Программа элективного курса для 11 класса (для углубленного изучения)





Скачать 121.72 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса для 11 класса (для углубленного изучения)
Дата публикации29.11.2014
Размер121.72 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
Министерство образования РФ

Томская область, Томский район

МОУ Нелюбинская средняя общеобразовательная школа

Программа

элективного курса



для 11 класса

(для углубленного изучения)

(16 часов).
Автор:

Михальская Нина Павловна.

Составитель: учитель литературы Мелитдинова Л.Т.


2005 год.


Пояснительная записка.
В круг предметов, изучаемых в современной средней школе, к сожалению, не входит в полной мере литература зарубежных стран, которая должна способствовать расширению и углублению гуманитарных знаний школьников, открывая перспективы более ясного представления о мировом литературном процессе и, самое главное, роли в нем отечественной литературы. Раздвигаются временные и пространственные горизонты литературного развития в разных странах, открывается возможность познакомить учащихся с творчеством писателей, чьи произведения стали достоянием всего человечества.

Настоящая программа разработана на основе программы Нины Павловны Михальской по зарубежной литературе для гуманитарных классов (Москва: Издательство «Дрофа», 2004 год), программы факультативного курса Татьяны Алексеевны Калгановой по зарубежной литературе 19 – 20 вв. (Москва: Издательство «Дрофа», 2003 год), учебного пособия по зарубежной литературе под общей редакцией Н.П. Михальской и Л.В.Дудовой (Практикум. – Москва: Издательство: Флинта: Наука, 2004 год).

Программа элективного курса предназначена для выпускников школы, которые начинают готовиться к выпускному сочинению по русскому языку и литературе. Материал курса дожжен помочь и в подготовке к экзамену, в расширении кругозора, в понимании отечественных литературных процессов ХХ века.

В соответствии с программой изучение зарубежной литературы строится на основе комплексного подхода, включающего аспекты историко-литературного, литературно-теоретического и культурологического изучения произведений.

Цели предмета соответствуют основным целям литературного образования. Они состоят в формировании нравственных позиции и обогащении духовного мира личности, в подготовке к восприятию произведений писателей разных стран в контексте мирового литературного процесса.

Для достижения этих ставятся задачи: расширить представления о литературном процессе; научить воспринимать текст произведения как целостную художественную систему; обратить внимание на преемственность традиций и их обновление; содействовать развитию навыков анализа художественных произведений различных литературных родов и жанров; использовать возможности литературы для нравственного и художественного воспитания учащихся.

Представленные в программе произведения рассматриваются в общелитературном контексте с учетом взаимодействия русской и зарубежной литературы, а также межпредметных связей (литература и история, литература и художественная культура).

Учащиеся 11 класса должны оперировать понятиями: литература, мировой литературный процесс, литературная классика, классик литературы. Ученик должен знать смысл понятий: мировая литература, художественный мир писателя, художественный мир произведения, массовая литература. Ученик должен уметь анализировать художественное произведение, определить его место в литературном процессе. Он должен уметь высказать свое мнение о том, почему героями своих произведений писатели часто делают молодых людей; пояснить, почему в современную нам эпоху писатели обращаются к древним мифам и легендам.

Курс зарубежной литературы строится из 16 часов как элективный курс углубленного изучения литературы в рамках не входящего в школьную программу по литературе 11 класса. В конце изучения учащиеся сдают рефераты, которые являются зачетной (оценочной) работой.

Содержание курса.
Вводный урок. Изучение произведений крупнейших писателей новейшего времени в контексте развития современного времени в контексте развития современного литературного процесса. Эпос, лирика и драма в литературе ХХ века. Основные жанры в творчестве писателей ХХ века. ХХ век – эпоха НТР, мировых войн, социально-политических революций и народных движений. Антивоенная и антифашистская тема в литературе ХХ века. Тема поисков идеалов и ценностей. Литература в контексте искусства ХХ века. Активизация межкультурных коммуникаций в современном мире.

Модернизация в литературе ХХ века. Авангардистские течения в литературе начала ХХ века: сюрреализм и экспрессионизм как предвестники модернизма. Модернизм 1910 – 1920 годов. Эксперименты в прозе и поэзии. Поиски новых приемов самовыражения, передача «потока сознания» и «мгновений бытия». Основоположники модернизма М.Пруст, Дж.Джойс, Ф.Кафка, В.Вулф, Г.Гёссе.

Франц Кафка и художественный мир его произведений, передающий трагическое мировосприятие человека в антигуманном и абсурдном мире. Рассказы-притчи «Железнодорожные пассажиры», «Проходящие мимо», их аллегорический смысл. «Превращение» - повесть о трагической судьбе человека, пребывающего в атмосфере ужаса и безысходности, порожденной эгоизмом и бездушием окружающих.

Эпос и драма ХХ века. Эрих Мария Ремарк. Понятие о литературе «потерянное поколение». Антивоенная тема и тема «потерянного поколения» в романе «На западном фронте без перемен». Восприятие войны Паулем Боймером, изменение его взглядов под влиянием ее жестоких уроков. Стремление молодых людей понять, кем развязана и во имя чего ведется война. Тема фронтового товарищества. Жизнь участников войны в послевоенные годы в романе «Три товарища». Дружба и любовь как ценности, противостоящие жестокости антигуманного мира. Уильям Голдинг – английский романист, лауреат Нобелевской премии. Голдинг о своих романах в статье «Притча. Жанр притчи. Роман «Повелитель мух» как роман-притча. Аллегорическое изображение действительности в романе о детях на необитаемом острове. Тема «робинзонады» и тема современной цивилизации. Мир детей без взрослых. Идея Голдинга о гармоничном развитии физических и духовных начал человеческой личности. Тема борьбы добра и зла в натуре человека. Система символов (огонь, раковина). Джером Дэвид Сэлинджер – американский писатель, сержант армии США в годы второй мировой войны. Значение традиций Марка Твена для Сэлинджера. Прием повествования о лица героя. Особенности речи Холдена Колфилда. Протест героя против «показухи» и «липы», его одиночество в большом городе. Смысл названия.

Джордж Бернард Шоу – крупнейший английский драматург ХХ века. Роль Шоу в реформировании современного ему театра и создании «новой драмы». Шоу о драматургии как «искусстве столкновения идей». Значение пьес А.Чехова для творчества Шоу. Эстетическое кредо Шоу: «Мой способ шутить заключается в том, чтобы говорить правду». Обличительный характер смеха в пьесах. Шоу – мастер парадоксов, раскрывающих противоречия между видимостью и сущностью явлений. Художественное воплощение в пьесе «Пигмалион» древнегреческого мифа. Система образов. Бунт «Галатеи» против «Пигмалиона» и ее моральная победа. Парадоксальность и комизм ситуаций в пьесе. Открытый финал. Послесловие к пьесе.

Детектив и мастера детектива. Особенности детективного жанра как литературного. Раскрытие тайны совершенного преступления и образ сыщика – необходимые условия развития сюжета. Мотив тайны и процесс превращения тайного в явное. Утверждение веры в силу логики и возможности аналитического ума. Вовлечение читателя в раскрытие преступления и поиски преступника. Популярность детектива в современной массовой литературе. Книги, написанные по шаблону для «легкого чтения», ориентация на рыночный спрос. Создание руководств по написанию детективов. Английская писательница Агата Кристи – президент английского Детективного клуба. Жорж Сименон.

Антиутопия. Жанровые особенности жанра антиутопии на содержательном и формально-стилистическом уровне. Олдос Хаксли – английский писатель начала ХХ века. «О дивный новый мир» - живая дискуссия в мировой литературе на весь ХХ век. Авторская позиция. Истоки образа Дикаря. Ирония и сатира в романе прием игры как важная составляющая поэтическая функция в романе. Джордж Оруэлл – автор трагической негативной утопии «1984», написанной в 1948 году. Изображение внедрения насилия во все сферы жизни человека и крах личности. «Ферма животных» («Скотный двор») – интерес к психологии власти и подчинения. Время создания сказочной повести. Взаимодействие точек зрения автора, повествователя и персонажей.

Творческие эксперименты. Эпический театр Бертольдта Брехта. Театр абсурда С.Беккета и Э.Ионеско. Антироман Н.Саррота, А.Роб-Грийе.

Поэзия ХХ века. Многообразие тем и форм поэзии ХХ века. Общее и национальное в лирике поэтов разных стран. Антивоенная и антифашистская темы. Выражение в стихах стремления к свободе и независимости. Героика и будни. Тема природы. Тема родины. Эстафета поколений поэтов: традиция и новаторство. Особенности художественного языка. Французские поэты: тема движения Сопротивления в стихотворениях Луи Арагона. Антивоенная тематика в поэзии Поля Элюара. Жан Превер. Немецкие поэты: антивоенная тематика в поэзии Эриха Вайнерта, Иоганнеса Бехера, Бертольда Брехта, Ханса Магнуса Энценсбергера. Английские поэты: антивоенная тематика в поэзии Зигфрида Сассуна, Уилфреда Оуэна, вера в человека Редьярда Киплинга, социальная сатира в поэзии Томаса Стернза Элиота. Поэты-песенники Джон Леннон и Пол Маккартни. Испанские поэты: тема прошлого и настоящего Мигеля де Унамуно, образ родины в поэзии Антонио Мачадо-и-Руиса, поэзия лауреата Нобелевской премии Хуана Рамона Хименеса, драматург Федерико Гарсиа Лорки. Поэзия США: Карл Сэндберг, Роберт Фрост, Ленгстон Хьюз, Арчибалд Мак-Лиш, Роберт Лоуэлл, Ален Гинзберг. Поэзия Латинской Америки: Габриэла Мистраль, Пабло Неруда, Николас Гильен.

Эрнест Хемингуэй - лауреат Нобелевской премии. Переосмысление ценностей в литературе второй половины ХХ века. Гуманистический пафос и христиансткая основа новеллы «Старик и море». Философский характер. Единство с природой как источник силы человека. Человек и Жизнь – главная проблема произведения.

Научная фантастика в зарубежной литературе ХХ века. НТР и литературная фантастика. Традиции Ж.Верна и Г.Уэллса. Артур Кларк («Большая глубина», «Остров дельфинов», «Пески Марса», «Лунная пыль», «Космическая Одиссея», «Стрела времени»), Айзек Азимов («Я, робот», «Хоровод», «Логика», «Улики», «Чувство страха»). Станислав Лем («Астронавты», «Возвращение со звезд», «Книга роботов»). Джон Рональд Руэл Толкиен («Хоббит, или Туда и обратно», «Властелин Колец»). Рей Бредбери («Марсиаские хроники», «451о по Фаренгейту», «Каникулы», «Улыбка», «Все лето в один день»).

Японская литература. Кабарата Ясунари – лауреат нобелевской премии, выразитель сути японского мышления. Своеобразие поэтической прозы в повести «Снежная страна» и в рассказе «Голос бамбука, цветок персика». Эстетика обрядов и проблемы современного времени. Эстетика природы в художественном мире писателя. Популярные современные японские писатели и поэты.

Распределение теоретического и практического материала.





Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

1

Введение. Модернизация ХХ века.

1




2

Основоположники модернизма. Ф.Кафка, «Превращение».

1




3

Эпос и драма ХХ века. Б.Шоу, «Пигмалион», Э.М.Ремарк, У.Голдинг, Дж.Д.Сэлинджер.

2

1

4

Детектив.




2

5

Антиутопия.

1




6

Эпический театр. Б.Брехт.

1




7

Театр абсурда. С.Беккет, Э.Ионеско.




1

8

Поэзия ХХ века.




1

9

Э.Хемингуэй, «Старик и море».




2

10

Фэнтези (фантастика).

1




11

Японская литература. К.Ясунари.




1

12

Зачет.




1

Итого

7

9


Формы работы и формы контроля.





Тема занятия

Формы

Работы

Контроля

1

Введение. Модернизация ХХ века.

Лекция




2

Основоположники модернизма. Ф.Кафка, «Превращение».

Лекция

Викторина

3

Эпос и драма ХХ века. Б.Шоу, «Пигмалион», Э.М.Ремарк, У.Голдинг, Дж.Д.Сэлинджер.

Лекция, беседа




4

Детектив.

Конференция сыщиков

Доклад

5

Антиутопия.

Лекция




6

Эпический театр. Б.Брехт.

Беседа




7

Театр абсурда. С.Беккет, Э.Ионеско.

Литературный эксперимент

Доклад

8

Поэзия ХХ века.

Концерт чтецов




9

Э.Хемингуэй, «Старик и море».

Анализ текста

Тест

10

Фэнтези (фантастика).

Беседа




11

Японская литература. К.Ясунари.

Анализ текста




12

Зачет.

Защита рефератов

Реферат


Список литературы:


  1. Айзерман Л.С. Испытание доверием: Записки учителя. – М.: Просвещение, 1991.

  2. Белоборовцева И.З. Читаем поэзию вместе. – М.: Интерпракс, 1994.

  3. Детская литература.// Сост. И.И.Тюрина. – Томск: ТОИПКРО, 2004.

  4. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Уч. пос. – М.: Флинта: Наука, 2004.

  5. Зарубежная литература ХХ века: Практикум./ Сост. и общ. ред. Н.П.Михальской и Л.В.Дудовой. – М.: Флинта: Наука, 2004.

  6. Зарубежная литература. Хрестоматия для 8 – 10 кл. ср. шк./ Сост. В.А.Скороденко. – М.: Просвещение, 1982.

  7. Ильин Е.Н. Путь к ученику: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1988.

  8. Кайда Л.Г. Стилистика текста: от теории композиции – к декодированию. Уч. пос. – М.: Флинта, 2004.

  9. Кантарович И.Б. Учебное пособие по зарубежной литературе новейшего времени. Литература Англии (1917 – 1962). – М.: Просвещение, 1965.

  10. Куликова И.С. Сюрреализм в искусстве. – М.: Наука, 1970.

  11. Михальская Н.П. Зарубежная литература, 5 – 11 классы: Программа. – М.: Дрофа, 2003.

  12. Программно-методические материалы. Литература 5 – 1 кл./ Сост. Т.А.Калганова. – М.: Дрофа, 2000.

  13. Рабинович В.С. Зарубежная литература. История духовных исканий. Пособие для учителя. – М.: Интерпракс, 1994.

  14. Родин И.О. Справочные материалы по литературе для подготовки к экзамену. – М.: ООО «АСТ», ООО «Астрель», 2004.


Рассмотрено на заседании ___ МО гуманитарного цикла _________________200__г. _____________________________________________________________________________

Согласовано с заместителем директора школы по учебной работе _________________200__г.______________________________________________________

Утверждено директором школы __________________ 200__г.

_____________________________________________________________________________

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса для 11 класса (для углубленного изучения) iconПрограмма элективного курса «Твердые тела» 10 класс
Программа элективного курса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования с...
Программа элективного курса для 11 класса (для углубленного изучения) iconПрограмма элективного курса по алгебре для 9 класса «Уравнения, неравенства и их системы»
Программа данного элективного курса рассчитана на 16 часов и предназначена для учащихся 9 класса
Программа элективного курса для 11 класса (для углубленного изучения) iconПрограмма элективного курса «Ключи к тайнам Клио». Разработана учителем...
Цель курса: повысить интерес учащихся к истории как науке, добиться более углубленного ее изучения
Программа элективного курса для 11 класса (для углубленного изучения) iconПрограмма элективного курса «Переломные моменты в истории России 19-20вв»
Программа курса «Переломные моменты в истории России» предназначена для более широкого и углубленного изучения важнейших исторических...
Программа элективного курса для 11 класса (для углубленного изучения) iconПояснительная записка Программа элективного курса «Международное гуманитарное право»
...
Программа элективного курса для 11 класса (для углубленного изучения) iconПрограмма элективного курса по химии
Одним из вариантов решения этой проблемы является включение в учебный план элективного курса «Строение и свойства кислородсодержащих...
Программа элективного курса для 11 класса (для углубленного изучения) iconРабочая программа элективного курса в 9 классе «Графический дизайн. Adobe Photoshop»
Требования к минимально необходимому уровню знаний учащихся, необходимых для успешного изучения элективного курса 6
Программа элективного курса для 11 класса (для углубленного изучения) iconКалендарно-Тематическое планирование элективного курса «Компьютер для начинающих» для 5 класс
Программа элективного курса «Компьютер для начинающих» для 5 класса (Рекомендована Экспертным Советом му «Управление образования...
Программа элективного курса для 11 класса (для углубленного изучения) iconПрограмма для работы с одаренными учащимися по химии (9 класс) Учитель
Программа предназначена для углубленного изучения курса неорганической химии для учащихся 9 классов, проявляющих особый интерес к...
Программа элективного курса для 11 класса (для углубленного изучения) iconПрограмма элективного курса по основам исторической антропологии «Человек и эпоха»
Программа элективного курса «Человек и эпоха» предназначена для изучения учащимися 10 классов. Курс рассчитан на 36 часов (количество...
Программа элективного курса для 11 класса (для углубленного изучения) iconРабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания»
Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов
Программа элективного курса для 11 класса (для углубленного изучения) iconПрограмма элективного курса по русскому языку для учащихся 9-го класса "Практикум по орфографии"
Программа элективного курса «Практикум по орфографии» рассчитана на 17 часов и предназначена для всех учащихся 9 класса
Программа элективного курса для 11 класса (для углубленного изучения) iconПрограмма элективного курса по истории для 11 класса Составитель:...
Программа элективного курса «Современная Россия на рубеже XX – начала XXI века» предназначена для учащихся 11-х классов, стремящихся...
Программа элективного курса для 11 класса (для углубленного изучения) iconПрограмма курса углубленного изучения немецкого языка для 7 11 классов по профилю «Лингвистика»
Германии, для получения языкового диплома I и II степени (Sprachdiplom, dsd I, II)
Программа элективного курса для 11 класса (для углубленного изучения) iconПояснительная записка Программа элективного курса по биологии предназначена...
Программа элективного курса по биологии для10(11)класса в рамках профильной подготовки
Программа элективного курса для 11 класса (для углубленного изучения) iconПрограмма элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» для 10-11 класса
Предлагаемая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск