ПРАВОПИСАНИЕ ЧЕРЕДУЮЩИХСЯ ГЛАСНЫХ А-О В КОРНЯХ –ЛАГ- , -ЛОЖ-,
КАС – КОС
Отводникова Елена Геннадьевна, учитель русского языка и литературы
Тип урока: объяснение нового материала.
Цели урока:
Образовательные:
формировать навыки правописания А-О в корнях –лаг – лож; кас - кос
научить владению способом выбора А-О в корнях –лаг – лож; -кас - кос
научить формулировать правило и чётко запомнить ход действий по его применению.
Развивающие:
развивать память, воображение, речь;
развивать у учащихся орфографическую зоркость.
Воспитательные:
воспитывать интерес и любовь к русскому языку;
воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска PolyVision , программа QwizdomWizTeach , проектор.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие.
Слайд 1. Запись числа.
II.Синтаксическая разминка.
Слайд №2. (чистый)
Задание. Запишите предложение и выполните его синтаксический разбор.
Весна прикоснулась дыханием земли, но робкое прикосновение не пробудило природу.
III.Психологическая подготовка к восприятию нового материала.
Учитель: Ребята, подумайте и ответьте, почему мы наш урок начали с предложения о весне?
Ответы.
УЧИТЕЛЬ: Действительно, скоро наступит весна, которую мы с вами с нетерпением ждём. Весна – это не только зарождение новой жизни, хорошее настроение, это и русские праздники. И наш сегодняшний урок я называла «Широкая Масленица», но посвящён он будет не только этому прекрасному русскому празднику, а ещё и орфографическому правилу, которое вызывает затруднение не только у маленьких, как вы, но и у старшеклассников, а иногда даже у взрослых. Поэтому давайте постараемся разобраться вместе.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ
1 слайд
Сегодня небо хмурит брови,
Пугливый ветер бьёт в окно.
Зима гуляет на просторе,
Все позабыли про тепло.
2 слайд
Но дух весны царит повсюду:
И в парках, и на площадях.
Подобно сказочному чуду
Несётся праздник на санях.
3 слайд
То «Масленица» веселится,
Блинами, радуя народ.
И красные от счастья лица
Весёлый кружат хоровод.
4 слайд
Зима прощается.
Навстречу спешит красавица – весна.
Давайте вместе её встретим,
Забудем все про холода!
(переход на новую страницу)
Учитель: Прекрасные строчки! Не правда ли? В этих строчках встречаются примеры на одно орфографическое правило, с которым мы уже знакомы.
Задание 1. Слайд №3. (интерактивная доска)
Вставить пропущенные буквы, объясните орфограмму, подберите слова.
З…ма – зимы О
х..лодное - холод И Е
в…сёлый – весел О Е И
м..лодыми –молод,
сп…шиите – спешите Е А
в..сна - вёсны
И – 1, Е – 3, О – 3
Учитель: Ребята, так на какое орфографическое правило были даны слова.
Ответ.
Задание 2.
Учитель. Обратим внимание на следующие предложения. Прочитайте внимательно. (слайд №4).
Предпол…гается, что в этом году празднование Масленицы в нашем городе обретёт грандиозный размах.
Свои предл..жения вы можете отправить организаторам праздника..
Как хочется поскорее прик..снуться к румяному блинчику и ощутить его вкус.
Что к..сается опроса хабаровчан, то многие люди с радостью отмечают этот праздник и стараются соблюдать его традиции.
УЧИТЕЛЬ: В какой части слова пропущена буква?
Ответ.
УЧИТЕЛЬ : Что такое корень?
Ответ.
УЧИТЕЛЬ: Можно ли к словам, в которых пропущены буквы, подобрать проверочные слова. Давайте попробуем. Что-то у нас не получается. Очевидно, здесь «работает» какое-то другое правило.
Вот об этом явлении мы сегодня и поговорим.
Запишите тему урока (слайд №5)
Чередование гласных О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ, КОС-КАС.
IV.Объяснение нового материала.
1.УЧИТЕЛЬ: Ребята, как вы думаете, чему мы должны научиться сегодня на уроке?
Ответы.
2. Формулировка цели урока.
Научиться владеть способом выбора А-О в корнях –лаг – лож; -кас – кос.
Научиться формулировать правило и чётко запомнить ход действий по его применению.
3. Задание. Прочитайте слова , записанные на доске. (слайд №6)
ПРЕДПОЛОЖИТЬ – ПРЕДЛАГАТЬ
ПРИЛОЖЕНИЕ – ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
СЛОЖЕНИЕ – СЛАГАЕМОЕ
КОСНУТЬСЯ – КАСАТЬСЯ
ПРИКОСНОВЕНИЕ – КАСАНИЕ
Учитель: Кто-то попробует вывести правило?
Ответ.
УЧИТЕЛЬ: В корнях пишется А, если есть суффикс А.
Учитель. В этом правиле есть исключение.
Искл. ПОЛОГ.
Учитель: Дома вы должны были найти в словаре лексическое значение данного слова.
Ответ. Полог – занавеска, закрывающая, загораживающая кровать.
Учитель: Составьте с этим словом предложение.
Составьте опорную схему Слайд 7.
4.Работа с учебником. Теория.
УЧИТЕЛЬ: Итак, мы с вами вывели орфографическое правило и составили опорную схему.
А сейчас откройте «Теорию» на стр. 72, найдите правило, которое надо выучить.
V.Физкультминутка
VI.Закрепление.
1. Вставьте пропущенные буквы. (Возвращаемся к слайду №4.Коллективная работа)
2. Запишите словосочетания и обозначьте орфограмму. (слайд №8)
Прилагать усилия, сложить вещи, коснуться чуда, касаться рукой, возлагать надежды, предложить блины, радостное предложение, расположиться у костра.
3.Выборочный диктант с самопроверкой. Слайд №9
1 вариант выписывает слова с чередующейся гласной А в корне.
2 вариант – с буквой О в корне слова.
Солнце к..снулось края степи.
Человек предпол..гает, а Бог распол..гает.
Солнечные лучи ещё не к..саются замёрзшей реки.
Приятно к..снуться ароматного блинчика.
4.Самопроверка.
ШТОРКА.
1в 2в.
предполАгает кОснулось
располАгает кОснуться
кАсается
5.Работа с учебником. Упр.566
VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
- Что вы узнали на уроке?
- Чему научились?
-Выставление оценок.
VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Слайд 11.
П.51 , стр 72 выучить правило.
Стр.166. обозначение орфограммы.
Упр.566.(письменно)
Упр.569 (устно)
|