Рабочая программа по литературному чтению
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение», утверждённой МО РФ по ОС «Школа России» в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год – 3 часа в неделю, в том числе проведение внеклассного чтения 1 час в две недели. Формой итоговой аттестации обучающихся 4 класса предполагается проверка навыка чтения и контрольный тест.
Для реализации программного содержания используется УМК:
Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова Литературное чтение: учебник для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2013.
Л.Ф. Климанова. Уроки литературного чтения: метод. пособие к учебнику «Родная речь» 4 класс: – М.: Просвещение, 2012.
Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к литературному чтению.
Программа по курсу литературы призвана ввести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литература пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Цель курса - рациональное распределение часов учебного материала, ориентированного на формирование у младших школьников потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы, духовной нравственно-эстетической личности юного читателя.
Программа по курсу литературы не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, т.к. у младших школьников нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Литература в младших классах выступает в качестве органического звена единой и непрерывной системы литературного образования в школе. Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредственный характер: человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно – чувственным опытом и умением ребенка воссоздавать словесные образы, соответствующие авторскому тексту.
Таким образом, программа по курсу литературы нацелена на решение следующих основных задач:
Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ. Развивать образное мышление учащихся;
Формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;
Развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
Формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
Обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
Формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
Обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
Расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно – эстетический и познавательный опыт ребенка;
Обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения; работать с различными типами текстов;
Создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Неотъемленной частью курса литературного чтения является внеклассное чтение, которое проводится в форме самостоятельного домашнего чтения и уроков внеклассного чтения.
Продолжается работа с произведениями фольклора, дети знакомятся с былинами, читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений.
В соответствии с требованиями программы предусматриваются следующие виды контроля:
- подробный и выборочный пересказ;
- чтение наизусть;
- творческие работы.
Распределение изучения тем программы (104 часа)
Раздел 1
Летописи. Былины. Жития. (9 часов)
Раздел 2
Чудесный мир классики. (18 часов)
Раздел 3
Поэтическая тетрадь. (7 часов)
Раздел 4
Литературные сказки. (12 часов)
Раздел 5
Делу время – потехе час. (6 часов)
Раздел 6
Страна детства. (6 часов)
Раздел 7
Поэтическая тетрадь. (3 часа)
Раздел 8
Природа и мы. (7 часов)
Раздел 9
Родина. (8 часов)
Раздел 10
Страна фантазия. (6 часов)
Раздел 11
Зарубежная литература. (22 часа)
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 4 класса:
В результате усвоения программного материала по литературному чтению,
Обучающиеся должны:
-владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чём оно).
Обучающиеся должны уметь:
-устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;
- передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
- составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
- вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения, цитирования;
- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
- уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т.е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
- давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
Обучающиеся должны знать:
- названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей – классиков;
- наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
- не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать;
- более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова «Родная речь». Учебник для 4 класса начальной школы в двух частях. 1, 2 части. Москва «Просвещение», 2009
2. Е.С. Гостимская, М.И. Байкова «Поурочные разработки по чтению 4 класса». Москва «ВАКО», 2010
3. С.В. Кутявина «Поурочные разработки по чтению 4 класса». Москва «ВАКО» 2009
4. Родничок: книга для внеклассного чтения в 4 классе. «Родничок»; Тула 2011.
№
п/п
| Тема урока
| Кол-во часов
| Календарные сроки
| Коррек-
тировка
| I четверть ( 26 часов)
| 1
| День Знаний. «Жизнь дана на добрые дела».
| 1
| 01.09.09.
|
| 2
| И вспомнил Олег коня своего… Летописи.
| 1
| 02.09.09.
|
| 3
| Былины. «Ильины три поездочки…»
| 1
| 03.09.09.
|
| 4
| Былины. «Ильины три поездочки…»
| 1
| 07.09.09.
|
| 5
| Былины. «Ильины три поездочки…»
| 1
| 09.09.09.
|
| 6
| Вн.чт.: И.Тургенев «Перепёлка», Н.Языков «Конь», Н.Греков «Летом».
| 1
| 10.09.09.
|
| 7
8
| Житие Сергия Радонежского.
| 2
| 14.09.09.
16.09.09.
|
| 9
| Обобщение. Игра «Летописи, былины, сказания, жития…»
| 1
| 17.09.09.
|
| 10
11
| П.П.Ершов «Конёк - Горбунок»
| 2
| 21.09.09.
23.09.09.
|
| 12
| Вн.чт.: М.Пришвин «Этажи леса», «Гости», «Лоси».
| 1
| 24.09.09.
|
| 13
| П.П.Ершов «Конёк - Горбунок»
| 1
| 28.09.09.
|
| 14
| А.С.Пушкин. Стихи
| 1
| 30.09.09.
|
| 15
16
| А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях…»
| 2
| 01.10.09.
05.10.09.
|
| 17
| Вн.чт.: И.Бунин «Родник», Ю.Казаков «Скрип-скрип», А.Яшин «Чайка», «Мамина сказка».
| 1
| 07.10.09.
|
| 18
| А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях…»
| 1
| 08.10.09
|
| 19
| М.Ю.Лермонтов «Дары Тереха».
| 1
| 12.10.09.
|
| 20
21
| М.Ю.Лермонтов «Ашик - Кериб».
| 2
| 14.10.09.
15.10.09.
|
| 22
| Л.Н.Толстой «Детство».
| 1
| 19.10.09.
|
| 23
| Л.Н.Толстой «Как мужик убрал камень» (басня).
| 1
| 21.10.09.
|
| 24
| Вн.чт.: А.Майков «Поле зыблется цветами», «Весна». В.Бианки «Сумасшедшая птица».
| 1
| 22.10.09.
|
| 25
26
| А.П.Чехов «Мальчики»
| 2
| 26.10.09.
28.10.09.
|
| II четверть ( 25 часов)
| 27
| КВН «Чудесный мир классики»
| 1
| 05.11.09.
|
| 28
| Ф.И.Тютчев. А.А.Фет. Стихи.
| 1
| 09.11.09.
|
| 29
| Е.А.Баратынский. Стихи. А.Н.Плещеев «Дети и птичка»
| 1
| 11.11.09.
|
| 30
| Вн.чт.: А.Блок. Стихи. Е.Носов «Белый гусь», «Хитрюга», В.Астафьев «Зорькина песня»
| 1
| 12.11.09.
|
| 31
| И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями…»
| 1
| 16.11.09.
|
| 32
| Н.А.Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»
| 1
| 18.11.09.
|
| 33
| И.А.Бунин «Листопад».
| 1
| 19.11.09.
|
| 34
| Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь».
| 1
| 23.11.09.
|
| 35
36
| В.Ф.Одоевский «Городок в Табакерке».
| 2
| 25.11.09.
26.11.09.
|
| 37
| Вн.чт.: С.Есенин «Что это такое?», «Ночь», Н.Сладков, Г.Снегирёв «Рассказы».
| 1
| 30.11.09.
|
| 38
39
| В.Ф.Одоевский «Городок в Табакерке».
| 2
| 02.12.09.
03.12.09.
|
| 40
41
42
| В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе».
| 3
| 07.12.09. 09.12.09.
|
| 43
| Вн.чт.: Э.Фарджен «Имена девочек», «Имена мальчиков», М. Карем «Унеси меня, мой змей».
| 1
| 10.12.09.
|
| 44
45
46
| П.П.Бажов «Серебряное копытце».
| 3
| 14.12.09.
16.12.09.
17.12.09.
|
| 47
| Итоговый тест за 1 полугодие 2009/10 учебного года.
| 1
| 21.12.09.
|
| 48
| Анализ теста. С.Т.Аксаков «Аленький цветочек».
| 1
| 23.12.09.
|
| 49
| Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки». Игра «Крестики - нолики».
| 1
| 24.12.09.
|
| 50
51
| Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»
| 2
| 28.12.09. 30.12.09.
|
| III четверть ( 29 часов)
| 52
| Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»
| 1
| 11.01.10.
|
| 53
| В.Ю.Драгунский «Главные реки».
| 1
| 13.01.10.
|
| 54
| В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка». Вн.чт.: Шанкар «Про слониху Сати и мальчика по имени Бабу».
| 1
| 14.01.10.
|
| 55
| В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел».
| 1
| 18.01.10.
|
| 56
| Обобщение по разделу «Делу время – потехе час».
| 1
| 20.01.10.
|
| 57
| Б.С.Житков «Как я ловил человечков».
| 1
| 21.01.10.
|
| 58
| Вн.чт.: М.Сынтимбряну «Книжный марафон», «Постскриптум».
| 1
| 25.01.10.
|
| 59
| К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
| 1
| 27.01.10.
|
| 60
61
| М.М.Зощенко «Ёлка».
| 2
| 28.01.10.
01.02.10.
|
| 62
| Обобщение по разделу «Страна детства».
| 1
| 03.02.10.
|
| 63
| В.Я.Брюсов, М.И.Цветаева, С.А.Есенин. Стихи.
| 1
| 04.02.10.
|
| 64
| Вн.чт.: Д.Алонсо «Опасное приключение».
| 1
| 08.02.10.
|
| 65
| Устный журнал по разделу «Поэтическая тетрадь».
| 1
| 10.02.10.
|
| 66
| Д.Н.Мамин - Сибиряк «Приёмыш».
| 1
| 11.02.10.
|
| 67
| А.И.Куприн «Барбос и Жулька».
| 1
| 15.02.10.
|
| 68
| М.М.Пришвин «Выскочка»
| 1
| 17.02.10.
|
| 69
| Е.И.Чарушин «Кабан».
| 1
| 18.02.10.
|
| 70
| Вн.чт.: Р.Синх «Будто заново родился». Р.Госсини «Маленький Ник и его друзья».
| 1
| 22.02.10.
|
| 71
| В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип».
| 1
| 24.02.10.
|
| 72
| Обобщающий урок по разделу «Природа и мы». Конкурс знатоков.
| 1
| 25.02.10.
|
| 73
| Б.Л.Пастернак «Золотая осень». Н.М.Рубцов «Сентябрь»
| 1
| 01.03.10.
|
| 74
| С.А.Клычков «Весна в лесу». Д.Б.Кедрин «Бабье лето».
| 1
| 03.03.10.
|
| 75
| С.А.Есенин «Лебёдушка».
| 1
| 04.03.10.
|
| 76
| Вн.чт.: Былинные сказы «Илья Муромец и Калин-царь», «Три поездки Ильи Муромца»
| 1
| 10.03.10.
|
| 77
| Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Конкурс «Поэзии прекрасные страницы…»
| 1
| 11.03.10.
|
| 78
| И.С.Никитин «Русь». С.С.Дрожжин «Родине».
| 1
| 15.03.10.
|
| 79
| А.В.Жигулин «О, Родина!» Б.А.Слуцкий «Лошади в океане».
| 1
| 17.03.10.
|
| 80
| Обобщающий урок по разделу «Родина».
| 1
| 18.03.10.
|
|
|
|
|
|
| IV четверть ( 24 часа)
| 81
| Е.С.Велтистов «Приключения Электроника».
| 1
| 31.03.10.
|
| 82
| Вн.чт.: Е.Шварц «Два брата». А.Линдгрен «Весёлая кукушка». «Загадки - отгадки» (русская народная сказка)
| 1
| 01.04.10.
|
| 83
| Е.С.Велтистов «Приключения Электроника».
| 1
| 05.04.10.
|
| 84
85
| Кир Булычёв «Путешествие Алисы».
| 2
| 07.04.10. 08.04.10.
|
| 86
| Обобщающий урок. Путешествие по «Стране Фантазии»
| 1
| 12.04.10.
|
| 87
| Д.Свифт «Путешествие Гулливера».
| 1
| 14.04.10.
|
| 88
| Вн.чт.: А.Барто «Сильное кино», «Почему телефон занят?». С.Михалков «Сила воли». Ю.Сотник «Райкины пленники».
| 1
| 15.04.10.
|
| 89
90
| Д.Свифт «Путешествие Гулливера».
| 2
| 19.04.10. 21.04.10.
|
| 91
| Г.Х.Андерсен «Русалочка».
| 1
| 22.04.10.
|
| 92
| Вн.чт.: Б.Заходер «Бочонок собачонок». В.Драгунский «Надо иметь чувство юмора». М.Яснов «К нам приходит людоед».
| 1
| 26.04.10.
|
| 93
| Г.Х.Андерсен «Русалочка».
| 1
| 28.04.10.
|
| 94
| Итоговый контрольный тест за 2009/10 учебный год.
| 1
| 29.04.10.
|
| 95
| Анализ теста. Г.Х.Андерсен «Русалочка».
| 1
| 05.05.10.
|
| 96
97
| Марк Твен «Приключения Тома Сойера».
| 2
| 06.05.10.
12.05.10.
|
| 98
99
| С.Лагерлеф «Святая ночь».
| 2
| 13.05.10.
17.05.10.
|
| 100
| Вн.чт.: А.Усачёв «Эх!». Л.Каминский «Чего только не случилось!», «Ну, заяц!», «Поручение».
| 1
| 19.05.10.
|
| 101
102
| С.Лагерлеф «В Назарете».
| 2
| 20.05.10.
24.05.10.
|
| 103
| Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература».
| 1
| 26.05.10.
|
| 104
| Игра «Литературные тайны». Обобщение за год.
| 1
| 27.05.10.
|
| ЛИТЕРАТУРА:
1. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова «Родная речь». Учебник для 4 класса начальной школы в двух частях. 1, 2 части. Москва «Просвещение» 2008
2. Е.С. Гостимская, М.И. Байкова «Поурочные разработки по чтению 4 класса». Москва «ВАКО» 2005
3. С.В. Кутявина «Поурочные разработки по чтению 4 класса». Москва «ВАКО» 2006
4. Родничок: книга для внеклассного чтения в 4 классе. «Родничок»; Тула 2008. |