Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/6
Дата публикации08.05.2014
Размер0.99 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Культура > Реферат
  1   2   3   4   5   6


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………2

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР……………………………………6

1.1. Сущность понятия «экологическая культура»……………….….……...….6

1.2. Развитие экологической культуры в начальной школе………..................11

1.3. Формирования экологической культуры посредством дидактической игры ………………..……………………………………………………..….….18

1.4. Охрана труда и безопасность………………………………………………25

Выводы по первому разделу………….……........................................................33

РАЗДЕЛ 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР…………….....34

2.1. Диагностика уровня сформированности экологической культуры младших школьников……………………………………………………………34

2.2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию экологической культуры младших школьников посредством дидактических игр……………………………………………………………….41

2.3. Анализ результатов исследования……………………………………..…..64

Выводы по второму разделу………..…………………………………...………69

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...71

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………73

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития образования актуализируются вопросы формирования экологической культуры детей младшего школьного возраста. Необходимость образования и восптания младших школьников, полноценное овладение ими всеми компонентами учебной деятельности указывается в Национальной доктрине развития образования Украины в ХХІ веке, Законе Украины «Об образовании», Государственной программе «Образование» («Украина XXI столетия»), Концепции педагогического образования.

Экологическая культура определяет уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценки своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Формирование экологической культуры рассматривается как развитие экологического сознания, экологической чувственности к природе при каждодневном общении с ней в педагогическом процессе.

Экологическая культура развивается в процессе экологического воспитания, то есть систематической и целенаправленной деятельности учащихся. В процессе данной деятельности учитель подбирает соответствующие методы и приемы, которые способствуют эффективному достижению поставленных целей, а именно формирование экологических знаний о природе, усвоение правил взаимодействия с окружающим миром, участие в природоохранной деятельности.

В процессе формирования экологической культуры в начальных классах решается проблема бережного отношения к природе и охраны окружающей среды. Эффективным методом формирования экологической культуры являются дидактические игры.

Дидактическая игра служит для обучения и воспитания дошкольников и младших школьников. Она имеет важное значение в воспитании. В процессе использования дидактической игры у детей формируется умение действовать в какой-либо ситуации в соответствии с определенными нормами.

Проблема развития экологической культуры личности рассматривалась в работах: Л. И. Василенко, Ф. И. Гиренка, А. А. Горелова, В. Д. Комарова, Б. Т. Лихачёва, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский. Основы формирования экологической культуры школьников разработаны в трудах: А. А. Вербицкого, Н. Ф. Виноградовой, Э. В. Гирусова, С. Д. Дерябо, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Т. В. Кучер, А. В. Миронова, Н. Н. Моисеева, А. А. Плешакова, И. Т. Суравегиной, Л. П. Симоновой. Теоретические основы школьного экологического образования рассматривали такие ученые: С. В. Алексеев, Т. Я. Ашихмина, Г. В. Буковская,  А. Н. Захлебный, Б. Д. Комиссаров, Л. П. Салеева, И. В. Цветкова. Применение дидактических игр в процессе развития младших школьников рассматривали: А. К. Бондаренко, Ф. Н. Блехер, Г. Г. Григорьева, Н. К. Крупская, О. Я. Савченко

Однако, несмотря на многочисленные исследования в области формирования экологической культуры у младших школьников отмечается низкий уровень сформированности экологической культуры у детей. Таким образом, актуальность данной проблемы, а также практическая необходимость повышения уровня сформированности экологической культуры у младших школьников обусловили выбор темы бакалаврской работы: «Формирование экологической культуры младших школьников посредством дидактических игр».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования комплекса дидактических игр направленного на формирование экологической культуры младших школьников.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать педагогическую, психологическую и научно-методическую литературу по теме исследования.

2. Раскрыть теоретические основы формирования экологической культуры младших школьников.

3. Изучить исходный уровень сформированности экологической культуры младших школьников.

4. Составить и экспериментально проверить эффективность комплекса дидактических игр, направленного на формирование экологической культуры младших школьников.

5. Обобщить результаты теоретической и экспериментальной работы.

Объект исследования: процесс формирования экологической культуры младших школьников.

Предмет исследования: формирование экологической культуры младших школьников посредством дидактических игр.

Для решения поставленных задач используется комплекс методов исследования:

1. Теоретические методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, систематизация, классификация, сравнение, сопоставление, обобщение).

2. Практические методы (наблюдение, беседа, изучение передового педагогического опыта в аспекте исследуемого вопроса).

3. Педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный).

Исследование проходило в три этапа.

І этап (апрель – октябрь 2012 года) – выбор темы исследования, изучение и анализ литературы, составление библиографии, составление плана содержания исследования, написание теоретической части исследования.

ІІ этап (ноябрь 2012 года – февраль 2013 года) – определение целей и задач опытно-экспериментальной работы, составление комплекса дидактических игр, направленных на формирование экологической культуры младших школьников, проведение формирующего и контрольного экспериментов.

ІІІ этап (март – апрель 2013 года) – анализ результатов исследования, их обобщение, формулирование основных выводов.

База экспериментальной работы: Малиновский ОВК «ДУЗ-ОУЗ І-ІІІ ступеней» Малинского района, Житомирской области.

Практическая значимость бакалаврской работы состоит в том, что её материалы могут быть использованы в практике работы учителей начальных классов по формированию экологической культуры младших школьников.

Структура работы: работа состоит из введения, 2 разделов, выводов и списка использованных источников (67 наименований).

РАЗДЕЛ 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ

1.1. Сущность понятия «экологическая культура»
Одним из ведущих аспектов науки с конца прошлого столетия становится экология. Сферу реальной жизнедеятельности человека можно назвать экологической культурой. В понятие экологической культуры входят два компонента: экология и культура.

В педагогическом словаре С. У. Гончаренка культура понимается, как совокупность практических, материальных и духовных приобретений общества, которые отображают исторически достигнутый уровень развития общества и человека и воплощаются в результатах продуктивной деятельности [19, с. 182]. Культура личности – это такой уровень знаний, который позволяет ей жить в гармонии с окружающим миром. В наше время мы встречаем множество разных культур: духовную, физическую, нравственную и т.д.

Человек с первых минут своей жизни неразрывно связан с природой. Со временем люди накапливают экологические знания. Природу изучали во все времена, но ее значение как науки стали понимать лишь недавно.

В педагогическом словаре С. У. Гончаренко дается следующее определение термина «экология». Экология (от греческого eikos – дом + логия) – раздел биологии, что изучает закономерности взаимоотношений организмов друг с другом и с окружающей средой [19, с. 111].

Загрязнение земли, воздуха и воды может привести к экологической катастрофе, что создает угрозу для жизни людей. Одним из направлений по преодолению загрязнения окружающее среды есть экологическое воспитание человека, в том числе и школьников. А. И. Кузминский А. В. Омеляненко рассматривают экологическое воспитание, как систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие в учащихся экологической культуры. Экологическое воспитание предусматривает вооружение человека знаниями в области экологии и формирование у него моральной ответственности за сохранение природной среды. Система экологического воспитания не может быть каким-либо эпизодом в жизни человека. Ведь это неотъемлемая часть культуры человека. Поэтому на протяжении всей жизни личности должен происходить процесс становления и усовершенствования культуры жизни человека в природной среде [34, с. 279].

Экологическое воспитание школьников на современном этапе требует психологического включения личности в мир природы с дальнейшим конструированием системы личностного отношения к природе.

Цель экологического воспитания – формировать у школьников системы научных знаний, взглядов, убеждений, которые обеспечивают воспитание соответственного отношения к окружающей среде во всех видах их деятельности, то есть воспитание экологической культуры личности.

Л. В. Кондрашова указывается, что экологическая культура – это совокупность экологических знаний, позитивного отношения к этим знаниям и реальная деятельности по охране окружающей среды [30, с. 88].

Л. В. Авдусенко отмечает, что чаще всего понятие «экологическая культура» употребляется для характеристики уровня отношения человека к природе (идет речь о выработке экологического сознания, которое является регулятором всей деятельности и поведения людей). Человек, который овладевает экологической культурой, осознает общие закономерности развития природы и общества, понимает, что природа – это первооснова становления и существования человека. Она относится к природе как к матери: считает ее своим родным домом, который нужно беречь и о котором нужно заботиться; всю свою деятельность подчиняет требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее загрязнения и разрушения. Один из основных показателей экологической культуры личности – реальный вклад в преодоление негативных влияний на природу [2, с. 33].

Для формирования экологической культуры должны быть достигнуты следующие задания: усвоение научных знаний о природе, активизация практической деятельности школьников по охране окружающей среды, развития потребности учащихся в общении с природой.

В свою очередь И. Д. Зверев выделяет такие задания:

  1. Усвоение ведущих идей, понятий и научных фактов, на базе которых определяется оптимальное влияние человека на природу;

  2. Понимание ценности природы как источника материальных и духовных сил общества;

  3. Овладение знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценивать состояние окружающей среды, принимать правильные решения по ее улучшению, предусматривать возможные последствия своих действий и не допускать негативных влияний на природу во всех видах общественно-трудовой деятельности;

  4. Сознательно придерживаться норм поведения в природе, что исключает нанесение ей вреда, загрязнения или нарушения природной среды;

  5. Развитие потребности в общении с природой, стремиться к познанию окружающей среды;

  6. Активизацию деятельности по улучшению природной среды, нетерпимое отношение к людям, которые делают вред природе, пропаганда природоохранных идей [30, с. 89].

Формирование экологической культуры личности следует начинать как можно раньше. Лучший период для этой работы – период обучения в школе.

Результативность экологического воспитания, а значит и формирование экологической культуры много в чем определяется совокупностью условий, среди которых выделяют такие: учет возрастных и психологических особенностей восприятия и познания природы школьниками; усиление межпредметных связей; реализация краеведческого подхода; тесная связь с жизнью и трудом; формирование знаний о взаимосвязи между природными компонентами.

Показателем экологической культуры школьников есть поведение на природе, гражданская ответственность за рациональное использование природных ресурсов и защита окружающей среды.

Учитывая выше сказанное можно сказать, что экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Формирование экологической культуры – это развитие экологического сознания, экологической чувственности к природе при каждодневном общении с ней в педагогическом процессе.

Н. А. Беневольская в своей статье указывает, что экологическая культура характеризируется разносторонними глубокими знаниями о окружающей среде, наличием мировоззренческих, ценностных ориентиров по отношению к природе, экологическими стилями мышления и ответственным отношение к природе и своему здоровью, приобретением умений и опыта решений экологических проблем непосредственно в природоохранной деятельности, предусмотрением возможных негативных последствий природо не перерабатываемой деятельности человека [9, с. 51 – 54].

Содержание экологической культуры очень широко. Оно включает в себя большое количество аспектов. А именно, экологическая культура включает в себя: культуру познавательной деятельности учащихся по усвоению опыта человечества по отношению к природе, как к источнику материальных ценностей; культуру природоохранного труда, который формируется в процессе трудовой деятельности; культуру духовного общения с природой, развитие эстетических эмоций. Развитие экологической культуры – это развитие экологического сознания, экологической чувственности к природе при каждодневном общении с ней в педагогическом процессе. И делать это нужно с раннего детства.

И. И. Ващенко писал: «Детей, которые не умеют ходить нужно чаще вывозить на свежий воздух, чтобы они могли видеть родное небо, деревья, цветы, разных животных. Все это останется в детской душе, освещенное чувством радости, и положит основу любви к родной природе» [64, с. 299].

Проблему экологического воспитания рассматривали многие ученые и великие педагоги. Я. А. Коменский говорил, что природное в человеке обладает самодвижущей силой, а воспитание как деятельностное освоение мира. Ж.-Ж. Руссо определял идеи «естественного развития», которые обеспечивают совокупность трех факторов воспитания: природа, люди, общество. И. Г. Песталоцци констатировал, что цель воспитания – это гармоничное развитие всех сил и способностей человека. В непосредственной связи с природой решал проблемы естественного воспитания Л. Н. Толстой. Большого значения придавал природоведческому образованию и воспитанию Г. Спенсер, он считал природоведческое образование и воспитание наиболее полезным для надобностей каждого человека [39, с. 172]. К. Д. Ушинскому принадлежит идея народности в воспитании, в отношениях человека с его родной природой.

И. В. Базулина отмечает, что в наше время идея природосообразности широко находит применение в экологическом развитии детей, которая включает в себя следующие положения: следование природе детей, учет их возрастных и индивидуальных особенностей, использование природной среды в целях развития детей, а также формирование у них экологической культуры [6, с. 33].

М. М. Фицула в учебнике по педагогике отмечает, что целью формирования экологической культуры в учебно-воспитательном процессе используют эколого-психологическую терминологию, групповые и ролевые игры, «мозговой штурм» что направлены на актуализации личной причастности, эмоциональной сферы, формирование мотивов экологического содержания, что обеспечивают систематизация мировозренческих установок учеников [64, с. 299].

Таким образом, экологическая культура является результатом целенаправленного и высокоорганизованного процесса экологического воспитания. Этот процесс направлен на формирование у школьников системы научных знаний, взглядов, убеждений, которые обеспечивают воспитание соответственного отношения к окружающей среде во всех видах их деятельности. Развитие экологической культуры предусматривает, развитие экологического сознания, экологической чувственности к природе при каждодневном общении с ней в педагогическом процессе.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск