Путешествие в страну Русский язык. Цели





Скачать 99.22 Kb.
НазваниеПутешествие в страну Русский язык. Цели
Дата публикации13.07.2013
Размер99.22 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Путешествие в страну Русский язык.

Цели: привить любовь к русскому языку, повысить общую языковую культуру, развить интерес к русскому языку как учебному предмету, развить познавательную активность.

Задачи:

  1. Повторить пройденный материал в области фонетики, лексики, орфоэпии, орфографии, синтаксиса, морфологии.

  2. Продолжить работу по развитии речи.

  3. Использовать творческий потенциал учащихся.

Оборудование: карточки с заданиями, словари (орфографический, толковый, синонимов, антонимов);

плакаты с высказываниями о русском языке; выставка творческих работ учащихся, рисунков, рабочих тетрадей по русскому языку; книги «Шарады, головоломки, ребусы, кроссворды», «Занимательные задачи и упражнения по лексике и фразеологии», «Занимательная орфография»; жетоны.

Ход мероприятия

Сегодня мы отправляемся в путешествие по стране Русский язык. Ее вы найдете на географической карте. Путешествуют по этой стране на корабле. А ваши знания по русскому языку помогут преодолеть препятствия, которые встретятся во время плавания. Наши великие путешественники-смельчаки – 2 команды седьмого класса. Следить за правильностью маршрута будет жюри.

Перед посадкой на корабль нужно купить билеты. Билет считается купленным, если команда справится с заданиями.

  1. Представление команд (эмблема, название, лозунг).

  2. Разминка

Продолжить начатую половину пословицы (по очереди). За каждый правильный ответ – по 1 баллу.

Встречают по одежке… (провожают по уму). Не зная броду… (не суйся в воду). Заставь дурака Богу молиться… (он и лоб расшибет). Не родись красивой… (а родись счастливой). Не плюй в колодец… (пригодится воды напиться). Сколько волка не корми… (он все в лес смотрит). Рыба ищет где глубже… (а человек где лучше). С миру по нитке… (голому рубашка).

Если команда затрудняется ответить, слово - болельщикам (выдавать им жетоны).

  1. Домашнее задание

Каждой группе заранее предлагается подготовить по одному выступлению на темы: «Берегите наш язык от «засорения». «Зачем нужно учить русский язык?»

  1. Следующая станция «Не путайте…!» Есть маленькая подсказка. Это слова В.Брюсова: «Верь в звук слов: Смысл тайн в них».

Задание первой команде

  1. Один первоклассник как-то дразнил младшего брата: «тебе уже 4 года, а ты так и не научился произносить букву «Р»!»

Вопрос. Как вам кажется, все ли в этом предложении верно? (Произносить букву нельзя. Буквы – это письменные значки, а то, что произносится, называется звуком.)

  1. «Четвертый лишний». Найдите лишний звук и объясните свой выбор:

а) ( б у п ж) б) (и о н а) (а. Лишний звук (у) – он гласный; б. лишний звук (н) – согласный.)

Потренируйтесь!

Англичанин мистер Хемстер приехал в Москву работать продавцом. Он хорошо говорит по-русски, только все согласные произносит твердо. Попробуйте произнести, как он говорит, фразу: «Здесь мятный лимонад для маленьких ребят».

Задание второй команде

1. Первым словом, которое произнес котенок Фруктя, было слово: мяу. Какие слова сказал он следующими, если известно, что они отличались от первого слова только первым звуком, причем в новых словах этот звук тоже был сонорным.

Ряу, няу, ляу и, возможно, йау(это слово можно записать и как яу – читается одинаково).

2.«Четвертый лишний»

Найдите лишний звук и объясните свой выбор:

а) (д г в л ); б) (с з ш ф ). (а. Здесь лишний (л) - это сонорный; б. Лишний звук (з) – звонкий среди глухих.)

Потренируйтесь!

Японец Сяй Ляй Вий продает рядом мороженое. Он произносит все русские согласные мягко. Как в его исполнении будет звучать фраза: «Покупайте холодное мороженое, кушайте осторожно»?



  1. Ребята мы приплыли к станции «Слова и их значения». (Задания – на карточках. )

Какие свойства русской лексики использует автор для создания комического эффекта?

Задания первой команде

А) Велосипед меня понес,

Понес куда-то под откос.

Там он остался без колес,

А дальше я его понес(О.Григорьев.) (Используем омонимию.)

Б) Напишите слова, значение которых дано ниже:

1) место на реке, где ее можно перейти (брод);

2) отверстие в вершине вулкана (кратер - жерло).

В) Как называются такие слова?

Учитель дал задание просклонять во мн. числе слова лист, корень. Не все ребята дали одинаковый ответ, он все ответили правильно. Как? Обоснуйте ответ. (в зависимости от значения могут быть разные формы мн.числа: листы-листья, корни-коренья.)

Г) Объясните разницу в значениях слов: абонент-абонемент, факт –фактор. (Абонент – лицо, имеющее абонемент. Абонемент – документ, представляющий право на пользование чем-либо в течение определенного времени, а также само право на это.)

Д) Замените имена существительные синонимами с приставкой не-:

1) нельзя терпеть ложь (неправду);

2) его не сломило горе (несчастье).

Задания второй команде

А) Вечером девочка Мила

В садике клумбу разбила.

Брат ее, мальчик Иван,

Тоже разбил стакан! (О.Григорьев) (Использует омонимию.)

Б) Напишите слова, значение которых дано ниже:

1) наука о небесных светилах (астрономия);

2) место, где скрещиваются улицы (перекресток).

В) Как называются такие слова?

Учитель дал задание просклонять во мн.числе слова корень, пропуск. Не все ребята дали правильный ответ, но все ответили правильно. Как? Обоснуйте. (В зависимость от значения могут быть разные формы мн.числа: корни – коренья, пропуски-пропуска.)

Г) Объясните разницу в значении слов: болотный-болотистый, эффэктный-эффэктивный. (Болотный – относящийся к болоту. Болотистый – обильный болотами, топкий.)

Д) Замените имена существительные синонимами с приставкой не-:

1) надо исправлять дефекты (недостатки);

2) для всех горько рабство (неволя).

Задания первой команде

А. Найдите фразеологические обороты в стихотворении В.Суслова.

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда.

Возьмем хоть короткое слово вода.

Вот был я мальчишкой, да детство прошло,

С тех пор уж немало воды утекло.

О смелом мы вправе сказать наперед:

Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет.

А гуси и утки – сухие всегда.

Заметили люди: как с гуся вода.

Случалось с тобою: ты правил не знал,

Молчал при опросе? Воды в рот набрал.

Лентяй отдыхает, а время идет –

Под камень лежачий вода не течет.

Сказать болтуну мы порою не прочь:

«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь».

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай!»

Работать впустую. Что скажут потом?

Не дело, мол, воду носить решетом.

Задание второй команде

Найдите в стихотворении слова, одинаково звучащие, но имеющие разное значение. Как называются эти слова?

Птичий клин

Когда на мартовских полях

Лежала толща белая,

Сидел я с книгой на полях

Свои пометки делая.

И в миг, когда мое перо

Касалось граф тетрадочных,

Вдруг журавлиное перо

С небес упало радужных.

А в облаках летел журавль

И не один, а стая.

Крича скрипуче, как журавль,

В колодец опускаемый.

На север мчался

Птичий клин

И ставил птички в графике,

Обыкновенный город Клин

Предпочитая Африке.

Журавль был южный,

Но зато

Он в гости к нам пожаловал,

Благодарю его за то,

Что мне перо пожаловал.

6. Наш корабль берет курс на океан Редактирование. Но, чтобы попасть в этот океан, нужно проплыть через пролив. В чем ошибка?

А. Кто короче? Замените выделенные части предложения более краткими.

Задание первой команде

  1. Художник набросал общие черты будущей картины (сделал набросок, эскиз).

  2. Горы окружали со всех сторон долину (опоясывали).

Задание второй команде

  1. От очень большого утомления ученый заболел (переутомления).

  2. В этой части река была доступна для плавания судов (судоходна).

Б) В чем ошибка?

Обнаружьте и исправьте ошибки, которые связаны с незнанием точного значения слова или с неудачным расположением и употреблением слов.

Задания первой команде

1. у нас много сообщников среди простых людей всего мира (много единомышленников).

2. Обладая острым обаянием, он сразу уловил запах дыма (острым обонянием).

3. Рекламируется шоколад: Он самый южный, самый молочный. С чем вы не согласны? (Здесь использована превосходная степень прилагательных южный, молочный. Это относительные степени сравнения.)

4. На ценниках в магазинах нередко пишут: мясо говядины, мясо свинины. Правильно ли оформлены такие ценники? (Нет, потому что говядина – это мясо коровы или быка как пища, а свинина – свиное мясо как пища. Нужно писать: говядина, свинина.)

Задания второй команде.

  1. Он оказался круглым невежей в технике (круглым невеждой).

  2. Писатель показал, как меняет человека личная собственность (частная собственность).

  3. Еще реклама: Если у вас высшее образование и нет тридцати пяти…, мы приглашаем вас принять участие в конкурсе ведущих. Что здесь необходимо исправить? (Если у Вас высшее образование и Вам нет тридцати пяти…)

Кто быстрее?

Задание обеим командам

Какая команда ответит быстрее? Фраза Учителю пришлось много объяснять.

Что имеется в виду? (Вариант первый: учителю попался непонятливый ученик, педагог долго разъяснял какую-то информацию. Второй вариант: непонятливым оказался учитель, и разъяснения потребовались ему. ( Нужно выбрать другой порядок слов, чтобы устранить двусмысленность.))

7. Ребята! Чтобы высадиться на берег, капитанам нужно прочитать правильно слова без подготовки.

Задание первой команде

Ателье, досуг, звонить, километр, конечно, музей, пустячный, столяр, тест, теннис, яичница, углубить, алфавит, доска, у доски, на доску.

Задание второй команде

Кашне, квартал, магазин, модель, облегчить, партер, портфель, тема, что, щавель, начать, чтобы, булочная, цемент, каучук, свекла.

8. Игра со зрителями

1. Представим такой диалог на уроке литературы:

-Эй, Петька, у тебя Пушкин есть? Я своего тащить не стал- толстый очень.

- Да нет, я только Лермонтова приволок. Пушкин у меня подарочный, дорогой, мать не дает.

С чем мы столкнулись? Как называется такое переносное значение? (Оно называется метонимией, по-гречески – «переименование».)

2. Придумайте ситуации, в которых не выглядели бы странными, абсурдными следующие предложения:

1) Эта банка оказалась более вкусной, чем предыдущая.

2) Выпей еще стакан и хватит!

3) Скушайте, пожалуйста, еще чуть-чуть, ну хотя бы еще одну ложечку!

9.Телевизионные игры в русском языке. Ребята, снами на корабле находились телеведущие. Прежде, чем высадиться на берег, они хотят провести с вами телеигры.

1.Первым игру «Угадай мелодию» проведет Валдис Пельш. На доске таблица. Ученики выбирают категорию и «ноту» и отвечают на данный вопрос. Синяя карточка – 3 балла, зеленая – 4, красная – 5. Командам раздаются звездочки того же цвета, какой и вопрос. Молодцы, ребята, справились.

2. Следующий гость нашего мероприятия Валерий Сюткин с передачей «Два рояля». На доске 5 закрытых карточек, по выбору команд скрываются карточки. Прочитать и ответить на вопрос.

1) Какое лексическое средство использовано в этом стихотворении:

Ты богат, я очень беден,

Ты прозаик, я поэт,

Ты румян, как маков цвет,

Я как смерть, и тощ, и бледен. (Антонимы.)

2) Пословицы шутят: в них закрались ошибки, их надо исправить.

А) Труд своей лени боится.

Б) Лучшее-врач хорошего.

В) Голода не бойся, по пояс мойся.

Г) Мы сами с ушами.

3) Чем отличается «поступок от проступка»?

4) Закончите толкование слова: лексика – это…

5) Откуда взято крылатое выражение «Есть еще порох в пороховницах».

(Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба».)

3. Сейчас к нам выйдет Мария Киселева с игрой «Слабое звено».

Вопросы первой команде

  1. Прочитайте любую цитату о русском языке.

  2. Образуйте от прилагательного тихий три наречия с одинаковым количеством букв. (Потихоньку, втихомолку, исподтишка.)

  3. Разберите по составу слово одесский. Чего не хватает в этом слове? (Третьей согласной с, которая пропускается на стыке корня и суффикса.)

  4. Назовите какой единственной в мире национальности является прилагательным, которое употребляется в роли существительного? (Русский)

Вопросы второй команде

  1. Кому принадлежат слова: «Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное поэтическое и трудовое орудие социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего».

  2. Какое числительное в одном из косвенных падежей пишется с тремя ь? (Форма восьмьюдесятью.)

  3. Назовите слово, в котором три корня. (примеры: грязеводолечебница, самолетостроение, теплоэлектроцентраль.)

4. Ребята, неграмотная, несвязная, грубая речь, сквернословие, уголовный жаргон, а чаще мат стали нашим повседневным и ежечасным явлением, с которым, пожалуй, многие свыклись. Можем ли мы в своей речи обходиться без этих слов? По следам этого вопроса пришла другая передача «Семь бед – один ответ».

Напишите мини-сочинение на тему: «Можно ли обходиться в своей речи без бранных слов?» Какой тип речи вы выберите?

А теперь применим все наши знания на практике. С данными ниже словами составьте предложения и сделайте:

Морфологический и фонетический разборы и словообразовательный анализ.

1 команде – слово «язык»;

2 команде – слово «речь».

Подведение итогов

Звучит веселая музыка. Жюри награждает победителей, активных участников команд.

В конце мероприятия раздаются Памятки.

Будьте осторожны со словами!

  1. Избегай тех повторений, которые приходят от бедности языка.

  2. Избегай слов – «паразитов», слов мусорных, ничего не добавляющих к мысли.

  3. Правильно ставь ударения в словах.

  4. Правильно произноси гласные звуки в безударном положении.

  5. Произноси звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, а также их сочетания в соответствии с правилами орфоэпии.

  6. Пословицы, поговорки, крылатые выражения – твои друзья. Употребляй их! Они помогут сделать твою речь образной и выразительной.

  7. Уважай своих слушателей, не думай, что они глупее тебя.

  8. «Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус». (В.Г.Белинский)

9. «Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мысли.» (Н.Г.Чернышевский)

10. «Точность слова является не только требованием здорового вкуса,

но прежде всего -требованием смысла.» (К.Фредин)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Путешествие в страну Русский язык. Цели iconУрок путешествие в страну «Синтаксис и Пунктуация». Тема: Простые и сложные предложения
Оборудование: учебный комплекс «Русский язык. Теория. 5-9 класс», В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова
Путешествие в страну Русский язык. Цели iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интегрированный урок-путешествие (внеклассное чтение + русский язык) в страну невыученных уроков по произведению Лии Гераскиной «В...
Путешествие в страну Русский язык. Цели iconПутешествие в Морфемляндию Цели
Русский язык – серьёзный и сложный предмет. Учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание...
Путешествие в страну Русский язык. Цели iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель. Наше путешествие продолжается, и мы сегодня отправимся в музыкальную страну, которая называется Балет. Тема нашего урока...
Путешествие в страну Русский язык. Цели iconУрок путешествие: «Путешествие в страну Грамматику»
Использование интерактивной доски Smart Board и программного обеспечения Notebook
Путешествие в страну Русский язык. Цели iconЗакон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред от 02. 02. 2011) «Об образовании»
Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9 кл; 10-11кл. / сост. Е. И. Харитонова. М.: Дрофа, 2010 к учебному...
Путешествие в страну Русский язык. Цели iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мы продолжаем путешествие по грамматическому царству, орфографическому государству. И сегодня мы совершим путешествие по океану Знаний...
Путешествие в страну Русский язык. Цели iconКонспект занятия Класс 1а Дата 14 октября 2008г. Ученица: Смелова...
Развивать слуховое восприятие на различном расстоянии (1м, 2м, 3м и т д.) путём слуховой тренировки
Путешествие в страну Русский язык. Цели iconИгра «Путешествие в страну инфознайки»
Цели: налаживание дружеских отношений между детьми, развитие соревновательности, сплачивание коллектива, развитие творческих способностей,...
Путешествие в страну Русский язык. Цели iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Здравствуйте ребята! Очень рада я вас всех видеть сегодня на занятии и приглашаю в увлекательное путешествие, в страну подарков....
Путешествие в страну Русский язык. Цели iconКонспект внеклассного мероприятия "Путешествие в страну "
Врач: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие по стране, которой нет на карте, но без которой...
Путешествие в страну Русский язык. Цели iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины Требования госта впо...
«Филология». Магистерская программа «Русский язык», уровень подготовки – магистр (очная форма обучения)
Путешествие в страну Русский язык. Цели iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины Требования госта впо...
«Филология». Магистерская программа «Русский язык», уровень подготовки – магистр (очная форма обучения)
Путешествие в страну Русский язык. Цели iconУчебник «Русский язык» 2 класс (Авторы: Иванов С. В., Евдокимова...
Русский язык 2 класс(наглядное пособие для интерактивных досок с текстовым заанием)
Путешествие в страну Русский язык. Цели iconКонспект урока по русскому языку 3Б класс Учебник «Русский язык»
Русский язык. Дидактический материал. 3 класс, Канакина В. П., Горецкий В. Г русский язык. 3 кл. Рабочая тетр для нач шк, слайд –...
Путешествие в страну Русский язык. Цели iconУрок-путешествие Цели: систематизировать и обобщить знания о материках по плану
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск