Рабочая программа по литературному чтению Пояснительная записка





Скачать 160.75 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературному чтению Пояснительная записка
Дата публикации05.08.2014
Размер160.75 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
Рабочая программа по литературному чтению

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение», утверждённой МО РФ по ОС «Школа России» в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год – 3 часа в неделю, в том числе проведение внеклассного чтения 1 час в две недели. Формой итоговой аттестации обучающихся 4 класса предполагается проверка навыка чтения и контрольный тест.

Для реализации программного содержания используется УМК:

  • Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова Литературное чтение: учебник для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2013.

  • Л.Ф. Климанова. Уроки литературного чтения: метод. пособие к учебнику «Родная речь» 4 класс: – М.: Просвещение, 2012.

Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к литературному чтению.

Программа по курсу литературы призвана ввести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литература пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

Цель курса - рациональное распределение часов учебного материала, ориентированного на формирование у младших школьников потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы, духовной нравственно-эстетической личности юного читателя.

Программа по курсу литературы не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, т.к. у младших школьников нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Литература в младших классах выступает в качестве органического звена единой и непрерывной системы литературного образования в школе. Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредственный характер: человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно – чувственным опытом и умением ребенка воссоздавать словесные образы, соответствующие авторскому тексту.

Таким образом, программа по курсу литературы нацелена на решение следующих основных задач:

  • Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

  • Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ. Развивать образное мышление учащихся;

  • Формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;

  • Развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

  • Формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

  • Обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

  • Формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

  • Обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

  • Расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно – эстетический и познавательный опыт ребенка;

  • Обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения; работать с различными типами текстов;

  • Создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Неотъемленной частью курса литературного чтения является внеклассное чтение, которое проводится в форме самостоятельного домашнего чтения и уроков внеклассного чтения.

Продолжается работа с произведениями фольклора, дети знакомятся с былинами, читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений.

В соответствии с требованиями программы предусматриваются следующие виды контроля:

- подробный и выборочный пересказ;

- чтение наизусть;

- творческие работы.

Распределение изучения тем программы (104 часа)

Раздел 1

Летописи. Былины. Жития. (9 часов)

Раздел 2

Чудесный мир классики. (18 часов)

Раздел 3

Поэтическая тетрадь. (7 часов)

Раздел 4

Литературные сказки. (12 часов)

Раздел 5

Делу время – потехе час. (6 часов)

Раздел 6

Страна детства. (6 часов)

Раздел 7

Поэтическая тетрадь. (3 часа)

Раздел 8

Природа и мы. (7 часов)

Раздел 9

Родина. (8 часов)

Раздел 10

Страна фантазия. (6 часов)

Раздел 11

Зарубежная литература. (22 часа)

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 4 класса:

В результате усвоения программного материала по литературному чтению,

Обучающиеся должны:

-владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чём оно).

Обучающиеся должны уметь:

-устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;

- передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

- составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);

- вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения, цитирования;

- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

- уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т.е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

- давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

Обучающиеся должны знать:

- названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей – классиков;

- наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

- не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать;

- более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова «Родная речь». Учебник для 4 класса начальной школы в двух частях. 1, 2 части. Москва «Просвещение», 2009

2. Е.С. Гостимская, М.И. Байкова «Поурочные разработки по чтению 4 класса». Москва «ВАКО», 2010

3. С.В. Кутявина «Поурочные разработки по чтению 4 класса». Москва «ВАКО» 2009

4. Родничок: книга для внеклассного чтения в 4 классе. «Родничок»; Тула 2011.



п/п

Тема урока

Кол-во часов

Календарные сроки

Коррек-

тировка

I четверть ( 26 часов)

1

День Знаний. «Жизнь дана на добрые дела».

1

01.09.09.




2

И вспомнил Олег коня своего… Летописи.

1

02.09.09.




3

Былины. «Ильины три поездочки…»

1

03.09.09.




4

Былины. «Ильины три поездочки…»

1

07.09.09.




5

Былины. «Ильины три поездочки…»

1

09.09.09.




6

Вн.чт.: И.Тургенев «Перепёлка», Н.Языков «Конь», Н.Греков «Летом».

1

10.09.09.




7

8

Житие Сергия Радонежского.


2

14.09.09.

16.09.09.




9

Обобщение. Игра «Летописи, былины, сказания, жития…»

1

17.09.09.




10

11

П.П.Ершов «Конёк - Горбунок»

2

21.09.09.

23.09.09.




12

Вн.чт.: М.Пришвин «Этажи леса», «Гости», «Лоси».

1

24.09.09.




13

П.П.Ершов «Конёк - Горбунок»

1

28.09.09.




14

А.С.Пушкин. Стихи

1

30.09.09.




15

16


А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях…»

2

01.10.09.

05.10.09.





17

Вн.чт.: И.Бунин «Родник», Ю.Казаков «Скрип-скрип», А.Яшин «Чайка», «Мамина сказка».

1

07.10.09.




18

А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях…»

1

08.10.09




19

М.Ю.Лермонтов «Дары Тереха».

1

12.10.09.




20

21

М.Ю.Лермонтов «Ашик - Кериб».

2

14.10.09.

15.10.09.




22

Л.Н.Толстой «Детство».

1

19.10.09.




23

Л.Н.Толстой «Как мужик убрал камень» (басня).

1

21.10.09.




24

Вн.чт.: А.Майков «Поле зыблется цветами», «Весна». В.Бианки «Сумасшедшая птица».

1

22.10.09.




25

26

А.П.Чехов «Мальчики»

2

26.10.09.

28.10.09.




II четверть ( 25 часов)

27

КВН «Чудесный мир классики»

1

05.11.09.




28

Ф.И.Тютчев. А.А.Фет. Стихи.

1

09.11.09.




29

Е.А.Баратынский. Стихи. А.Н.Плещеев «Дети и птичка»

1

11.11.09.




30

Вн.чт.: А.Блок. Стихи. Е.Носов «Белый гусь», «Хитрюга», В.Астафьев «Зорькина песня»

1

12.11.09.




31

И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями…»

1

16.11.09.




32

Н.А.Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»

1

18.11.09.




33

И.А.Бунин «Листопад».

1

19.11.09.




34

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь».

1

23.11.09.




35

36

В.Ф.Одоевский «Городок в Табакерке».

2

25.11.09.

26.11.09.




37


Вн.чт.: С.Есенин «Что это такое?», «Ночь», Н.Сладков, Г.Снегирёв «Рассказы».

1

30.11.09.




38

39


В.Ф.Одоевский «Городок в Табакерке».

2

02.12.09.

03.12.09.





40

41

42

В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе».

3

07.12.09. 09.12.09.




43


Вн.чт.: Э.Фарджен «Имена девочек», «Имена мальчиков», М. Карем «Унеси меня, мой змей».

1

10.12.09.




44

45

46

П.П.Бажов «Серебряное копытце».

3

14.12.09.

16.12.09.

17.12.09.




47

Итоговый тест за 1 полугодие 2009/10 учебного года.

1

21.12.09.




48

Анализ теста. С.Т.Аксаков «Аленький цветочек».

1

23.12.09.




49

Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки». Игра «Крестики - нолики».

1

24.12.09.




50

51

Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»

2

28.12.09. 30.12.09.




III четверть ( 29 часов)

52

Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»

1

11.01.10.




53

В.Ю.Драгунский «Главные реки».

1

13.01.10.




54

В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка». Вн.чт.: Шанкар «Про слониху Сати и мальчика по имени Бабу».

1

14.01.10.




55

В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел».

1

18.01.10.




56

Обобщение по разделу «Делу время – потехе час».

1

20.01.10.




57

Б.С.Житков «Как я ловил человечков».

1

21.01.10.




58

Вн.чт.: М.Сынтимбряну «Книжный марафон», «Постскриптум».

1

25.01.10.




59

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

1

27.01.10.




60

61

М.М.Зощенко «Ёлка».

2

28.01.10.

01.02.10.




62

Обобщение по разделу «Страна детства».

1

03.02.10.




63

В.Я.Брюсов, М.И.Цветаева, С.А.Есенин. Стихи.

1

04.02.10.




64

Вн.чт.: Д.Алонсо «Опасное приключение».

1

08.02.10.




65

Устный журнал по разделу «Поэтическая тетрадь».

1

10.02.10.




66

Д.Н.Мамин - Сибиряк «Приёмыш».

1

11.02.10.




67

А.И.Куприн «Барбос и Жулька».

1

15.02.10.




68

М.М.Пришвин «Выскочка»

1

17.02.10.




69

Е.И.Чарушин «Кабан».

1

18.02.10.




70

Вн.чт.: Р.Синх «Будто заново родился». Р.Госсини «Маленький Ник и его друзья».

1

22.02.10.




71

В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип».

1

24.02.10.




72

Обобщающий урок по разделу «Природа и мы». Конкурс знатоков.

1

25.02.10.




73

Б.Л.Пастернак «Золотая осень». Н.М.Рубцов «Сентябрь»

1

01.03.10.




74

С.А.Клычков «Весна в лесу». Д.Б.Кедрин «Бабье лето».

1

03.03.10.




75

С.А.Есенин «Лебёдушка».

1

04.03.10.




76

Вн.чт.: Былинные сказы «Илья Муромец и Калин-царь», «Три поездки Ильи Муромца»

1

10.03.10.




77

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Конкурс «Поэзии прекрасные страницы…»

1

11.03.10.




78

И.С.Никитин «Русь». С.С.Дрожжин «Родине».

1

15.03.10.




79

А.В.Жигулин «О, Родина!» Б.А.Слуцкий «Лошади в океане».

1

17.03.10.




80

Обобщающий урок по разделу «Родина».


1

18.03.10.



















IV четверть ( 24 часа)

81

Е.С.Велтистов «Приключения Электроника».

1

31.03.10.




82

Вн.чт.: Е.Шварц «Два брата». А.Линдгрен «Весёлая кукушка». «Загадки - отгадки» (русская народная сказка)

1

01.04.10.




83

Е.С.Велтистов «Приключения Электроника».

1

05.04.10.




84

85

Кир Булычёв «Путешествие Алисы».

2

07.04.10. 08.04.10.




86


Обобщающий урок. Путешествие по «Стране Фантазии»

1

12.04.10.




87


Д.Свифт «Путешествие Гулливера».

1

14.04.10.




88


Вн.чт.: А.Барто «Сильное кино», «Почему телефон занят?». С.Михалков «Сила воли». Ю.Сотник «Райкины пленники».

1

15.04.10.




89

90

Д.Свифт «Путешествие Гулливера».

2

19.04.10. 21.04.10.




91

Г.Х.Андерсен «Русалочка».

1

22.04.10.




92


Вн.чт.: Б.Заходер «Бочонок собачонок». В.Драгунский «Надо иметь чувство юмора». М.Яснов «К нам приходит людоед».

1

26.04.10.




93


Г.Х.Андерсен «Русалочка».

1

28.04.10.





94

Итоговый контрольный тест за 2009/10 учебный год.

1

29.04.10.




95


Анализ теста. Г.Х.Андерсен «Русалочка».

1

05.05.10.




96

97

Марк Твен «Приключения Тома Сойера».

2

06.05.10.

12.05.10.




98

99

С.Лагерлеф «Святая ночь».

2

13.05.10.

17.05.10.




100

Вн.чт.: А.Усачёв «Эх!». Л.Каминский «Чего только не случилось!», «Ну, заяц!», «Поручение».

1

19.05.10.




101

102

С.Лагерлеф «В Назарете».

2

20.05.10.

24.05.10.




103

Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература».

1

26.05.10.




104

Игра «Литературные тайны». Обобщение за год.

1

27.05.10.




ЛИТЕРАТУРА:

1. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова «Родная речь». Учебник для 4 класса начальной школы в двух частях. 1, 2 части. Москва «Просвещение» 2008

2. Е.С. Гостимская, М.И. Байкова «Поурочные разработки по чтению 4 класса». Москва «ВАКО» 2005

3. С.В. Кутявина «Поурочные разработки по чтению 4 класса». Москва «ВАКО» 2006

4. Родничок: книга для внеклассного чтения в 4 классе. «Родничок»; Тула 2008.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературному чтению Пояснительная записка iconРабочая программа по литературному чтению 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных программ начального образования фгос, авторской программы...
Рабочая программа по литературному чтению Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по литературному чтению составлена на основе
Рабочая программа ориентирована на использование учебно методического комплекта
Рабочая программа по литературному чтению Пояснительная записка iconРабочая программа по литературному чтению Пояснительная записка
Учебная программа строиться на основе двух ведущих принципов: художественно-эстетического к литературоведческого
Рабочая программа по литературному чтению Пояснительная записка iconПояснительная записка к тематическому планированию по Литературному чтению
Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой (М.:...
Рабочая программа по литературному чтению Пояснительная записка iconРабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных...

Рабочая программа по литературному чтению Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по литературному чтению разработана...
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Рабочая программа по литературному чтению Пояснительная записка iconРабочая программа по литературному чтению, 3 класс учителя начальных классов
Данная рабочая программа по литературному чтению составлена на основании следующих документов
Рабочая программа по литературному чтению Пояснительная записка iconРабочая программа по литературному чтению 3-а класс
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса а составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Рабочая программа по литературному чтению Пояснительная записка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Рабочая программа по литературному чтению Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по литературному чтению в...
...
Рабочая программа по литературному чтению Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по литературному чтению для...
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по литературному чтению Пояснительная записка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Рабочая программа по литературному чтению Пояснительная записка iconРабочая программа по литературному чтению пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению Пояснительная записка iconБунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Тетрадь по литературному чтению. 2-й класс. Изд. 2-е, испр
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основании примерной основной образовательной программы фгос и авторской Е....
Рабочая программа по литературному чтению Пояснительная записка iconПояснительная записка Данная рабочая программа по литературному чтению...
Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ мо...
Рабочая программа по литературному чтению Пояснительная записка iconРабочая программа по литературному чтению 4 класс I. Пояснительная...
Мо и н рф, тематического планирования, предложенного Бунеевым Р. Н., Бунеевой Е. В., с учётом учебного плана мбоу сош №5 на 2013-2014...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск