^ ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ (9ч)
|
Раздел 1. «Россия – Родина моя» 5 ч
Содержание:
Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов.
Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.
Лирическая и патриотическая темы в русской классике.
Задачи:
знакомство детей с особенностями русской музыкальной культуры,
обобщение и систематизация уже имеющегося музыкального опыта,
формирование общечеловеческих нравственных ценностей,
эстетическое развитие
воспитание патриотизма.
|
№
№
|
Тема урока
Используемый муз. материал.
Песни.
|
Работа с понятиями
|
Оборудование
|
1
|
^ Мелодия. Ты запой мне эту песню.
Песня о России. Ты река ли моя реченька. Россия.
|
Мелодия. Песня. Куплетная форма.
|
Аккордеон, магнитофон, фортепиано,
фонотека, ноутбук.
C:\Уроки музыки\4 класс\1 урок Мелодия. Ты запой мне эту песню
|
2
|
^ Чего не выразишь словами. Как сложили песню
.Рахманинов. Вокализ. В исполнении Козловского, оркестра.
|
Декламация, речитатив. Вокализ. Куплетная форма.
|
Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека, ноут.
C:\Уроки музыки\4 класс\2 урок Чего не выразишь словами. Как сложили песню
|
3
|
^ Ты откуда, русская, зародилась музыка
Фрагменты русских народных песен разных жанров.
|
Жанры народных песен: колыбельная, трудовая, хороводная, лирическая, солдатская, плясовая.
|
Аккордеон, магнитофон, фортепиано,
фонотека. C:\Уроки музыки\4 класс\3 урок Ты откуда, русская, зародилась музыка
|
4
|
^ Патриотическая тема в русской песне.
.Прокофьев. Из кантаты «Александр Невский».
|
Кантата для меццо-сопрано, хора и оркестра.
|
Аккордеон, магнитофон, фортепиано,
фонотека,
C:\Уроки музыки\4 класс\4 урок Я пойду по полю белому. На великий праздник собралась Русь
|
5
|
^ Патриотическая тема в русской классике.
С.Прокофьев. Из кантаты «Александр Невский». Вставайте, люди русские! Мёртвое поле. Ледовое побоище.
|
Кантата
|
Аккордеон, магнитофон, фортепиано,
фонотека,
C:\Уроки музыки\4 класс\5 урок Святые земли русской
|
Раздел 3. «О ^ России петь – что стремиться в храм» 4 ч
Содержание:
Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви – Пасха.
Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.
Задачи:
знакомство детей с духовными традициями России,
формирование общечеловеческих нравственных ценностей,
эстетическое развитие.
|
6
|
Святые земли Русской: князь Владимир, княгиня Ольга. Стихира. Величание.
Земле русская. Стихира русским святым. Глинка Славься.
|
Стихира. Величание.
|
Аккордеон, магнитофон, фортепиано,
фонотека. Ноутбук.
|
7
|
^ Святые земли Русской: Илья Муромец. Былина.
А.Бородин. Симфония №2.(«Богатырская»)
Былина об Илье Муромце. Мусоргский картинки с выставки. Богатырские ворота.
|
Симфония. Былина.
|
Аккордеон, магнитофон, фортепиано,
фонотека, ноутбук.
C:\Уроки музыки\4 класс\6 урок Святые земли русской. Илья Муромец, князь Владимир, княгиня Ольга
|
8
|
^ Создатели славянской письменности - Кирилл и Мефодий. Гимн.
Гимн Кириллу и Мефодию.
|
Гимн. Величание.
|
Аккордеон, магнитофон, фортепиано,
фонотека. Ноутбук. C:\Уроки музыки\4 класс\7 урок Кирилл и Мефодий
|
9
|
^ Покров - Осенины. Фольклорный праздник
Дождик. Плетень. Дождь.
|
Трезвон.
|
Аккордеон, магнитофон, фортепиано,
фонотека, ноутбук. C:\Уроки музыки\4 класс\9 урок Покров - Осенины. Фольклорный праздник
|
Вторая четверть 7ч
Раздел 2. «^ День, полный событий» 7 ч
Содержание:
«В краю великих вдохновений…» Один день с А.С. Пушкиным.
Музыкально-поэтические образы.
Задачи:
Расширение представлений детей о выразительности и изобразительности в музыке,
обобщение и систематизация уже имеющегося музыкального опыта,
формирование общечеловеческих нравственных ценностей,
эстетическое развитие
|
10
|
^ Приют спокойствия, трудов и вдохновенья
Г.Свиридов. Осень. Пастораль. П.Чайковский. Времена года. Осенняя песнь.
|
Пастораль. Лирика в поэзии и музыке.
|
Аккордеон, магнитофон, фортепиано,
фонотека. C:\Уроки музыки\4 класс\10 урок Приют спокойствия, трудов и вдохновенья
|
11
|
^ Один день с А.С.Пушкиным. Зимнее утро
П.Чайковский. Зимнее утро. В.Шебалин. Зимняя дорога.
П.Чайковский. Времена года. У камелька.
|
Выразительность. Изобразительность. Музыкальное прочтение стихотворения.
|
Аккордеон, магнитофон, фортепиано,
фонотека. Ноутбук. C:\Уроки музыки\4 класс\11 урок Зимнее утро
|
12
|
^ Зимний вечер. «Что за прелесть эти сказки!»
Зимний вечер. В исп. Лемешева, Покровского.
Н.Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане».
|
Музыкальная живопись.
|
Аккордеон, магнитофон, фортепиано,
фонотека. C:\Уроки музыки\4 класс\12 урок Зимний вечер. Что за прелесть эти сказки композитов
|
13
|
^ Приют, сияньем муз одетый
Признанье. Я вас любил. Я помню чудное мгновенье.
|
Музыкальная живопись. Регистры. Тембры. Романс.
|
Аккордеон, магнитофон, фортепиано,
фонотека. C:\Уроки музыки\4 класс\13 урок Приют, сияньем муз одетый
|
14
|
^ Музыка ярмарочных гуляний. Народные песни, наигрыши. Обработки народной музыки.
П.Чайковский. Хор из оперы «Евгений Онегин». Девицы, красавицы. Уж как по мосту, мосточку.
|
Жанры народной музыки: хороводные и плясовые песни. Обработка русской народной песни.
|
Аккордеон, магнитофон, фортепиано,
фонотека. Портрет
П. Чайковского
|
15
|
^ Музыкальные инструменты России. Оркестр русских музыкальных инструментов
Фрагменты звучания инструментов. Уж как по лугу. Уральская плясовая.
|
Балалайка, бубен, арфа, гусли, колокольчик, колокол.
|
Аккордеон, магнитофон, фортепиано,
фонотека C:\Уроки музыки\4 класс\15 урок Музыкальные инструменты России. Оркестр русских музыкальных инструментов
|
16
|
^ От Рождества до Крещения
Христос родился. Щедрик. Колядки. «Хожу я гуляю» святочная песня.
|
|
Аккордеон, магнитофон, фортепиано,
фонотека. C:\Уроки музыки\4 класс\16 урок От Рождества до Крещения
|
^ ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ (10ч)
|
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» 5 ч
Содержание:
Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов.
Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания,
сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр
русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке.
Праздники русского народа – Троицын день.
Задачи:
знакомить детей с особенностями русского фольклора,
формирование общечеловеческих нравственных ценностей,
эстетическое развитие,
воспитание бережного отношения к истории Родины.
|
17
|
Народная песня – летопись жизни народа, её интонационная выразительность.
^ П.Чайковский. Концерт №1 для фортепиано с оркестром. Г.Свиридов. Ты воспой, жавороночек.
|
Народные песни. Музыка в народном стиле.
|
Аккордеон, магнитофон, фортепиано,
фонотека. Портрет
П. Чайковского
|
18
|
Народная песня – летопись жизни народа, её интонационная выразительность.
^ Русские народные наигрыши. Русская народная песня.
Светит месяц.
П.Чайковский. Камаринская. Мужик на гармонике играет.
Н.Римский-Корсаков. Пляска скоморохов.
|
Балалайка. Гармонь. Баян. Оркестр русских народных инструментов.
|
Аккордеон, магнитофон, фортепиано,
фонотека.
|
19
|
Мифы, легенды и предания, сказки о музыке и музыкантах.
|
|
Аккордеон, магнитофон, фортепиано,
фонотека.
|
20
|
Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Форма вариаций.
^ Русские народные наигрыши. Русская народная песня.
Светит месяц.
П.Чайковский. Камаринская. Мужик на гармонике играет.
Н.Римский-Корсаков. Пляска скоморохов.
|
Вариации.
|
Аккордеон, магнитофон, фортепиано,
фонотека. Портрет П. Чайковского
|
21
|
Праздники русского народа: Троицын день. «Троица» А.Рублёва.
^ П.Чайковский. Симфония №4.
|
Народный праздник. Обычаи. Обряды. Вторая жизнь народной песни.
|
Аккордеон, магнитофон, фортепиано,
фонотека. Портрет П. Чайковского
|
Раздел 5. «В концертном зале» 3ч
Содержание:
Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки.
Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты.
Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Задачи:
расширять представления учащихся о жанрах: симфоническая сюита, симфония, песня, романс, вокализ, полонез, мазурка, вальс.
формирование общечеловеческих нравственных ценностей,
эстетическое развитие,
воспитание внимательного слушателя.
|
22
|
.Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Музыкальные инструменты: виолончель. Симфонический оркестр.
^ А.Бородин. Ноктюрн. Из струнного квартета №1.
П.Чайковский. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром.
М.Мусоргский. Старый замок.
|
Струнный квартет. Ноктюрн. Музыкальная форма: вариации. Штрихи: легато, стаккато, акценты. Сюита. Старинная музыка. Симфонический оркестр. Дирижер.
|
Аккордеон, магнитофон, фортепиано,
фонотека. Портрет П. Чайковского
|
23
|
Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки.
^ С. Рахманинов. Сирень.
Ф.Шопен. Полонез №3. Вальс №10. Мазурка ля минор. Мазурка фа мажор. Мазурка си-бемоль мажор.
|
Музыкальные жанры: песня, романс, вокализ, полонез, мазурка, вальс. Сопрано. Формы музыки: трёхчастная, куплетная.
|
Аккордеон, магнитофон, фортепиано,
фонотека. Портрет П. Чайковского
|
24
|
Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки.
^ .Бетховен. Соната №8. «Патетическая». П.Чайковский. Времена года. Баркарола.
М.Глинка. Арагонская хота.
|
Музыкальный жанр: соната. Жанры камерной музыки: романс, баркарола. Симфоническая увертюра.
|
Аккордеон, магнитофон, фортепиано,
фонотека. Портрет П. Чайковского
|
Раздел 6. «В музыкальном театре» 5 ч
Содержание:
Линии драматургического развития в опере. Основные темы – музыкальные
характеристики действующих лиц. Вариационность. Восточные мотивы в
творчестве русских композиторов. Орнаментальная мелодика.
Жанры «лёгкой» музыки. Оперетта. Мюзикл.
Задачи:
расширять представления учащихся об опере, мюзикле, оперетте.
формирование общечеловеческих нравственных ценностей,
эстетическое развитие,
воспитание бережного отношения к культурному наследию Родины.
|
25
|
Драматургическое развитие в опере и балете.
^ М.Глинка. Опера «Иван Сусанин». Полонез. Краковяк. Вальс. Мазурка.
|
Музыкальный образ. Танцы: полонез, мазурка. Музыкальная драматургия. Контраст.
|
Аккордеон, магнитофон, фортепиано,
фонотека. Портрет М. Глинки
|
26
|
Драматургическое развитие в опере и балете.
^ М.Глинка. Опера «Иван Сусанин». Сцена Сусанина с поляками.
|
Ария. Речитатив.
|
Аккордеон, магнитофон, фортепиано,
фонотека. Портрет М. Глинки
|
^ ЧЕТВЁРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ 8ч)
|
27 28
|
Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.
М.Мусоргский. Из оперы «Хованщина». Пляска персидок. М.Глинка. Опера «Руслан и Людмила». Персидский хор. А.Хачатурян. Балет «Гаяне». Колыбельная. Танец с саблями.
|
Восточные интонации. Вариации. Орнамент. Контрастные образы.
|
Аккордеон, магнитофон, фортепиано,
фонотека. Портрет М. Глинки
|
29
|
Оперетта. Мюзикл.
^ И.Штраус. Оперетта «Летучая мышь». Вальс.
Ф. Лоу. Мюзикл «Моя прекрасная леди». Я танцевать могу. С.Рахманинов. Прелюдия для ф-но.
|
Оперетта. Мюзикл.
|
Аккордеон, магнитофон, фортепиано,
фонотека. Портрет М. Глинки
|
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» 5ч
Содержание:
Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей.
Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов.
Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трёхчастная,
сонатная). Авторская песня. «Восток» в творчестве русских композиторов.
Задачи:
учить детей анализировать творчество разных композиторов,
формирование общечеловеческих нравственных ценностей,
эстетическое развитие,
воспитание внимательного слушателя.
|
30
|
Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах.
Ф.Шопен. Прелюдия №7 для ф-но.
Прелюдия для ф-но № 20.
|
Музыкальный жанр: прелюдия. Форма музыки: трёхчастная. Развитие музыкального образа.
|
Аккордеон, магнитофон, фортепиано,
фонотека. Портрет Ф. Шопен
|
31
|
Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Мастерство исполнителей.
^ Ф.Шопен. Этюд №12 «Революционный».
И.С.Бах. Шутка.
В.А.Моцарт. Симф. соль минор.
Л.Бетховен. Патет. соната.
Э.Григ. Утро.
|
Музыкальный жанр: этюд.
|
Аккордеон, магнитофон, фортепиано,
фонотека. Портреты композиторов
|
32
|
Мастерство исполнителей. Музыкальные инструменты: гитара. Авторская песня.
^ Вариации на тему русской народной песни. Тонкая рябина. Г.Кулешев-Безбородко. Что ты клонишь над водами.
И.-С.Бах. Чакона.
Дж. Рейнхардт. Джазовая импровизация. К Жако.
|
Многообразие жанров музыки. Композитор. Исполнитель. Слушатель. Обработка. Переложение. Импровизация. Авторская песня. Романс.
|
Аккордеон, магнитофон, фортепиано,
фонотека
|
33
|
Музыкальные сказки. Музыкальная живопись. Формы музыки.
^ Н.Римский-Корсаков. «Шехеразада».
|
Оперы. Музыкальная сказка. Музыкальная живопись.
|
Аккордеон, магнитофон, фортепиано,
фонотека. Портрет Н. Римского-Корсакова
|
34
|
Обобщение музыкальных впечатлений учащихся начальной школы.
^ М.Мусоргский. Вступление к опере «Хованщина».
|
Симфоническая картина.
|
Аккордеон, магнитофон, фортепиано,
фонотека. Портрет
|