Скачать 379.55 Kb.
|
Муниципальное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида
Рабочая программа по трудовому обучению (швейное дело) 5 класс
ЗАТО г. Североморск 1.Пояснительная записка Рабочая программа по швейному делу для 5 класса разработана на основе примерных программ для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, авторской программы Л.А.Поздиной «Художественная обработка швейных изделий». Рабочая программа предназначена для преподавания швейного дела в специальных (коррекционных) образовательных учебных заведениях для детей с интеллектуальными нарушениями. Целью реализации программы является формирование общетрудовых умений на уровне, доступном данному контингенту обучающихся, а также обучению учащихся знаниями и умениями по швейному профилю, необходимым в быту и посильной индивидуальной трудовой деятельности. Рабочая программа разработана с целью научить обучающихся осознано подбирать материалы для изготовления изделий; организовывать рабочее место для различных видов деятельности; предварительно планировать свою работу; давать характеристику выполняемому изделию; соблюдать культуру труда и требования к его безопасности. Такие задачи требуют применения разнообразных методов и приемов обучения, которые повышают эффективность познавательной деятельности учащихся. Рабочая программа включает в себя разделы «Материаловедение», «Элементы машиноведения», «Работа с тканью», «Построение чертежей и изготовление выкроек швейных изделий», «Пошив, изготовление швейных изделий», «Художественное оформление швейных изделий», «Лоскутное шитье», «Ремонт одежды» др. В свою очередь, каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и объекты труда (в обобщенном виде). При этом изучение материала программы, связанного с практическими работами, предваряется необходимым минимумом теоретических сведений. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Исходя из приоритета занимательности, специальная технология изучается не на образцах, а сразу в процессе выполнения изделий. Но при необходимости планируются специальные задания, посвященные упражнениям в изучении того или иного шва, технологической операции. Учебное содержание раздела «Материаловедение» сгруппировано в блоки. Цель изучения материала в усвоении ученицами технологических и эксплуатационных свойств хлопчатобумажных тканей и возможность определения этих тканей по внешнему виду и наиболее характерным признакам. При изучении «Элементов машиноведения» рассматриваются и обсуждаются те швейные машины, приспособления, которые имеются в мастерской. Особое внимание уделяется изучению тем «Построение чертежа» различных изделий. Целью изучения этого учебного материала является «объяснении» чертежа с тем, чтобы ученицы могли читать чертеж, ориентироваться в нем, пользоваться готовыми выкройками и в школе, и в дальнейшей самостоятельной жизни. Подтемы «Раскладка выкройки на ткани», а также «Раскрой деталей изделия» встречаются при выполнении каждого изделия. При изучении этих подтем выполняются тренировочные упражнения с использованием макетов из бумаги и лоскутов. Отличительной особенностью программы является то, что при изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется знакомству с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, эстетическими, экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов. В рабочей программе предусмотрено выполнение различных вариантов изделий, что позволяет осуществить дифференцированный подход к учащимся с учетом их индивидуальных психофизических особенностей и возможностей. По окончании курса обучающиеся овладевают безопасными приемами труда с инструментами, машинами, электробытовыми приборами; специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки текстильных материалов, изготовления и художественного оформления швейных изделий. В процессе выполнения программы «Швейное дело» осуществляется коррекция познавательной деятельности обучающихся, развитие творческих способностей личности, формируются экологическое мировоззрение, навыки делового бесконфликтного общения. 2.Содержание программы 5 класс – 204 часов. 1 четверть – 54 часа.
Беседа о профессии швеи. Ознакомление с задачами обучения и планом работы на год и четверть. Швейная мастерская, ее назначение и оборудование. Правила поведения в швейной мастерской. Санитарно-гигиенические требования. Организация рабочего места. Техника безопасности.
Теоретические сведения. Представление о волокне: внешний вид, употребление. Виды волокон. Сведения о прядении. Сведения о ткани. Лабораторная работа. «Свойства ткани». Определение лицевой и изнаночной сторон. Составление коллекции.
Изделия. Головной или носовой платок, обработанный ручным краевым швом вподгибку с закрытым срезом . Теоретические сведения. Подготовка к выполнению швейных работ Раскрой из ткани деталей изделия. Обработка срезов ткани. Оборудование для выполнения влажно-тепловой обработки ткани. Умения. Утюжка изделия. Определение направления долевой и поперечной нити. Раскрой изделия. Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом ручным способом. Приемы проверки качества работы. Практические работы. Вдевание нитки в иголку. Закрепление начала и конца ниток на ткани. Раскладка детали выкройки на ткани, обводка выкройки, раскрой детали платка. Выполнение ручного шва вподгибку с закрытым срезом.
Изделие. Носовой платок с отделкой простыми ручными украшающими стежками . Теоретические сведения. Виды ручных стежков. Виды отделочных ручных стежков. Умения. Выполнение образцов отделочных ручных стежков. Практическая работа. Отделка носового платка простыми отделочными стежками.
Изделие. Пуговица на стойке. Теоретические сведения. Виды пуговиц. Способы пришивания пуговицы в зависимости от вида пуговицы, нитки. Подготовка белья и одежды к ремонту. Умения. Пришивание пуговицы, обметывание среза ткани. Практические работы. Определение места для оторванной пуговицы. Пришивание пуговицы на стойке. Закрепление нити несколькими стежками на одном месте. Подбор ниток в соответствии с тканью по цвету, толщине, качеству изделия. Складывание ткани по разрыву или распоровшемуся шву. Стачивание распоровшегося шва ручными стачными стежками. Обметывание среза частыми косыми стежками (обмет). Приутюживание места ремонта.
Подшив носового платка, вышивка монограммы.
Выполнение на образце шва вподгибку с закрытым срезом шириной до 1 см. Пришивание на образце пуговиц со сквозными отверстиями на стойке. 2 четверть – 42 часа
План работы на четверть. Правила безопасности при работе с иглой, ножницами, электроутюгом. Организация ручного и машинного рабочего места.
Теоретические сведения. Сведения о швейных машинах. Правила безопасной работы на швейной машине с электроприводом. Устройство швейной машины. Машинная игла. Заправка верхней нитки. Заправка нижней нитки. Машинная закрепка. Зигзагообразная строчка. Умения. Работа на швейной машине с электроприводом. Упражнения. Пуск и остановка швейной машины. Наматывание нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней ниток. Строчка на бумаге и на ткани по прямым, закругленным и зигзагообразным линиям. Практические работы. Правильная посадка во время работы на машине (положение рук, ног, корпуса). Подготовки машины к работе (наружный осмотр, включение и выключение, наматывание шпульки, заправка верхней и нижней ниток). Выполнение машинных строчек с ориентиром на лапку (прямых, закругленных, зигзагообразных). Положение изделия на машинном рабочем месте.
Изделия. Мешочек для хранения работ. Теоретические сведения. Название тканей, используемых для пошива мешочка. Машинные швы, конструкция и применение. Понятие обтачать. Косые и обметочные стежки. Умение. Продергивание тесьмы, выполнение стачного шва. Упражнения. Выполнение стачного шва на образце. Практические работы. Отделка мешочка отделочными стежками или аппликацией. Стачивание боковых срезов. Обметывание среза косыми или петельными стежками. Обработка верхнего среза швом вподгибку с закрытым срезом шириной 1,5-2 см (15 – 20 мм). Продергивание тесьмы.
Изделие. Прихватка прямоугольной формы. Теоретические сведения. Ручные и машинные работы. Машинный стачной шов. Конструкция, применение этого шва. Сравнение работы вручную и на швейной машине. Фасоны прихваток. Умения. Изготовление изделий по образцу и готовому крою. Анализ образца изделия и обсуждение плана работы совместно с учителем. Отчет о проделанной работе. Практические работы. Сметывание срезов. Подготовка машины к работе. Обработка срезов прихватки стачным срезом вразуютужку. Закрепление строчки. Прокладывание отделочных строчек.
Изделия. Вешалка к одежде. Заплата в виде аппликации. Теоретические сведения. Виды ремонта одежды. Подбор ткани для вешалки и заплаты. Умения. Наложение заплаты. Практические работы. Вырезание лоскута 10 х 14 см для вешалки. Обработка вешалки косыми стежками или машинной строчкой. Пришивание вешалки к изделию Определение места наложения и размер заплаты. Раскрой заплаты с прибавкой на швы. Загибание и заметывание срезов заплаты. Наложение заплаты с лицевой стороны изделия, наметывание и пришивание вручную косыми или петельными стежками. Приутюживание изделий.
Обработка вешалки и притачивание ее в шов вподгибку с закрытым срезом. 3 четверть – 54 часа.
Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасной работы в швейной мастерской.
Изделия. Салфетки квадратной и прямоугольной формы, обработанные швом вподгибку с закрытым срезом шириной более 1 см. Теоретические сведения. Инструменты и материалы для изготовления выкройки. Сантиметровая лента. Понятия прямая и кривая линии, прямой угол. Линии для выполнения чертежей выкройки швейного изделия (сплошная – основная (тонкая) и штриховая - вспомогательная), назначения. Вертикальные и горизонтальные линии. Правила оформления чертежей (обозначение линий, точек, размеров). Электроутюги: назначение, правила безопасности при пользовании. Ткани, применяемые для изготовления салфеток: названия, виды (гладгокрашенные, с рисунком). Определение долевой и поперечной нити. Ткань: ширина, кромка, долевой и поперечный срезы. Умение. Построение чертежа и раскрой изделия. Практические работы. Построение прямых углов. Выполнение чертежа всего изделия. Вырезание выкройки ножницами по прямому направлению и в углах. Проверка выкройки измерением, сложением сторон и углов. Определение лицевой и изнаночной стороны ткани. Размещение выкройки на ткани с учетом долевой и поперечной нитей, лицевой и изнаночной стороны. Закрепление выкройки. Выкраивание деталей изделия по выкройке. Подготовка кроя к пошиву на машине. Положение детали при пошиве вручную на столе и на платформе швейной машины. Выполнение шва вподгибку в углах изделия. Подгиб угла по диагонали и обработка косыми стежками вручную. Утюжка изделия.
Теоретические сведения. Соединительные швы. Двойной шов (ширина первой строчки 5 мм, готового шва 7 мм): конструкция и применение. Умение. Складывание ткани, сметывание, стачивание. Вывертывание ткани, выметывание и выполнение второй строчки. Контроль размеров шва. Упражнение. Выполнение двойного шва на образце.
Изделие. Наволочка на подушку с клапаном (заходом одной стороны на другую) не менее чем на25 см. Теоретические сведения. Наволочка: ткани, фасоны, стандартные размеры, швы. Соответствие размера наволочки размеру подушки. Практические работы. Определение размера наволочек по подушке. Составление чертежа прямоугольной формы в натуральную величину по заданным размерам. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Расчет расходов ткани и раскрой с припуском на швы. Обработка поперечных срезов швом вподгибку с закрытым срезом. Складывание для обработки боковых срезов двойным швом, сметывание. Обработка боковых срезов одновременно с клапаном, двойным швом. Выполнение машинной закрепки. Утюжка готового изделия.
Изделие. Салфетка с отделкой аппликацией, обработкой срезов швом вподгибку с закрытым срезом.
Построение квадрата по заданным размерам. Вырезание и проверка построения квадрата. Выполнение на образце двойного шва шириной 7 мм и шва вподгибку шириной 3 см. |
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное... «Швейное дело, 8 класс» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой М.:... | Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное... Учебная программа для 9 класс разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего общего образования... | ||
Рабочая программа по профессионально трудовому обучению специального... «Швейное дело, 7 класс» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой М.:... | Протокол №5, от 23. 03. 2010г. Положение о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению На экзамене по трудовому обучению проверяются соответствие знаний выпускников требованиям программ, глубина и прочность полученных... | ||
Положение об экзамене по трудовому обучению выпускников Березовской... На экзамене по трудовому обучению проверяются соответствие знаний выпускников требованиям программ, глубина и прочность полученных... | Тематическое планирование уроков составлено в соответствии с программными... Тематическое планирование уроков составлено в соответствии с программными требованиями к трудовому обучению учащихся 1-4 классов... | ||
Положение о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников 9-х классов Министерства образования РФ «О порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных... | Утверждено приказом №154 от 15. 06. 2011г. Положение о порядке проведения... Министерства образования РФ «О порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Маленький мастер. Учебник по трудовому обучению. 4 класс. – М.: Аст – пресс школа, 2005 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тетрадь составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 2011 г., по учебнику «Швейное... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Поурочный план конспект урока по Трудовому обучению 6-ой класс (для мальчиков) по обработке древесины. Сош №18 учитель Парсамян Ш.... | Календарно-тематическое планирование по трудовому обучению 4 класс Вспомнить и повторить всю технику безопасности на уроках труда. Продолжить отрабатывать навык лепки из пластилина. Знакомить с изготовлением... | ||
Рабочая программа профессионально-трудовому обучению Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... | Рабочая учебная программа на 2013-2014 учебный год по профессионально-трудовому... Составлена на основе: программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида | ||
Урок «Тряпичная кукла \"Веснянка\"» Ссылка: Тип материала: Урок План-конспект... «Русский язык и литература» на филологических факультетах педагогических университетов проводится диалектологическая практика. Она... | Рабочая программа по технологии (труду) Примерной программы по трудовому обучению и на основе программы, разработанной Н. А. Цируликом. (Сборник программ для четырехлетней... |