Рабочая программа
по литературе 6а класс
Учитель: Язовских Татьяна Александровна,
1 кв. категория
Городской округ Верх-Нейвинский
2013
Пояснительная записка Рабочая программа по литературе 6 класс (105 часов) составлена на основе программы по литературе для 5 — 11 классов для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной. В работе используется учебник -хрестоматия «Литература. 6 класс» (в 2 частях) автор-составитель В.Я.Коровина. М., Просвещение 2011.
Актуальность курса.
Литература — это искусство слова. Обращение к лучшим произведениям фольклора, русской классики и литературы XX века даёт возможность расширить круг чтения и играет важную роль в эстетическом, нравственном, патриотическом воспитании учащихся.
Непосредственное общение с художественным произведением оказывает наибольшее воздействие на формирование личности школьника.
Цель литературного образования -
способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
Задачи, которые решаются на уроках литературы:
-формировать представление о художественной литературе как искусстве слова и её месте в культуре страны и народа;
-помогать учащимся осознать своеобразие и богатство литературы как искусства; -знакомить учащихся с теоретическими понятиями, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений; -использовать различные формы общения с искусством слова для совершенствования устной и письменной речи учащихся.
Структура курса литературы в 6 классе.
Предметом изучения в 6 классе является литературный процесс от древности до наших дней. В центре анализа конкретного произведения литературный герой, активный и равноправный участник событий на страницах художественных произведений. Учащиеся в 6 классе знакомятся с разнообразными жанрами детской и юношеской литературы.
Программа по литературе (6 класс) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего стандарта по литературе. Требования ГОСа РФ.
Изучение литературы в основной школе направлено на
- воспитание духовно развитой личности, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
. развитие эмоционального восприятия художественного текста, творческого мышления, читательской культуры, формирование потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания;
основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 6 класа.
Учащиеся 6 класса должны знать:
авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретические понятия, связанные с изучением образов героев произведений — литературных героев (герой литературный, имя героя, портрет, поступки и характер, речевая характеристика, отношения с другими героями, авторская позиция).
Учащиеся 6 класса должны уметь:
характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой
характеристики с сюжетом произведения;
владеть приёмами анализа образа, используя портрет персонажа, его имя,
поступки и взгляды, речевую характеристику;
использовать различные формы пересказа (с составление планов
разных типов, с изменением лица рассказчика);
создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя:
письма,дневники, автобиографии, «журналы»;
отличать стих от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении; выразительно читать стихотворные и прозаические произведения;
использовать сведения по теории литературы при обсуждении художественного произведения;
работать с доступным справочным материалом.
Основные виды деятельности учащихся по освоению литературных произведений:
осознанное выразительное чтение художественных произведений разных жанров; заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов; пересказы разных видов: подробный, выборочный, с изменением лица рассказчика и др.; ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; творческие работы.
Оценивание учащихся проводится по пятибалльной системе, исходя из норм оценки по предмету Условия реализации программы:
наличие оборудованного учебного кабинета:
доска для письма
столы
стулья
стеллажи и шкафы для книг и наглядных пособий
технические средства обучения: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, аудиомагнитофон, подключение к интернет-ресурсам.
наглядные пособия.
Список методической литературы:
1. Егорова Н.В. «Поурочные разработки по литературе.» 6 класс. М., «Вако», 2009
2. Карасева И.В. «Литература. Поурочные планы 6 класс», Волгоград, «Учитель», 2009 г.
Коршунова Н.Н., Липина Е.Ю. «Тесты. Литература 5-8 классы». М., Дрофа. 2010
Косых ГА. «Уроки литературы в 6 классе. Поурочные планы». Волгоград. 2009.
Золотарева ИВ., Егорова Н.В. «Поурочные разработки по литературе.» 6 класс. М, «Вако», 2010
Фентисова О. А. «Литература 6 класс». Волглград. Учитель, 2009.
Черных О.Г. «Игровые уроки по литературе». М., Вако, 2012.
Список литературы для учащихся:
Волина В.В. «Я познаю мир: Детская энциклопедия.: Литература». М, 2009.
Голаева О.В. «Литература. Справочник школьника». М, Слово, 2012.
Исмаилова СИ. «Большая школьная энциклопедия. Том второй». М, 2009.
«Энциклопедия Аванта+. Русская литература. От былин и летописей до 19 века». М, Слово, 2009
«Энциклопедия для детей. Мифы народов мира». М., Слово, 2009.
Образовательные электронные ресурсы: Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/Новый словарь русского язык http://mvw.riibricon.ru/nsr_ 1 .aspОпорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http: //у am al. org/ook/Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_riis.htmПравила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htmТесты по пунктуации http://repetitor. 1 c.ru/online/disp.asp?2http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении http://repetitor. 1 c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др. http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов http://www.ug.ru/ -«Учительская газета» http://www.schooI.edu.ru/ -Российский образовательный портал http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет» http://www. 1 september.ru/ru/ - газета «Первое сентября» http://all.edu.ru/ - Всё образование Интернета http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htmОсновные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~1 ib/osn_prav.htm1Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://iirok.hut.ru/Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/Словарь-справочник русского язык аппр://з1оуаг.Ьоот.ги/Репетитор http://www.repetitor.ri 1 .ru/programms.htmlЗнаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/Дистанционная поддержка учителей-словесников http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htmКультура письменной речи http://likbez.hl.ru/Русский филологический портал http://wvvw.philology.ru/defaiilt.htmРусский язык и • культура речи http://www.sibupk.nsk.sn/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/Санкт-Петербургские Ведомости (Русский язык на рубеже тысячелетий) http://www.vedomosty.spb.ru/2001/arts/spbved-2473-art-17.html Словарь русских фамилий http://www.rusfam.ru/ Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/ Уроки русского языка в школе Бабы-Яги http://sertolovo.narod.ru/1 .htm Русское слово http://www.rusword.com.uaТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по литературе 6 класс №
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Характеристика деятельности уч-ся или виды учебной деятельности
| Виды контроля, измерители
| Планируемые результаты освоения материала
| Домашнее задание
| ВВЕДЕНИЕ
| 1
| В дорогу зовущие, или Литература открывает мир
| 1
| Усвоение новых знаний
| Рецептивная: чтение статьи учебника В.Б.Шкловского «В дорогу зовущие», высказывании о книге А.Моруа, С.Моэма; репродуктивная: ответы на вопросы, тестирование, выясняющее уровень восприятия книг, прочитанных в летний период
| Ответить на вопросы: почему автор статьи В. Шкловский называет книгу «дорогой»? Подготовить развернутый ответ, включив в него лексику из статьи критика: «точное знание», «углубление знаний», «умение читать», «справочный аппарат», «книга - предмет для мысли»
| Знать: о роли книги в жизни человека;
уметь: подтверждать высказывания писателей собственными примерами из прочитанных книг
| Подготовить устный рассказ на темы (по выбору): «Книга, которая по-
могла мне понять самого себя (других людей)», «Книга, оставившая след в моей жизни», «Гимн любимой книге». Ответить на вопрос: приходилось ли вам участвовать в обрядовых праздниках? Подготовить рассказ о своих впечатлениях
| УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
| 2
| Календарно-обрядовые песни
| 1
| Комбинированный
| Рецептивная: прослушивание обрядовых песен, чтение статей учебника; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная: выразительное чтение;поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства
| Ответить на вопрос: почему Масленица то «любота моя», то «обманяка»? Выразительное чтение одной из обрядовых песен
| Знать: определение понятий «фольклор», «обрядовый фольклор», виды обрядовых песен; понимать: их эстетическую и художественную ценность, как различаются песни по содержанию, характеру исполнения, ритму, мелодии; уметь: соотносить календарно-обрядовые песни с событиями народного календаря, анализировать их тематику
| Групповые задания: подготовить песенное исполнение обрядовых песен, соблюдая манеру их исполнения. Продумать, какие из них предполагают при исполнении дополнительные средства выражения содержания (приплясывание, инсценирование).
Вспомнить одну из пословиц, нарисовать к ней иллюстрацию. Подготовить её защиту
| 3
| Пословицы и поговорки
| 1
| Комбинированный
| Рецептивная: чтение статьи учебника, прослушивание в записи пословиц и поговорок; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: мини-сочинение, защита иллюстраций к пословицам;
поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос
| Подобрать синонимы к следующим поговоркам: «Ума палата», «Его не проведешь», «Ни нашим, ни вашим», «Прошел сквозь огонь и воду», «Этому палец в рот не клади» и ДР- Определить сравнение и антитезу в пословицах: «Голод -не тетка», «Ржа ест железо, а печаль - сердце», «Ученье - свет, а неученье -тьма», «Наговорился - как меду напился» и др. Написать мини-сочинение на тему: «Поговорка -цветок, пословица - ягодка»
| Знать: определение понятий «малые жанры фольклора», «пословица», «поговорка»; их отличительные особенности, «законы», по которым они строятся, средства художественной выразительности; понимать образный язык народной мудрости: прямой и переносный смысл пословиц и поговорок, афористичность, меткость и выразительность слога; уметь: объяснять смысл и толковать значение пословиц и поговорок, уместно употреблять их в собственной речи
| Выполнить задания (на выбор): составить устный рассказ, используя следующие поговорки: «ни свет ни заря», «час битый», «с минуты на минуту», «день-деньской», «без году неделя», «убить время»; или придумать небольшой устный рассказ по одной из пословиц: «Дорого, да мило, дешево, да гнило», «Близок локоток, да не укусишь», «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Видит око, да зуб неймет»
| 4
| Вн. чтение. В чем красота русского фольклора?
| 1
| Внеклассное чтение
| Продуктивная, творческая: выразительное чтение, инсценированное исполнение обрядовых песен, связный рассказ по иллюстрациям, устное словесное рисование по пословицам;
поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусств (живопись, музыка)
| Исполнение обрядовых песен. Защита иллюстраций.
Конкурс устных рассказов с использованием поговорок и пословиц.
Ответить на вопрос: в чем красота и мудрость русского фольклора?
| Уметь в собственном высказывании использовать богатые возможности русской народной речи, передавать интонационно манеру исполнения обрядовых песен, соблюдать ритм, мелодию, характер чувств, переживаний, выраженных в них, уместно включать в собственное речевое высказывание малые жанры фольклора, создавать иллюстрации по содержанию пословиц и связно рассказывать о них
| Прочитать из «Повести временных лет» сказание «Принятие христианства на Руси» («Читаем, думаем, спорим...»: дидактический материал по литературе: 6 класс). Подготовить связный рассказ о том, как произошло крещение на Руси
| ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
| 5
| Русская летопись. «Сказание о белгородском киселе»
| 1
| Комбинированный
| Рецептивная: чтение статьи Д.С. Лихачева в учебнике, прослушивание тек-та сказания по фонохрестоматии; репродуктивная: связный рассказ, ответына вопросы, краткий пересказ статьи с опорой на план; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства
| Подготовить выразительное чтение фрагмента сказания, передавая интонационно величественную простоту речи летописца и чувства, переживаемые участниками событий. Письменно ответить на вопросы(по выбору): в чем заключается мудрый совет старца; какой двойной смысл заложен во фразе: «Ибо мы имеем пищу от земли». Какие наставления (уроки) содержит сказание?
| Знать: определение понятий «древнерусская литература», «летопись»,«летописание»,«летописец», «сказание», исторические сведения о принятии на Руси христианства, характерные черты литературы Древней Руси, содержание статьи учебника; понимать значение летописи в формированиивсей русской литературы, насколько интересны летописи современному читателю; уметь отличать летописные сказания от произведений устного народного творчества
| Письменно ответить на вопрос: почему рассказ о частном, не самом выдающемся эпизоде нашей истории стал восприниматься как широкое
обобщение, событие, значение которого важно для всех времен?
Групповые задания: прочитать и подготовить устные сообщения
«Портрет Пушкина», «Пушкин и его друзья», «Царское Село», «Мой первый друг...», используя учебник, дополнительные материалы книги «Читаем, думаем, спорим...»
| ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА
| 6
| Произведения 18 века. Русская басня
| 1
| Усвоение новых знаний
| Комментированное чтение и обсуждение.
Работа над выразительным чтением басен.
| Выразительное чтение, сообщения учащихся по теме
| Знать понятие басня, структуру басни; художественные приёмы, используемые в баснях.
Уметь анализировать басню, определять проблематику произведения.
| Выразительное чтение басни Дмитриева
| 7
| И .А. Крылов «Осёл и Соловей»
| 1
| Комбинированный
| Комментированное чтение и обсуждение.
Работа над выразительным чтением басен.
| Выразительное чтение
| Знать понятие басня, структуру басни; художественные приёмы, используемые в баснях.
Уметь анализировать басню, определять проблематику произведения
| Наизусть басню
| 8
| Басни А.И. Крылова «Листы и Корни», «Ларчик»
| 1
| Комбинированный
| Комментированное чтение и обсуждение.
Работа над выразительным чтением басен. Инсценировка , чтение по ролям.
| Выразительное чтение, чтение наизусть
| знать понятие басня, структуру басни; художественные приёмы, используемые в баснях.
Уметь анализировать басню, определять проблематику произведения.
| Наизусть , инсценировка в парах
| 9
| Вн. чт. И.А. Крылов «Баснописец, каких не было».
| 1
| Внеклассное чтение
| Комментированное чтение и обсуждение.
Работа над выразительным чтением басен. Инсценировка , чтение по ролям.
| Инсценировка, сообщения
| Знать:
биографию И.А.Крылова;
жанровые признаки басни (мораль, аллегория, сатирическое изображение, олицетворение и др.);
термины (басня, аллегория, мораль, басенный стих);
Уметь:
работать со статьей учебника;
определять жанровые признаки басни;
рассказать о жизни и творчестве И.А.Крылова;
готовить сообщение по теме;
читать по ролям.
| Сообщение о Пушкине, групповая газета
| ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА
| 10
| А.С.Пушкин. Дружба в жизни поэта. Стихотворение «И.И. Пущину»
| 1
| Комбинированный
| Рецептивная: чтение статьи учебника, дополнительных материалов по теме, прослушивание стихотворения; репродуктивная: художественный или краткий пересказ истории создания стихотворения;продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворения, устное словесное описание репродукции; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование, установка ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ текста
| Ответить на вопрос: какие средства художественной изобразительности использует поэт, чтобы передать чувства лирического героя стихотворения? подготовьте выразительное чтение стихотворения.
| Знать: факты биографии А.С. Пушкина и периоды его творчества, историю создания стихотворения, посвященного лицейскому другу, художественные особенности жанра стихотворного послания, определение понятия «эпитет»; понимать, что светлое чувство дружбы – помощь в суровых жизненных испытаниях; уметь определять средства художественной выразительности и их роль, находить в стихотворении признаки жанра послания, прослеживать эволюцию чувств лирического героя
| Выучить стихотворение наизусть. Прочитать черновой вариант стихотворения «Узник». Ответить на вопрос: почему Пушкин изменил черновой вариант стихотворения?
| 11
| Стихотворение А.С. Пушкина «Узник»
| 1
| Комбинированный
| Рецептивная: прослушивание и восприятие стихотворения; репродуктивная: осмысление сюжета, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворения; поисковая: комментирование, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; исследовательская: сопоставление чернового варианта стихотворения с окончательной редакцией.
| Какие художественные средства помогают создать особый эмоциональный колорит стихотворения. Подготовить выразительное чтение стихотворения.
| Знать: факты биографии и творческой деятельности поэта, определение понятий «композиция», «интонация стихотворения»; понимать чувства и переживания лирического героя, вольнолюбивый характер стихотворения; уметь использовать «слово-образ», «контраст», «мотив неволи» при анализе стихотворения, определять
| Выучить стихотворение «Узник» наизусть.
Прочитать стихотворения «Зимнее утро», «Зимняя дорога»
| 12
| Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро»
| 1
| Комбинированный
| Рецептивная: чтение и восприятие стихотворения; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение, устное рисование; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки; исследовательская: сопоставление со стихотворением «Зимняя дорога»
| Сопоставить два стихотворения Пушкина, ответив на вопросы: каковы общие и своеобразные черты каждого из них? Каким настроением они проникнуты?
| Знать: какие художественные средства использует поэт, передавая приметы зимнего пейзажа
| Выучить наизусть стихотворение «Зимнее утро»
| 13
| Поэты пушкинской поры.
| 1
| Усвоение новых знаний
| Рецептивная: прослушивание стихотворений в исполнении мастеров художественного слова; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворений, устное словесное рисование;
поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос
| Ответить на вопросы: как поэт («Чудный град...»), а вслед за ним и чтец, передают легкость, зыбкость, изменчивость картин, создаваемых движением облаков? Меняются ли интонации при чтении строк о легких облаках, о бурной реке и ледоходе, о песне незримого жаворонка? Какой литературный прием помогает поэту сделать поэтические картины живыми, а все видимые предметы одухотворенными?
| Знать: определение понятий «эпитет», «метафора» «олицетворение», «инверсия», «интонация конца предложения»; понимать, что в стихотворении Е. Баратынского отражаются не только картины природы, но и душевное состояние человека, воспринимающего её; уметь определять выразительные средства языка, указывая их роль е контексте стихотворений, объяснять интонацию конца предложения, выразительно читать, передавая интонационно смену чувств, настроений поэта, легкость, зыбкость и изменчивость картин природы
| Написать мини-сочинение по данному началу: «Что с нею, что с моей душой?» - вопрошает поэт в финале стихотворения...» Дать ответ на этот вопрос
| |