Урок по теме «Лексика. Фразеология»





Скачать 75.48 Kb.
НазваниеУрок по теме «Лексика. Фразеология»
Дата публикации20.09.2014
Размер75.48 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Пермский край

Краснокамский муниципальный район

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»

Обобщающий урок

«Лексика. Фразеология»
6 класс.

Разработала:

Бородина Марина Васильевна,

учитель русского языка и литературы

Краснокамск, 2013

Обобщающий урок по теме «Лексика. Фразеология» в 6 классе

Цель урока:

закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка.

Задачи:

- формировать умение различать слова русского языка по сфере употребления;

- учить определять лексическое значение фразеологизмов;

- закрепить понятие о фразеологизмах, их роли в обогащении языка;

- прививать интерес к изучению русского языка;

- формировать умение применять на практике полученные знания.
Ход урока.
I. Мотивация. СЛАЙД 1

Прослушайте стихотворение и ответьте на вопрос:

Весь от ливней полосатый

Месяц движется десятый.

Мы домой бежим по лужам,

Зонтик старенький промок.

Мы с тобою крепко дружим,

Вместе сядем за урок.

За окном дрожит листва,

С чёрных веток свесясь…

Ясно нам, как дважды два.

- Что это за месяц?

- А время года? СЛАЙД 2

Да, это осень. Паустовский как-то однажды сказал, что хорошо бы иметь такой словарь, в котором можно было собрать слова, имеющие отношение к природе, и разделить бы этот словарь на разделы: слова лесные, слова полевые, слова луговые. Это было бы здорово!

Осень - это прекрасная пора, воспетая поэтами, художниками, композиторами. Вы знаете немало стихотворений, посвящённых осени. Много их у А.С. Пушкина, ведь это его любимое время года.

II. Повторение ранее изученного. Обобщение материала по теме.

1. Ребята, в каком значении, прямом или переносном, употреблено словосочетание дрожит листва в этом стихотворении? СЛАЙД 3

Как называется этот художественный приём в литературе?

2. Где мы можем узнать, сколько значений у слова?

Какие словари вы ещё знаете?

А как вы думаете, сколько слов в русском языке?

Ответить трудно, потому что в русском языке постоянно одни слова уходят из употребления, другие появляются; многие слова приобретают дополнительные значения.

Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов.

А где «хранятся» эти слова?

Одни словари помогают правильно писать слова, другие говорят об истории слова, третьи расширяют кругозор, приобщают к культуре.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля более 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц. Более 40 лет собирал ученый-лексикограф слова. СЛАЙД 4

Самый большой словарь – 17-томный «Словарь современного русского литературного языка», созданный коллективом ученых Института русского языка Академии Наук РФ, в котором объяснено более 120 тысяч слов.

Это интересно. В романе И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев» показан интересный герой – Эллочка Щукина, которая обходилась 30 словами. СЛАЙД 5

А.С.Пушкин в своих произведениях употребил более 21 тысячи слов.

3. Как мы должны относиться к слову?

Конечно, бережно. Ведь от внимательного отношения к слову, понимания его значения зависит очень многое.

Хорошо об этом сказал известный современный поэт Вадим Шефнер: СЛАЙД 6

Много слов на земле…

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести. Эпиграф!

А замечательный писатель Константин Паустовский, подчёркивая богатство русского языка, писал: «Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». И это, действительно, так. Изучая раздел «Лексика и фразеология», вы убедились в этом.

Давайте вспомним всё, что мы изучили в этом разделе. Проведём игру «Учитель - ученик».

4. Выпишите эмоционально окрашенные слова. СЛАЙД 7

Крутит осень по лесу

Золотую пряжу.

Сядь поближе, заинька,

Я тебя поглажу.

Дам тебе морковки я,

Дам капустки.

Научись, мой серенький,

Говорить по-русски.

Какая морфема в выписанных вами словах придаёт тексту эмоциональную окраску?

Какой оттенок приобретают слова, благодаря этой морфеме?

5. Продолжите предложения антонимами: СЛАЙД 8 (устно)

Странный в сентябре лес. В нём рядом весна и ..(осень). Жёлтый лист и ..(зелёная) травинка. Поблёкшие и ..(зацветающие) цветы. Тёплое солнце и..( холодная) белая радуга. Увядание и..( расцвет). Тишина и ...(песни). Грустно и ..(радостно) одновременно.

Что необычного в этом тексте?

Для чего автор использует антонимы? (Для большей выразительности, противопоставления)

Как в литературе мы называем этот приём? (Антитеза)

Задание 6. Я зачитываю слова, относящиеся к профессии художника, а вы укажите лишнее: палитра, акварель, мольберт, негатив, гуашь.

Задание 7. Назовите слова с корнем -аква- (вода). Что они обозначают?

Акваланг, аквариум, акварель, аквамарин и т.д.

Задание 8. «Четвертый лишний». Найдите устаревшее слово. СЛАЙД 9

• кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки;

• пальто, плащ, шуба, кафтан.

Задание 9. Замените устаревшие слова синонимами: СЛАЙД 10

брадобрей – парикмахер; очи – глаза; десница – рука; ланиты – щеки; выя – шея; чело – лоб; рамена – плечи; баталия – битва; уста – губы; глаголет – говорит; перст – палец.

Задание 10. Определите слово по его лексическому значению:

• Цвет фиалки и сирени. (Лиловый.)

• Заранее намеченный путь следования. (Маршрут.)

• Мысленно представить себе что-либо. (Вообразить.)

• Очень большой. (Огромный, гигантский.)

• Желтый с красноватым оттенком. (Оранжевый.)

• Знаки для обозначения звуков. (Буквы.)

• Слова, употребляемые жителями одной местности. (Диалект.)

Задание 11. Замените иноязычные слова русскими синонимами:

• алфавит (азбука)

• абзац (красная строка)

• абсурд (чепуха)

• прогресс (развитие)

• космос (Вселенная)

• мираж (видения)

• диалог (беседа)

Задание 12. Подберите фразеологизмы, в которых упоминаются изображения животных. (Показываются рисунки с изображениями животных.)

1. Ползет, как черепаха. СЛАЙД 11

2. За двумя зайцами...; Трусливый, как заяц. СЛАЙД 12

3. Топает, как слон. СЛАЙД 13

4. Медведь на ухо наступил; Медвежья услуга. СЛАЙД 14

Задание 13. (Ответить фразеологизмом.) Как можно:

• Сильно краснеть? (До корней волос.)

• Крепко спать? (Как убитый, без задних ног.)

• быстро бежать? (Сломя голову.)

• Промокнуть? (До костей.)

• Хорошо знать? (Как свои пять пальцев.)

• Громко кричать? (Во все горло.)

Задание 14. Вопросы-шутки:

1. Из каких фразеологизмов можно заключить, что у человека не пара ног, рук, ушей, глаз, а много?

Со всех ног, без задних ног, на все руки, во все глаза, все уши прожужжать.

2. В каком фразеологизме упоминается таблица умножения?

Как дважды два (знать).

3. Может ли вопрос заболеть?

Да, во фразеологизме «больной вопрос».

4. Говорят: «Искать по горячим следам». А может ли след быть холодным?

Да, во фразеологизме «И след простыл».

5. Может ли горе быть в жидком состоянии?

Да, во фразеологизме «Хлебнуть горя».

6. Есть ли глаза у правды?

Да, во фразеологизме «Смотреть правде в глаза».

7. Какое кушанье бывает в голове у некоторых людей?

Каша.

8. Известно, что собственный локоть укусить невозможно. А какой фразеологизм утверждает обратное? Что он обозначает?

«Кусать локти» (сожалеть о чем-то не сделанном).

9. Может ли правда иметь неприятный вкус?

Да, «горькая правда».

10. Какого цвета бывает тоска?

Зеленого; «тоска зеленая».

Задание 15. «На загадку дай отгадку».

1. Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не белье, а их развешивают. (Уши.)

2. Его вешают, задирают и всюду суют. (Нос.)

3. Он бывает в голове, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в кармане. (Ветер.)

4. Его рискуешь проглотить, за него тянут, на нем что-то вертится, его держат за зубами. (Язык.)

5. Ее толкут в ступе и носят решетом, набирают в рот, а иногда выходят из нее сухими. (Вода.)

6. Ее заваривают, а потом расхлебывают, ее просит дырявая обувь. (Каша.)

Задание 16. Назови фразеологизм, изображенный на картинке. (Проверка домашнего задания)

III. Рефлексия. СЛАЙД 15

• УТОЧНИЛИ......

• ВЫЯСНИЛИ....

• МЫ ВСТРЕТИЛИСЬ С ТРУДНОСТЯМИ....

• УЗНАЛИ НОВОЕ....

IV. Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя:

Много слов на земле.

Есть дневные слова, –

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь. СЛАЙД 16

Пусть разменной монетой не служат они, –

Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту –

Береги изначальную их чистоту...

V. Домашнее задание. Составить рассказ-миниатюру, используя как можно больше фразеологических оборотов. Подготовиться к контрольной работе по теме «Лексикология и фразеология».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме «Лексика. Фразеология» iconУрок по теме «Лексика и фразеология» в 7-м классе: "Путешествие по океану Лексики"
Повторение и обобщение изученного материала по теме “Лексика и фразеология” в нетрадиционной форме
Урок по теме «Лексика. Фразеология» iconУрок по теме: «лексика. Фразеология. Повторение пройденного материала»
Урок по теме: «лексика. Фразеология. Повторение пройденного материала». 9 Класс. Составила преподаватель русского языка и литературы:...
Урок по теме «Лексика. Фразеология» iconУрок-путешествие по русскому языку в 5 б классе по теме «Лексикология и фразеология»
Цель урока: Повторение и обобщение изученного материала по теме “Лексикология» и «Фразеология» в нетрадиционной форме
Урок по теме «Лексика. Фразеология» iconУрока №31: Повторение по теме "Лексика и фразеология"
Развивать познавательные процессы (память, воображение, мышление, внимание, речь)
Урок по теме «Лексика. Фразеология» iconУрок по теме «Лексика» Цели урока : Образовательные : повторить изученное по теме «Лексика»
Воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову
Урок по теме «Лексика. Фразеология» iconМинистерство здравоохранения Российской Федерации государственное...
Повторение и обобщение изученного материала по теме “Лексика и фразеология” в нетрадиционной форме
Урок по теме «Лексика. Фразеология» iconЗнаем все на “5”?
Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (словообразование, лексика, фразеология, морфология)
Урок по теме «Лексика. Фразеология» iconЛексика и фразеология
Выяснить осмысление морфемного состава слова и мотивировку его значения на основе сближения с созвучными словами, отличными от него...
Урок по теме «Лексика. Фразеология» iconУрок закрепления знаний, совершенствования умений и навыков школьников...
Урок закрепления знаний, совершенствования умений и навыков школьников по теме «Обряды моего края. Диалектная лексика»
Урок по теме «Лексика. Фразеология» iconЛексика. Фразеология
Данная программа создана на базе ныне действующего учебника по французскому языку Французский язык 9 кл. Н. А. Селивановой. А. Ю....
Урок по теме «Лексика. Фразеология» iconУрок соревнования по теме «Лексика»
Сегодня у нас урок-соревнование. У вас есть возможность проявить находчивость, сообразительность и показать знания и умения
Урок по теме «Лексика. Фразеология» iconКалмыцкая безэквивалентная лексика и фразеология в русских переводах...
Работа выполнена в отделе урало-алтайских языков Учреждения Российской академии наук Институт языкознания ран
Урок по теме «Лексика. Фразеология» iconУрок-игра по теме «лексика»
Демонстрировать умение использования понятий в речи, определять их роль в тексте
Урок по теме «Лексика. Фразеология» iconУрок обобщения изученного по теме «Лексика»
Повторить основные понятия лексики: однозначные и многозначные слова; синонимы и антонимы, омонимы
Урок по теме «Лексика. Фразеология» iconТест Повторение изученного в пятом классе. Лексика. Фразеология....
Цель: создание творческой и психолого-педагогической среды для развития инновационного педагога, осуществляющего деятельность по...
Урок по теме «Лексика. Фразеология» iconЭлективный курс по русскому языку в 9 классе «Лексика и фразеология русского языка»
Электронный вариант. Саратов, 2005. Патентное законодательство. Юридические акты и комментарий. М.: "Юрид литература", 1994. Справочник...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск