Учебно – тематическое планирование по предмету «Литературное чтение» Класс - 4
Учитель: Абдуллина А.Т.
Количество часов: 102, в неделю – 3 часа
Контрольных работ - 5 Планирование составлено на основе:
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования . Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». – М.: Просвещение, 2010
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Москва «Просвещение»2011.(Стандарты второго поколения)
Программы курса «Литературное чтение» под редакцией. Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В. «Просвещение» 2012 г. / Система учебников «Перспектива» 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/
Учебник: Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. «Литературное чтение» в 2-х ч. /М.: Просвещение, 2013
Планируемые результаты начального общего образования. /Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой
Климанова Л.Ф.,Виноградская Л.А., Горецкий В. Методическое пособие к учебнику Литературное чтение 4 класс. М.: Просвещение
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» создана на основе:
- Федерального государственный стандарт начального общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 373 от 06. 10. 2009 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования».
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Москва «Просвещение» 2011 (стандарты второго поколения) начального общего образования.
- Учебный план образовательного учреждения на 2013 /2014 учебный год.
- Локальный акт образовательного учреждения. Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта второго поколения общего образования и примерной программы по математике и на основе программы, разработанной Климановой Л.Ф
Содержание программы полностью соответствует действующему Государственному образовательному стандарту общего образования и отвечает идеям новой концепции начального образования «Перспектива» , направленной на реализацию культурно-исторического принципа в обучении. Курс «Литературное чтение» ставит следующие задачи:
целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;
свободное чтение и самостоятельное извлечение смысловой информации из прочитанного текста;
приобщение ребёнка к литературе как искусству слова;
формировать уважительное отношение младших школьников к книге как важнейшей культурно-исторической ценности;
обеспечить младшим школьникам понимание художественных произведений;
научить практически различать художественные и научно-познавательные литературные произведения, по-другому отражающие мир;
развивать интерес к литературному творчеству;
духовно-нравственное совершенствование личности, формирование позитивного мировосприятия и расширение познавательных возможностей младших школьников.
Общие принципы, реализующие указанные цели:
принцип художественно-эстетический, позволяющий изучать произведение как искусство слова и формировать эстетическое отношение к произведениям искусства и окружающему миру;
принцип системности, обеспечивающий изучение произведения во всей его полноте, во взаимосвязи художественно-эстетических, духовно-нравственных и познавательно-мировоззренческих ценностей литературного произведения, в единстве его художественной формы и содержания;
принцип коммуникативности, реализующий диалоговую форму урока и построение системы разбора произведения как общение вдумчивого читателя с автором произведения и его героями;
принцип введения элементов драматургии для всестороннего анализа произведения;
принцип дидактической целесообразности, позволяющий сочетать многоаспектный анализ текста с развитием интенсивного навыка чтения;
культурно-исторический принцип;
принцип взаимосвязи семьи и школы, возрождающий русскую традицию семейного чтения.
Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека. Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям. В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения.
В целом программа «Литературное чтение» обеспечивает развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, помогает ввести детей в мир художественной литературы, способствует воспитанию читательской культуры. Культура читателя не сводится к умению бережно обращаться с книгой. Она проявляется в умении глубоко проникать в смысл читаемого, в умении выбрать достойную книгу для чтения и в желании постоянно читать художественную литературу. Культура чтения сказывается на всем духовно-нравственном и эстетическом развитии личности младшего школьника. Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения
1. Развитие навыка чтения.
— Способ чтения: беглое чтение целыми словами, сочетаниями слов.
— Увеличение «поля» чтения путём овладения приёмами целостного чтения: интонационное объединение слов в составе словосочетаний, предложений и фраз.
— Осознанное чтение про себя произведений различных жанров с последующим воспроизведением их содержания.
— Качества навыка чтения: сознательное, правильное и выразительное чтение с темпом чтения 80-90 слов в минуту, умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению, передать через интонацию своё отношение к прочитанному.
2. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения.
— Самостоятельный (подробный и выборочный) пересказ текста с использованием приемов словесного рисования. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий.
— Умение выделить основной смысл прочитанного текста и сформулировать его главную мысль своими словами.
— воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки и др.) и рассуждения; с заменой диалога повествованием.
- Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанными, включение в рассказ элементов описания, рассуждения.
3. Воспитание культуры речи и чтения.
-Культура общения с собеседником; точность выражения мысли; содержательность речи; умение слушать и понимать смысл речи собеседника, проявлять к нему внимание, поддерживая речевое общение репликами и вопросами, использование вежливых слов в общении, закрепление доброжелательного стиля общения с собеседником.
-Формирование выразительной стороны речи чтения: работа над интонацией (темпом, ритмом, умением произносить текст с различными смысловыми оттенками (подтекстом): похвалой, одобрением, насмешкой, осуждением и т.д.
-Ориентировка в учебной книге по её оглавлению. Самостоятельное использование методического, ориентировочного и справочного материала книги, вопросов и заданий к текстам, сносок. Ориентировка в таких понятиях, как: красная строка, абзац, подзаголовок.
-формирование умения самостоятельно выбрать и прочитать книгу (художественную и научно-познавательную), ориентируясь на собственный интерес, рекомендованный список литературы. Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусств и наблюдений за окружающим миром.
1. Опыт эстетического восприятия мира на основе наблюдений.
— Формирование умения видеть и открывать красоту окружающего мира, многообразие его форм. Сопоставление своих впечатлений с эстетическим восприятием мира художником слова, изобразительного искусства.
-Умение эмоционально откликаться на различное состояние природы и выражать своё настроение в слове, красках, музыке; выбирать произведения искусства, созвучные своему настроению.—
— Развитие наблюдательности, умения находить необычное в обычном, сравнивать, сопоставлять предметы (приметы окружающего мира, явления), давать им эстетическую оценку.
-Наблюдение за настроением людей в различных ситуациях.
2. Слушание художественных произведений.
— Развитие интереса к слушанию рассказов, стихов басен, стимулирование при их воспроизведении активности детей.
-Умение сопоставлять эмоциональное состояние при слушании литературных произведений и восприятии музыки, картин, объединённых общей темой, общим настроением.
-Заучивание стихотворений наизусть. Развитие поэтического слуха, наблюдение за мелодикой поэтической речи; воспитание эстетической отзывчивости на прочитанное.
-Слушание литературных произведений ( по выбору учащихся).
3. Перечитывание художественного произведения и его анализ.
—Размышление над прочитанным произведением, выявление вопросов и проблем, интересных для обсуждения.
- Нахождение при самостоятельном чтении точных слов и выражений для описания героя, места действия, конфликтных ситуаций и т.д.
-Сравнение стихотворений различных авторов на одну и ту же тему и выявление художественных особенностей текста, настроения героев и авторского видения.
-Формирование своего отношения к прочитанному; определение главной мысли произведения; отношения автора к героям.
-Развитие наблюдательности при чтении поэтического текста, умение находить в нём с помощью учителя сравнения, метафоры (без терминов), умение оценить выбор автором средств художественной выразительности.
-Устное рисование портрета героя с опорой на художественный текст.
-Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий, поведения героев.
-Умение воссоздавать различные эмоциональные состояния героя на основе слов, характеризующих его настроение.
4. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.
— Драматизация прочитанных произведений ( по выбору).
-Сравнение произведений с описанием одного и того же предмета (лилии, ромашки, щенка и т. д.). Самостоятельное описание предмета по аналогии с прочитанным, использование сравнений, олицетворений, эпитетов.
- Придумывание сказочных историй об окружающих предметах по аналогии со сказками Г.-Х.Андерсена.
-Развитие умения переделывать рассказанную смешную историю в грустную и. т. д.
Формирование умения описывать события с точки зрения героя и автора, сравнивать их позиции.
-Развитие умения самостоятельно подбирать средства художественной выразительности для текстов с пропусками в художественном описании природы или какого-либо предмета
-Различение жанров художественных произведений: рассказа, сказки, стихотворения, былины; выделение их характерных признаков.
Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.
Былина - героико-патриотическая песня, сказание об исторических событиях и богатырях Древней Руси. Былина-жанр, имеющийся только в русском фольклоре.
Рассказ - небольшое прозаическое художественное повествование о каком-либо случае, эпизоде из жизни героя.
Стихотворение - небольшое художественное произведение, написанное стихами. Оно ритмически организовано, имеет рифму, отличается эмоциональностью и выразительностью. Передаёт чувства, настроение и мысли человека (лирического героя).
-Умение сравнивать и объяснять разницу между народной и литературной сказкой.
-Развитие умения составлять загадки с использованием метафор; развитие творческого воображения учащихся.
-формирование умения составлять собственные произведения с использованием различных типов текста: описания, повествования, рассуждения.
-Умение сравнивать произведения одного и того же автора, обобщать знания об особенностях стиля автора, выбора темы, описания событий, героев, их нравственно-этической оценки, видения мира, нравственной оценки изображённых событий; составление обобщённого представления об авторе произведения.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год, 3 часа в неделю. Учебный материал распределён по разделам:
№ п/п
| Раздел
| Количество часов
| 1.
| Книги в мировой культуре.
| 7 часов
| 2.
| Истоки литературного творчества.
| 16 часов
| 3.
| О Родине, о подвигах, о славе.
| 14 часов
| 4.
| Жить по совести, любя друг друга.
| 13 часов
| 5.
| Литературная сказка.
| 21 часов
| 6.
| Великие русские писатели.
| 28 часов
| 7.
| Литература как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения.
| 3 часа
| |