Скачать 93.1 Kb.
|
Тема урока: «Словосочетание. Виды связи в словосочетании» Панина Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы Цели урока: -систематизировать и закрепить знания о словосочетании, полученные ранее; - формировать умение определять способ связи слов в словосочетаниях, преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи. Задачи: Образовательная: -организовать деятельность учащихся по систематизации знаний, создать условия для подготовки к ГИА по русскому языку: отрабатывать навык определять способ связи слов в словосочетаниях, преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи; Развивающая: - использовать современные технологии обучения для развития у обучающихся навыков активного усвоения учебного материала; - создать условия для формирования навыка решения учебных задач, соответствующих требованиям ГИА; - способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с тестом, взаимоконтроля, взаимооценки и самокоррекции выполненных заданий; - развивать ИКТ-компетенции и коммуникативные способности обучающихся. Воспитательная: -воспитывать настойчивость и познавательный интерес, умение слушать, желание работать до конца; развивать положительное отношение к предмету. Оборудование: компьютер, проектор, экран, ЭОР Формы организации: фронтальный опрос, самостоятельная работа.
Учитель: Доброе утро! Каждое утро мы встречаемся с вами и радуемся этой встрече. Любое утро, поистине, доброе. Оно открывает новый день со своими тайнами, секретами, чудесами. Утро бывает разным: ярким, радостным, пасмурным, грустным, хмурым. Но каким бы оно ни было, утро вселяет в человека самые радужные, светлые надежды. Каждое утро – это что-то новое, неразгаданное, интересное. А каким было сегодня ваше утро? Чего вы ожидаете? Каким цветом можно выразить ваше настроение и почему?
Учитель: На прошлом уроке мы с вами познакомились с такими понятиями как синтаксис и пунктуация. Сейчас я хочу проверить, как вы усвоили пройденный материал. -Что такое синтаксис? (Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, их строение.) -Что такое пунктуация? (Правила употребления знаков препинания изучает пунктуация.) -Какие знаки препинания вы знаете? -Кто такой Александр Матвеевич Пешковский? (А.М.Пешковский – выдающийся учёный-лингвист. Главная его книга посвящена синтаксису.) -Скажите, что такое словосочетание? Разберите по морфемам термин «словосочетание». -Из скольких и каких частей состоит словосочетание? -Как определить главную и зависимую часть в словосочетании? -Как связаны главные и зависимые слова? -Назовите грамматические средства связи в словосочетании? -Какие сочетания не являются словосочетаниями? -Виды словосочетаний? (Именные, глагольные, наречные) Учитель: Молодцы, ребята!
Учитель: «Словосочетание» произошло от древнерусского “чета”, что значит два. Сравните: свадебная чета, чётное число. Словосочетание – два слова, связанных по смыслу и грамматически. В словосочетании два компонента: главное и зависимое слово. От главного слова задаётся к зависимому слову вопрос. Внимание! Внимание! Вот словосочетание. В нём ходят парою слова, Но не равны у них права. В нём слово главное всегда С зависимым шагает. А кто есть кто – нам без труда Вопрос определяет. Вопрос от ….. идёт К ….. слову, И никогда наоборот, Запомни как основу. (А. Косоговский.) Задание: вставьте пропуски. Цифровой диктант В цифровой ряд записать только те цифры, под номерами которых продиктованы словосочетания. 1. лист берёзы 2. верхушками деревьев 3. иглы сосны 4. растущих посреди поляны 5. серые тучи 6. ель и сосна 7. пробирался ёж 8. осень проснётся 9. ожидаются в сентябре 10. ранние заморозки 11. погожий день 12. улетают птицы 13. незнакомое растение 14. утренний туман 15. температура воздуха 16. орехи и шишки 17. появляются грибы 18. русская природа 19. солнце поднялось 20. мир прекрасен Учитель: Теперь откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока «Виды связи в словосочетании». IV. Этап усвоения новых знаний Работа с таблицей. Слово учителя. ВИДЫ СВЯЗИ МЕЖДУ СЛОВАМИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ.
V.Этап первичной проверки понимания изученного Учитель: прочитайте (задание выведено на интерактивную доску)
Учитель: Есть ли смысл в том, что записано в первом столбике? Во втором? Почему? (Самостоятельные слова служат для названия предметов, их признаков, действий и т. д, но взятые отдельно они редко являются высказываниями. Предложения образуются из слов и словосочетаний. Предложение содержит сообщение, высказывание. Сочетание предложений образует текст.) Задание: составить возможные словосочетания. Записать их, обозначить стрелками зависимость между частями словосочетания, определить вид связи VI. Этап закрепления новых знаний и способов действий. Практические советы по выполнению заданий, связанных с поиском в тексте словосочетаний определенного типа (записать в теоретическую тетрадь): -чтобы найти словосочетание с согласованием, надо выделить в предложении слово, отвечающее на вопрос какой?, а затем найти слово, от которого оно зависит; -поиск словосочетания с управлением - это поиск слова (с предлогом и без предлога), отвечающего на падежный вопрос (кого? чего? кому? чему? и т.д.), а затем установление главного слова, чаще всего глагола или существительного; -найти словосочетание с примыканием можно, отыскав неизменяемое слово, от которого оно зависит. Компоненты словосочетания могут быть отделены друг от друга. -Тренировочное упражнение Запись на доске: Богатая р…стительность, Читать выр…зительно, Изл…жить мысли. Учитель: Внимательно прочитайте данную запись. Нужно продолжить ряды словосочетаний. Как вы думаете, по каким признакам необходимо подбирать словосочетания для этих рядов? - Словосочетания будем подбирать по следующим признакам: по типу связи и по имеющимся в корне слова орфограммам. - Приведите примеры для первого ряда. - Маленький росток, красивое растение, выращенный цветок и т. д. (Согласование, корни с чередованием рос, раст, ращ). - Приведите примеры для второго ряда. - Пахнет ароматно, выглядит великолепно, звучит убедительно. (Примыкание, непроверяемая гласная в корне слова). - Какие словосочетания войдут в третий ряд? - Прилагать усилия, предложить решение, излагать на бумаге… (Управление, правописание корней лаг – лож) - Запишите в каждом ряду по одному словосочетанию. VII. Этап обобщения и систематизации знаний 1. Образуйте с каждым из слов по три словосочетания так, чтобы были представлены: все виды подчинительной связи а) улыбка; б) решение; в) кто-нибудь; г) способность. 2. Дополните до словосочетаний. Определите способы связи. Проверьте себя по словарю. (Словарь сочетаемости слов русского языка. Под редакцией Л.Н.Денисовой, Москва, 1978 г., Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Управление в русском языке. Москва, 2002 г.) а) наполнен…- полон… б) писать…- описывать… в) платить…- оплачивать… г) вера…- уверенность… д) отчитываться…- делать отчет… г) беспокоиться…- тревожиться… 3. Определите, в каком ряду все словосочетания со связью согласование: а) падающий снег, любимая игрушка, кто-то из нас; б) разрисованная витрина, любящие родители, развешенные на стенах; в) удивительная тишина, у твоего дома, вымытый пол; г) свое присутствие, некоторые наречия, придуманный мною. В каком ряду все словосочетания со связью управление? а) образованный от наречия, каждый из присутствующих, нашел среди цветов; б) увидеть из окна, любить жизнь, смотреть внимательно; в) оба пенсионера, тревога усиливалась, долго молчали; г) трое из нас, переходит через границу, смотреть вдаль. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание? а) вкратце изложить, работать молча, сомневаться в этом; б) откуда-то издалека, кофе по-турецки, яйцо вкрутую; в) говорить невпопад, два рубля, любуясь собою; г) сжечь дотла, говорить вполголоса, в пустую комнату. 4. Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование. И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление. Вечерами, когда гасли фонари и начинали стрекотать кузнечики, мы мечтали о будущем. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание. Я помню, как величественные горы по-весеннему зеленели у подножий. 5. Подберите к данным рисункам все возможные словосочетания. Прочитайте их вслух. Составьте со своими словосочетаниями рассказ.
VIII. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий. Работа с ЭОР http://fcior.edu.ru/card/2140/slovosochetanie-k.html IX. Этап информации о домашнем задании. Из учебника по литературе выпишите 10 сложных предложений. Выделите в них грамматические основы, выпишите по 5 словосочетаний на каждый вид подчинительной связи. X. Этап подведения итогов занятия. Выставление отметок. – С какими видами связи вы сегодня познакомились? – Какими частями речи выражены главные и зависимые сова в разных видах связи? XI. Этап рефлексии. Доволен ли ты тем, как прошел урок? Что бы ты изменил в уроке? Было ли тебе интересно? Сумел ли ты получить новые знания? Ты был активен на уроке? Учитель был внимателен к тебе? Ты сумел показать свои знания? Используемая литература: Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 8 класс.-М., Мнемозина, 2010 г. А.И.Кайдалова, И.К.Калинина Современная русская орфография. - М., Высшая школа, 1983 г. Г.Т.Егораева, Е.Л.Ерохина. Русский язык. Тренировочные тестовые задания. 9 класс. - М., Экзамен. 2009 г. ФИПИ ГИА - 2010. Экзамен в новой форме. 9 класс. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. Составители: И.П.Цыбулько, Л.С.Степанова - М., АСТ Астрель |
Барановская Ольга Валерьевна, учитель русского языка и литературы... Сценарий интегрированного урока ( биология, экология, литература, мхк) по теме: «Значение бабочек (чешуекрылых) в природе и жизни... | Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «не и ни в отрицательных местоимениях» Автор: Воскобойник Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №5, г. Саров Нижегородской области | ||
«В поисках капитана Гранта» Тиунова Татьяна Валерьевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории | Урок русского языка и английского языка по теме «Комплексный анализ текста» Романенко Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы, Лябах Юлия Анатольевна, учитель английского языка моу-сош №28... | ||
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского... Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района... | Урок русского языка в 5 классе на конкурс «Мой лучший урок» Учитель... Цели: Упорядочить знания учащихся о морфемах как значимых частей слова, учить обоснованно выделять морфемы, различать разные формы... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Клыкова Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы мбоу «сош №226» г. Заречный Пензенской области. Конспект урока русского... | Перечень методических разработок. «Главные члены предложения» (урок... «Главные члены предложения» (урок русского языка в 5 классе). Учитель русского языка и литературы Кузнецова Е. Л | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Елена Трофимова, учитель русского языка и литературы Каслинской средней школы №27, г. Касли Челябинской области. «Методика формирования... | Урок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок... Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Персональные данные Журавлева Оксана Валерьевна учитель русского языка и литературы | Вопросы государственных аттестационных испытаний по русскому языку 2014 год Квалификация: учитель русского языка и литературы; учитель русского языка и литературы, истории | ||
Урок русского языка в 6 классе Тема: Слитное и раздельное написание Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы | Рабочая программа по литературе 9 класс (5-ый год обучения) Учитель... Самохина Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы моу решемская средняя школа Кинешемского района Ивановской области | ||
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Прямое и переносное значение слова" Орловский государственный педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы | Урок русского языка в 10 классе по теме «Обобщающее повторение раздела «Морфология и орфография» Нелли Михайловна Скрябина, учитель русского языка и литературы моу сош №4 города Костромы |