Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Никольска» «Рассмотрено»
Заседание ШМО учителей русского языка и литературы «__»________201___г.
| «Согласовано»
Заседание педагогического совета
МБОУ ………….
Протокол № от «__»________201___г.
| «Утверждаю»
Директор МБОУ ……….
_________________(…Ф.И.О.)
Приказ № ___ от «__»_________________201___г.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ДЛЯ 7 КЛАССА НА 2012/2013 УЧЕБНЫЙ ГОД
Разработчик программы – Сверчкова Александра Михайловна,
учитель русского языка и литературы,
педагогический стаж -27 лет,
высшая квалификационная категория.
2012 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена с учётом Федерального государственного образовательного стандарта 2004г, разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс», автор-составитель Г.С. Меркин ,С.А.Зинин, В.А.Чалмаев/ М.: «Русское слово», 2009года. Программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации. В 2012-2013 учебном году литературное образование в школе на базовом уровне осуществляется по программам и учебно-методическим комплектам /УМК/: Г.С. Меркина (5-8 классы) и С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева (9-11 классы).
Учебник «Литература. 7 класс. Автор-составитель: Меркин Г.С. Москва, «Русское слово», 2010 г.» соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы, ориентирован на формирование умения анализировать и интерпретировать текст.
Цели и задачи программы:
1. Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
2. Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
3. Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко- литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
4. Овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно- исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения учебного предмета «Литература» отводится следующее количество часов:
385 часов на этапе основного общего образования: в 7 классе выделяется 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).
Реализация практической части программы:
классное сочинение – 4
домашнее сочинение – 1
тестирование - 2
ВН.ЧТ.- 6
Формы организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная, групповая
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Важнейшими умениями в 7классе являются следующие:
умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
выразительное чтение произведений или отрывков наизусть;
осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
Учебно-тематический план Содержание
| Кол-во часов
| Из них развитие речи
| Из них внеклассное чтение
| Тест
| Введение.
| 1
|
|
|
| Из устного народного творчества
| 3
|
|
|
| Из древнерусской литературы
| 3
| 1
|
|
| Из литературы ХVIII века
|
|
|
|
| М.В. Ломоносов
| 2
|
|
|
| Г.Р. Державин
| 1
|
|
|
| Д.И.Фонвизин
| 4
| 1
|
|
| Из русской литературы ХIХ века
|
|
|
|
| А.С.Пушкин
| 4
|
| 1
|
| М.Ю.Лермонтов
| 3
|
|
|
| Н.В.Гоголь
| 2
|
|
|
| И.С.Тургенев
| 2
|
|
|
| Н.А.Некрасов
| 4
| 1
|
|
| М.Е. Салтыков-Щедрин
| 3
|
| 1
|
| Л.Н.Толстой
| 1
|
|
|
| Н.С.Лесков
| 3
|
|
|
| Произведения русских поэтов XIX века о России
| 2
|
| 1
|
| А.П.Чехов
| 4
|
| 1
| 1
| Из литературы ХХ века.
|
|
|
|
| М.Горький
| 4
| 1
|
|
| И.А. Бунин
| 2
|
|
|
| А.И. Куприн
| 1
|
|
|
| В.В.Маяковский
| 2
|
| 1
|
| И.С.Шмелев, М.М.Пришвин
| 1
|
|
|
| К.Г.Паустовский
| 2
| 1
|
|
| Н.А.Заболоцкий
| 1
|
|
|
| А.Т.Твардовский
| 2
|
|
|
| Лирика поэтов- участников ВОв
| 2
| 1
|
|
| Б. Л. Васильев
| 1
|
|
|
| В.М.Шукшин
| 2
|
|
|
| Русские поэты XX века о России
| 1
|
|
|
| Из зарубежной литературы
| 6
|
|
| 1
| Итоговое занятие
| 1
|
| 1
|
| Итого
| 70
| 6
| 6
| 2
|
Содержание учебного материала
Введение.
Знакомство со структурой и особенностью учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.
Теория литературы: литературные роды.
Из устного народного творчества. Былины.
«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины. А.К. Толстой. Былина «Илья Муромец». Отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).
Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине ( по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).
Развитие речи: отзыв на эпизод, письменный ответ на вопрос.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями. Русские народные песни.
Обрядовая поэзия. «Девочки, колядки», «Наша масленица…», « Говорили - сваты на конях будут»); лирические песни,( « Подушечка моя пуховая»), лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне. Своеобразие поэтического языка народных песен. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.
Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанра обрядовой поэзии, лироэпическая песня. Из древнерусской литературы. Из «Повести временных лет», «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер ДРЛ, мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твёрдость духа, религиозность.
Теория литературы: эпические жанры и жанровое образования в древнерусской литературе (наставления, поучения, житие, путешествие, повесть)
Развитие речи: подробный пересказ, изложение с элементами сочинения.
Из литературы 18 века.
М.В.Ломоносов.
Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. « О вы, которых ожидает». «Предисловие о пользе книг церковных в Российском языке»
( отрывок). Мысли о просвещении, русском языке; вере в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения, поэтические образы. Теория о «трёх штилях». Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.
Теория литературы: ода; тема и мотив; Г.Р.Державин.
Биография Державина. Стихотворение: «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Державина в сравнении со стихотворениями Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении.
Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.
Развитие речи: чтение наизусть. Д.И.Фонвизин.
Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и её проблематика, образы комедии; образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.
Теория литературы: юмор, сатира, сарказм, драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие фамилии»; литературное направление, классицизм.
Развитие речи: чтение по ролям.
Связь с другими искусствами: театральное искусство.
Из литературы 19 века. А.С. Пушкин.
Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд»,. Человек и природа («Тучи»). Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы – предсказание. Предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава». Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка. Творческая история создания произведений.
Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры, жанровое образование – дружеское послание.
Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наизусть.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся. М.Ю.Лермонтов.
Стихотворение «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича…». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни..» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество, отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приёмы их создания; речевые элементы в создании характеристики героев. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни»..
Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно- художественный приём; приём контраста; вымысел и верность исторической правде; градация;
Развитие речи: рассказ о событии, рецензия.
Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями. Н.В.Гоголь.
Н.В.Гоголь в Петербурге. Новая тема – изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. «Шинель»: основной конфликт, трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.
Теория литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации. «говорящие» фамилии.
Развитие речи: различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для характеристики персонажа, написание рассказа по заданному сюжету.
Связь с другими искусствами: «Петербургские повести» Н.В.Гоголя в русском искусстве (живописи, кино, мультипликации) И.С.Тургенев.
Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С.Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» ( природный ум, трудолюбие,смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант, чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям) Стихотворение в прозе « Нищий»: тематика, художественное богатство стихотворения.
Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений) Н.А.Некрасов.
Краткие сведения о поэте. Стихотворения : «Вчерашний день, часу в шестом..», «Железная дорога», «размышления у парадного подъезда», поэма «русские женщины». Доля народная – основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А.Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.
Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.
Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план, элементы тезисного плана.
Связь с другими искусствами: Н.А.Некрасов и художники- передвижники.
М.Е. Салтыков – Щедрин.
Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приёмы создания образа помещика. Позиция писателя.
Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).
Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Л.Н.Толстой.
Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ « Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества – основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.
Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений)
Развитие речи: подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, устное сочинение - рассуждение. Н.С.Лесков.
Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков – писатель будущего». Повесть «Левша». Особенности проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения.
Теория литературы: своеобразие стиля повести. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.
Связь с другими искусствами: образ Левши в русском искусстве. А.А.Фет.
русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой…». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение – медитация.
Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие)
Развитие речи: чтение наизусть. Произведения русских поэтов 19 века о России.
А.С.Пушкин «Два чувства дивно близки нам»
Н.М.Языков «Песня»
И.С.Никитин «Русь»
А.И.Майков «Нива»
А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край» А.П.Чехов.
Рассказ «Хамелеон», «Смерть чиновника»: разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов, позиция писателя.
Теория литературы: психологический портрет, сюжет(развитие представлений)
Развитие речи: пересказ, близкий к тексту, составление словаря языка персонажа.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся. «Над чем смеётесь?» М.М.Зощенко «Обезьяний язык»; А.Т.Аверченко «Открытие Америки»; Н.А.Тэффи «Воротник», «Свои и чужие» Из литературы 20 века. М.Горький.
Повесть «Детство» (главы из повести по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль») Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа ( личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной приём раскрытия замысла.
Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе. Лексика и её роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, приём контраста.
Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
| И.А.Бунин.
«Стихотворение « Догорал апрельский светлый вечер». Человек и природа в стихах Бунина, размышление о своеобразии поэзии. « Как я пишу». Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение - основные проблемы рассказа. Образы-персонажи, образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.
Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-поэтическая роль бессоюзия в поэтическом тексте.
Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа. А.И.Куприн.
Рассказы «Куст сирени», «Allez!». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказа и подтекст. Основная сюжетная линия, художественная идея.
Теория литературы: рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе.
Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа.
В.В.Маяковский.
Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приёмы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотивы, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора, синтаксические фигуры и интонация конца предложения)
Развитие речи: выразительное чтение. С.А.Есенин.
Стихотворение: «Отговорила роща золотая», «Я покинул родимый дом». Тематика лирических стихотворений, лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины. Эмоциональное богатство, лирического героя в стихотворениях поэта.
Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис)
Развитие речи: чтение наизусть, устная рецензия или отзыв о стихотворении. И.С.Шмелёв.
| |