Скачать 106.53 Kb.
|
(В помощь учителю русского языка для проверки части С (в ГИА и ЕГЭ)) Составитель: Кирилина Наталья Ивановна, учитель русского языка МБОУ «СОШ № 59» Барнаул 2013 Кое – что о «грубых» и «негрубых» ошибках… «И всё – таки она хорошая!» - так оценивает в одноимённой книге известный лингвист М. В. Панов нашу русскую орфографию, которую порой называют трудной, непостижимой… Есть все основания для такого утверждения. Ведь большинство русских слов при несоблюдении норм правописания могло бы быть написано в огромном количестве вариантов. Например, слово расчетливость может быть написано в 6336-ти вариантах(!), а мы благодаря нашей «хорошей» орфографии имеем возможность написать его только в одном, единственно правильном. Современные «Нормы…» указывают, за какое количество ошибок в работе какую оценку следует ставить, например, «5» - 0/0 ош. (или 1/1, если ошибки негрубые); «4» - до 2/2 ош. (или 1/3, 0/4 и даже 3/2, если ошибки однотипные). Отмеченные оговорки связаны с тем, что оценивается не только количество, но и характер ошибок; вводятся понятия «ошибки грубые – негрубые», «ошибки однотипные – неоднотипные». Такая дифференциация ошибок весьма существенна и имеет немалый педагогический смысл. Но прежде чем говорить об этих понятиях, необходимо подчеркнуть, что в силе остаются и ранее действующие принципы. За ошибки не считаются, хотя исправляются: - те неверные написания, которые допущены на ещё не изученные правила; - те неверные написания, которые допущены на правила, не изучаемые в школе; - а также написания слов, не регулируемые правилами орфографии и не отрабатываемые ранее в словарном порядке; Эти принципы оценки соблюдаются неукоснительно в V, VI и даже VII классах. Начиная с VIII класса требования ужесточаются: ученик обязан выяснять свои затруднения с помощью словаря, учебника и т. д. Однако, как показывает практика, различать грубые и негрубые ошибки учителю весьма трудно, так как он не располагает для этого достаточно надёжными объективными критериями. К настоящему времени в школьной практике оформилось примерное разграничение понятий «грубые» и «негрубые» ошибки:
NB! Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок) Первые ТРИ однотипные ошибки считаются за ОДНУ ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку. Если ученик верно пишет слова приехал, приморский, прервать, но ошибается в словах более трудных (преклонить, приемник, преследовать), то он допускает ошибки и однотипные, и негрубые. В этом случае можно считать ДВЕ ошибки за ОДНУ. Обычно у учителя складываются свои представления об оценке допускаемых ошибок. Важно только, чтобы ошибки подсчитывались не механически, а с учётом продвижения ученика и с учётом характера допускаемых ошибок. Характер ошибок диктует индивидуальный подход к обучению, определённым образом оценивает успехи ученика в области правописания. О грамматических ошибках и речевых недочётах… При проверке и оценке письменной работы учащихся следует различать грамматические ошибки и речевые недочёты. Это ошибка в структуре Это ошибки в использовании языковой единицы, это нарушение языковой единицы. По преиму - какой-либо грамматической нормы - ществу, это нарушение лекси - словообразовательной, морфологи - ческих норм ческой, синтаксической NB! Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом её отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен. Предлагаем Вам перечень наиболее распространённых в письменной речи учащихся грамматических (таблица № 1) и речевых (таблица № 2) ошибок. ТАБЛИЦА № 1
ТАБЛИЦА № 2
Список используемой литературы 1. Алгазина Н. Н. Предупреждение орфографических ошибок учащихся V – VIII классов. – М., 1965. 2. Алгазина Н. Н. Формирование орфографических навыков. – М., 1987. 3. Гвоздев А. Н. Об основах русского правописания: В защиту морфологического принципа русской орфографии. – М., 1963. 4. Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. – 2-ое изд. – М., 1982. 5. Моисеев А. И. Основной принцип современной русской орфографии: морфологический или фонемный? // Рус. яз. в школе. – 1995. - № 1. 6. Панов М. В. И всё – таки она хорошая: Рассказы о русской орфографии, её достоинствах и недостатках. – М., 1964. 7. Правила русской орфографии и пунктуации. – М., 1956. 8. Разумовская М. М. Проблемы обучения орфографии и пути их решения. // Рус. яз. в школе. – 1978. - № 3. 9. Текучев А. В. Об орфографическом и пунктуационном минимуме для средней школы. – М., 1976. 10. Тиханов А. А. Орфография… это очень трудно? // Рус. яз. в школе. – 1988. – № 6. |
Конспект урока русского языка в 7 классе данилова Наталья Ивановна... Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка | «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского... Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района... | ||
Урока тема урока Боева Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы мбоу «сош №40» г. Новошахтинска Ростовской области | Урок в 5 классе по теме Прачун Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы второй квалификационной категории мбоу сош №5 г. Абакан Республика... | ||
Урок русского языка 7 класс Тема: «междометие» Автор: Рыбкина Наталия Ивановна, учитель русского языка мкоу-сош №2 зато п. Солнечный Красноярского края | Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свои возможности ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Каплан Наталья Кириловна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №5 г. Мытищи | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Учитель: Ашуркина Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы мбоу «оош №6» | ||
Разработка урока Выполнила учитель русского языка и литературы мбоу «Тюльганская сош№1» ... | Модель урока Автор урока Травникова Наталия Ивановна, учитель русского... Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение вечерняя (сменная) общеобразовательная школа Барабинского района Новосибирской... | ||
Урок русского языка по теме: «Имя прилагательное» Автор-составитель: Реш Ольга Вильгельмовна, учитель русского языка и литературы моу «Большегривская сош» Нововаршавского муниципального... | Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «не и ни в отрицательных местоимениях» Автор: Воскобойник Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №5, г. Саров Нижегородской области | ||
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий» Попова Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы, Г. Красноярск, мбоу сош №85 | Рабочая программа по литературе 9 класс (5-ый год обучения) Учитель... Самохина Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы моу решемская средняя школа Кинешемского района Ивановской области | ||
Алексеева Людмила Ивановна, учитель географии, мбоу сош №29 посёлка... Фио: Алексеева Людмила Ивановна, учитель географии, мбоу сош №29 посёлка Приморского Темрюкского района | «Коллективизация в ссср: достижения и трагедия» Ведерникова Наталья Ивановна, учитель истории и обществознания мбоу «Парбигская средняя общеобразовательная школа» |