Скачать 2.77 Mb.
|
министерство образования и науки РФ федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ уНИВЕРСИТЕТ им. Х.М. Бербекова С.К. Башиева, З.Р. Дохова, И.Р. Мокаева, Т.А. Чепракова Основы стилистики и культуры речи Часть II. Материалы для самостоятельной работы Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по направлению 031000 – Филология, специальности 031001 – Филология, специализации 021701 – Русский язык и литература НАЛЬЧИК 2008ББК 81.2 УДК 82.08 Б 33 Рецензент: доктор филологических наук, профессор, декан факультета лингвистики и журналистики Ростовского государственного экономического университета «РИНХ» Т.В. Евсюкова Авторы: Башиева С.К., Дохова З.Р., Мокаева И.Р., Чепракова Т.А. Б 33 Основы стилистики и культуры речи. Часть II. Материалы для самостоятельной работы. – Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2008. – 245 с. Учебное пособие посвящено актуальным вопросам стилистики и культуры речи. Издание состоит из двух частей. Первая часть – «Практикум» – содержит предисловие, программу, практические занятия, контрольные тесты и задания, контрольные работы для рубежного контроля по курсу «Основы стилистики и культуры речи». Во второй части – «Материалы для самостоятельной работы» – приведены учебные материалы, предназначенные для самостоятельного изучения. Каждая книга включает глоссарий, приложения, рекомендуемую литературу и рабочий материал, использованный при разработке практических заданий. Предназначено для студентов направления 031000 – «Филология», специальности 031001 – «Филология», специализация 021701 – «Русский язык и литература».
Кабардино-Балкарский государственный университет, 2008 содержание
Предисловие Вторая часть данного пособия – «Материалы для самостоятельной работы» – посвящена изучению стилистики русского литературного языка и русской речи. Она включает в себя следующие элементы: материалы для самостоятельного освоения, глоссарий, приложение, рекомендуемую литературу, рабочий материал, использованный при разработке практических заданий. Структура и порядок подачи материала в книге определяются программой курса. Системный компонент «Материалы для самостоятельного освоения» состоит из 8 разделов. Каждый раздел представляет собой совокупность из четырех частей: задания для проверки теоретических знаний, представленные в виде тестовых заданий (ориентированы на закрепление основных теоретических понятий и определений); упражнения, предполагающие тренировку не только речевых навыков студентов, но и развитие их лингвистического чутья, критического отношения к своей и чужой речи; контрольные вопросы и литература. Первый раздел предусмотрен для изучения истории становления, предмета, объекта стилистики, введения в круг основных стилистических понятий. Второй раздел посвящен рассмотрению традиционных (функциональная стилистика, стилистика языковых единиц, стилистика текста, стилистика художественной речи) и современных структурных областей стилистики (ортостилистика, прагмастилистика). Основными вопросами третьего раздела являются раскрытие понятий «функциональный стиль», «жанр», анализ принципов дифференциации стилей языка и речи, изучение основных этапов развития функциональной стилистики. Базовые понятия четвертого раздела – научный язык и научный стиль речи (история, развитие, своеобразие). Особенностям официально-делового стиля (история, развитие, своеобразие) посвящен пятый раздел данной части пособия. Шестой раздел предусматривает анализ истории зарождения, функционального аспекта, языковых особенностей, жанровых разновидностей публицистического стиля. Изучение литературно-художественного стиля предполагается в седьмом разделе данной части пособия. Целью восьмого раздела является создание полной картины разговорной речи: понятие, функции, условия реализации, лингвистические особенности, состояние на современном этапе. Глоссарий по курсу «Основы стилистики и культуры речи» раскрывает основные понятия изучаемого материала. Пособие снабжено приложением, представляющим собой тексты для лингвистического анализа. материалы для самостоятельного освоения Раздел № 1. История становления, предмет, объект изучения, фундаментальное понятие стилистики (6 ч) Задания для проверки теоретических знаний Задание 1. Традиционная стилистика, развивавшаяся в двух направлениях, существовала до
Задание 2. Стилистика как самостоятельная область науки о языке выделилась в
Задание 3. Н.М. Карамзин и его школа разрабатывали главным образом вопросы стилистики художественной речи в аспекте
Задание 4. А.С. Шишков и общество «Беседа любителей русского слова» обсуждали проблемы стилистики русского литературного языка в аспекте
Задание 5. Учение о «трех стилистиках» принадлежит
Задание 6. В учении о «трех стилистиках» выделяется стилистика языка как «системы систем», изучающая
Задание 7. В учении о «трех стилистиках» выделяется стилистика речи, изучающая
Задание 8. В учении о «трех стилистиках» выделяется стилистика художественной литературы, изучающая
Контрольные вопросы
Литература
Раздел № 2. Традиционные и современные структурные разделы стилистики (14 ч) Задания для проверки теоретических знаний Задание 1. Традиционная стилистика развивалась в двух направлениях:
Задание 2. Нормативное направление традиционной стилистики включает в себя
Задание 3. Литературное направление традиционной стилистики представлено
Задание 4. Представители традиционной стилистики исходили из положения о том, что владение стилями – это
Задание 5. Функциональная стилистика исследует
Задание 6. Стилистика языковых единиц изучает
Задание 7. Как ответ на нужды редакционно-издательской практики практическая стилистика начала складываться в
Задание 8. Основы практической стилистики были разработаны
Задание 9. Термин «практическая стилистика» был предложен
Задание 10. Стилистика текста изучает
Задание 11. Стилистика художественной речи исследует
Задание 12. Современное направление в стилистике, изучающее правила отбора, целесообразного и оптимального использования языковых средств и речевых механизмов для достижения целей общения и оказания запланированного воздействия на адресата или аудиторию, – это
Задание 13. Прагмастилистика ввела в процесс интерпретации текста/дискурса
Задание 14. Введенный прагмалингвистикой ракурс позволяет в художественной литературе воссоздать
Задание 15. Одна из дисциплин науки о культуре речи, занимающаяся вопросами кодификации постоянно развивающейся системы литературного языка, – это
Задание 16. Дисциплина, изучающая стилистические приемы, тропы и риторические фигуры, применяемые в орнаментальных целях, – это
Контрольные вопросы
Литература
|
Х. М. Бербекова С. К. Башиева, З. Р. Дохова, И. Р. Мокаева, Т. А. Чепракова Филология, специальности 031001 – Филология, специализации 021701 – Русский язык и литература | Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования... | ||
Учебник для вузов/Под общ ред. Г. Л. Башиева. М.: Оао «Изд-во «Экономика», 2003 Организационно-экономический анализ деятельности ОАО «Варненский комбинат хлебопродуктов» 31 | Отчет о выполнении 1 этапа Государственного контракта №14. 740. 11.... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет... | ||
Отчет о выполнении 2 этапа Государственного контракта № П782 от 24... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет... | Отчет о выполнении 1 этапа Государственного контракта № П710 от 12... Исполнитель: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный... | ||
Отчет о выполнении 1 этапа Государственного контракта № п 716 от... Исполнитель: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный... | Самостоятельная работа 90 час ... | ||
Российской федерации Проведение исследований с использованием ботанического сада кабардино-балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова... | Декан медицинского факультета ... | ||
Самостоятельная работа студентов ... | Для специальности 060101. 65 Лечебное дело нальчик 2013 Фгбоу впо «кабардино-балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова» мон РФ | ||
Для специальности 060101. 65 Лечебное дело нальчик 2013 Фгбоу впо «кабардино-балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова» мон РФ | Отчет о проделанной работе Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный... | ||
Рабочая программа по дисциплине «Физиотерапия стоматологических заболеваний» ... | Х. М. Бербекова введение в литературоведение пособие для самостоятельной работы «система семейного досуга как средство гуманизации детско- родительских отношений» |