Панина Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы Цели урок





НазваниеПанина Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы Цели урок
Дата публикации18.07.2013
Размер93.1 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Тема урока: «Словосочетание. Виды связи в словосочетании»

Панина Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

-систематизировать и закрепить знания о словосочетании, полученные ранее;

- формировать умение определять способ связи слов в словосочетаниях, преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи.

Задачи:

Образовательная:

-организовать деятельность учащихся по систематизации знаний, создать условия для подготовки к ГИА по русскому языку:
отрабатывать навык определять способ связи слов в словосочетаниях, преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи;

Развивающая:
- использовать современные технологии обучения для развития у обучающихся навыков активного усвоения учебного материала;
- создать условия для формирования навыка решения учебных задач, соответствующих требованиям ГИА;
- способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с тестом, взаимоконтроля, взаимооценки и самокоррекции выполненных заданий;
- развивать ИКТ-компетенции и коммуникативные способности обучающихся.

Воспитательная:
-воспитывать настойчивость и познавательный интерес, умение слушать, желание работать до конца; развивать положительное отношение к предмету.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, ЭОР

Формы организации: фронтальный опрос, самостоятельная работа.

  1. Организационное начало учебного занятия

Учитель: Доброе утро! Каждое утро мы встречаемся с вами и радуемся этой встрече. Любое утро, поистине, доброе. Оно открывает новый день со своими тайнами, секретами, чудесами. Утро бывает разным: ярким, радостным, пасмурным, грустным, хмурым. Но каким бы оно ни было, утро вселяет в человека самые радужные, светлые надежды. Каждое утро – это что-то новое, неразгаданное, интересное. А каким было сегодня ваше утро? Чего вы ожидаете? Каким цветом можно выразить ваше настроение и почему?

  1. Проверка домашнего задания

Учитель: На прошлом уроке мы с вами познакомились с такими понятиями как синтаксис и пунктуация. Сейчас я хочу проверить, как вы усвоили пройденный материал.

-Что такое синтаксис? (Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, их строение.)

-Что такое пунктуация? (Правила употребления знаков препинания изучает пунктуация.)

-Какие знаки препинания вы знаете?

-Кто такой Александр Матвеевич Пешковский? (А.М.Пешковский – выдающийся учёный-лингвист. Главная его книга посвящена синтаксису.)

-Скажите, что такое словосочетание? Разберите по морфемам термин «словосочетание».

-Из скольких и каких частей состоит словосочетание?

-Как определить главную и зависимую часть в словосочетании?

-Как связаны главные и зависимые слова?

-Назовите грамматические средства связи в словосочетании?

-Какие сочетания не являются словосочетаниями?

-Виды словосочетаний? (Именные, глагольные, наречные)

Учитель: Молодцы, ребята!

  1. Подготовительный этап.

Учитель: «Словосочетание» произошло от древнерусского “чета”, что значит два. Сравните: свадебная чета, чётное число. Словосочетание – два слова, связанных по смыслу и грамматически. В словосочетании два компонента: главное и зависимое слово. От главного слова задаётся к зависимому слову вопрос.

Внимание! Внимание!

Вот словосочетание.

В нём ходят парою слова,

Но не равны у них права.

В нём слово главное всегда

С зависимым шагает.

А кто есть кто – нам без труда

Вопрос определяет.

Вопрос от ….. идёт

К ….. слову,

И никогда наоборот,

Запомни как основу.

(А. Косоговский.)

Задание: вставьте пропуски.

Цифровой диктант

В цифровой ряд записать только те цифры, под номерами которых продиктованы словосочетания.

1. лист берёзы

2. верхушками деревьев

3. иглы сосны

4. растущих посреди поляны

5. серые тучи

6. ель и сосна

7. пробирался ёж

8. осень проснётся

9. ожидаются в сентябре

10. ранние заморозки

11. погожий день

12. улетают птицы

13. незнакомое растение

14. утренний туман

15. температура воздуха

16. орехи и шишки

17. появляются грибы

18. русская природа

19. солнце поднялось

20. мир прекрасен

Учитель: Теперь откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока «Виды связи в словосочетании».

IV. Этап усвоения новых знаний

Работа с таблицей. Слово учителя.

ВИДЫ СВЯЗИ МЕЖДУ СЛОВАМИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ.

СОГЛОСОВАНИЕ

УПРАВЛЕНИЕ

ПРИМЫКАНИЕ

Зависимое слово уподобляется главному в формах рода , числа и падежа.

Главное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже с предлогом или без предлога.

Зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно.

Главное слово: существительное.

Главное слово: глагол и его формы (причастие, деепричастие).

Главное слово: глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное.

Зависимое слово: прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное.

Зависимое слово: существительное, местоимение, числительное.

Зависимое слово: любое неизменяемое знаменательное слово (наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное).

Опытный педагог

моя книга.

Удивлен решением отзыв о книге.

Хотелось помечтать девушка постарше.

При склонении изменяется как главное слово, так и зависимое: пятый элемент пятого элемента.

При изменении формы главного слова зависимое не изменяется: читать книгу читал книгу.







При изменении формы главного слова зависимое не изменяется: читать книгу читал книгу.





V.Этап первичной проверки понимания изученного

Учитель: прочитайте (задание выведено на интерактивную доску)

Степь,

глухой,

над,

путь,

неизвестный,

в,

облака,

цепью,

бесконечный,

плыть.


Над глухой степью

в неизвестный путь

бесконечной цепью

облака плывут.

И.Никитин.



Учитель: Есть ли смысл в том, что записано в первом столбике? Во втором? Почему? (Самостоятельные слова служат для названия предметов, их признаков, действий и т. д, но взятые отдельно они редко являются высказываниями. Предложения образуются из слов и словосочетаний. Предложение содержит сообщение, высказывание. Сочетание предложений образует текст.)

Задание: составить возможные словосочетания. Записать их, обозначить стрелками зависимость между частями словосочетания, определить вид связи

VI. Этап закрепления новых знаний и способов действий.

Практические советы по выполнению заданий, связанных с поиском в тексте словосочетаний определенного типа (записать в теоретическую тетрадь):

-чтобы найти словосочетание с согласованием, надо выделить в предложении слово, отвечающее на вопрос какой?, а затем найти слово, от которого оно зависит;

-поиск словосочетания с управлением - это поиск слова (с предлогом и без предлога), отвечающего на падежный вопрос (кого? чего? кому? чему? и т.д.), а затем установление главного слова, чаще всего глагола или существительного;

-найти словосочетание с примыканием можно, отыскав неизменяемое слово, от которого оно зависит.

Компоненты словосочетания могут быть отделены друг от друга.

-Тренировочное упражнение

Запись на доске:

Богатая р…стительность,

Читать выр…зительно,

Изл…жить мысли.

Учитель: Внимательно прочитайте данную запись. Нужно продолжить ряды словосочетаний. Как вы думаете, по каким признакам необходимо подбирать словосочетания для этих рядов?

- Словосочетания будем подбирать по следующим признакам: по типу связи и по имеющимся в корне слова орфограммам.

- Приведите примеры для первого ряда.

- Маленький росток, красивое растение, выращенный цветок и т. д. (Согласование, корни с чередованием рос, раст, ращ).

- Приведите примеры для второго ряда.

- Пахнет ароматно, выглядит великолепно, звучит убедительно. (Примыкание, непроверяемая гласная в корне слова).

- Какие словосочетания войдут в третий ряд?

- Прилагать усилия, предложить решение, излагать на бумаге…

(Управление, правописание корней лаг – лож)

- Запишите в каждом ряду по одному словосочетанию.

VII. Этап обобщения и систематизации знаний

1. Образуйте с каждым из слов по три словосочетания так, чтобы были представлены: все виды подчинительной связи

а) улыбка;

б) решение;

в) кто-нибудь;

г) способность.

2. Дополните до словосочетаний. Определите способы связи. Проверьте себя по словарю.

(Словарь сочетаемости слов русского языка. Под редакцией Л.Н.Денисовой, Москва, 1978 г., Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Управление в русском языке. Москва, 2002 г.)

а) наполнен…- полон…

б) писать…- описывать…

в) платить…- оплачивать…

г) вера…- уверенность…

д) отчитываться…- делать отчет…

г) беспокоиться…- тревожиться…

3. Определите, в каком ряду все словосочетания со связью согласование:

а) падающий снег, любимая игрушка, кто-то из нас;

б) разрисованная витрина, любящие родители, развешенные на стенах;

в) удивительная тишина, у твоего дома, вымытый пол;

г) свое присутствие, некоторые наречия, придуманный мною.

В каком ряду все словосочетания со связью управление?

а) образованный от наречия, каждый из присутствующих, нашел среди цветов;

б) увидеть из окна, любить жизнь, смотреть внимательно;

в) оба пенсионера, тревога усиливалась, долго молчали;

г) трое из нас, переходит через границу, смотреть вдаль.

В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

а) вкратце изложить, работать молча, сомневаться в этом;

б) откуда-то издалека, кофе по-турецки, яйцо вкрутую;

в) говорить невпопад, два рубля, любуясь собою;

г) сжечь дотла, говорить вполголоса, в пустую комнату.

4. Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.

И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета.

Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

Вечерами, когда гасли фонари и начинали стрекотать кузнечики, мы мечтали о будущем.

Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

Я помню, как величественные горы по-весеннему зеленели у подножий.

5. Подберите к данным рисункам все возможные словосочетания. Прочитайте их вслух. Составьте со своими словосочетаниями рассказ.

c:\users\стриж\desktop\современный урок\1.jpeg

c:\users\стриж\desktop\современный урок\2.jpeg

c:\users\стриж\desktop\современный урок\3.jpeg


VIII. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.

Работа с ЭОР http://fcior.edu.ru/card/2140/slovosochetanie-k.html

c:\users\стриж\desktop\современный урок\5.jpg

c:\users\стриж\desktop\современный урок\6.png

c:\users\стриж\desktop\современный урок\7.jpg

c:\users\стриж\desktop\современный урок\8.jpg

IX. Этап информации о домашнем задании.

Из учебника по литературе выпишите 10 сложных предложений. Выделите в них грамматические основы, выпишите по 5 словосочетаний на каждый вид подчинительной связи.
X. Этап подведения итогов занятия. Выставление отметок.

– С какими видами связи вы сегодня познакомились?

– Какими частями речи выражены главные и зависимые сова в разных видах связи?

XI. Этап рефлексии.

Доволен ли ты тем, как прошел урок?

Что бы ты изменил в уроке?

Было ли тебе интересно?

Сумел ли ты получить новые знания?

Ты был активен на уроке?

Учитель был внимателен к тебе?

Ты сумел показать свои знания?

Используемая литература:

Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 8 класс.-М., Мнемозина, 2010 г.

А.И.Кайдалова, И.К.Калинина Современная русская орфография. - М., Высшая школа, 1983 г.

Г.Т.Егораева, Е.Л.Ерохина. Русский язык. Тренировочные тестовые задания. 9 класс. - М., Экзамен. 2009 г.

ФИПИ ГИА - 2010. Экзамен в новой форме. 9 класс. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. Составители: И.П.Цыбулько, Л.С.Степанова - М., АСТ Астрель

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Панина Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы Цели урок iconБарановская Ольга Валерьевна, учитель русского языка и литературы...
Сценарий интегрированного урока ( биология, экология, литература, мхк) по теме: «Значение бабочек (чешуекрылых) в природе и жизни...
Панина Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы Цели урок iconКонспект урока русского языка в 6 классе по теме «не и ни в отрицательных местоимениях»
Автор: Воскобойник Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №5, г. Саров Нижегородской области
Панина Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы Цели урок icon«В поисках капитана Гранта»
Тиунова Татьяна Валерьевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Панина Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы Цели урок iconУрок русского языка и английского языка по теме «Комплексный анализ текста»
Романенко Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы, Лябах Юлия Анатольевна, учитель английского языка моу-сош №28...
Панина Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы Цели урок icon«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского...
Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района...
Панина Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы Цели урок iconУрок русского языка в 5 классе на конкурс «Мой лучший урок» Учитель...
Цели: Упорядочить знания учащихся о морфемах как значимых частей слова, учить обоснованно выделять морфемы, различать разные формы...
Панина Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы Цели урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Клыкова Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы мбоу «сош №226» г. Заречный Пензенской области. Конспект урока русского...
Панина Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы Цели урок iconПеречень методических разработок. «Главные члены предложения» (урок...
«Главные члены предложения» (урок русского языка в 5 классе). Учитель русского языка и литературы Кузнецова Е. Л
Панина Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы Цели урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Елена Трофимова, учитель русского языка и литературы Каслинской средней школы №27, г. Касли Челябинской области. «Методика формирования...
Панина Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы Цели урок iconУрок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок...
Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории
Панина Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы Цели урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Персональные данные Журавлева Оксана Валерьевна учитель русского языка и литературы
Панина Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы Цели урок iconВопросы государственных аттестационных испытаний по русскому языку 2014 год
Квалификация: учитель русского языка и литературы; учитель русского языка и литературы, истории
Панина Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы Цели урок iconУрок русского языка в 6 классе Тема: Слитное и раздельное написание
Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы
Панина Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы Цели урок iconРабочая программа по литературе 9 класс (5-ый год обучения) Учитель...
Самохина Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы моу решемская средняя школа Кинешемского района Ивановской области
Панина Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы Цели урок iconУрок русского языка в 5-м классе по теме "Прямое и переносное значение слова"
Орловский государственный педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы
Панина Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы Цели урок iconУрок русского языка в 10 классе по теме «Обобщающее повторение раздела «Морфология и орфография»
Нелли Михайловна Скрябина, учитель русского языка и литературы моу сош №4 города Костромы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск