определенных условиях жизни, образования и воспитания. В настоящее время наблюдается дефицит этой способности. Для того, чтобы ребенок вырос с воображением, важно, в какой среде он находится, какими делами занимается, как и о чем с ним разговаривают.

В философском словаре под воображением понимается психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Различают воображение воссоздающее и творческое. Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу. Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Воображение – это всегда создание нового в результате переработки прошлого опыта. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии. Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, центром. Новый продукт, получаемый личностью в творчестве может быть объективно новым (т.е. социально значимым открытием) и субъективно новым (т.е. открытием для себя). У большинства детей чаще всего, мы видим продукты творчества второго рода.

Хотя это не исключает возможность создания детьми и объективных открытий. Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.

Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, так как этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Накопление знаний, опыта – это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезным грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения школьника – это развитие направленности воображения. Различные аспекты проблемы воображения отражены во многих педагогических и психологических исследованиях (Л.Г. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.И. Леонтьев и др.). Так, концепция Л.С. Выготского строится на понимании воображения как творческой деятельности, основывающейся на «комбинирующей способности мозга». Отсюда продукты творческой деятельности выступают как «кристаллизованное воображение».

Л.С. Выготский выделил четыре формы, связывающие воображение с действительностью:

1. Воображение опирается на опыт, новое создается из элементов действительности. «Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение».

2. Воображение выступает как средство расширения опыта. Это «высшая форма связи» воображения с реальностью, которая возможна «только благодаря чужому или социальному опыту».

3. Эмоциональная связь, которая проявляется двояко:

1). Воображение руководствуется эмоциональным фактором –

внутренней логикой чувств, «чувства влияют на воображение». Это «наиболее субъективный, наиболее внутренний вид воображения».

2). Воображение влияет на чувства, проявляется «закон эмоциональной реальности воображения».

4. «Воображение становится действительностью», когда оно «кристаллизуется», «воплощается», начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Это «полный круг» творческой деятельности воображения, возможный также и для «субъективного воображения», опирающегося на эмоции. Занимаясь творчеством (для чего также первоочередным является воображение), ребенок формирует у себя такое качество, как одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность, сопровождаясь особо положительными эмоциями. Богатая работа воображения часто связана с развитием такой важной личностной черты, как оптимизм [18, с. 52].

Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата Творческая деятельность способствует оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Воображение является необходимым этапом, предшествующим появлению или проявлению мышления.

Мышление – это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений [14, с. 38].

Мышление как познавательная теоретическая деятельность теснейшим образом связано с действием. Человек познаёт действительность, воздействуя на неё, понимает мир, изменяя его. Мышление – это «логические переживания». С точки зрения новизны и оригинальности, то можно выделить мышление творческое. Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в школьном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.

Ассоциативность – это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых. Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и оригинальным. Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро извлекать нужную информацию из памяти.

Часто открытия рождаются при соединении, казалось бы несоединимого. Сформулировать противоречия и найти способ его разрешения позволяет диалектичность мышления.

Диалектичность – это способность видеть в любых системах противоречия, мешающих их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы. Диалектичность является необходимым качеством талантливого мышления. Психологи провели ряд исследований и, установили, что механизм диалектического мышления функционирует в народном и научном творчестве. В частности анализ трудов Выготского показал, что выдающийся русский психолог постоянно использовал этот механизм в своих исследованиях. Педагогическими задачами по формированию диалектичности мышления в школьном возрасте являются развитие умения выявлять противоречия в любом предмете и явлении [17, с. 48], выработка умения четко формулировать выявленные противоречия и формирование умения разрешать противоречия.

И еще одно качество, формирующее творческое мышление, – это системность. Системность – это способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всем многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития. Системное мышление позволяет видеть огромное количество свойств, предметов, улавливать взаимосвязи на уровне частей системы и взаимосвязи с другими системами. Системное мышление познает закономерности при развитии системы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к будущему. Сущностную характеристику процессов развития составляет время. Развивать можно любые качества, но для этого необходимо время. Движущей силой развития выступают противоречия и их преодоление. Основным противоречием, обеспечивающим развитие индивида, является противоречие между способностями и требованиями деятельности и поведения. Диалектика возникновения и развития этого противоречия заключается в том, что деятельность вначале осуществляется с опорой на имеющиеся способности, но требования деятельности к способностям может превышать их наличный уровень развития, и тогда под влиянием требований деятельности, при наличии надлежащей мотивации способности приходят в развитие.

Попытаемся подойти к проблеме творчества с другой стороны, а именно со стороны целостной личности в ее отношении к миру независимо от вида и внутренней стороны той или иной конкретной деятельности. Начнем с того, что творчество отнюдь не сводится к деятельности по созданию новых материальных и духовных ценностей. Как определяет его словарь по психологии. Под общим названием творчества понимаются разные виды: техническое, педагогическое, этическое. Очевидно, что они педагогически не равноценны.

Главное в творчестве – осознание ребенком себя как «нового открытия», как активного преобразующего начала, строителя мира. Как правило, замечает В.В. Давыдов «нельзя выявить подлинные глубины творческого потенциала человека, оставаясь лишь в пределах устоявшихся форм его деятельности, и уже принятых систем обучения и воспитания, так как в других условиях жизни и в других системах обучения и воспитания этот потенциал может существенно меняться. Цель развивающего обучения – углубить его и расширить».

Каждый способен творить, но часто мы не видим их потенциальных возможностей, и “художник” умирает. Помочь «не умереть» – задача педагога.

Говоря о проблеме творческих способностей детей, нам бы хотелось подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях, как со стороны педагогов, так и со стороны семьи. К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны родителей, тем более, если это касается педагогики творчества. Поэтому, целесообразно проводить специальные беседы, родительские собрания, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приемы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье.

Творчество несет человеку большие радости. Есть у него и свои страдания, получившие крылатое обозначение – муки творчества. Творить трудно, потребность в творчестве не всегда совпадает с возможностями творчества. Для выполнения этой задачи педагогам и родителям, необходимо помочь ребенку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития. Таким образом, проведенный в данном параграфе анализ взглядов различных исследователей позволил нам выяснить, что креативность – это способность к творчеству, а творчество – это явление развивающееся и соответственно с ним развивается креативность.

Процесс развития музыкального творчества в каждом возрасте происходит неодинаково, это связано со спецификой возрастных особенностей, той или иной группы детей.

Младший школьный возраст - это ¾ период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста [16, с. 29].

Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям.

Однако, ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными родителей, педагогов — ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта.

В настоящее время развитие музыкального творчества у детей рассматривается как одна из важнейших задач восприятия, - в уроки вводится импровизация. При этом с точки зрения опоры на ту или другую сторону музыкального мышления, можно различать три главных направления.

1. Опора на музыкально-эстетическое мышление.

Дети учатся импровизировать, выражая в своем пении различные характеры, настроения, в соответствии с определенным заданием или импульсом.

2. Опора на музыкально-теоретическое мышление.

Сюда относятся упражнения типа вокальной импровизации последовательностей звуков с названием нот или ладовых ступеней в медленном темпе, без внимания к ритму и форме возникающей «мелодии». Детям дается сугубо теоретическая инструкция, от них не требуется ни выразительности мелодии, ни даже элементарной музыкальной осведомленности.

3. Опора на художественно-образное музыкальное мышление.

В основу методической системы многие музыкально-педагогические направления ставят активное музицирование. Так, Т.Л. Бекман отмечает: «Художественное воспитание осуществляется через художественную деятельность детей (пение, игра на инструменте, танец, сценическое исполнение), эта художественная деятельность в основе своей – исполнительское творчество». Это дает возможность ребенку самостоятельно оперировать реальным материалам музыкального искусства, знакомиться на практике с разными средствами музыкальной выразительности и находить возможности выражения в музыке своих настроения и чувств.

Стимулом к творческому восприятию искусства может стать создание на уроке проблемных ситуаций. Д.Б. Кабалевский полагал, что творческое начало детей может появляться в своеобразии ответов, стремлении самому задавать вопросы учителю, в собственных предположениях о характере исполнения того или иного музыкального произведения, в остроте слуховой наблюдательности, проявляющей себя в рассказах о музыке, услышанной вне школы.

В работе над развитием творческих навыков детей учитель должен быть в состоянии:

1) Создать в классе непринужденную атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя легко и непосредственно;

2) Подхватить непосредственность детской реакции и ненавязчиво помочь развить ее в конкретном выражении;

3) Увлечь детей своим творческим отношением;

4) Уметь объективно оценить вместе с ребятами их творческую реализацию художественного замысла;

5) Поддержать в детях желание творческого самовыражения.

Б.М. Теплов писал: «Главное условие, которое надо обеспечить в детской творчестве, - искренность. Без нее все другие достоинства теряют значение. Этому условию, естественно, удовлетворяет то творчество, которое возникает у ребенка самостоятельно, исходя из внутренней потребности, без какой-либо преднамеренной стимуляции» [40, с. 50].

Теоретическое исследование и практический опыт многих авторов позволяют заключить, что художественный результат детского творчества возможен, но при наличии нескольких условий. Эмоциональное содержание детского творчества – первый из обязательных компонентов, который обусловливает возможности появления художественного результата.

Непосредственная эмоциональность детского творчества онтогенетически появляется раньше других компонентов. Задача педагога – сохранять это ценнейшее свойство в течение всей жизни. В школьный период восприятие, а так же творчество осуществляется в условиях учебной деятельности, на неё влияет получение знания. Необходимо учесть значение художественного творчества, развитие осознанного его компонента. Осознанность – второй из обязательных компонентов деятельности в получении художественно-творческого результата. Направленность творчества на слушателя – третий обязательный компонент деятельности с целью получения художественного результата.

Наличие трех вышеупомянутых особенностей именно в детском творчестве само по себе не гарантирует художественного результата. Это только необходимое условие для его появления.

Таким образом, музыкальное творчество проявляется у детей всегда в непременном стремлении меньше созерцать или механически выполнять предначертанное, но охотнее самим участвовать и вносить свое. Как приятно оживлен ребенок, когда он рассказывает о заинтересовавшем его событии, об испытанном приключении или излагает сочиненную им сказку. И как, напротив, официально ведут себя дети, повторяя что-либо против воли выученное. Так происходит и на уроках «Народного творчества» в различных видах музыкальной деятельности.


  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск