Тематическое планирование Русский язык Класс





НазваниеТематическое планирование Русский язык Класс
страница1/11
Дата публикации05.08.2014
Размер1.3 Mb.
ТипТематическое планирование
100-bal.ru > Литература > Тематическое планирование
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Учебно-тематическое планирование

Русский язык
Класс 5

Количество часов

Всего 170 час;

в неделю 5 час.
Плановых контрольных уроков 8

зачетов 5

тестов 10
Административных контрольных уроков 4 ч.

Планирование составлено на основе Программы «Русский язык» для 5-9кл., авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева и др. (заключения РАО(№01-106/5/7д от 06.08.2007) и РАН ( 101106-5215/390 от 04.07.2008), заключения РАО (от 13.10.2005) и РАН (от 30.09.2005),заключения РАО (№ 01-188/5/7 от 06.07.2006) и РАН (№10106-5215/392 от 04.07.2008).



программа

Учебник «Русский язык» для 5 кл., авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева

название, автор, издательство, год издания
Дополнительная литература

название, автор, издательство, год издания


Программа по русскому языку 5-6 класс

Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ

Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и обеспечена учебниками «Русский язык» для 5-9кл., авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева и др. (заключения РАО(№01-106/5/7д от 06.08.2007) и РАН ( 101106-5215/390 от 04.07.2008), заключения РАО (от 13.10.2005) и РАН (от 30.09.2005),заключения РАО (№ 01-188/5/7 от 06.07.2006) и РАН (№10106-5215/392 от 04.07.2008).

Пояснительная записка


Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Вместе с тем очевидно, что положение с обучением предмету «Русский язык» в общей основной школе требует к себе самого серьезного внимания. Анализ состояния преподавания русского языка показывает, что школа не вполне обеспечивает функциональную грамотность учащихся, их орфографическую и пунктуационную грамотность; недостаточно формируются навыки и умения специализированной устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке изучаются изолированно и не используются для формирования практической речевой деятельности на родном языке. Это означает, что проблема соотношения знания о языке и практического владения языком все еще не решена. Кроме того, курс родного языка оторван от параллельно изучаемого иностранного языка, практически никак не связан с «неязыковыми» школьными предметами, а с курсом литературы учитель вынужден искусственно устанавливать так называемые межпредметные связи.

Делая попытку найти пути решения указанных проблем, авторы не могут не учитывать и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием. Поэтому в основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100»².

² «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. – М.: Баласс, 2003. С. 87–92.

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Настоящая программа по русскому языку для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина³) и составляет вместе с ней описание непрерывного школьного курса русского языка. В основе содержания обучения русскому языку лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: коммуникативной, языковой, культуроведческой и лингвистической. В соответствии с этими видами компетенций нами выделены основные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета «Русский язык».

³ Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Программа по русскому языку для начальной школы . – В кн.: Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2008. С. 114–135.

Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе осуществления следующих направлений.

  • Формирование у учащихся языковой интуиции.

  • Приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке.

Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе осуществления следующих направлений.

Овладение функциональной грамотностью. Под функциональной грамотностью мы понимаем способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации в реальном общении.

Функциональная грамотность – это и умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтения), и умение понимать и анализировать художественный текст.

  • Дальнейшее овладение родным языком (расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем родного языка, овладение системой стилистических разновидностей речи, овладение нормами языка).

  • Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.

  • Овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.

  • Овладение орфографией и пунктуацией, формирование относительной орфографической и пунктуационной грамотности на основе отобранного школьного минимума орфограмм и пунктуационных правил; развитие умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать ее посредством знания правил или обращения к учебнику, справочнику, словарю.

Лингвистическая компетенция формируется через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся ученых-лингвистах.

Культуроведческая компетенция формируется через систему дидактического материала учебников, тексты которых содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди других языков мира.

Все перечисленные линии развития учащихся средствами предмета Русский язык имеют свое начало в курсе русского языка для начальной школы4.

4 См.: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Букварь (прежнее название – «Моя любимая Азбука». – М.: Баласс, 1996–2008; Русский язык (первые уроки). – М.: Баласс, 1997–2008; Русский язык, 2, 3, 4-й кл. – М.: Баласс, 1997–2008.

Психологической основой данного курса является «теория обобщения» В.В. Давыдова. В соответствии с этой теорией знания общего и абстрактного характера представлены в начале изучения русского языка в 5-м классе; более частные и конкретные знания выводятся из общих знаний как из единой основы. По мнению психологов этого направления и методистов, разделяющих эту точку зрения (см. труды Л.А. Тростенцовой и др.), при таком расположении грамматического, орфографического и пунктуационного материала усиливается практическая направленность курса, активизируется практическое использование получаемых знаний, ускоряется формирование соответствующих умений и навыков на теоретической основе5. В раздел «Повторение и углубление курса начальной школы» (5-й класс) вынесены такие обобщенные понятия, как слово, морфема, часть речи, предложение, текст, орфограмма, пунктуационно-смысловой отрезок. В течение всего последующего времени (5–9-й классы) эти понятия конкретизируются, представление о них обогащается новым знанием.

5 См.: Тростенцова Л.А. Обучение русскому языку в школе как целенаправленный процесс. – М.: Педагогика, 1990.

На этапе введения знаний используется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет организовать исследовательскую работу учащихся на уроке и самостоятельное открытие знаний. Данная технология разработана на основе исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.). Как в настоящем научном творчестве постановка проблемы идет через проблемную ситуацию, так и на уроке открытия новых знаний постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее одним из трех способов: 1) учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; 2) ученики осознают противоречие и формулируют проблему; 3) учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы6.

6 См. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания вместе с детьми. – М., 2002.

Структура курса русского языка в 5–9-м классах

Курс подразделяется на две части:

1) 5–7-й классы;

2) 8–9-й классы.

В центр первой части «Слово в языке и речи» (5–7-й классы) поставлено слово.

Во введении в этот курс (5-й класс) содержатся понятия: язык и речь, слово и словоформа, лексическое, грамматическое и общее грамматическое значение слов, слово как часть речи, слово (словоформа) как «строительный материал» предложения, стилистическая окраска слова; орфограмма, опознавательные признаки и условия выбора орфограмм; пунктуационно-смысловой отрезок.

Основная часть курса 5–7-й кл. содержит следующие темы:

  • слова со значением «предмет»;

  • cлова со значением «действие» или «состояние»;

  • cлова со значением «количество»;

  • слова со значением «признак»;

  • слова со значением «признак признака»;

  • слова со значением «признак действия»;

  • слова со значением «дополнительное действие».

Такая подача материала с опорой на общеграмматическое значение слова позволяет целенаправленно развивать у учащихся сознательную рефлексию над языком.

Материал по орфографии и пунктуации дается в связи с изучаемыми темами.

В 8–9-м классах изучается курс синтаксиса русского языка.

Материал излагается линейно и линейно-ступенчато.

Главные принципы построения этого курса – системность и функциональность. Основные понятия – языковая система и ее реализация в речи.

Орфография и пунктуация изучаются рассредоточенно.

В 5–9-м классах осуществляется расширение активного и пассивного словаря учащихся, дальнейшее овладение ими грамматическим строем русского языка, системой функциональных разновидностей речи, навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тематическое планирование Русский язык Класс iconТематическое планирование по русскому языку 10 класс
Русский язык в современном мире. Русский язык в РФ. Взаимосвязь языка и культуры
Тематическое планирование Русский язык Класс iconКалендарно-тематическое планирование на 2013-2014 учебный год Предмет: Русский язык Класс
Учебный комплекс: Русский язык. 4 класс. Учеб для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. М., Просвещение,...
Тематическое планирование Русский язык Класс iconКалендарно-тематическое планирование Русский язык Русский язык. Практика....
Русский язык. Практика. 8 класс/под. Ред. Ю. С. Пичугова Русская речь. 8 кл. Никитина Е. И
Тематическое планирование Русский язык Класс iconТематическое планирование. Русский язык 8 класс

Тематическое планирование Русский язык Класс iconТематическое планирование по русскому языку Класс 8 Учитель Огородникова...
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений по учебнику «Русский язык. 8 класс» под редакцией Л. А....
Тематическое планирование Русский язык Класс iconКалендарно-тематическое планирование. Русский язык 12 класс
Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка
Тематическое планирование Русский язык Класс iconКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка. Класс
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с программой и «Обязательным минимумом содержания основного общего...
Тематическое планирование Русский язык Класс iconКалендарно-тематическое планирование. 7 класс № Тема урока
Русский язык – национальный язык русского народа, основное средство общения в национальном коллективе
Тематическое планирование Русский язык Класс iconТематическое планирование по русскому языку Классы
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений по учебнику «Русский язык. 5 класс». Авторы: Т. А. Ладыженская,...
Тематическое планирование Русский язык Класс iconТематическое планирование уроков русского языка Класс
Учебник: Русский язык 7 класс( 31-е издание); Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская и др.; «Просвещение», Москва, 2009г
Тематическое планирование Русский язык Класс iconРабочая программа по предмету «Русский язык» Класс 5 Б
Календарно-тематическое планирование составлено на основе нормативно-правовой базы
Тематическое планирование Русский язык Класс iconКалендарно-тематическое планирование Русский язык 6 класс
Закрепить знания учащихся об алфавите, соответствии звука и буквы, свойствах фонем
Тематическое планирование Русский язык Класс iconТематическое планирование русский язык (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская) 6 класс
Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания в конце простого предложения
Тематическое планирование Русский язык Класс iconКалендарно-тематическое планирование
Учебник: «Русский язык 9 класс». Москва. Просвещение,2011 г. Авторы С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко
Тематическое планирование Русский язык Класс iconКалендарно-тематическое планирование по предмету «Русский язык» 1...
Ознакомление с новым предметом и гигиеническими правилами письма. Ориентирование в пространстве
Тематическое планирование Русский язык Класс iconКалендарно-тематическое планирование по предмету «Русский язык». 3 класс
Звуки и буквы: гласные и согласные. Различение звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск