Пояснительная записка.
Программа по русскому языку создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по учебнику 4 класса автора Т. Г.Рамзаевой и направлена на достижение следующих целей:
формирование специальных умений и навыков по разделам программы;
развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
В соответствии с базисным учебным планом программа составлена из расчета 4 часов в неделю, 136 часов в год. Курс данной программы включает систему грамматических понятий, относящихся к разделу «Морфология», глубже знакомит учащихся с морфологическими признаками разных частей речи, а также с правилами, определяющими написание слов ( орфограммы), учит различать части речи, группировать, классифицировать по определенным признакам, производить морфологические разборы частей речи. В программе заложен материал по разделу «Синтаксис», усложняется и синтаксический разбор простых предложений, изучается тема «Однородные члены предложения». Знания и умения по темам формируются постепенно, последовательно и заканчиваются темой «Повторение».
В программе заложено одно из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний и сформированность умений, - систематическая проверка и оценка. Для этого предлагаются различные виды проверок (диктанты, взаимодиктант, тесты, работа по карточкам, зачеты, сочинения, изложения).
Программа обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся, дает возможность учителю переводить деятельность ученика с репродуктивного уровня до творческого, позволяет углубленно изучать некоторые темы программы, использовать дифференцированный подход к обучению и развитию младшего школьника. Она ориентирована на формирование у детей целостного представления о родном языке, его морфологическом, морфемном и синтаксическом строе, звукобуквенном составе, интонационном и лексическом богатстве.
Тематическое планирование
Учебный план.
Повторение изученного за курс 3кл 18ч. - (1 ч. – диктант + 2 ч- р. р.) 27.09
Предложения с однородными членами 7ч. - (1 ч. - диктант) 12.10
Текст 3ч. - (1 ч.- р. р.)
Имя существительное 35ч. - ( 2 к.р. + 3 р.р.) 16.11, 27.12
Имя прилагательное 28ч. - (2 кр. + 4р.р) 26.01, 20.02
Местоимение 5ч - (1ч – диктант ) 29.02
Глагол 27ч. - ( 3 к.р. (диктант) + 5р.р.) 13.03 9.04 25.04
Повторение изученного за курс 4 класса 13ч. - (1к.р. + 2р.р.) 16.05
136 часов (4 часа неделю)
Для реализации программного содержания используются:
Программа, по которой ведется обучение: «Школа России».
«Концепция и программы для начальных классов «Школа России» ( в 2-х частях), «Просвещение» 2009 год
Для учащихся:
Т. Г. Рамзаева «Русский язык», учебники для 4 класса четырёхлетней начальной школы ( в 2-х частях), «Дрофа», 2009 год
Для учителя:
Я. Ш. Гараева « Поурочные разработки по русскому языку», «ВАКО», 2011 год
«Концепция и программы для начальных классов «Школа России», «Просвещение», 2009 год
Л. И. Тикунова, В. П. Канакина «Сборник диктантов и творческих работ» , «Просвещение», 1992 год
М.Р.Львов «Правописание в начальных классах» (Методические указания ко всем темам программ по русскому языку), «Флинта. Наука», 1998 год
Т. В. Шклярова « Справочник для начальных классов», «Грамотей» 2002год
Ф.Ф.Лысенко «Тесты за курс начальной школы» , «Легион» 2008 год
Электронные образовательные ресурсы.
Презентации с сайтов: http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=69001&tmpl=lib&page=1
http://www.pedsovet.su/load/143-1-0-3888
http://www.nachalka.info/about/193/
http://roditel.edu54.ru/node/16047
http://www.uchportal.ru/load/47
Учебно - тематическое планирование программы.
Тема: Повторение изученного за курс 3 класса
Комплексно-дидактическая цель:
в результате повторения материала за курс 3 класса учащиеся должны
знать:
что такое предложение;
виды предложений по цели высказывания и интонации;
общее значение главных и второстепенных членов предложения;
звуко - буквенный анализ слов;
состав слова;
определение частей речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол и их признаки;
орфограммы, изученные в курсе 3го класса и способы их проверки;
текст и его особенности.
уметь:
различать, выявлять, распределять части речи, виды предложений;
давать определение частям речи;
находить главные и второстепенные члены предложения;
уметь делать звуко-буквенный анализ слов;
морфемный анализ слов;
уметь находить орфограммы и проверять их.
- устанавливать зависимость главных и второстепенных членов предложения;
анализировать предложения по цели высказывания, по интонации;
сравнивать части речи;
обосновывать изученные правила и уметь группировать слова по изученным орфограммам;
обобщать свойства частей речи с помощью схем;
уметь классифицировать части речи по определенным признакам.
Развивать:
1. Учебно-организационные умения:
составлять план;
записывать по диктовку;
написать изложение, сочинение;
умение пользоваться учебников;
работать в группе;
навыки самоконтроля, взаимоконтроля.
2. Учебно-коммуникативные умения:
четко излагать свои мысли;
отвечать на вопросы;
слушать;
рассуждать;
ставить вопросы.
3. Учебно-интеллектуальные умения:
выделять главное в тексте;
сравнивать;
анализировать;
классифицировать;
наблюдать.
Воспитывать:
умение работать в паре;
культуру общения;
умение слушать;
аккуратность;
самостоятельность;
интерес к изучаемому предмету;
уверенность в себе.
Учебно-тематическое планирование
№
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
| Виды контроля, измерители
| Планируемые результаты освоения материала
| Дата проведения
|
|
|
|
|
|
|
| План
| Факт
| 1
| Вводный урок. Знакомство с учебником. Что мы знаем о слове.
| 1
| Обобщение и систематизация знаний
| Письмо под диктовку
Решение проблемной ситуации
Словарная работа
| Фронтальный опрос
| Умение обобщать, анализировать, наблюдать.
| 1.09
|
| 2
| Повторение : слово, предложение, текст.
| 1
| Систематизация знаний
| Словарная работа
Работа в парах
| Фронтальный опрос
Словарный диктант
| Умение определять закономерности, доказывать, опровергать.
| 5.09
|
| 3
| Знаки препинания в предложении
| 1
| Урок комплексного применения знаний
| Индивидуальная работа
Работа с текстом
Работа в парах
| Текущий
Индивидуальный опрос
| Умение работать по заданному плану, алгоритму.
| 6.09
|
| 4
| Главные и второстепенные члены предложения
| 1
| Главные и второстепенные члены предложения.
Порядок слов в предложении. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки)
| Текущий
| Умение решать учебные задачи. Знать признаки изученных частей речи. Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации
| 7.09
|
| 5
| Связи в предложении
| 1
| Различение слова, словосочетания и предложения. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
| Текущий
| Умение выстраивать монологическую речь. Знать типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Уметь применять изученные правила
| 8.09
|
| 6
| Текст
| 1
|
Обобщение и систематизация знаний
Урок развития речи
| Разновидности текстов ( повествовательный, описательный, рассуждение), работа в парах
Индивидуальная работа
| Фронтальный опрос
Текущий
| Умение составлять устный и письменный текст.
| 12
|
| 7.
| Подробное изложение «Жук на ниточке» по рассказу Э.Шима
| 1.
| Признаки текста, тема и главная мысль текста. Изложение содержания текста
| Подробное изложение
| Умение отличать текст от группы отдельных предложений,; уметь раскрывать тему и главную мысль при передаче содержания текста
| 13
|
| 8.
| Звуки, буквы, слог; ударение в словах. Анализ ошибок, допущенных в изложении
| 1
| Работа в парах
Словарная работа
Анализ текста
| Текущий
Индивидуаль-ный
| Умение производить фонетический разбор слова; распознавать ударный и безударный слоги Уметь анализировать предложение, выполнять работу над ошибками .
| 14
|
| 9
| Состав слова. Роль каждой части слова в языке.
| 1
| Систематизация знаний
| Анализ слова
Систематизация знаний
Работа в пара
| Фронтальный опрос
Текущий
| Знать морфемный состав слова; уметь разбирать слово по составу.
| 15
|
| 10.
| Правописание гласных и согласных в корнях слов.
| 1
| Урок систематизации
| Словарная работа
Отработка умения разбирать слово по составу
| Словарный диктант
Текущий
| Умение работать по заданному плану, алгоритму. Умение осознанно писать слова с безударными гласными
| 19
|
| 11
| Упражнение в написании корня слова
| 1
| Урок комплексного применения знаний
| Развитие навыка проверки написания парных глухих и звонких согласных
Работа в парах
Словарная работа
| Текущий
Тест
| Умения проверять написание безударных гласных корня
| 20
|
| 12
| Приставки и предлоги.
| 1
| Обобщение и систематизация знаний
| Работа по различению приставок и предлогов, правильным написанием и употреблением их в речи
| Текущий. Словарный диктант
| Умение работать по заданному плану, алгоритм Уметь анализировать предложение, выполнять работу над ошибками
| 21
|
| 13
| Разделительные Ъ и Ь знаки
| 1
| Письмо под диктовку
Работа в парах
Самостоятельная работа
| Словарно-орфографическая работа
Текущий
| Умение употреблять в словах разделительные Ъ и Ь знаки; отличать мягкий знак от разделительного мягкого знака
| 22
|
| 14
| Части речи. Имя существительное .
| 1
| Обобщение и систематизация знаний
| Имя существительное, значение и употребление.
| Текущий
| Знать лексико-грамматические признаки имен существительных. Уметь употреблять существительные;
| 27
|
| 15
| Входная контрольная работа. Диктант «Осенняя прогулка» (40 мин)
| 1
| Урок проверки и оценки знаний
| Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами
| Диктант (текст 75– 80 слов) с грамматическим заданием
| Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе
| 28
|
| 16
| Имя прилагательное. Повторение.
| 1
| Комбинированный
| Словарная работа
Дидактическая игра
Работа с учебником
| Текущий
Фронтальный опрос
| Знать существенные признаки имен прилагательных как части речи
| 29
|
| 17
| Глагол. Повторение.
| 1
| Словарно-орфографическая работа
Работа в парах Дидактическая игра
| Знать существенные признаки глагола как части речи
| 30.09
|
| 18
| Изложение «Воришка» по рассказу Г.Скребицкого
| 1
| Развитие речи
| Деление текста на части, составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста
| Изложение
| Уметь формулировать вводную и заключительную части текста, создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания
|
|
| Тема: Предложения с однородными членами.
Комплексно-дидактическая цель:
в результате изучения темы учащиеся 4 класса должны
знать - особенности однородных членов предложений и их отличительные признаки;
союзы при однородных членах;
правило постановки знаков между однородными членами.
уметь:
- находить в предложении однородные члены и различать их;
соблюдать интонацию перечисления;
уметь пользоваться правилом при постановке запятой перед союзом а, но, да в предложении с однородными членами.
- устанавливать зависимость однородных членов предложений;
сравнить различные однородные члены и доказывать;
формировать умения употреблять в письменной речи предложения с однородными членами;
составлять или констатировать предложения с однородными членами по схемам;
составлять ОК (опорный конспект) по теме однородные члены предложения;
составлять план по изученной теме.
Развивать:
1. Учебно-интеллектуальные умения:
выделять главное в тексте;
сравнивать;
анализировать;
классифицировать;
наблюдать.
2. Учебно-коммуникативные умения:
четко излагать свои мысли;
отвечать на вопросы;
слушать;
рассуждать;
ставить вопросы;
устную и письменную речь учащихся с употреблением однородных членов предложения;
слуховую память при написании различных диктантов с однородными членами;
выразительность чтения предложений с однородными членами.
Воспитывать:
умение работать в паре;
культуру общения;
умение слушать;
вырабатывать самостоятельность;
уверенность в себе; умение согласовывать свои действия с другими
Учебно-тематическое планирование
№
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
| Виды контроля, измерители
| Планируемые результаты освоения материала
| Дата проведения
| План
| Факт
| 1
| Однородные члены предложения
| 1
| Изучение и первичное закрепление новых знаний
| Однородные члены предложения. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). Запятая в предложениях с однородными членами
| Текущий. Словарный диктант
| Знать признаки однородных членов предложения; подлежащих.
Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами; соблюдать изученные нормы орфографии
| 4.10
|
| 2
| Упражнения в распознавании однородных членов предложения. Запятая в предложении с однородными членами без союзов
| 1
| Изучение и первичное закрепление
| Однородные члены предложения. Запятая в предложениях с однородными членами
| Текущий. Фронтальный опрос
| Умение правильно употреблять запятую в предложениях с однородными членами без союзов
| 5.10
|
| 3
| Однородные члены предложения с союзами
| 1
| Комбинированный
| Однородные члены предложения. Запятая в предложениях с однородными членами. Союзы, их роль в речи
| Текущий. Фронтальный опрос
| Умение выстраивать монологическую речь.
| 6.10
|
| 4
| Однородные члены предложения, соединенные союзами И, А, НО
| 1
| Умение правильно употреблять в речи предложения с однородными членами ; разбирать предложения по членам предложения
| 10.10
|
| 5
| Упражнение в правильном построении предложений с однородными членами
| 1
| Изучение и первичное закрепление
| Текущий Фронтальный опрос
| Умение строить предложения с однородными членами; употреблять их в речи
| 11.10
|
| 6
| Контрольный диктант
| 1
| Урок проверки и оценки знаний
| Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами
| Диктант (текст 75– 80 слов) с грамматическим заданием
| Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе
| 12.10
|
| 7
| Анализ контрольной работы. Закрепление.
| 1
| Комбинированный
| Словарная работа
Работа в парах
| Фронтальный опрос
Текущий
| Умение самостоятельно применять способы самоконтроля.
| 13.10
|
|
|