Правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг-, -лож-, кас – кос





НазваниеПравописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг-, -лож-, кас – кос
Дата публикации09.07.2014
Размер50.4 Kb.
ТипПрезентация
100-bal.ru > Литература > Презентация
ПРАВОПИСАНИЕ ЧЕРЕДУЮЩИХСЯ ГЛАСНЫХ А-О В КОРНЯХ –ЛАГ- , -ЛОЖ-,

КАС – КОС

Отводникова Елена Геннадьевна, учитель русского языка и литературы

Тип урока: объяснение нового материала.

Цели урока:

Образовательные:

  • формировать навыки правописания А-О в корнях –лаг – лож; кас - кос

  • научить владению способом выбора А-О в корнях –лаг – лож; -кас - кос

  • научить формулировать правило и чётко запомнить ход действий по его применению.

Развивающие:

  • развивать память, воображение, речь;

  • развивать у учащихся орфографическую зоркость.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и любовь к русскому языку;

  • воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска PolyVision , программа QwizdomWizTeach , проектор.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие.

Слайд 1. Запись числа.

II.Синтаксическая разминка.

Слайд №2. (чистый)

Задание. Запишите предложение и выполните его синтаксический разбор.

Весна прикоснулась дыханием земли, но робкое прикосновение не пробудило природу.

III.Психологическая подготовка к восприятию нового материала.

Учитель: Ребята, подумайте и ответьте, почему мы наш урок начали с предложения о весне?

Ответы.

УЧИТЕЛЬ: Действительно, скоро наступит весна, которую мы с вами с нетерпением ждём. Весна – это не только зарождение новой жизни, хорошее настроение, это и русские праздники. И наш сегодняшний урок я называла «Широкая Масленица», но посвящён он будет не только этому прекрасному русскому празднику, а ещё и орфографическому правилу, которое вызывает затруднение не только у маленьких, как вы, но и у старшеклассников, а иногда даже у взрослых. Поэтому давайте постараемся разобраться вместе.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ

1 слайд

Сегодня небо хмурит брови,

Пугливый ветер бьёт в окно.

Зима гуляет на просторе,

Все позабыли про тепло.

2 слайд

Но дух весны царит повсюду:

И в парках, и на площадях.

Подобно сказочному чуду

Несётся праздник на санях.

3 слайд

То «Масленица» веселится,

Блинами, радуя народ.

И красные от счастья лица

Весёлый кружат хоровод.

4 слайд

Зима прощается.

Навстречу спешит красавица – весна.

Давайте вместе её встретим,

Забудем все про холода!

(переход на новую страницу)

Учитель: Прекрасные строчки! Не правда ли? В этих строчках встречаются примеры на одно орфографическое правило, с которым мы уже знакомы.

Задание 1. Слайд №3. (интерактивная доска)

Вставить пропущенные буквы, объясните орфограмму, подберите слова.

З…ма – зимы О

х..лодное - холод И Е

в…сёлый – весел О Е И

м..лодыми –молод,

сп…шиите – спешите Е А

в..сна - вёсны

И – 1, Е – 3, О – 3

Учитель: Ребята, так на какое орфографическое правило были даны слова.

Ответ.

Задание 2.

Учитель. Обратим внимание на следующие предложения. Прочитайте внимательно. (слайд №4).

Предпол…гается, что в этом году празднование Масленицы в нашем городе обретёт грандиозный размах.

Свои предл..жения вы можете отправить организаторам праздника..

Как хочется поскорее прик..снуться к румяному блинчику и ощутить его вкус.

Что к..сается опроса хабаровчан, то многие люди с радостью отмечают этот праздник и стараются соблюдать его традиции.

УЧИТЕЛЬ: В какой части слова пропущена буква?

Ответ.

УЧИТЕЛЬ : Что такое корень?

Ответ.

УЧИТЕЛЬ: Можно ли к словам, в которых пропущены буквы, подобрать проверочные слова. Давайте попробуем. Что-то у нас не получается. Очевидно, здесь «работает» какое-то другое правило.

Вот об этом явлении мы сегодня и поговорим.

Запишите тему урока (слайд №5)

Чередование гласных О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ, КОС-КАС.

IV.Объяснение нового материала.

1.УЧИТЕЛЬ: Ребята, как вы думаете, чему мы должны научиться сегодня на уроке?

Ответы.

2. Формулировка цели урока.

  • Научиться владеть способом выбора А-О в корнях –лаг – лож; -кас – кос.

  • Научиться формулировать правило и чётко запомнить ход действий по его применению.

3. Задание. Прочитайте слова , записанные на доске. (слайд №6)

ПРЕДПОЛОЖИТЬ – ПРЕДЛАГАТЬ

ПРИЛОЖЕНИЕ – ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

СЛОЖЕНИЕ – СЛАГАЕМОЕ

КОСНУТЬСЯ – КАСАТЬСЯ

ПРИКОСНОВЕНИЕ – КАСАНИЕ

Учитель: Кто-то попробует вывести правило?

Ответ.

УЧИТЕЛЬ: В корнях пишется А, если есть суффикс А.

Учитель. В этом правиле есть исключение.

Искл. ПОЛОГ.

Учитель: Дома вы должны были найти в словаре лексическое значение данного слова.

Ответ. Полог – занавеска, закрывающая, загораживающая кровать.



Учитель: Составьте с этим словом предложение.

Составьте опорную схему Слайд 7.

4.Работа с учебником. Теория.

УЧИТЕЛЬ: Итак, мы с вами вывели орфографическое правило и составили опорную схему.

А сейчас откройте «Теорию» на стр. 72, найдите правило, которое надо выучить.

V.Физкультминутка

VI.Закрепление.

1. Вставьте пропущенные буквы. (Возвращаемся к слайду №4.Коллективная работа)

2. Запишите словосочетания и обозначьте орфограмму. (слайд №8)

Прилагать усилия, сложить вещи, коснуться чуда, касаться рукой, возлагать надежды, предложить блины, радостное предложение, расположиться у костра.

3.Выборочный диктант с самопроверкой. Слайд №9

1 вариант выписывает слова с чередующейся гласной А в корне.

2 вариант – с буквой О в корне слова.

  1. Солнце к..снулось края степи.

  2. Человек предпол..гает, а Бог распол..гает.

  3. Солнечные лучи ещё не к..саются замёрзшей реки.

  4. Приятно к..снуться ароматного блинчика.

4.Самопроверка.

ШТОРКА.

1в 2в.

предполАгает кОснулось

располАгает кОснуться

кАсается

5.Работа с учебником. Упр.566

VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

- Что вы узнали на уроке?

- Чему научились?

-Выставление оценок.

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Слайд 11.

П.51 , стр 72 выучить правило.

Стр.166. обозначение орфограммы.

Упр.566.(письменно)

Упр.569 (устно)


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг-, -лож-, кас – кос iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок 93. Правописание чередующихся гласных а-о в корнях -лаг лож-,- рос раст-(-ращ-)
Правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг-, -лож-, кас – кос iconУрок русского языка по теме: «Правописание чередующихся гласных а-о...

Правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг-, -лож-, кас – кос iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Закрепить правило: «Правописание букв а-о в корнях –лаг лож-, -раст ращ- рос-»
Правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг-, -лож-, кас – кос iconПравописание букв а-о- в корне -кас-кос
Цель урока: познакомить с правилами правописания букв – а о- в корне –кас кос
Правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг-, -лож-, кас – кос iconУрок в 6 классе по теме «Словообразование. Буква о-а в корнях кос-кас»
Урок начался с проверки усвоения ранее изученного по теме «Чередование гласных в корне слова». Вызванная с этой целью к доске ученица...
Правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг-, -лож-, кас – кос iconУрок русского языка в 5 классе на тему: «Правописание гласных а о в чередующихся корнях»
Всего станций -6, столько же, сколько и наших маршрутных групп. По специальному звуковому сигналу вы приступаете к работе, а через...
Правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг-, -лож-, кас – кос iconПравописание чередующихся гласных в корне слова
Словарные диктанты
Правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг-, -лож-, кас – кос iconПравописание корней с чередованием гласных е и
Цель: Формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия; расширение понятийной базы за счет изучения орфограммы...
Правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг-, -лож-, кас – кос iconУрок русского языка по теме: "БуквыЧиЩв суффиксах существительных -чик-, -щик- "
...
Правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг-, -лож-, кас – кос iconУрок русского языка в 5 классе. Учитель русского языка и литературы...
Сформировать представление о способе выбора написания гласных е – и в корнях, умение определять написание гласных е – и в корнях,...
Правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг-, -лож-, кас – кос iconУрок-игра «Редакция» в 3 классе по теме: «Правописание корней»
Тема: Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных в корнях слов
Правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг-, -лож-, кас – кос iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема работы: Урок русского языка. Правописание гласных а-о в корнях с чередованием. Презентация
Правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг-, -лож-, кас – кос iconУрок русского языка в 5 классе «Обобщение по теме «Правописание гласных в корнях с чередованием»
Регулятивные: учиться ставить и адекватно формулировать цель деятельности, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию
Правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг-, -лож-, кас – кос iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«з-с на конце приставки», выработать способ действия при выборе орфограммы с чередованием гласных в корнях, формировать у учащихся...
Правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг-, -лож-, кас – кос iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Познакомить с правилом правописания корней – кос кас. Сформировать навык письма корней с чередующимся гласными
Правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг-, -лож-, кас – кос iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предметные: сформировать представление о способе выбора написания о-а в корне лаг- лож; научить умению определять написание о-а в...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск