Курсовая работа Тема: «Использование межпредметных связей мхк и изобразительного искусства в преподавании литературы»





НазваниеКурсовая работа Тема: «Использование межпредметных связей мхк и изобразительного искусства в преподавании литературы»
страница1/5
Дата публикации23.11.2014
Размер0.55 Mb.
ТипКурсовая
100-bal.ru > Литература > Курсовая
  1   2   3   4   5


Государственное образовательное учреждение

Тверской областной институт усовершенствования учителей

Курсовая работа

Тема: «Использование межпредметных связей  МХК   и   изобразительного искусства в преподавании литературы».

Выполнила:  Александрова Н.Е., учитель русского языка и литературы  МОУ СОШ №19 гор. Твери.

Тверь, 2009

СОДЕРЖАНИЕ.

Стр.

Введение…………………………………………………………………………. 4

Часть 1. Межпредметные связи на уроках и во внеурочной деятельности……………………………………………………………………. .9

1) Психологические основы межпредметных связей…………………... 11

2) Роль межпредметных связей в подготовке учащихся к восприятию знаний……………………………………………………………........................ 16

3) Интеграция как средство внедрения новых педагогических технологий……………………………………………………………………… 18

Часть 2. Интегрированные уроки литературы с применением межпредметных связей комплекса МХК и изобразительного искусства……………………………………………………………………….. 23

1) Цели интегрированного урока литературы с применением анализа живописной картины………………………………………………………….. 23

2) Жанры живописи и их связь с художественной литературой…………………………………………………………………….. 26

3) Алгоритм анализа живописной картины на уроке……………………. 29

4) Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» и картина И.М.Прянишникова «Порожняки»……………………................................. . 31

5) «Слово о полку Игореве» и картина В.М.Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами»…………………………………………… 33

6) Творчество А.П.Платонова и картина П.Филонова «Рабочие»……….. 35

7) Рассказ И.А.Бунина и картина С.Ю.Жуковского «Брошенная терраса» 36

8) «Лето Господне» И.С.Шмелёва и картина Б.М.Кустодиева «Масленица»…..………………………………………………………………. 37

9) Поэма А.А.Ахматовой «Реквием» и картина И.Глазунова «Чёрный ворон»………………………………………………………………………….. 38

10) История портрета Л.Н.Толстого как средство раскрытия личности писателя………………………………………………………………………… 40

11) Рекомендуемый список картин и иллюстраций для использования на уроках литературы……………………………………………………………. . 41

12) Иллюстрации художников и детский рисунок как средство изображения художественного образа литературного произведения……………………. …………………………………………….. 43

13) Художественный образ в театральном искусстве и его роль в формировании нравственности обучающихся………………………………. 49

14) Музыка на уроках литературы……………………………………….. 51

Заключение…………………………………………………………………….. 53

Список литературы……………………………………………………………. 54

ВВЕДЕНИЕ.

Современное общество, давшее толчок развитию и утверждению научно-технического прогресса, одновременно породило и ряд довольно болезненных проблем, свойственных современной цивилизации, которые наиболее остро проявились в XX веке и благополучно перекочевали в третье тысячелетие. Гуманитарные принципы оттеснены естественнонаучным подходом к миру природы, обществу и человеческой деятельности. Основная нагрузка по разрешению данной проблемы легла на педагогическую общественность.
В профессиональной среде учителей отмечается, что стало наболевшей проблемой ослабление внимания к общей культуре учащихся, которая, к сожалению, продолжает снижаться. Сегодня на уроке редко звучит полноценное детское высказывание о произведениях искусства, детская речь далеко не всегда выполняет коммуникативно-речевые функции. Большинство учащихся, оканчивая школу, не имеет представления о художественном опыте поколений, не умеет общаться с высоким искусством, не владеет искусствоведческой терминологией. Это приводит к эмоциональной «глухоте», невосприимчивости прекрасного, затрудняет формирование восприятия, мышления, воображения, самой личности. Эстетическое образование школьников - это самое слабое звено современной школы, поэтому актуальным является обращение к любым возможным способам разрешения этой ситуации. Выпускники средней школы в основном не умеют воспринимать произведения искусства, многие совсем не интересуются художественной литературой, классической музыкой, театром, изобразительным искусством. Научить старшеклассников контактам с искусством, развить в них художественное восприятие искусства- задача школы, реализация которой отразится на общем уровне их культуры.
Именно школе отводится главная роль по решению сложной задачи - помочь развивающейся личности обрести себя, внутреннюю свободу и гармонию путём возрождения и утверждения духовных ценностей, что является ключевой проблемой школьного образования. А осуществиться всё это можно через открытый диалог школьного образования и искусства. Благодаря своим функциям (эвристической, компенсаторной, коммуникативной, аксиологической, эстетической и др.), искусство развивает познавательные и творческие способности человека, активизирует воображение. Обращение к нему является необходимым элементом процесса обучения и воспитания школьников, помогающим в решении одной из самых актуальных задач школьной педагогики - воспитании гармонично развитой личности. Для гуманитарного знания в ХХ веке проблема отношения человека с культурой является одной из самых актуальных. Идея диалога, как методологическая основа гуманитарного познания и культуры в целом, является связующей проблемой в работах многих исследователей (М.Каган, Ю.Лотман, Д.Лихачев, С.Аверинцев, А.Я.Зись, В.М.Розин и др.). В русле этой проблемы в современных исследованиях в области культуры решается и проблема личности, которая познает культуру в творческой деятельности. Отмечая постоянный диалог искусств в контексте исторического развития культуры, исследователи (Ю.Лотман, М.Бахтин, Д.Лихачев и др.) выделяют особую роль художественной литературы в этом диалоге. Проблему диалога культур и искусств исследователи тесно связывают с другой проблемой - проблемой интерпретации, поскольку интерпретация - это всегда диалог. Пути приобщения человека к культуре, механизмы воздействия искусства на него изучаются под разным углом зрения в педагогике, психологии, этике, искусствоведении. Одна из главных проблем в этом контексте - проблема восприятия искусства. Л.Выготский, разработав теорию о способе эмоционального воздействия произведения искусства на человека, объясняет формирование человека в процессе общения с произведениями искусства. Ориентируясь на эту теорию, исследователь связывает эстетическое воспитание с творческой деятельностью ребенка. Идеи Выготского о необходимости развития в человеке способностей воспринимать произведения    искусства    освещаются      в           искусствоведческих, психологических, педагогических исследованиях. Исследователи отмечают, что художественное творчество и художественное восприятие - похожие явления: читатель (зритель, слушатель) осваивает произведение искусства, ориентируясь на себя, свой опыт и свои ассоциации. Следовательно, уровень художественного восприятия зависит от уровня общей культуры человека. В связи с этим в воспитании школьников возрастает роль эстетического образования. Современные тенденции эстетического развития учащихся (В.Библер, Д.Кабалевский, В.Маранцман, Б.Неменский) свидетельствуют, что преподавание предметов гуманитарно-эстетического цикла происходит более результативно и динамично, если учебный процесс осуществлять в системе интеграции этих предметов. Понятие «интеграция» в образовании в настоящее время достаточно концептуально и «наполнено»: его активно рассматривают в педагогическом, дидактическом и методическом контексте. В контексте эстетического образования активно разрабатываются способы межпредметной интеграции, которая рассматривается как диалог внутри гуманитарного образования. Решая проблему эффективности интеграции, исследователи предлагают выстраивать интегративный подход в каждом отдельном случае, учитывая основания для интеграции, методическую основу и эффекты. На наш взгляд, основанием для интеграции гуманитарных дисциплин, объединенных идеей диалога искусств в творческой деятельности учащихся, может служить задача повышения качества эстетического образования. Исследователь И.Кон отмечает, что период юношеского возраста исключительно важен для формирования личности школьника, для развития его общей культуры. Школьное образование именно на этом этапе может активно воздействовать на всестороннее художественное развитие старшеклассников, а не ограничиваться их литературным развитием, что традиционно наблюдается в системе общеобразовательной школы. По мнению многих исследователей (М.Кагана, В.Маранцмана, Л.Предтеченской и др.), важную роль в эстетическом образовании старшеклассников может играть предмет «Мировая художественная культура», который требует и особой методики, и высокого профессионализма учителя. Л.Предтеченская особо подчеркивала интегральную сущность курса МХК. Курс, созданный Предтеченской, гармонично завершает эстетическое образование школьников, которое в среднем звене общеобразовательной школы возложено на изобразительное искусство и музыку и принципы которого нашли отражение в программах Д.Кабалевского и Б.Неменского. Споры об интеграции в эстетическом образовании обострились с появлением МХК. Исследователи пишут о необходимости поиска эффективных форм работы для эстетического образования старшеклассников в целях повышения уровня их общего культурного развития. В 10-11 классе общеобразовательной школы «литература» - единственный предмет, в курсе которого старшеклассники общаются с искусством. В методике преподавания литературы в школе проблемы изучения литературы как искусства в ее связи с другими искусствами стояли давно. Современная методика преподавания литературы продолжает искания своих предшественников в области культурного контекста эпохи, которой принадлежит изучаемое на уроке литературное произведение. В работах Браже Т.Г., Маранцмана В.Г. эта идея является одной из основных, составляющих современный урок литературы. Ориентация курсов МХК и литературы на эстетическое образование расширяет представление о возможностях использования интеграции с целью повышения качества эстетического образования. Важная проблема интеграции литературы и МХК - ее методическая основа. Комплексный подход к эстетическому образованию старшеклассников в системе интеграции предметов «литература» и «МХК» возможен, если в программах по данным предметам заложены возможности такой интеграции. На наш взгляд, для решения этой проблемы следует использовать программы по литературе и МХК, наиболее близкие не только по содержанию, но и в рамках методических систем: в этом случае возможен двусторонний диалог - в содержании и в методике. Следовательно, решение проблемы «интеграция курсов литературы и МХК в процессе эстетического образования» позволяет опираться как на опыт гуманитарно-эстетического образования, так и на идеи его интеграции. Целью данной работы является изучить вопрос об использовании межпредметных связей в процессе интеграции уроков литературы, МХК и изобразительного искусства в общеобразовательной школе. В задачу работы входит рассмотрение следующих вопросов:

а) психологические основы межпредметных связей;

б) интеграция как способ внедрения новых педагогических технологий;

в) использование в процессе изучения литературы произведений живописи, музыки, театральных спектаклей;

г) систематизация личного опыта в использовании возможностей комплекса МХК на уроках литературы и выявление их влияния на рост интереса учащихся к предмету и степень усвоения ими знаний.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Проблема межпредметных связей хоть и не нова, но, чтобы глубже понять ее сущность и многогранность, необходимо сделать хотя бы небольшой экскурс в историю. Известно, что первоначально знания опирались на эмпирический опыт, который обогащался в результате наблюдения человека за явлениями природы и жизнью общества. Наступило время, когда потребовалась систематизация знаний. Появилась философия, вобравшая в себя и обобщившая на доступном ей уровне накопленные знания. Естественно, связывая различные стороны явлений, древние философы "не могли наметить строгих научных правил, стройной системы.

Наступил этап, когда объем накопленных этой наукой сведений не мог укладываться в одни привычные рамки, и из философии стали выделяться самостоятельные отрасли знаний — начался процесс дифференциации наук, который затем привел и к раздельному преподаванию учебных дисциплин в школе. В процессе этой дифференциации между школьными дисциплинами нарушалась естественная, диалектическая связь, которая существует между предметами и явлениями реального мира. А это в свою очередь сужало представления учащихся о взаимосвязях и взаимоотношениях предметов и явлений в природе, приводило к усвоению разрозненных знаний, к схоластике.

Выдающиеся педагоги прошлого замечали этот недостаток и делали попытки устранить его, требуя установления взаимосвязей между предметами в процессе обучения. Так, выдающийся славянский педагог Ян Амос Коменский в своей «Великой дидактике» писал: «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи». А наиболее подробное раскрытие идея межпредметных связей получила в педагогических сочинениях великого русского педагога К. Д. Ушинского. Использование межпредметных связей, отмечал он, облегчает весь ход обучения, вызывает интерес детей. Идею межпредметных связей К. Д. Ушинскнй считал одной из важнейших в формировании целостных и системных знаний. Такой интерес к проблеме межпредметных связей не случаен: научно-техническая революция и социальный прогресс потребовали существенного изменения содержания и методов обучения в средней общеобразовательной школе. Эти изменения вызваны важными процессами современного развития наук — их интеграцией и дифференциацией. А это в свою очередь в определенной степени меняет и ориентировку в подготовке учащихся в средней школе. Необходимо убеждать учащихся, что взаимосвязанные знания школьных предметов нужны не только тем, кто пойдет в вузы и посвятит себя науке. Прочные знания, знания связей между предметами как условие подготовки человека с развитыми умениями быстро ориентироваться в современных производственных условиях нужны и тем, кто пойдет на заводы, фабрики, в сельское хозяйство, будет управлять современной техникой. Отсюда понятно, что установление взаимосвязей между предметами в обучении имеет и большое социально-экономическое значение. Все это ставит перед учителями задачу преподавать основы всех школьных наук так, чтобы знания школьников формировались как единый, монолитный фундамент, как прочная основа для будущей успешной деятельности. Поэтому способности к самостоятельному обобщению знаний должны прочно формироваться в средней школе. Умения анализировать, обобщать, сравнивать и др. — это будущие умения быстро и квалифицированно сделать выбор действия на основе различной информации, правильно определить лучший вариант деятельности, предвидеть возможные последствия принятого решения. В работе учителя по оптимизации межпредметных связей в процессе обучения надо иметь в виду: построение взаимосвязей между учебными предметами; согласованную систему использования на уроках знаний, навыков и умений, усвоенных учащимися на занятиях по смежным дисциплинам; специфические приемы реализации межпредметных связей на уроках.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ.

Психологические основы межпредметных связей были заложены учением академика И. П. Павлова о динамическом стереотипе и второй сигнальной системе. «Все обучение заключается в образовании временных связей, — пишет он, — а это есть мысль, мышление, знание». Для установления наиболее дифференцированных и прочных временных связей решающее значение имеет образование в коре головного мозга очагов оптимальной возбудимости. Центральная нервная система реагирует на раздражитель не только в зависимости от его характера, но и от подготовленности действиями предшествующих раздражителей». Таким образом, усвоенные ранее знания, привлекаемые учителем или учениками при изучении нового материала, выступают в роли дополнительных раздражителей, оказывая влияние на функциональное состояние участков коры больших полушарий головного мозга, связанных с предстоящей деятельностью учащихся по усвоению новых знаний. Как правило, предметы и явления реальной действительности, связанные между собой цепью различных обстоятельств, предстают взаимосвязанными и в памяти человека. Встретившись с одним из данных предметов или явлений, человек по ассоциации может вспомнить и другой предмет, связанный с ним. В жизни каждого встречается случай, когда полностью забывается событие, в котором он принимал самое непосредственное участие. Но достаточно напомнить ему или вспомнить самому одно действующее лицо, как все событие отчетливо воспроизводится в памяти. Успех обучения во многом будет зависеть от количества необходимых взаимосвязанных фактов, событий, явлений, помогающих развивать способности воспитанников быстро и точно воспроизводить в памяти ранее усвоенные знания. В формировании этой способности межпредметным связям принадлежит важная роль.

В разработке психологических основ межпредметных связей большая заслуга принадлежит профессору Ю. А. Самарину, доказавшему, что ассоциация (связь) должна лечь в основу изучения умственной деятельности человека. Межсистемные (или межпредметные) ассоциации (включающие в себя внутрипредметные), позволяют человеческому уму отразить многообразные предметы и явления реального мира в их единстве и противоположности, в их многосторонности и противоречиях. Поэтому межсистемные или межпредметные ассоциации приобретают первостепенное значение в формировании ума человека: «Лишь межсистемные ассоциации в конечном счете обеспечивают единство, целостность личности как единство мировоззрения и поведения». Ю. А. Самарин показывал, что истоки образования межпредметных ассоциаций находятся внутри учебного предмета, так как в его системе имеются «зародыши» ряда других учебных предметов. Не только сами предметы, но и отдельные понятия также являются источником межпредметных ассоциаций. Несмотря на то, что в системе учебных дисциплин, особенно в старших классах, заложена база для формирования диалектического понимания предметов и явлений, межсистемные ассоциации образуются легче, прочнее при умелом увязывании учителем знаний различных дисциплин, объединенных единством темы или вопроса. Поэтому установление связей между учебными предметами в процессе преподавания, по Ю.А.Самарину, является необходимым педагогическим условием для формирования целостных и системных знаний учащихся. Многие исследователи, изучавшие процесс образования ассоциаций в ходе обучения, придают большое значение вопросу их подвижности — умению учащихся перестраивать выработанные у них системы ассоциаций, объединяя новые ассоциативные ряды с ранее усвоенными. При этом отмечаются психологическое своеобразие перехода от одного предмета к другому, а также трудности, которые приходится при этом преодолевать учащимся: «Но наибольшую трудность, которая преодолевается подростком обычно только к самому окончанию переходного возраста, представляет дальнейшее перенесение смысла или значения выработанного понятия на новые и новые конкретные ситуации, которые мыслятся им также в абстрактном плане». Многие исследователи очень остро ставят вопрос о необходимости специального обучения детей рациональным приемам решения мыслительных задач, причем они подчеркивают, что эти приемы (анализ, обобщение, сравнение, доказательство и др.) должны быть сформулированы учителем, доведены до сознания учащихся и специально отработаны до уровня привычных приемов мышления. Психологи доказывают, что способность предвосхищать вновь формируемые умения и новые знания вырабатывает такие качества, как умение планировать действия, организовывать их и целеустремленно выполнять. Эти качества можно вырабатывать в процессе изучения каждой учебной дисциплины, но значительно активнее и последовательнее они формируются на базе содержания всех школьных предметов, расширяющих диапазон действия учащихся. Многочисленные исследования психологов подтвердили и конкретизировали положение И. М. Сеченова, высказанное им в работе «Элементы мысли»: «Через голову человека в течение всей его жизни не проходит ни единой мысли, которая не создалась бы из элементов, зарегистрированных в памяти. Даже так называемые новые мысли; лежащие в основе научных открытий, не составляют исключения из этого правила».

Психологи установили также, что все воспринимаемое человеком оставляет следы в коре больших полушарий головного мозга. Эти следы не бездействуют. Они способствуют возникновению возбуждения и тогда, когда раздражитель, оставивший след, отсутствует. Поэтому человеческая память не только запоминает и сохраняет знания, усвоенные ранее, но и воспроизводит их тогда, когда это требуется. На основании этих особенностей обучение и должно быть построено таким образом, чтобы формировать у учащихся способность воспроизводить ранее усвоенные знания для лучшего запоминания нового материала: связи крепнут и становятся многосторонними только при определенных упражнениях в процессе обучения. Предметы или явления, взаимосвязанные в природе, связываются и в памяти человека. Способность памяти запоминать новое на основе ранее известного не должна ограничиваться лишь внутрипредметными связями, как это еще зачастую бывает на практике, так как наряду с внутри предметными межпредметные связи дают возможность взглянуть на предмет с разных сторон и прочнее запомнить на основе межсистемных ассоциаций весь предмет или явление действительности. В этом отношении очень ценным для практики является положение, выдвинутое А. А. Смирновым, который считает, что важнейшими характеристиками запоминания следует считать приемы смысловой группировки учебного материала и выделение смысловых опорных пунктов, смыслового соотношения того, что усваивается в связи с чем-либо уже известным. Он также отмечает, что в обучении важно не только изучение нового, не только сообщение или указание на уже известный материал, а приучение учащихся самостоятельно находить ранее известное, сопоставлять и соотносить вновь с тем, что уже известно.

На этом основании можно прийти к выводу, что овладение приемом переноса знаний одного предмета при усвоении другого вносит в аналитико-синтетическую деятельность учащихся большую целенаправленность в решении определенных задач, повышает активность самостоятельных методов работы, обеспечивает лучшую организацию мыслительной деятельности и, наконец, вырабатывает логическую последовательность в решении как общих, так и частных задач. Чем разумнее человек, утверждают психологи, тем дольше прочное закрепление в памяти знаний всех учебных дисциплин отличается яркостью и полнотой восприятий, эмоциональной окрашенностью, осознанием важности взаимосвязанных знаний в жизни и практической деятельности, глубоким осмыслением содержания смежных предметов и их практическим применением, организацией неоднократного, обоснованного воспроизведения в сознании учащихся ранее усвоенного. Все эти задачи решаются наряду с главными — развитием интереса к знаниям и дидактически правильной организацией всего процесса изучения нового.

Таким образом, признание рефлекторно-ассоциативной природы мышления определяет понимание процесса усвоения знаний школьниками как процесс формирования сложной системы ассоциаций, отражающих связи между предметами и явлениями реальной действительности. Естественно, что реализация межпредметных связей не может решить всех сложных задач обучения. Поэтому активная работа каждого учителя и педагогических коллективов по усилению, расширению и углублению межпредметных связей является одним из важных путей в комплексном решении проблем обучения и воспитания школьников, формирования у них диалектического образа мышления.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа Тема: «Использование межпредметных связей мхк и изобразительного искусства в преподавании литературы» iconРабочая программа По «мхк»
...
Курсовая работа Тема: «Использование межпредметных связей мхк и изобразительного искусства в преподавании литературы» iconРабочая программа по мировой художественной культуре (мхк) 9-11 классы
Предмет мхк систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках музыки, литературы, истории, изобразительного искусства...
Курсовая работа Тема: «Использование межпредметных связей мхк и изобразительного искусства в преподавании литературы» iconРабочая программа по Мировой художественной культуре 9 класс
...
Курсовая работа Тема: «Использование межпредметных связей мхк и изобразительного искусства в преподавании литературы» iconКравцова Ольга Петровна Учитель изобразительного искусства мбоу ново-Павловская...
«Использование метода проектов на уроках изобразительного искусства и занятиях по декоративно-прикладному искусству»
Курсовая работа Тема: «Использование межпредметных связей мхк и изобразительного искусства в преподавании литературы» iconРабочая учебная программа по мировой художественной культуре 9 класса
...
Курсовая работа Тема: «Использование межпредметных связей мхк и изобразительного искусства в преподавании литературы» iconКуцман Н. Н. Поурочное планирование по мировой художественной культуре...
...
Курсовая работа Тема: «Использование межпредметных связей мхк и изобразительного искусства в преподавании литературы» iconПоэтические образы на занятиях изобразительного искусства
Совершенно очевидно, что учитель изобразительного искусства должен владеть речью; вся его работа неразрывно связана с актерским мастерством...
Курсовая работа Тема: «Использование межпредметных связей мхк и изобразительного искусства в преподавании литературы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема выступления учителя изобразительного искусства Бутрименко Л. Б. на тему : «О формировании общекультурной компетенции обучающихся...
Курсовая работа Тема: «Использование межпредметных связей мхк и изобразительного искусства в преподавании литературы» iconШатохина О. Ю., учитель изобразительного искусства высшей категории,...
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые...
Курсовая работа Тема: «Использование межпредметных связей мхк и изобразительного искусства в преподавании литературы» iconУрок изобразительного искусства во 2 классе Тема : «Весенний солнечный день»
Тип урока: Интегрированный урок изобразительного искусства, окружающего мира литературного чтения и музыки
Курсовая работа Тема: «Использование межпредметных связей мхк и изобразительного искусства в преподавании литературы» iconВнеклассное мероприятие по французскому языку 8 класс тема: «Поэты...
Осуществление межпредметных связей посредством французского языка, историей, литературы
Курсовая работа Тема: «Использование межпредметных связей мхк и изобразительного искусства в преподавании литературы» iconРекомендации к оформлению курсовой и дипломной работы по истории искусства. Курсовая работа
Курсовая работа задание, которое выполняется студентами в определённый срок и по определённым требованиям. Защита курсовых работ...
Курсовая работа Тема: «Использование межпредметных связей мхк и изобразительного искусства в преподавании литературы» iconУрок изобразительного искусства с мультимедийным сопровождением
Тема урока: Использование в индивидуальной деятельности различных художественных материалов: цветные карандаши, фломастеры
Курсовая работа Тема: «Использование межпредметных связей мхк и изобразительного искусства в преподавании литературы» iconКалендарно-тематическое планирование по мхк в 10 классе
Знать изученные произведения архитектуры и изобразительного искусства Древней Передней Азии
Курсовая работа Тема: «Использование межпредметных связей мхк и изобразительного искусства в преподавании литературы» iconПлан работы гмc учителей изобразительного искусства, музыки и мхк на 2014-2015 учебный год
Стратегия методического сопровождения образовательного процесса в интересах ребенка
Курсовая работа Тема: «Использование межпредметных связей мхк и изобразительного искусства в преподавании литературы» iconПримерная программа дисциплины «История изобразительного искусства»
Подготовить студентов к самостоятельному освоению художественного наследия изобразительного искусства


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск