«Чередующиеся гласные в корне слова»





Название«Чередующиеся гласные в корне слова»
Дата публикации09.07.2014
Размер92.9 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Павлова Елена Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Макаровская ООШ»

Кольчугинского района

Тема урока: «Чередующиеся гласные в корне слова»

Цели урока:

  1. создать условия для изучения правил и формирования навыка правильной постановки букв А или О в корнях -кас- - -кос-, -гар- - -гор-, -зар- - -зор-;

  2. формировать у каждого ученика навыки самообучения и самоконтроля;

  3. включить каждого школьника в осознанную учебную деятельность, предоставить возможность продвигаться в изучении материала в оптимальном для себя темпе.

Оборудование:

- учебник «Русский язык» 6 класс. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Москва, «Просвещение», 2010 г.;

- орфографический словарь;

- технологическая карта;

- проверочные листы на каждый УЭ и корректирующие задания ;

- оценочный лист.
Содержание урока

  1. Мотивационная беседа. (10 мин.)

Запись на доске: Роса блестит на растениях.

- Выделите корни с безударными гласными.

- Как проверить безударную гласную в корне?

- Все ли слова в этом предложении можно проверить ударением?

- Какие гласные в корне могут чередоваться?

- В каких корнях чередуются е//и? Расскажите правило.

- В каких корнях чередуются а//о? Расскажите правило.
УЭ – 0 (5 мин.)

2. Входной контроль.

Цель: оценить навык применения правил «А-О в корне -раст- - -рос-», «А-О в корне –лаг- - -лож-», «Е-И в корнях с чередованием»

Словарный диктант (выборочный).

Запишите только слова с чередованием гласных в корне.

Замирать от восторга, зарасти травой, удирать без оглядки, пышная растительность, сжатое изложение, предлагать помощь, роспись по дереву, вытирать пыль, лесные заросли, святая ложь.

Проверьте правильность выполнения задания и оцените свою работу. Внесите баллы в оценочный лист.

(продолжение мотивационной беседы)

- Существуют и другие корни с чередованием а//о: -кас- - -кос-, -гар- - -гор-, -зар- - -зор-, -клон- - -клан-, - твор- - -твар-, - плав- - -плов-, - равн- - -ровн-, - мак- - -мок-. Ребята, подумайте: каковы же цели нашего урока? (…) Цели нашего урока: изучить правила и сформировать навык правильной постановки букв А или О в корнях -кас- - -кос-, -гар- - -гор-, -зар- - -зор-, -клон- - -клан-, - твор- - -твар-, - плав- - -плов-, - равн- - -ровн-, - мак- - -мок-. Итак, наша новая тема: «Буквы А - О в корнях -кас- - -кос-, -гар- - -гор-, -зар- - -зор--клон- - -клан-, - твор- - -твар-, - плав- - -плов-, - равн- - -ровн-, - мак- - -мок-». Изучать её вы будете самостоятельно, с помощью технологической карты. В случае затруднения обращайтесь к учителю.


  1. Изучение нового материала.

Технологическая карта.

УЭ

Учебный материал с указанием задания

Советы учителя

УЭ – 1

(10 мин.)

Цель: научиться применять правило «Буквы О-А в корне -кас- - -кос-»

  1. Прочитайте и запомните правило «Буквы О-А в корне -кас- - -кос-» в §29.

  2. Выполните упражнение 138.




Проверьте правильность выполнения задания и оцените свою работу. Внесите баллы в оценочный лист. Если набрали 4 балла, приступайте к УЭ-2. Если набрали меньше 4 баллов, выполните КЗ.





Корректирующее задание

  1. Повторите правило в §29.

  2. Выполните упражнение 137.




Оцените правильность выполнения КЗ. Внесите баллы в оценочный лист.


УЭ – 2

(10 мин.)

Цель: научиться применять правило «Буквы О-А в корне -гар- - -гор-».

  1. Прочитайте и запомните правило «Буквы О-А в корне -гар- - -гор-» в

§ 30.

2.Образуйте глаголы совершенного и несовершенного вида с корнем -гар- - -гор- и данными приставками, обозначая условия выбора данной орфограммы.

приставки

Совершенный вид

Несовершенный вид

С-







До-







За-







Раз-







При-







3.Образуйте не менее з-х имён существительных с корнем -гар- - -гор- , обозначьте условия выбора данной орфограммы.



Проверьте правильность выполнения задания и оцените свою работу. Внесите баллы в оценочный лист. Если набрали 4 балла, приступайте к УЭ-3. Если набрали меньше 4 баллов, выполните КЗ.





Корректирующее задание.

  1. Повторите правило в § 30.

  2. Спишите, вставляя пропущенные гласные. Укажите вид глаголов.

Выг..реть, сг..реть, г..реть, заг..рать, уг..реть, разг..раться, перег..реть, уг..р, подг..рать, дог..реть, заг..р, сг..рать.


Оцените правильность выполнения КЗ. Внесите баллы в оценочный лист.


УЭ – 3

(10 мин.)

Цель: Сформулировать и запомнить правило «Буквы О-А в корне -зар- - -зор-», научиться его применять.

  1. Из упр. 147 и упр. 149 выпишите слова с корнем -зар- - -зор-, выделите корень, поставьте ударение. Сформулируйте правило о правописании чередующихся А и О в этом корне. Запишите правило в тетрадь. Приведите примеры.

  2. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора орфограммы. Сделайте морфемный и словообразовательный разборы.

З..рница, оз..рение, з..рюшка, з..рево.


Проверьте по проверочному листу, правильно ли сформулировали правило. Исправьте ошибки.

Проверьте правильность выполнения задания и оцените свою работу. Внесите баллы в оценочный лист.

УЭ-4

(15 мин.)

Цель: расширить знания о корнях с чередованием гласных.

1)Сгруппируйте однокоренные слова:

Домашняя утварь, выплавка чугуна, хороший пловец, плыву по течению, ровная дорожка, промокнуть под дождём, русская равнина, решить уравнение, бессмертное творение, старая промокашка, земной поклон, скакать на коне, кланяться до земли, выскочить неожиданно, макать перо в чернильницу.

2)Дополните каждую группу однокоренных слов 2-3-мя примерами (можно воспользоваться орфографическим словарём).

3)Проанализируйте каждую группу слов.

Сделайте вывод из своих наблюдений.

От чего зависит написание гласных в данных корнях с чередованием?

Написание каких корней с чередованием гласных зависит от ударения? от последующих согласных? от значения?


Вывод из своих наблюдений запишите в тетрадь.

Сверьте с проверочным листом.

Исправьте ошибки.

Оцените свою работу:

если правильно выполнили 1 и 2 задание – 3 балла.

Запомните эти корни с чередованием.

Внесите баллы в оценочный лист.

УЭ-5

(10 мин.)

  1. Итоговый контроль.

Цель: оценить уровень усвоения нового материала и сформированности навыка правильной постановки гласных в корнях с чередованием.

Тест.

Укажите номера правильных ответов.


  1. На месте пропуска пишется буква а.

    1. изл..жение

    2. сл..гаемое

    3. прик..снуться

    4. з..рька

    5. ур..внение

    6. р..сток

    7. заг..реться

    8. тв..рчество



2. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется буква о .

1) к..сательная , выр..щенный, заг..ревший

2) прил..гательное, отр..сль, прик..сновение

3) р..стение, сл..жить, скл..нить

4) предл..жение, подг..реть, к..снуться

5) заг..р, предл..гать, з..рница
3. На месте пропуска пишется буква и .

1) соб..ру

2) зам..рать

3) пост..лить

4) нат..рать

5) уд..рать
4. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется буква е .

  1. расст..лить, разб..рать, см..рить

  2. прим..рка, расст..лавшийся, нат..реть

  3. зам..реть, ст..реть, зап..реть

  4. ст..рать, зам..рать, нат..рать




  1. Укажите номера неправильных написаний.




    1. замереть от счастья

    2. блестать красотой

    3. выростить цветы

    4. предлагать помощь

    5. ехать по ровнине

    6. замирать от страха

    7. блистеть на солнце

    8. лёгкое прикасновение

    9. слегка загареть

    10. уклониться от удара


Проверьте тест (ключ в проверочном листе).

Внесите баллы в оценочный лист.




Рефлексия.

- Как вы считаете, достигли ли вы поставленной цели?

- Чему научились на уроке?

Завершите заполнение оценочного листа.
Подсчитайте количество заработанных баллов, оцените свой труд.

28 – 30 баллов – оценка «5»

22 – 27 баллов – оценка «4»

18 – 21 баллов – оценка «3»


Если вы не достигли желаемого результата, не огорчайтесь. На следующем уроке у вас будет возможность его улучшить.





Творческое задание (дополнительное)

Выполните упр. 150

В своём рассказе используйте слова с чередующимися гласными, эти слова подчеркните.

Рассказ будет оценен учителем. Если не успели закончить, можете продолжить дома.




Домашнее задание.

  1. Для всех: выучить правила в § 29,30, ещё раз проработать УЭ-3 и УЭ-4, повторить ранее изученные правила о чередовании гласных в корне.

  2. Для тех, кто набрал 22 – 30 баллов: упр. 148 3) Для тех, кто набрал менее 21 баллов: упр.143







Оценочный лист

Ф.И

Тема : «Чередующиеся гласные в корне слова»

Учебный элемент

(УЭ)

Основное задание (ОЗ)

Корректирующее задание (КЗ)

Сумма баллов


УЭ-0










УЭ-1










УЭ-2










УЭ-3










УЭ-4










Итоговый контроль.
















Итого




Самооценка




Оценка учителя




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Чередующиеся гласные в корне слова» iconОглавление стр. Фонетика Лексика Чередующиеся гласные в корне о – ё после шипящихицв
Систематизировать знания учащихся о вводных словах и предложениях (группы по значению и знаки препинания при них)
«Чередующиеся гласные в корне слова» iconТематическое планирование по Русскому языку для 3-го класс
Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением; правописание парных звонких –глухих согласных в корне и на конце слова;...
«Чередующиеся гласные в корне слова» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: продолжить формирование представления о чередовании согласных в корне слова; представления о беглых гласных посредством...
«Чередующиеся гласные в корне слова» iconТема : Обобщение. Безударные гласные в корне слова
Цель: закрепить представление о возможности расхождением произношения и написания слова, о слабой позиции гласных звуков
«Чередующиеся гласные в корне слова» iconУрок русского языка 3 класс Тема: «Корень слова. Чередование согласных звуков в корне слова»
Цель урока: Систематизирование знания детей о корне слова и чередование согласных звуков в корне слова
«Чередующиеся гласные в корне слова» iconТема урока: «Безударные гласные в корне слова»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Чередующиеся гласные в корне слова» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: таблица «Безударные гласные в корне слова», картинки птиц, репродукция
«Чередующиеся гласные в корне слова» iconТема. «Правописание безударных гласных в корне слова».
Цель: совершенствовать орфографические умения написания слов с безударной гласной в корне слова
«Чередующиеся гласные в корне слова» iconУдвоенные буквы согласных в корне слова
Цель: усвоение универсальных учебных действий: (познавательные ууд) овладение базовыми предметными понятиями: развитие умений наблюдать...
«Чередующиеся гласные в корне слова» iconУрок по русскому языку во 2 классе. Тема: Путешествие в сказочный лес
...
«Чередующиеся гласные в корне слова» iconСложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Виды работы...
Систематизировать и обобщить знания по темам: “Орфограммы- гласные в корне слова”, “Приставки, их правописание”, “Типы сложноподчиненных...
«Чередующиеся гласные в корне слова» iconУрок по русскому языку ( 3 класс) тема: «правописание звонких и глухих согласных в корне слова»
На какие правила встретились слова? (Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.)
«Чередующиеся гласные в корне слова» iconТема «Ударные и безударные гласные» Цель: учащиеся научатся правильно...
Тема урока: «Упражнения на правописание звонких и глухих согласных в корне слова, единообразное написание ударных и безударных гласных,...
«Чередующиеся гласные в корне слова» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Познакомить с новой орфограммой; учить различать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня и слова с удвоенной...
«Чередующиеся гласные в корне слова» iconУрок по русскому языку во 2 классе «а». 2012 год Тема: «Правописание...
Образовательные: совершенствовать навыки подбора однокоренных слов; навыки правописания безударных гласных в корне слова; продолжать...
«Чередующиеся гласные в корне слова» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Развитие умений находить разные виды орфограмм-букв согласных в корне слова, графически обозначать их, объяснять выбор букв,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск