Скачать 234.84 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» Институт филологии, культурологии и межкультурной коммуникации Кафедра риторики и межкультурной коммуникации РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАпо дисциплине «Новые технологии в преподавании русского языка». для специальности «050301.65 – Русский язык и литература» по циклу ОПД.Р.1 – Общепрофессиональные дисциплины, региональный компонент
Екатеринбург 2012 Рабочая программа по дисциплине «Новые технологии в преподавании русского языка» ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Екатеринбург, 2012. – 17 с. Составители: Быкова Г.И., канд. пед. наук, доцент кафедры риторики и межкультурной коммуникации, Смирнова Н.Л., канд. пед. наук, доцент кафедры риторики и межкультурной коммуникации Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры риторики и межкультурной коммуникации УрГПУ Протокол № № 11от 07.06.12 г. Зав. кафедрой_________А. П. Чудинов Директор ИФКиМК ___________ Н.И. Коновалова
Цели и задачи дисциплины Разработка и внедрение новых технологий обучения русскому языку является одной из задач, поставленных в связи с грядущим изменением содержания и форм среднего образования. Новые технологии обучения русскому языку – это целостное, конкретное, научно обоснованное, специальным образом организованная система обучения для достижения конкретных образовательных целей Цели дисциплины:
Задачи дисциплины:
Формы и методы реализации практического компонента дисциплины Программа предусматривает использование различных форм обучения: лекции, практические, занятия, а также самостоятельную работу студентов. Лекционный курс предусматривает рассмотрение наиболее сложных теоретических вопросов. На практических занятиях студенты могут применить свои теоретические и практические знания в решении частных вопросов. Рекомендации по формам контроля и организации самостоятельной работы В ходе изучения дисциплины для студентов очного и заочного отделения предусмотрена аттестация в форме зачета. Зачет состоит из практической части: активное участие в практических занятиях, грамотное составление конспектов урока, самостоятельное проведение уроков с применением новых нетрадиционных педагогических технологий обучения русскому языку. Для организации самостоятельной работы студентов очного и заочного отделения используются такие виды заданий, как написание конспектов урока, изучение теоретических вопросов, выносимых на практические занятия, а также изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы.
2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения
2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения
Перечень тем лекционных занятий 1. Новые технологии обучения русскому языку. Нетрадиционные педтехнологии. Программированное обучение. Новые информационные технологии обучения, их разработка и внедрение в практику школы. Цели и задачи применения новых технологий обучения русскому языку в связи с изменением содержания и форм среднего образования. Педагогическая технология как целостная, конкретная, научно-обоснованная, специальным образом организованная система обучения для достижения конкретной образовательной цели. Педагогическая технология детально, поэтапно обосновывает и разрабатывает не только цель обучения, но и содержание и средства обучения. Составные элементы технологии обучения: 1) четкое определение целей (промежуточных, конечных), достигаемых в результате применения технологии; 2) владение всеми видами содержания образования, над которыми ведется работа; 3) элементы, управляющие деятельностью обучаемого: вопросы, задания, алгоритмы, способы применения правил; 4) контрольно-отслеживающий блок(промежуточные, контрольные тесты); 5) элементы, стимулирующие деятельность школьников; 6) вариативные элементы, позволяющие индивидуализировать работу школьников (по объему, темпу, характеру и др.) Структура педагогической технологии: А) концептуальная основа; Б) содержательная часть обучения: - цели – общие и конкретные; - содержание учебного материала; В) процессуальная часть – технологический процесс: - организация учебного материала; - методы и формы учебной деятельности школьников; - деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; - диагностика учебного процесса. Уровни педагогической технологии Общепедагогический уровень – в этом значении педагогическая технология синонимична педагогической системе Частнометодический уровень – частнопредметная технология употребляется в значении «частная методика» Локальный уровень – технология отдельных частей учебно-воспитательного процесса Программированное обучение как четкий алгоритм учебных действий школьника. Информационные шаги. Учебные операции. Контроль и оценка выполнения учебных задач. Роль самопроверки при программированном обучении. Обучающие и контролирующие, игровые и комбинированные компьютерные программы по орфографии и пунктуации. Программированное обучение возникло в начале 50-х гг. XX века, когда американский психолог Б. Скиннер предложил повысить эффективность управления освоения материалом, построив его как последовательную программу подачи порций информации и контроля за их усвоением. В России разработчиками и пропагандистами программированного обучения были А.И. Берг, В.П. Беспалько, Н.Ф. Талызина. Идеи программированного обучения лежат в основе новых информационных (компьютерных) технологий. Целевые ориентации: - Улучшение всех свойств обучающей системы: научности, доступности, систематичности, диагностичности. - Эффективность обучения на основе научно разработанной программы. - Создание гибкой технологии, наилучшим образом учитывающей индивидуальные данные ребенка. - создание адаптирующихся (самонастраивающихся) программ обучения. Концептуальные основы - Теоретическую основу современного программированного обучения составляют психологические теории усвоения, кибернетика и теория учебной деятельности. - Программированное обучение – это самостоятельная работа учащихся над программированным материалом в условиях объективного контроля. - Программированное обучение – это управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (программированного учебника, электромеханического устройства или компьютера). - Программированный учебный материал представляет собой серию небольших порций учебной информации, предъявляемых учащимся в определенной логической последовательности. - Главная идея программированного обучения – управление обучением, учебными действиями ученика с помощью обучающей программы. - Разработка современных программ обучения основывается на теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина – Н.Ф. Талызиной, в которой выделены 3 элемента, определяющих учение: ориентировочная действий (ООД); исполнительные действия (ИД), коррекционно- контрольные действия (ККД). Принципы программированного обучения - Принцип деления материала на малые части (шаги). - Принцип обратной связи. Последовательность шаговых учебных процедур образует обучающую программу – основу технологии программированного обучения. - Принцип индивидуального темпа в обучении. - Принцип адаптации. Виды обучающих программ: 1. Линейная программа. Алгоритм. 2. Разветвленные программы. 3. Смешанное (комбинированное) программирование. Программированный контроль качества усвоения знаний учащихся Особенность программированного контроля – наличие программы контроля. Для объективизации контроля знаний учащихся в программированном контроле используются тесты различного уровня. Программированное обучение характеризуется тем, что расчленяет учебный процесс на шаги, связанные с определенными дозами информации, и имеет четкий алгоритм для выполнения каждого шага. Шаг включает информацию, задание для операции, контроль и оценку выполнения задания. Каждый шаг завершается самопроверкой, которая показывает учащемуся, усвоил ли он изучаемый материал. Если материал не усвоен, предусмотрен материал для коррекции этого шага. Учащийся может перейти к следующему шагу только при правильном выполнении каждого учебного действия. Для проверки результатов обучения активно используются разнообразные полуавтоматические устройства, например матрицы. Иными словами, главное отличие программированного обучения от традиционного — в программировании не только учебного материала, но и процесса его усвоения и контроля над этим усвоением. Программированное обучение позволяет индивидуализировать учебную работу. На сегодняшний день будущее программированного обучения состоит в широком использовании компьютерных программ. Каждый шаг программы при этом включает ознакомительную (теоретическую) и тренировочную (информационно-операционную) часть. Если тренировочное действие выполнено верно, программа предлагает перейти к следующему шагу. Если допущена ошибка, появляется кадр с наводящими вопросами или дополнительной информацией. Компьютерные программы бывают обучающими, информационными, контролирующими, игровыми и комбинированными. Перечень тем практических занятий 2. Проблемное обучение Идеи Л. Выготского в основе развивающего (проблемного обучения). Цели проблемного обучения: приобретение умений и навыков исследовательской деятельности. Создание проблемной ситуации (психологического состояния интеллектуального затруднения) у учащихся на уроке. Четыре уровня проблемного обучения (постановка проблемы и ее решение при активной работе учащихся; постановка проблемы учащимися и ее решение совместно с преподавателем; постановка проблемы преподавателем и совместное решение (с учащимися); постановка проблемы учащимися и самостоятельное решение. Целевые ориентации: - Приобретение (усвоение) ЗУН учащимися. - Повышение прочности знаний. - Усвоение способов самостоятельной деятельности (СУД). - Формирование поисковых и исследовательских умений и навыков. - Развитие познавательных и творческих способностей. Особенности содержания Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. Проблемные ситуации могут быть различными по характеру неизвестного, интересности содержания, уровню проблемности, виду рассогласования информации. В основе проблемного обучения лежит создание проблемной ситуации — психологического состояния интеллектуального затруднения, которое возникает у учащегося потому, что он не может решить проблему (задачу) известными ему способами. Выделяют четыре уровня проблемности в обучении:
Третий и четвертый уровни проблемности — это исследовательская работа. Они могут быть реализованы в высшей школе, в средней же школе работают преимущественно с первым и вторым уровнями. Второй уровень связан по большей части с деятельностью научных обществ учащихся и факультативов, а также с написанием рефератов и может быть использован в полной мере только в старшей школе, особенно в лицейских и гимназических классах. Целью проблемного обучения является приобретение умений и навыков исследовательской деятельности. Методические приемы создания проблемных ситуаций: - учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; - учитель излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; - учитель предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций.
Специфика ролевых игр. Создание игровой ситуации. Целевые ориентации: - Дидактические: расширение кругозора; познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; Развитие общеучебных умений и навыков. - Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности. - Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, фантазии, творческие способности, рефлексии, умения находить оптимальные решения. - Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптации к условиям среды; саморегуляция; обучение общению. Концептуальные основы - Психологические основы игровой деятельности опираются на фундаментальные основы потребности личности в самовыражении. - Игра – форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего личности. - Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка. - Игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов». (А.Н.Леонтьев). - Игра – школа жизни и практика развития детей. - Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте есть свои особенности. - Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, определяющим отношения между людьми, и, наконец, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми. Ролевые игры являются подготовительным этапом для деловых игр, в которых специалисты проигрывают разные профессиональные ситуации, не имеющие места в действительности, для прогнозирования их возможных результатов. Ролевые игры — это взаимодействие по принципу «что было бы, если бы...»: на занятии создается игровая ситуация, при которой между участниками группы распределяются определенные роли. В средней школе эта технология используется в первую очередь при обучении иностранным языкам (сценки «в магазине», «в автобусе», «на экскурсии» и др.). При обучении русскому языку ролевые игры могут быть активно использованы на уроках развития речи, риторики, при работе над стилями речи.
Модуль — это полный, логически завершенный блок учебной работы, в котором всё принимается во внимание: стартовый, промежуточный и итоговый уровни учащегося. Все показатели модуля известны учащемуся и оцениваются, составляя его рейтинг. Результат усвоения обычно оценивается тестом. Модульное обучение как полный, логически завершенный блок учебной работы. Стартовый, промежуточный и итоговый уровни знаний, умений и навыков учащихся. Рейтинг как показатель модуля. Тесты. Модуль – это логически выделенная в учебной информации часть, имеющая цельность и законченность в какой-либо логике и сопровождаемая контролем усвоения. Каждый модуль представляет собой совокупность взаимосвязанных заданий, которые целесообразно проводить последовательно. Тот или иной модуль может быть изъят или использован в зависимости от уровня подготовленности и запроса обучающихся. Содержание обучения состоит из системы моделей, количество которых определяется целями, глубиной, широтой познания предметной культуры. Целевые ориентации: - Освобождение учителя от чисто информационной функции в пользу консультационно-координирующей. - Создание условий для совместного выбора педагогом и учащимися оптимального пути обучения. - формирование умений самостоятельного учения, самообразования. - Развитие рефлексивных умений учащихся. - Создание для учащихся адаптивного развивающего образовательного пространства. - Формирование профессиональной компетентности специалиста. - Формирование критического мышления. Концептуальные основы - Алгоритмизация учебной деятельности. - Принцип модульности – структуризация содержания образования на обособленные законченные части. - Согласованность и завершенность всех этапов познания. - Укрупнение блоков теоретического материала. - Принцип дифференциации и индивидуализации. - Деятельностный подход: реализации всей структуры деятельности. - Синергетический подход: самоорганизация и саморазвитие учащихся. - Системный подход: познание мира как системы систем. - Принцип сотрудничества ученика с учителем. - Дедуктивная логика подачи материала вмодуле6 переходит от всеобщего к общему и единому. - Опережающее изучение теоретического материала. - Сжатие учебной информации (обобщение, укрупнение, систематизация, генерация). - Гибкость (динамичность) – способность оперативно реагировать и мобильно адаптироваться к изменяющимся социально-педагогическим условиям (социальному заказу). - Принцип когнитивной визуализации: передача информации одновременно на 4 кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном. - Выбор индивидуального темпа продвижения по программе и саморегуляции своих учебных достижений. - Принцип осознанной перспективы (мотивации). Особенности содержания и структуры Блочные структуры Блок учебного материала – это часть учебного материала. Выделенная по какому-либо признаку. Блочное обучение – осуществляется на основе реконструирования учебного материала в блоки, обеспечивающие ученикам возможность сознательно выполнять разнообразные интеллектуальные функции и использовать приобретаемые знания и умения при решении учебных задач. 5. Суггестивное обучение Вальдорфская педагогика (технология образования) Исследование болгарского психиатра Г. Лозанова. Суггестивное обучение как обучение на основе общей релаксации (расслаблении) учащихся. Изучение материала крупными блоками. Эмоциональная сфера учащихся и ее связь с повышенной мотивацией учения. Проблема прочности и долговечности полученных знаний и умений. Вальдорфская педагогика (технология образования) Труды немецкого ученого Р. Штейнера, последователя натурфилософии Гете. Идея первостепенного развития чувств, художественного вкуса, умения творчески созидать на основе знания природы. Особенность учебных планов и оценки знаний, умений и навыков учащихся. Словесная, содержательная, оценочная характеристика. Особенность расписания вальдорфской школы. 6. Педагогическая система В.Ф. Шаталова Отличительные черты педагогической системы Шаталова: обучение крупными блоками, Особенность объяснения базовых понятий. Блок-схема, опорные конспекты, блок-символ. Развитие зрительной памяти. Принцип поурочного балла – принцип «открытой перспективы». 7. Интегральное обучение Суть интегрального обучения: комплексное рассмотрение каждой темы, общее и различное языковое явление. Слабая разработанность технологий интегрального обучения на уроках русского языка. Интегральное образование в основе «глобального образования». Специфика работы Центра глобального образования. Практическая часть
4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Контрольные работы и задания по самостоятельной работе Примерные задания 1. Обобщите материал по теме «Новые технологии обучения русскому языку. Нетрадиционные педтехнологии. Программированное обучение». Составьте план. 2. Используя литературу по теме, составьте тематический план на одну из тем: «Проблемное обучение», «Ролевые игры», «Модульное обучение» и др. 3. Продемонстрируйте на конкретных примерах, как реализуется в технологии (технология по выбору) идея развивающего обучения, как решаются воспитательные задачи. 4. Приведите фрагмент урока изучения нового материала (технология по выбору). 5.Приведите фрагмент урока закрепления изученного материала (технология по выбору). 6. Приведите фрагмент урока контроля знаний (технология по выбору). 7. Составьте план проведения внеклассного мероприятия по русскому языку (технология, тематика по выбору). 5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Студент, изучивший дисциплину, должен знать:
Студент, изучивший дисциплину, должен уметь:
6.1. Рекомендуемая литература Основная
Дополнительная
6.2. Информационное обеспечение дисциплины
Быкова Галина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры риторики и межкультурной коммуникации Смирнова Наталья Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры риторики и межкультурной коммуникации РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Новые технологии в преподавании русского языка». для специальности «050301.65 – Русский язык и литература» по циклу ОПД.Р.1 – Общепрофессиональные дисциплины, региональный компонент Подписано в печать __________. Формат 60х84/16 Бумага для множительных аппаратов. Усл. печ. л. ___ Тираж _____экз. Заказ __________ Уральский государственный педагогический университет 620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26. |
Обучение сочинению-рассуждению Прошедший в стране Год русского языка потребовал от нас, учителей-словесников, большей инициативы, поисков новых, эффективных путей... | О преподавании русского языка в 2011-2012 учебном году Он предъявляет новые требования к выпускнику современной школы, к тем его качествам, которые призвана развить и сформировать школа.... | ||
Тема Сроки обучения В программе: современные педагогические технологии в преподавании русского языка и литературы и современные методы оценки личностных,... | О преподавании русского языка и литературы в 2010-2011 учебном году Целью курса русского языка является формирование у школьников коммуникативных умений (в устной и письменной формах), необходимых... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: способствовать более глубокому осмыслению процессов, явлений и форм современного русского языка с точки зрения их возникновения,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В настоящее время востребован учитель, умеющий решать задачи обучения и воспитания в условиях стремительно меняющегося окружающего... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Как отмечено в Федеральной целевой программе «Русский язык»: «для современной языковой ситуации характерно развитие процессов, которые... | Решение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2013 г г. Аннотированная... Цель: способствовать более глубокому осмыслению процессов, явлений и форм современного русского языка с точки зрения их возникновения,... | ||
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского... | Программа ммо учителей русского языка и литературы Серпуховского муниципального района Тема: «Инновационные технологии и методики преподавания русского языка и литературы» | ||
Тема: «Формирование коммуникативных навыков старшеклассников на уроках русского языка» Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка в школе. Во главу угла ставится не только... | Урока. Постановка учебной задачи Урок русского языка в 6 классе по технологии введения нового знания (автор – Л. Г. Петерсон) по теме “Одна и две буквы н в суффиксах... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Правопорядок и безопасность Дагестана» 21. 01. 2014г. Гуо г. Махачкалы, на базе мбоу «Гимназия №17» проведен семинар для учителей... | Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский язык»... В 2012/2013 уч г cохраняют силу основные положения о преподавании русского языка на основе федерального компонента государственного... | ||
Урок русского языка по теме: «имя прилагательное» Технологии: элементы игровой технологии, элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения | Уроки русского языка и литературы: игровые технологии как средство... Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Екатерина Николаевна Артемьева, я учитель русского языка и литературы, стаж моей работы... |