Исследование по теме «История школьных письменных принадлежностей»





Скачать 159.45 Kb.
НазваниеИсследование по теме «История школьных письменных принадлежностей»
Дата публикации30.09.2014
Размер159.45 Kb.
ТипИсследование
100-bal.ru > Литература > Исследование


ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ города МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 443

Краеведческое исследование по теме

«История школьных письменных принадлежностей»
Общее краеведческое дело

И пусть пройдет хоть 1000 лет!”,

посвященного 75-летию школы № 443

Выполнили учащиеся 2а класса

Косыгин Константин

Исаева Алёна

Цурцумия Георгий

Фёдоров Константин

Гречнева Александра
Научный руководитель:

Лопырева Анна Юрьевна –

классный руководитель 2а класса
МОСКВА – 2011/2013

Содержание.
1. Обоснованность выбора темы____________________________с.3
2. Основная часть:
а) С чего всё начиналось…________________________________ с.4-5

б) Эволюция школьных принадлежностей __________________с.6-7

в) Школьные принадлежности наших родителей ____________с.8-9
3. Заключение_____________________________________________с.10
4. Список литературы_____________________________________ с.11
5. Приложение

Введение

Обоснование работы:

Собирая школьный портфель или делая домашнее задание, мы как-то задумались о том, что совсем ничего не знаю о своих верных помощниках - школьных принадлежностях. С виду они просты и привычны. Мы решили расспросить своих родителей и свою учительницу. Они подсказали нам, где можно поискать материал и узнать о школьных принадлежностях. А Анна Юрьевна предложила еще провести исследование. Вот так и появилась наша работа, о которой мы хотим рассказать вам.

Гипотеза

Если школьники бережно относятся к своим школьным принадлежностям, то они содействуют сохранению природы и оставляют память на долгие годы.
Цель исследования:

Узнать, как появились школьные принадлежности, и провести анкетирование между родителями, которые учились в школе №443, узнать, какие у них остались школьные принадлежности и что нового появилось.
Задачи:

  1. Изучить литературу для получения интересующей информации.

  2. Провести анкетирование между родителями.

  3. Сравнить школьные принадлежности наших родителей и нас.


Методы исследования:

- изучение и анализ справочной литературы;

- анкетирование;

- беседы с родными, одноклассниками;
План действий:

  1. Изучить историю появления школьных принадлежностей.

  2. Провести анкетирование между родителями.

  3. Сравнить школьные принадлежности разных годов.

  4. Сделать вывод.


С чего всё начиналось….
История пишущих принадлежностей начинается с историей человечества. Первыми средствами для изображения символов были рука, палка и камень. Рукой и палкой можно было рисовать на песке, а камнем – на скале. 

А на чем писали в древности? В  Китае и некоторых других странах Юга–Восточной Азии, писали на бамбуковых дощечках, а в Древнем Вавилоне для этого использовали  глиняные дощечки. Из мягкой глины делали плитки. На поверхности плитки заостренной палочкой выдавливали значки, похожие на клинья. Такое письмо называют “клинописью”. 

В Древней Индии писали на пальмовых листьях, в Египте использовали папирус.

Европейцы же  в качестве писчего материала использовали  пергамент   - выделанные шкуры животных, чаще всего бизона.  По сравнению с папирусом пергамен был более удобным: его можно сгибать как угодно.

Наши далекие предки,  жители Великого Новгорода и других северных городов, писали на бересте – верхнем слое коры.

Изготовление бумаги обычно связывают с именем китайца Цай Луня и относят к 105 году нашей эры. Однако в Китае бумагу начали выпускать еще раньше. Просто Цай Лунь, будучи образованным человеком, обобщил, усовершенствовал уже известный в Китае способ изготовления бумаги. Бумага состоит из коротких растительных волокон, а ведь растительные волокна можно добыть не только из коры шелковицы, можно  использовать старую негодную льняную или хлопчатобумажную ткань – обрезки материи, тряпье. Ведь длинные волокна ткани совсем просто превратить  - в короткие. 

Сегодня бумагу делают на огромных бумажных комбинатах. Бумагоделательная машина такая большая, в  ней соединены несколько машин сразу: одна трясет сетку с бумажной кашицей, чтобы волокна лучше переплелись, другая отжимает из бумаги воду, третья утюжит, гладит бумагу горячим валиком, чтобы она совсем сухая и гладкая. Вот и получаются целые рулоны бумаги!

В России изготовлять бумагу начали позже  при Иване Грозном в 16 веке. А царь   Петр I.  запретил  использовать заграничную бумагу и велел построить несколько бумажных предприятий под Москвой и Петербургом.  

А вот первые фломастеры появились в 60-е годы 20 века в Японии. Ручки с фетровыми наконечниками получили название «фломастер» ("flowmaster" от англ. flow – стекать).

Около 4000 лет до н.э. человек начал использовать смоченные глиняные дощечки. При этом инструментом для письма служила заточенная деревянная палочка, либо кость.

Значительно позже стали рисовать серебряной палочкой, а школьники писали свинцовой. Но свинцовая палочка оставляла след на бумаге серый, неясный. Да и держать в руке ее было неудобно. Поэтому ее вкладывали в

кожаную трубочку, а когда палочка стиралась, кожу на конце приходилось срезать. Триста лет назад свинец заменили графитом. Графит – это минерал темно
– серого или черного цвета, употребляемый для изготовления карандашей, искусственных алмазов и смазочных материалов.

Примерно в 1790 году независимо друг от друга австралийцы и французы изобрели грифель (стержень) для карандаша. Чтобы изготовить карандаш, необходим сибирский кедр. Благодаря нему карандаш не лохматится и не упрямится при заточке, а режется ровно и гладко.  Сейчас на фабриках выпускают синтетические карандаши разных цветов. Возможно, в будущем они заменят деревянные.


Эволюция школьных принадлежностей.
История ручки не менее интересна. Первую на свете ручку придумали древние египтяне. Она была медной. В медном стерженьке пряталась тростинка, наполненная жидкостью – вроде нынешних чернил. Жидкость сочилась вниз по волокнам тростинки прямо к заостренному ее кончику. Проведешь им по папирусу – остается четкий след. Прошли три тысячелетия, прежде чем ручка приняла современный вид. Три тысячи лет назад в Азии и Древней Месопотамии писали заостренной палочкой – клином, выдавливая изображения на сырой глине.

В Древней Руси берестяные грамоты царапали “писалом” – металлическим инструментом или костяным, закругленным с одного конца и заостренным с другого.

Когда придумали чернила, стали писать остро заточенными перьями птиц, чаще всего гусиными. Затем, вместо гусиных, начали использовать стальные перья,  насаженные на деревянный стержень.

Перьев требовалось очень много!  Только в Монголию из России отправляли в год 27 миллионов перьев! Гусиные перья просуществовали рекордно длительное время – до конца 18 века. Они же дали название складному ножу, которым поправляли перья. Нож назвали перочинным.

С конца 19  века химики всех стран пытались придумать состав пасты для шариковой ручки. Это удалось только в 1938 году венгерскому химику Йозифу Биро. Именно ему мы обязаны появлением самой удобной ручки на свете!

Главное в ней шарик, маленький, стальной, почти незаметный. Когда шариком водят по бумаге, он вращается и смазывается пастой то одним бочком, то другим и пишет, пишет, пишет, оставляя след. Все гениальное – просто.

В октябре 1945 года, после ярмарки в Нью-Йорке, шариковые ручки появились в широкой продаже. Примечателен тот факт, что поначалу шариковая авторучка была разрекламирована как «первая ручка, способная писать под водой!». День 29 октября 1945 года вошел в историю индустрии: 10000 ручек было продано в течение одного дня в магазине Джимбела в Нью-Йорке.

Вы, наверное, заметили, что слово “циркуль” созвучно со словом “цирк”.  У цирка, как известно, арена круглая, ну а назначение циркуля – чертить круги. Каких только циркулей не было! Один из них, например, был найден во Франции при раскопках. Он пролежал в земле больше двух тысяч лет! Возможно, циркули существовали и намного раньше. Но как впервые получили ровный и круглый контур?

Сначала окружность делали с помощью нити: один ее конец закрепляли, а к другому прикрепляли кусочек мела или острую палочку. Крутишь натянутую нить вокруг закрепленного центра – получается круг. На смену нити пришла деревянная дощечка с отверстиями. Самый простой циркуль – “козья ножка”, без вставного карандаша он ни одну поверхность не нарисует. У циркуля -  измерителя обе ножки с иголками, им удобно измерять с большой точностью, перенося их длину на одну линейку.

Все линейки прямолинейны, линейки – гладкие обструганные дощечки – пользовались еще древние египтяне при строительстве пирамид. Деревянные
линейки с делениями появились  в 1792 году, по предложению Парижской академии наук за единицу длины принят метр. Не всякое дерево брали для изготовления, использовалась в основном груша. Толщина линейки тоже была строго определена: 2 миллиметра. Именно эта толщина позволяла проводить самые ровные линии. Знающие люди выписывали себе линейки из Парижа.

Современные линейки изготовлены на высокоточных станках из самых разнообразных материалов – не только из дерева, но из пластмассы.

Известный английский философ Джозеф Пристли придумал в 1770 году приспособление, без которого теперь не обходится ни один школьник – это ластик.

Часто его называют резинкой, ведь его сделали из резины – каучука. В наши дни ластики его добывают из самой обыкновенной картошки, опилок и нефти, так намного дешевле. Так что ластики бывают картофельные, нефтяные, опилочные. Правда, сначала из картофеля получают спирт, а потом на химическом заводе вырабатывают искусственный каучук. А чтобы ластик хорошо стирал, к каучуку примешивают мел. Так, что если не хотите, чтобы в тетрадях  протирались дырки, обращаться надо с ними аккуратнее.
Чтобы было, где писать,

В школе нам нужна тетрадь.

У нее обложка синяя,

На любой странице линия,

Чтоб помочь ученику

Ровно провести строку.


Школьные принадлежности наших родителей.
Рассказав историю появления письменных принадлежностей, мы не моги не расспросить своих дедушку и бабушку, а чем же писали они? Вот что они нам рассказали.

Школьные учебники были яркими и красочными, хотя бумага не очень хорошего качества. Занимательные иллюстрации к каждой теме можно увидеть в учебнике “Родная речь” (1961 г.) Интересные рассказы, думаю, нравились ученикам. А это учебник по арифметике, а у нас сейчас математика. Нам он показался скучным. Все пояснения к заданиям некрасочные. Наши учебники сейчас намного интереснее и с цветными иллюстрациями. Правда, он в мягком переплете, это немного хуже. А это контурные карты по географии. Они похожи на наши. Складывали их в папку с твердой обложкой.

Наши прадеды писали гусиными перьями. Для работы перо требовалось очинить: срезать наискосок, заострить, расщепить. Кончик пера опускали в чернила и писали. Позднее появились железные перья. Уже не надо было их очинять. У перьев были собственные имена: "лягушка", "солдатик", "рондо", "звездочка" и др. Для письма перьевыми ручками нужны были чернила. А это —  школьная чернильница «непроливайка».

В школах, до появления шариковых ручек, писали чернилами и перьевыми ручками. Для чернил и служила вот такая, как на картине, чернильница из толстого стекла или подобная. Стояла она на каждой парте. Два человека, сидящие за одной партой макали в нее ручки. Через несколько написанных букв ручку опять надо было макать в чернила.

После окончания уроков чернильницу надо было забирать с собой, поставить аккуратно в портфель, так как в этот класс приходила вторая смена. Для предохранения от пролива при падении, чернильница в верхней части имела конус, направленный узкой часть во внутрь чернильницы. Поэтому ее и назвали «непроливайка». Но это помогало, если чернил было налито немного и чернильницу быстро поднимали. А как было уследить детворе за чернильницей внутри портфеля! Поэтому, часто случалось, что чернила разливались внутри. Вымазывался портфель, содержимое, потом — руки при попытке все это вытянуть. Так что появившиеся шариковые ручки оказались очень кстати. А так выглядят наши привычные шариковые ручки. 40 лет назад выбор ручек был намного меньше, чем сейчас

При письме иногда получались кляксы. Раньше для ускорения высыхания чернил пользовались песком. Позднее появилась промокательная бумага или промокашка. Это мягкий, хорошо впитывающий листик.

Школьники того времени писали чернильными перьевыми ручками, наложение листа на только что написанное ускоряло процесс высыхания чернил и предотвращало размазывание чернил по тетради, рукам и одежде школьников. Сейчас такого нет.

Вы можете увидеть школьные дневники: 1937-1938 годов, 1960 годов, в дневниках можно найти и необычные замечания, также вы можете увидеть и современные дневники. Наши школьные тетради.
Да, большой и трудный путь проделали наши школьные принадлежности, прежде чем попасть в  пенал,  а мы даже и не подозревали про это. Необходимо быть более внимательными при работе с ними, не бросать и не ломать их.

Ну что ж! Будем ждать и мы чудо-ручку, ведь нам детям жить в век новых технологий.

В современное стремительное время люди стараются работать не только точно, но и быстро, поэтому часто пользуются компьютерной техникой. Действительно, мышь заменит, и карандаш, и ручку, и ластик, а монитор компьютера – тетрадь и альбом.

Но как приятно пофантазировать, порисовать,  достав из пенала любимые вещички!  

 
Стихотворение о школьных принадлежностях.

Эти очень всем знакомые,

Ручки, книжки и пенал

Путь проделали особенный!

Прежде, чем ты их узнал!

От далеких предков ручка к нам пробиралась сквозь века.

Если бы не Йозеф Бирон дошла б наверняка!
Не было б наверно ластика, не было б карандаша,

Мы без них совсем не знали бы, как жизнь бывает хороша.

Нам Цай Лунь секрет особенный о бумаге подсказал,

Технологию такую до него никто не знал!

Много сделали ученые и для Вас и для меня!

А историю открытий передали нам века!
И если довелось нам люди, творенья предков увидать!

Давайте же труды их будем беречь, хранить и уважать!


Заключение
Мы учащиеся 2 «а» класса предложили вашему вниманию исследовательскую работу на тему «История школьных принадлежностей».

В нашей исследовательской работе нам помогал не только учитель, но и родители, бабушки, тёти. Наше исследование началось с того, что мы узнали в классе, чьи родители учились в нашей школе. Статистика показала, что школу 443 закончили: папа Кости Косыгина, мама и папа Алёны Исаевой, братья Гречневой Александры, мама и тётя Гоши Цурцумия, мама и папа Фёдорова Константина, папа Тюляковой Марины. Всего 4 папы, 3 мамы, 2 брата, 1тётя.

Далее был проведён опрос среди родителей, заполнение анкеты и рассказ о школьных принадлежностях.

Различными школьными принадлежностями люди пользуются много-много лет. Ручки, карандаши, тетради, линейки, учебники и дневники несколько изменили свой вид, стали другими. Мы попробовали проследить, как изменились некоторые из этих вещей со времени, когда учились наши бабушки, до настоящего времени.

Бабушкины карандаши почти ничем не отличаются от наших. В наше время намного больше интересных и красивых школьных вещей. Но некоторые учебники тех лет нам понравились больше. Мы узнали, что уже тогда были скотч и степлер, разнообразные скрепки. И даже автоматические ручки! А со всем этим учиться еще интереснее! Мы будем продолжать эту исследовательскую работу и в следующий раз будем изучать школьные предметы. Спасибо за внимание.

Список литературы
1. Интернет
- http://nsportal.ru/ap/drugoe/library/shkolnye-prinadlezhnosti - Школьные принадлежности | Социальная сеть работников образования

- http://wiki.pskovedu.ru/index.php/Проект_Школьные_принадлежности

- http://festival.1september.ru - "Открытый урок" - фестиваль педагогических идей (школьные принадлежности)

- http://malinshkola.ucoz.ru - История школьных принадлежностей

- http://sonatatravel.ru/istoriya-shkol-ny-h-prinadlezhnostej/ - «История школьных принадлежностей»
2. Беседы с родителями и родственниками, учителем.

Родители

- Гречнева Марина Владимировна – мама выпускников Игошева Владимира 1997-2008 г. и Игошева Дмитрия 2000-2007 г.

- Янина Александра Александровна – выпускница школы 443 – 1982-1991г.

- Косыгин Дмитрий Васильевич – выпускник школы 443 - 1986-1993 г.

- Баженова (Фёдорова) Инна Николаевна – выпускница школы 443 – 1991-2002 г.

- Клеймёнова Елена Валерьевна – выпускница школы 443 – 1983-1991г.

Учителя

- Антонова Елена Михайловна – учитель начальных классов, годы учёбы в школе 443 - 1981-1991

- Буторина Татьяна Викторовна – учитель начальных классов, годы учёбы в школе 443 – 1977-1987

- Буторина Ольга Викторовна – учитель начальных классов, воспитатель, годы учёбы в школе 443 – 1974-1982

Родственники

- Воронина (Соловьёва) Татьяна Анатольевна – выпускница 1983-1991 г. (подруга Клеймёновой Елены)

- Чубрунов Алексей Игоревич – (муж Баженовой Инны) – выпускник 1986-1995 г.

- Милютина Ксения Алексеевна (подруга Баженовой Инны) – выпускница 1993 года

- Клеймёнова Оксана Валерьевна (сестра Клеймёновой Елены) – выпускница 1982-1992 г.

Приложение.

Фёдорова Инна Николаевна 1986 года 1 класс

Исаева Алёна 2012 год 2 класс



Ляпина Любовь Альбертовна (мать Ляпиной Александры)

1960 год



Ляпина (Янина) Александра Александровна 1983 год


Ляпина Александра Александровна (матери перья)



Ляпина Александра Александровна 1980 года – учебник (Янина)

Ляпина Ольга 1989 года – контурные карты



Ляпина Александра Александровна 1977 года – учебник



Выступление 2013 года 2а класс



Клеймёнова Оксана

1984-85 уч.г.3А кл.рук. Пчелина Надежда Викторовна


Клеймёнова Елена

1984-85уч.г.2Б кл.рук. Корнеева Зинаида Дмитриевна



Клеймёнова Оксана

1986-87уч.г 5А кл.рук.-Сарычева Таисия Андреевна


Клеймёнова Елена

1988-89уч.г. 6Б кл.рук.-Ткачева Надежда Александровна






Баженова Инна 2002


Игошев Дмитрий

2007г.
























Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование по теме «История школьных письменных принадлежностей» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей)
Исследование по теме «История школьных письменных принадлежностей» iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока
Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей)
Исследование по теме «История школьных письменных принадлежностей» iconПлан проведения празднования 268-летия города Оренбурга
«Здравствуй, школа!» праздничная программа с вручением наборов школьно-письменных принадлежностей детям из семей, находящихся в трудной...
Исследование по теме «История школьных письменных принадлежностей» iconИсследование по теме «Праздники школы 443»
Цель: собрать материал о школьных праздниках, которые проводились у наших родителей и сравнить их праздниками наших дней
Исследование по теме «История школьных письменных принадлежностей» iconПояснительная записка к дисциплине «История письменных культур и основы палеографии»
Гаврикова Э. О. История письменных культур и основы палеографии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности...
Исследование по теме «История школьных письменных принадлежностей» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Важно, чтобы к 1 сентября ваш ребёнок был полностью готов к школьному обучению. В данной рубрике предлагается перечень школьных принадлежностей,...
Исследование по теме «История школьных письменных принадлежностей» iconПрограмма дня ученика оформление
Оформление газеты на доске объявлений за прошлые годы со Дня Ученика, расписание рекордов, чистая книга рекордов, изображение Знайки...
Исследование по теме «История школьных письменных принадлежностей» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование:- плакаты "Первый раз в первый класс", "День Знаний", "1 сентября", "Добро пожаловать в Страну Знаний!", "Здравствуй,...
Исследование по теме «История школьных письменных принадлежностей» iconИсследовательская работа Автор работы
Экспериментальное исследование, направленное на определение оптимального конструктора веб-сайта в школьных условиях
Исследование по теме «История школьных письменных принадлежностей» iconКонспект урока «Географическое положение Африки. История открытия...
«Географическое положение Африки. История открытия и исследование материка». Урок №1
Исследование по теме «История школьных письменных принадлежностей» iconИсследование цветовой гаммы исследование естественного освещения...
Исследование процентного соотношения кабинетов с люминесцентными и электрическими лампами
Исследование по теме «История школьных письменных принадлежностей» iconУрок-исследование по теме: "Графическое исследование уравнений"
Развить навыки решения целого уравнения высших степеней, графическое решение систем уравнений
Исследование по теме «История школьных письменных принадлежностей» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
Методы исследования, оценки и классификации письменных источников. История философии как целостное, преемственное и восходящее движение...
Исследование по теме «История школьных письменных принадлежностей» iconУроков Цели урока: Обобщить знания учащихся по теме «Исследование...
Обобщить знания учащихся по теме «Исследование функции на монотонность и экстремумы» и выяснить степень готовности учащихся к контрольной...
Исследование по теме «История школьных письменных принадлежностей» iconКонспект урока математики во 2 классе по теме
Совершенствовать умение решать задачи, а также умения и навыки письменных вычислений
Исследование по теме «История школьных письменных принадлежностей» iconКонтрольно-надзорная функция государственной власти в российской...
Специальность 12. 00. 01. – теория и история права и государства; история учений о праве и государстве


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск