Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (2004г) и примерной программы основного обшего образования по русскому языку к учебникам для 5-11 классов (авторы: Тростецова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М.; научн. Ред. Н.М. Шанский. Русский язык.9 класс.- 7-е изд.-М.: Просвещение, 2010). Программа рассчитана на 72 часа (2 часа в неделю) в группах заочной формы обучения.
Цели обучения русскому языку на базовом уровне:
Курс русского языка в 9 классе направлен на достижение следующих целей:
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому воздействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка, о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.
В результате изучения русского языка в 9 классе у учащихся должны:
знать\понимать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение:
фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полног или сжатого пересказа;
формулировать вопросы по содержанию текста;
замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
говорение и письмо:
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного те
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства
УЧЕБНАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М.; научн. Ред. Н.М. Шанский. Русский язык.9 класс .- 7-е изд.-М.: Просвещение, 2010.
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А.. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2004.
Агреенко Ф. Л., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. - М:. Русский язык, 1984.
Букчина Б. З., Калакуцкая Л. П. Слитно или раздельно? - М:. Русский язык, 1982.
Граудина Л. К., Ицкович В.А., Катлинская Л. П. Грамматическая правильность русской речи. - М: Наука, 1976.
Краткий словарь трудностей русского языка. - М:. Изд. Моск. университета, 1968.
Лебедев Н.М.. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. – М.: Просвещение, 2003.
Пустовойт П. Г. От слова к образу. - Киев: Радянська школа, 1974.
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М:. Книга, 1978.
Словарь лингвистических терминов. - М:. Сов энциклопедия, 1966.
Словарь русского языка: В 4 т./АН СССР. - М:. Русский язык, 1981 -1984.
Шанский Н. М. В мире слов. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978.
Александрова З. Е. Словарь синонимов - М:. Сов энциклопедия, 1969.
Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. - М:. Сов энциклопедия, 1974.
Баранов М.Т.. Школьный орфографический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 2005.
Булыко А.Н. Современный словарь иностранных слов. - М:, Мартин, 2006.
Вартанян Эд. Путешествие в слово. - М:. Сов. Россия, 1975.
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М:, Русский язык, 1981-1982.
Даль В. И. Пословицы русского народа. - М.: Гослитиздат, 1957.
Книга о русском языке./ Отв. редактор И. С. Ильинская. - Знание, 1969.
Краткий словарь современных понятий и терминов. - М:, Республика, 1995.
Краткий этимологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1971.
Львов М. Р.Словарь антонимов русского языка. - М:. Русский язык, 1978.
Откупщиков Ю. В. К истокам слова. – М.: Просвещение, 1976.
Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М:, Гос. изд. иностранных и национальных словарей, 1953.
Тимофеев Б. Правильно ли мы говорим? - Лениздат: 1963.
Успенский Л. Ты и твое имя. Имя дома твоего. Ленинград: Детская лит., 1972.
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. - М:, Прогресс,
Фразеологический словарь русского языка. - М:. Русский язык, 1978.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. РАЗДЕЛ 1.
ТЕМА: ВВЕДЕНИЕ. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ (15ч.)
Ученик должен знать:
формы существования национального русского языка, понимать его неоднородность, сферу функционирования, общенародного разговорного языка, знать группы просторечной лексики, источники обогащения лексики литературного языка (территориальные и социальные диалекты);
стили речи, сферу их употребления;
задачи речи, языковые средства, характерные для каждого стиля. Основные жанры стилей.
Уметь:
создавать устное монологическое высказывание на учебные, социально-бытовые, вести диалог, владеть основными нормами построения устного и письменного высказывания, правильной и выразительной интонацией;
производить структурно-смысловой анализ предложений, различать изученные виды простых предложений, интонационно выразительно читать, составлять схемы, расставлять знаки препинания, умело пользоваться синтаксическими синонимами;
опознавать предложения с обособленными членами, интонационно выразительно их читать, конструировать предложения со схемами, использовать их в речи;
Содержание учебной информации
| Роль языка в мировом пространстве. Официальные и рабочие языки ООН. Место русского языка в мире по включению его в клуб мировых языков .Язык- важнейшее средство общения.
Разновидности речевого общения, их особенности. Стили речи. Сфера употребления, задачи речи, языковые средства, характерные для каждого стиля. Основные жанры стилей.
Синтаксис и пунктуация простого предложения. Способы выражения главных членов предложения. Виды предложений по наличию главных членов -о\с, д\с. Понятие о неполных предложениях.
Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Однородные члены, связанные сочинительными союзами; обобщающие слова и знаки препинания при них.
Обособленные второстепенные члены предложения. Постановка знаков препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями.
Понятие о прямой и косвенной речи. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Строение предложений с прямой речью. Замена прямой речи косвенной. Понятие о цитатах, способы цитирования. Постановка знаков препинания при цитировании.
|
РАЗДЕЛ 2.
ТЕМА: СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (50ч.)
Ученик должен знать:
классификацию сложных предложений;
основные группы СПП по значению и союзам;
структуру сложного предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи, разное сочетание видов связи;
Уметь:
различать изученные виды предложений;
определять средства связи частей сложного предложения, пунктуационно оформлять их;
разграничивать сложные предложения разных типов;
строить предложения с заданной конструкцией;
производить синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений;
отличать подчинительные союзы от союзных слов;
Содержание учебной информации
| Сложное предложение как единица синтаксиса. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства связи между частями сложного предложения.
Типы сложных предложений. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного. Знаки препинания в союзных и бессоюзных предложениях.
Сложносочинённые предложения. Строение ССП, средства связи частей ССП, разновидности смысловых отношений между частями ССП. Роль соединительных, разделительных и противительных союзов в ССП, знаки препинания в нём. Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом.
Сложноподчинённые предложения. Понятие о СПП, строение СПП, место придаточного предложения по отношению к главному, средства связи его частей. Знаки препинания в нём. Союзы и союзные слова в СПП. Знаки препинания при них. Особенности присоединения придаточных предложений к главному. Виды придаточных в СПП.
Бессоюзное сложное предложения, их грамматические признаки. Смысловые отношения между частями в БСП. Знаки препинания в БСП.
Структура сложного предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи, разное сочетание видов связи.
|
РАЗДЕЛ 3 .
ТЕМА: ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ (7ч.)
Ученик должен знать: Уметь:
делать по плану сообщение о звуках речи, об особенностях произношения гласных и согласных звуков, из вариантов ударения выбирать правильный, соотносить звук и букву на письме, выразительно читать тексты;
толковать лексическое значение слов известными способами, использовать морфемный и словообразовательный анализ слов для правильного правописания, производить синонимическую замену слов, употреблять в речи синонимы, антонимы, фразеологизмы;
распознавать изученные части речи на основе общего (грамматического) значения, морфологических признаков синтаксической роли; использовать в речи, соблюдая нормы, делать правильный выбор орфограмм, написание которых зависит от морфологических условий;
обнаруживать орфограммы, группировать их, объяснять их правописание в виде рассуждения (устно), письменно объяснять с помощью графических символов; правильно и выразительно читать предложения разных синтаксических конструкций, определяя функцию знаков препинания в предложении.
Содержание учебной информации
| Звуки русского языка, их классификация. Смыслоразличительная роль звука.
Основные способы объяснения лексического значения. Определение основных способов словообразования.
Морфемы, передающие информацию о слове. Правописание морфем с опорой на морфемно - словообразовательный анализ.
Употребление частей речи. Соблюдение норм русского языка. Орфограммы, выбор которых зависит от морфологических условий.
Возможности орфографии в точной передаче смысла речи. Виды связи слов в предложении. Функции знаков препинания.
|
Тематический план по русскому языку в 9 классе.
Наименование раздела программы
|
Наименование тем
| Количество часов на раздел
|
| всего
| из них:
| тео
рия
| к.р.
| р.р.
| ВВЕДЕНИЕ. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ
| Международное значение русского языка. Устная и письменная речь. Монолог и диалог. Стили и типы речи. Простое предложение и его грамматическая основа.
Односоставные предложения. Неполные предложения. Однородные члены предложения. Предложения с обособленными членами. Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями. Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Цитаты. Способы цитирования. Пунктуация при цитировании.
| 15
| 12
| 1
| 2
| СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
| Сложное предложение. Основные виды сложных предложений. Союзные и бессоюзные предложения.
Сложносочинённые предложения.
Сложноподчинённые предложения.
Строение сложноподчинённого предложения, средства связи его частей. Знаки препинания в СПП. Подчинительные союзы и союзные слова в СПП.
Роль указательных слов в СПП. Строение СПП с указательными словами.
Виды придаточных предложений. СПП с придаточными определительными.
СПП с несколькими придаточными. Типы соединения придаточных в СПП. Знаки препинания в них.
Бессоюзные сложные предложения. Интонация в БСП. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
Тире в бессоюзном сложном предложении.
Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.
| 50
| 39
| 3
| 8
| ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ
| Фонетика и графика.
Лексикология (лексика) и фразеология.
Морфемика. Словообразование.
Морфология.
Синтаксис. Орфография. Пунктуация.
| 7
| 6
| 1
| 0
| ИТОГО
|
|
72
|
57
|
5
|
10
|
Тематическое планирование по русскому языку в 9 классе.
№ урока
|
Тема урока
|
Элементы содержания урока
| Учебно-методический материал
| 1
| Международное значение русского языка.
| Роль языка в мировом пространстве. Официальные и рабочие языки ООН. Место русского языка в мире по включению его в клуб мировых языков. Язык - важнейшее средство общения.
| Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М.; научн. Ред. Н.М. Шанский. Русский язык.9 класс
Стр.3-6
| Повторение изученного в 5-8 классах.
|
|
| Упр.7,9,15.
| 2
| Устная и письменная речь. Монолог и диалог.
| Разновидности речевого общения, их особенности.
| Пар.1-2
| 3-4
| Стили и типы речи.
| Стили речи. Сфера употребления, задачи речи, языковые средства, характерные для каждого стиля. Основные жанры стилей.
| Пар. 3
| 5
| Простое предложение и его грамматическая основа.
| Синтаксис и пунктуация простого предложения. Способы выражения главных членов предложения. Виды предложений по наличию главных членов -о\с, д\с.
| Пар.4
| 6
| Односоставные предложения. Неполные предложения.
| Виды односоставных предложений. Понятие о неполных предложениях.
| Пар.4
| 7-8
| Однородные члены предложения.
| Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Однородные члены, связанные сочинительными союзами; обобщающие слова и знаки препинания при них.
| Пар.4
| 9
| Предложения с обособленными членами.
| Обособленные второстепенные члены предложения.
| Пар.5
| 10
| Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями.
| Постановка знаков препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями.
| Пар.6
| 11-12
| Р.р. Изложение с продолжением «Осень».
| Пересказать текст, а затем написать свой о том, как вы встречаете осень в вашей местности. Любите ли вы это время года?
|
| 13
| Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.
| Понятие о прямой и косвенной речи. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Строение предложений с прямой речью. Замена прямой речи косвенной.
| Работа с текстами.
| 14
| Цитаты. Способы цитирования. Пунктуация при цитировании.
| Понятие о цитатах, способы цитирования. Постановка знаков препинания при цитировании.
| Работа с текстами.
| 15
| Контрольный диктант «Малиновые горы».
| Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков.
|
| Сложное предложение
| 16
| Анализ диктанта. Сложное предложение. Основные виды сложных предложений.
| Работа над ошибками. Сложное предложение как единица синтаксиса. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства связи между частями сложного предложения.
| Пар.7
| 17
| Союзные и бессоюзные предложения.
| Типы сложных предложений. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного. Знаки препинания в союзных и бессоюзных предложениях.
| Пар.8
| Сложносочинённые предложения.
| 18
| Строение сложносочинённого предложения.
| Понятие о сложносочинённом предложении. Строение ССП, средства связи частей ССП, разновидности смысловых отношений между частями ССП.
| Пар. 7-8
| 19
| Сложносочинённое предложение с соединительными, разделительными и противительными союзами. Знаки препинания в нём.
| Роль соединительных, разделительных и противительных союзов в ССП, знаки препинания в нём.
| Пар. 9
| 20
21
| Разделительные знаки препинания между частями ССП с общим второстепенным членом.
| Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом.
| Пар.
| 22
23
| Синтаксический и пунктуационный разборы ССП.
| План синтаксического и пунктуационного разборов ССП.
| Пар.
| 24
| Контрольная работа по теме: «Сложносочинённое предложение».
| Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков.
|
| 25-26
| Р р. изложение «Милосердие».
| Изложение текста (подробно)
|
| Сложноподчинённые предложения.
| 27-28
| Анализ контрольной работы. Строение сложноподчинённого предложения, средства связи его частей. Знаки препинания в СПП.
| Работа над ошибками. Понятие о СПП, строение СПП, место придаточного предложения по отношению к главному, средства связи его частей. Знаки препинания в нём.
| Пар. 18-19
| 29
30
| Подчинительные союзы и союзные слова в СПП.
| Союзы и союзные слова в СПП. Знаки препинания при них.
| Пар. 20
| 31 32
| Роль указательных слов в СПП. Строение СПП с указательными словами.
| Особенности присоединения придаточных предложений к главному.
| Пар. 21
| 33 34
| Р. р. изложение «Кот Мордан».
| Изложение текста (сжато). Заголовок. Тема, основная мысль текста. Элементы сочинения.
|
| 35 36
| Виды придаточных предложений. СПП с придаточными определительными.
| Придаточные определительные содержат характеристику предмета или явления, названного в главном предложении, и отвечают на вопрос какой?
| Пар. 22
| 37
| СПП с придаточными изъяснительными.
| Придаточные изъяснительные относятся к членам главного предложения со значением речи, мысли, чувства или состояния, требующим обязательного распространения, изъяснения.
| Пар. 23
| 38
39
| СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени и места.
| Виды придаточных обстоятельственных. Простые и составные союзы в СПП с придаточными обстоятельственными. Синонимия простых и сложных предложений. СПП с придаточными времени и места.
| Пар. 24-25
| 40
41
| СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия.
| Структура СПП с придаточными условия, причины, уступки, цели и следствия и их отличие от других видов. Знаки препинания в СПП. Стилистические особенности союзов, связывающие придаточные предложения с главным.
| Пар. 26
| 42 43
| СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными.
| Средства связи главного предложения с придаточным. Синтаксические нормы. Отличие СПП с придаточным сравнительным и простых предложений со сравнительным оборотом.
Значение сравнительных конструкций в речи.
| Пар. 27
| 44
| Диктант «В гостях у лётчика».
| Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков.
|
| 45
46
| Р. р. Сочинение по картине В. Фельдмана «Родина».
| Подготовка и написание сочинения по картине В. Фельдмана «Родина».
|
| 46 47 48
| Анализ диктанта.
СПП с несколькими придаточными. Типы соединения придаточных в СПП. Знаки препинания в них.
| Работа над ошибками. Значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному. Последовательность и параллельное подчинение. Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Синонимичная замена предложений.
| Пар. 28
| 49
| Повторение и обобщение изученного по теме «СПП». Синтаксический и пунктуационный разбор СПП.
| Синтаксический и пунктуационный разбор СПП.
| Пар. 29-30
| 50
| Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения».
| Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков.
|
| 51 52
| Р. р изложение «С.И.Ожегов».
| Подготовка и написание изложения.
| Упр.177
| Бессоюзные сложные предложения .
| 53
| Анализ контрольной работы. Бессоюзное сложное предложение.
| Работа над ошибками. Бессоюзное сложное предложения, их грамматические признаки. Смысловые отношения между частями в БСП. Знаки препинания в БСП.
| Пар. 31
| 54
| Интонация в БСП. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
| БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП. Смысловые отношения между частями БСП. Интонационные особенности БСП. Пунктуационные нормы.
| Пар.32-33
| 55
| Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
| БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
| Пар. 34
| 56
| Тире в бессоюзном сложном предложении.
| БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении.
| Пар. 35
| 57
| Синтаксический и пунктуационный разборы бессоюзного сложного предложения.
| Синтаксический и пунктуационный разборы бессоюзного сложного предложения.
| Пар. 36
| 68
| Контрольный диктант «Дом Пушкина».
| Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков.
|
| 59
60
| Р. р. изложение с элементами сочинения «Булочная Филиппова».
|
|
| 61
62
| Анализ контрольной работы .
Сложные предложения с различными видами связи.
| Работа над ошибками. Структурные особенности сложного предложения с разными видами связи. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях.
| Пар. 37
| 63
| Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.
| Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.
| Пар. 38
| 64
| Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.
| Структура сложного предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи, разное сочетание видов связи.
| Пар. 39
| 65
| Р.р. Публичная речь.
|
| Пар. 40
| Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах.
| 66
| Фонетика и графика.
| Звуки русского языка, их классификация. Смыслоразличительная роль звука.
| Пар.41
| 67
| Лексикология (лексика) и фразеология.
| Основные способы объяснения лексического значения. Определение основных способов словообразования.
| Пар.42
| 68
| Морфемика. Словообразование.
| Морфемы, передающие информацию о слове. Правописание морфем с опорой на морфемно - словообразовательный анализ.
| Пар.43
| 69
| Морфология.
| Употребление частей речи. Соблюдение норм русского языка. Орфограммы, выбор которых зависит от морфологических условий.
| Пар.44
| 70
| Синтаксис. Орфография. Пунктуация.
| Возможности орфографии в точной передаче смысла речи. Виды связи слов в предложении. Функции знаков препинания.
| Пар.45
| 71
| Итоговая контрольная работа.
| Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков.
| Пар.46-47
| 72
| Подведение итогов года.
| Подведение итогов года.
|
| |