Конспект урока русского языка Предмет





Скачать 153.01 Kb.
НазваниеКонспект урока русского языка Предмет
Дата публикации16.08.2014
Размер153.01 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Допускаю к проведению урока:

учитель русского языка

«____»___________2010 г.

Черникова Л.С. ________,

групповой руководитель-методист

Федосеева Т.А. ________.


Конспект урока русского языка
Предмет: русский язык. Гимназия: 17. Класс: 5«А».

Ф.И.О. студента: Родькина Кристина Олеговна (IV – 1).

Ф.И.О. учителя русского языка: Черникова Любовь Сергеевна.

Программа, по которой работает учитель: Русский язык, Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др.

Ф.И.О. группового руководителя-методиста: Федосеева Татьяна Александровна.

Тема урока: Имя существительное. Зачет.

Литература:

  1. Раман Т.В., Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: к учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс». – М.: «Экзамен», 2007. – 318 с.

  2. Серёгина О.С. Знакомый незнакомец (особенности подготовки конспекта урока). Учебное пособие. - Новокузнецк: РИО КузГПА, 2007. – 67 с.

  3. Серёгина О.С. Такие разные конспекты уроков: Учебно-методическое пособие. – Новокузнецк: РИО КузГПА, 2007. – 60 с.

  4. Рик Т.Г. Доброе утро, Имя прилагательное. - М.: РИО «Самовар», 1994. - 91 с.

  5. Жердева Л.А. Русский язык в средней школе: Дидакт. материалы: 5 кл. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 200 с.

  6. Шкатова Л.А. Подумай и ответь: Занимат. задачи по рус. яз. - М.: Просвещение, 1989. - 96 с.

Оборудование: доска, тетради, карточки.

Методическое обоснование:

Данный урок проводится в системе уроков русского языка в 5 классе. Урок является тринадцатым из пятнадцати в разделе «Имя существительное». На прошлых занятиях школьники уже научились отличать существительное от других частей речи, узнали о постоянных признаках существительных (обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?, бывают: собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, мужского, женского и среднего рода, 1,2,3 склонения), о непостоянных признаках (число, падеж, синтаксическая роль: подлежащее, дополнение, обстоятельство), научились делать морфологический разбор существительного. На уроке необходимо актуализировать все знания учащихся об имени существительном как части речи, проверить, как школьники усвоили знания данного раздела. Домашней работой будет индивидуальное письменное задание в тестовой форме, которое позволит выявить уровень усвоенных знаний каждого ученика в отдельности.
Цель: проверить знания школьников об имени существительном;

Задачи:

Обучающие:

  1. актуализировать знания учеников о грамматических категориях имени существительного;

  2. повторить правописание падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе, о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных;

  3. закрепить знания учеников о роде, склонении, падеже, числе, категориях одушевленность/неодушевленность существительного.

Развивающие:

  1. развивать у школьников умение самостоятельно работать;

  2. развивать мышление с помощью различных учебных заданий;

  3. содействовать развитию у детей воображения путем включения в урок фрагментов художественных произведений.


Воспитательные:

  1. содействовать воспитанию уважения к одноклассникам через организацию слушания ответа товарища;

  2. воспитывать у ребят аккуратность в оформлении письменных работ.


ПЛАН УРОКА



Этапы урока

Методы и приемы работы

Хронометраж

1. Орг. этап

Метод: слово учителя. Прием: приветственное слово учителя.

Метод: слово учителя. Прием: ведущее слово учителя.

Метод: слово учителя. Прием: сообщающее слово учителя.

1

1

1

2. Повторение опорного материала

Метод: слово учителя. Прием: ведущее слово учителя.

Метод: чтение. Прием: комментированное чтение.

Метод: слово учителя. Прием: ведущее слово учителя.

2

5

3

3. Индивидуальная работа у доски

Метод: слово учителя. Прием: ведущее слово учителя.




4. Лингвистическая игра

Метод: слово учителя. Прием: инструктирующее слово учителя. Лингвистическая игра.

10

5. Проверка индивидуального задания у доски

Метод: опрос. Прием: индивидуальный опрос у доски.

Метод: слово учителя. Прием: ведущее слово учителя.

5

6. Заполнение кроссворда

Метод: слово учителя. Прием: ведущее слово учителя.

Метод: диктант. Прием: выборочный диктант.

Метод: слово учителя. Прием: ведущее слово учителя.


2

3

3

7. Домашнее задание
8. Итог урока

Метод: слово учителя. Прием: ведущее слово учителя.
Метод: слово учителя. Прием: итоговое слово учителя.

2
2


ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

I. Орг. этап

II. Повторение опорного материала


    1. Опорное повторение


III. Индивидуальная работа у доски

IV. Лингвистическая игра

V. Проверка инд. задания у доски

VI. Заполнение кроссворда

VII. Домашнее задание

VIII. Итог урока

Метод: слово учителя

Приём: приветственное слово учителя

- Здравствуйте, ребята, садитесь.
Метод: слово учителя

Приём: ведущее слово учителя

-Откройте тетради, запишите дату, тему урока: «Имя существительное. Зачет.»
Метод: слово учителя

Приём: сообщающее слово учителя

- Ребята, на протяжении многих уроков вы изучали грамматические, морфологические, синтаксические особенности имени существительного. Цель сегодняшнего урока - проверить, как вы усвоили знания о данной части речи.
Метод: слово учителя

Приём: ведущее слово учителя

- Обратите внимание на доску. Перед вами стихотворение-нескладушка. Прочитаем его. Найдем все существительные, определим их число и падеж. Артем, читай!

Языковой материал:

Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из-под собаки

Лают ворота.

Метод: чтение

Приём: комментированное чтение

- Первая строчка, ехала деревня, Дима, найди существительное, определи его число и падеж!

- Вторая строчка, мимо мужика, Катя!
- Третья строчка, вдруг из-под собаки, комментирует Дима.
- Следующая строчка, лают ворота, Саша.

- Стоп, а как правильно произносится это слово: воротА или ворОта? Почему?

- Возвращаемся к разбору существительного.
Метод: слово учителя

Приём: ведущее слово учителя

- Теперь письменно образуйте от существительных единственного числа существительные множественного числа, а от существительных множественного числа существительные единственного числа. Даю вам 2 минуты.

- Читаем, что у вас получилось.


Метод: слово учителя

Приём: ведущее слово учителя

- Ребята, сейчас мы выполним индивидуальное задание у доски, мне нужны три человека. Есть желающие? Один работает на правой части доски, другой по середине, третий работает на левой части доски.

Карточка 1

Вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы

Любоваться чиж…м, суп с перц…м, говорить со сторож…м, салат с огурц…м, быть молодц…м, за лиловой туч…й, с тяжелой нош…й, бежать рысц…й, скрыться за шалаш…м, быть каланч…й.
Карточка 2

шли к избушк …

побывали в зоопарк…

писать письмо Мари…

говорить о дружб…

служить в арми…

варить в кастрюл…

мечтать о професси…

вдоль дорог…

расположились на алле…

Карточка 3

Образуйте форму Род. пад. мн. ч.:

Сапоги, валенки, англичане, абрикосы, якуты, макароны, мандарины, татары, цыгане, апельсины, офицеры, помидоры, яблоки, чулки, носки.
Метод: слово учителя

Приём: инструктирующее слово учителя. Лингвистическая игра

- Пока ребята выполняют задания, мы с вами поиграем. У меня есть коробка с «заморочками». Каждый из вас берет из нее 1 «заморочку» и продумывает ответ на заданный в ней вопрос. Затем я бросаю кому-нибудь из вас мячик, вы зачитываете свой вопрос, отвечаете на него и бросаете мяч мне. Если вы не знаете ответа на вопрос, то бросаете мяч любому из ребят, и он попробует ответить на ваш вопрос.

Вопросы «заморочек»:

1. Какая часть речи называется именем существительным?



  1. Какие имена существительные называются одушевленными, какие - неодушевленными? Приведите примеры.



  1. Какие имена существительные называются собственными? Приведите примеры.


4. Назовите несколько существительные, которые имеют форму только множественного числа.

5. Назовите несколько существительных, которые имеют форму только единственного числа.

6. Какие существительные относятся к первому склонению? Приведите пример.


7. Какие существительные относятся ко второму склонению? Приведите пример.


  1. Какие существительные относятся к третьему склонению. Приведите пример.

9. Когда у существительных в единственном числе пишется окончание -Е? Приведите пример.
10. Когда у существительных в единственном числе пишется окончание –И? Приведите примеры.

11. Когда у существительных после шипящих пишется Ь? Приведите пример.
12. При каком условии после шипящих и ц в окончаниях существительных пишется буква О, при каком Е?
13. Почему к каждому падежу относятся два падежных вопроса?
14. Приведите примеры существительных общего рода?

15. Каким членом предложения могут являться имена существительные?

16. От данных слов образуйте множественное число: паспорт, торт, повар, выбор.
Метод: опрос

Прием: индивидуальный опрос у доски

- Внимание на доску. Посмотрим, как справились те ребята, которые работали у доски.


Метод: слово учителя

Приём: ведущее слово учителя

- На доске по вертикали записаны три слова «первое», «второе» и «третье». Как вы думаете, что они означают?
Метод: диктант

Приём: выборочный диктант

- Сейчас мы заполним необычный кроссворд. Перерисуйте все так, как есть на доске в тетрадь. По горизонтали вы видите пустые клеточки, которые пересекают данные слова. Сейчас я буду диктовать слова, ваша задача - определить склонение и, согласно склонению, найти место для этого слова в пустых клеточках.

Языковой материал:

Товарищ, дрожь, неделя, тень, картина, приключение, опушка, кирпич, зависть.

- У кого получилось так (открываю доску), поставьте себе пятерки.

второе

товарищ

кирпич

приключение

Метод: слово учителя

Приём: ведущее слово учителя

- Ребята, предлагаю оценить деятельность на уроке вашего соседа по парте. У меня есть листочки трех цветов: золотые, розовые и голубые. Если вы оцениваете работу соседа на отлично, то берете золотой листок, если на четыре, то берете розовый листок, а если на тройку, то – голубой. На обратной стороне листка подпишите фамилию и имя того человека, которого вы оценили. Передайте листочки на первую парту.
Метод: слово учителя

Приём: ведущее слово учителя

- Дома вы напишете тест, который поможет выявить усвоенные вами знания. Выполнить его следует к следующему занятию.


Метод: слово учителя

Приём: итоговое слово учителя

- Большое спасибо за работу! Выставление отметок.

Метод: слушание

Приём: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание
Запись учеников в тетрадях:

Двадцать четвертое февраля.

Имя существительное. Зачет.

Метод: слушание

Приём: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание
Метод: чтение

Прием: озвученное чтение

Примерные ответы учеников:

- Ехала деревня, существительное – деревня, единственное число, именительный падеж.

- Мимо мужика, существительное – мужика, единственное число, родительный падеж.

- Вдруг из-под собаки, существительное – собаки – единственное число, родительный падеж.

- Лают ворота, существительное воротА.

- ВорОта, т.к. это словарное слово.

- Существительное ворота, множественное число, именительный падеж.
Запись в тетради:

Деревня – деревни, мужик – мужики, собаки – собака, ворота – только форма мн. ч.


Ответ учеников:

- Деревня – деревни, мужик – мужики, собаки – собака, ворота – не имеют формы единственного числа.

Метод: слушание

Приём: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание


Ответы учеников:

1. - Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что? Изменяется по числам, падежам, в предложении выполняет роль подлежащего, дополнения, обстоятельства.
2. – Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто?, неодушевленные – на вопрос что? Например, лягушка, отвечает на вопрос кто?, значит это одушевленное существительное. Кирпич – отвечает на вопрос что?, значит это неодушевленное существительное.

3. – Собственные существительные – это названия единичных предметов: имен, фамилий, названия городов, названия литературных произведений. Например, Костя – имя, Москва – город.
4. – Дрожжи, грабли, ножницы.
5. - Молодежь, свекла, фарфор, железо.
6. - К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода, которые в именительном падеже единственного числа оканчиваются на А, Я. Например, голова,

7. – Ко второму склонению относятся существительные мужского и среднего рода, которые в именительном падеже единственного числа оканчиваются на согласный и на О, Е. Например, молоко, сторож,

8. - К третьему склонению относятся существительные женского рода, которые в именительном падеже единственного числа оканчивается на согласный с Ь на конце. Например, мышь, тишь.


9. – У существительных в единственном числе пишется окончание Е в 1 склонении в дательном и предложном падежах (в телеге), кроме существительных на ИЯ, а так же у существительных 2 склонения в предложном падеже (на облаке), кроме существительных на ИЙ, ИЕ.

10. – Окончание –И пишется у существительных 1 склонения в родительном падеже, например, нет тучи. У существительных 3 склонения в родительном, дательном и предложном падежах, например, о мыши. У существительных женского рода на ИЯ в родительном, дательном и предложном падежах, например, армии. У существительных мужского рода на ИЙ и среднего рода на ИЕ в предложном падеже, например, в лектории.

11. – У существительных после шипящих Ь пишется в 3 склонении. Например, мышь, глушь.

12. – После шипящих и ц в окончаниях существительных под ударением пишется буква О, без ударения – буква Е.
13. – Потому что один вопрос для одушевленных существительных, а другой для неодушевленных.

14. – Врач, неряха, плакса, директор.
15. – Подлежащим, дополнением, обстоятельством.

16. ПаспортА, тОрты, поварА, вЫборы.

Метод: чтение

Прием: комментированное чтение

Карточка 1

Любоваться чижом, суп с перцем, говорить со сторожем, салат с огурцом, быть молодцом, за лиловой тучей, с тяжелой ношей, бежать рысцой, скрыться за шалашом, быть каланчой.

Карточка 2

шли к избушке

побывали в зоопарке

писать письмо Марии

говорить о дружбе

служить в армии

варить в кастрюле

мечтать о профессии

вдоль дороги

расположились на аллее

Карточка 3

Сапоги - сапог, валенки - валенок, англичане - англичан, абрикосы - абрикосов, якуты - якутов, макароны - макарон, мандарины - мандаринов, татары - татар, цыгане - цыган, апельсины - апельсинов, офицеры - офицеров, помидоры - помидоров, яблоки - яблок, чулки - чулок, носки - носков.
Ответ учеников:

- Они означают 1, 2, 3 склонения.

Запись в тетрадях:





Метод: слушание

Приём: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание
Оценивание деятельности


Образец выполнения теста:

1 вариант:

1. Цитрус, цыганский, племянницын, дикция, гнездо птицы.

2. В.

3. Среди рощ, Ландыш, лещ, ночь, молодежь.

4. башмаки, дверцы, игры.

5. В городишке, по галерее, жить в Казани, грядка помидоров, во всем величии.

6. Цифра, булавка, календарь.

7. Свинцом, ключом, маршем, стужей, с плащом.
2 вариант:

1. Процитировать, цыкнуть, позиция, курицын, спицы.

2. Г.

3. Помощь, много луж, глушь, еж, мышь.

4. Валенки, сапоги, невидимки.

5. Жить в Гвинее, по площади, пять апельсинов, сидит в унынии, о Марии.

6. листья, шкатулка, баклажан.

7. Сердцем, бойцов, плащом, юношей, под крыльцом.

Записать дату и тему урока.

Нарисовать кроссворд на доске.

Открываю доску


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока русского языка Предмет iconКонспект урока
...
Конспект урока русского языка Предмет iconКонспект урока русского языка в 7 классе данилова Наталья Ивановна...
Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка
Конспект урока русского языка Предмет iconКонспект урока Предмет : Английский язык
Закрепление и повторение знаний учащихся о лексикологии, как разделе русского языка
Конспект урока русского языка Предмет iconКонспект урока русского языка в 6 б классе. Учитель: Гречаниченко...
Ознакомить учащихся с устаревшей лексикой русского языка, закрепить навыки пользования словарем
Конспект урока русского языка Предмет iconКонспект урока русского языка по теме
Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка
Конспект урока русского языка Предмет iconКонспект урока русского языка
Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка
Конспект урока русского языка Предмет iconКонспект урока литературы. Фио автора Кордова Светлана Владимировна...
Тема урока- ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Петербург Достоевского
Конспект урока русского языка Предмет iconУрок путешествие План конспект открытого урока по русскому языку...
Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка
Конспект урока русского языка Предмет iconРазмышления автора об уроках русского языка по учебнику «К тайнам...
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Конспект урока русского языка Предмет iconКонспект открытого урока русского языка. Тема: «Терминологическая лексика. Профессионализмы»
Цель урока: создание комфортной образовательной среды для формирования прочных знаний по лексике русского языка, в возможности ее...
Конспект урока русского языка Предмет iconКонспект открытого урока русского языка в 6 классе: «Притяжательные местоимения»
Учитель русского языка и литературы моу «Зеленогорская средняя (полная) общеобразовательная школа» Гранатова Н. В
Конспект урока русского языка Предмет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект урока русского языка в 5 классе учителя русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Конспект урока русского языка Предмет iconКонспект урока русского языка в 6 классе «Спряжение глаголов» подготовлен...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Конспект урока русского языка Предмет iconКонспект урока М. В. Ломоносов реформатор русского языка и стихосложения...
Ломоносова; дать представление о Ломоносове как реформаторе литературы и русского языка
Конспект урока русского языка Предмет iconКонспект урока русского языка в 6 классе по теме «не и ни в отрицательных местоимениях»
Автор: Воскобойник Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №5, г. Саров Нижегородской области
Конспект урока русского языка Предмет iconТема: «Звуки л-ль. Буква Л» Программное содержание
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск