Программа по литературе наряду с функциями, присущими любым программам (информационной, воспитательной и мировоззренческой), ставит задачу подготовки учащихся старших классов к восприятию единого литературного и шире культурно-исторического процесса.





НазваниеПрограмма по литературе наряду с функциями, присущими любым программам (информационной, воспитательной и мировоззренческой), ставит задачу подготовки учащихся старших классов к восприятию единого литературного и шире культурно-исторического процесса.
страница1/5
Дата публикации01.12.2014
Размер0.67 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
  1   2   3   4   5
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Цыбинская средняя общеобразовательная школа»




УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Цыбинская СОШ»

___________________ /Глухих О.В./

«______» ______________ 20_13_ г.



.

Рабочая программа

учебного предмета «литература»

(базовый уровень)

для 11 класса

Составитель

Олефир С.С.,

учитель русского языка и литературы

г. Воскресенск

2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа.

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по литературе и на базе программы литературного образования под редакцией В.Я. Коровиной.

Данная программа полностью соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года) и Федеральному базисному учебному плану (утвержден приказом Минобразования России № 1312 от 9 марта 2004 года).

Рабочая программа выполняет две основные функции.

  • Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

  • Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

  • Программа по литературе наряду с функциями, присущими любым программам (информационной, воспитательной и мировоззренческой), ставит задачу подготовки учащихся старших классов к восприятию единого литературного и – шире - культурно-исторического процесса.

Структура документа.

Рабочая учебная программа включает пять основных разделов: пояснительную записку; содержание учебного предмета с распределением учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов; требование к уровню усвоения предмета; требования к оценке знаний учащихся; перечень литературы.

Стержневой методологической идеей программы является принятая методистами России и Европы мысль о необходимости сочетания эстетического и исторического анализа явлений литературы, когда критический разбор творчества каждого выдающегося писателя сопровождается историческим обозрением литературного процесса. Такое соединение наиболее полно соответствует психолого-возврастным особенностям старшеклассников.

Программа предполагает изучение литературы на базовом уровне. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

В 10-11 классах - линейный курс на историко-литературной основе. Тематический блок курса «Литература» (10 кл.)- «Литература второй половины XIX века» (по линейной структуре). Произведения зарубежной литературы изучаются в связи с русской литературой.

Программа интегрирует все направления литературного процесса II половины XIX века в единых обзорах. Обзоры включают в себя не столько социально-политические события ( хотя без них тоже нельзя обойтись ), сколько собственно литературные явления: формирование тех или иных художественно-философских концепций мира и человека; становление и развитие литературных школ и стилевых направлений; художественные открытия эпохи.

Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

Отчётливое понимание перегруженности школьника, его физической неспособности объять необъятное привело к изменению структуры монографических разделов программы. Вместо перечисления всех произведений каждого изучаемого писателя, оборачивающегося на практике схоластическим заучиванием положений учебника о не прочитанных учеником книгах, предлагается текстуальное изучение небольшого числа произведений, позволяющих выявить своеобразие художественного мира писателя в его соотнесённости с литературным процессом, освещенным в обзорах.

Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров сопровождаются одной общей аннотацией.

Общая характеристика учебного предмета «Литература»

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.

Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и разнообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по усвоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения (устные и письменные);

  • анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

  • выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

  • самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей;

  • участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских работ; написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Приоритетные направления в преподавании предмета.

Главным при изучении предмета «Литература» остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета. Содержание стандарта реализовывается следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

  • рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

  • репродуктивная деятельность осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов ( близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

  • продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

  • поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

  • исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Место учебного предмета «Литература» в федеральном базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (ФБУП), разработан в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. №21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004 г. №1312.

В основной и средней (полной) школе «Литература» относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т.е. является инвариантным предметом, обязательным для изучения в основной школе (с 5 по 9 классы) и в старших классах любого профиля.

ФБУП для образовательных учреждений Российской Федерации выделяет 105 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» (из расчета 3 учебных часов в неделю).

Об изменениях, внесённых в программу по литературе под редакцией В.Я. Коровиной.




Изменение.

Основание.

1.

В связи с отсутствием в программе традиционного раздела «Развитие связной речи учащихся» введены уроки по подготовке, написанию сочинений по творчеству поэтов и писателей, а также уроки

анализа работ учащихся (количество -15 ч.).

На основании приложения №1 в 11 классе должно быть проведено 4 классных и 3 домашних сочинений. Утверждено приказом МУ «Управление образования» от 23.08.2012 №670.

2.

В связи с введением часов на развитие связной речи учащихся из программы исключены разделы

«Творчество Ю.В.Трифонова», «Из литературы народов России. Мустай Карим»; включены в обзорные лекции разделы «Творчество А.Белого», «Творчество Н.А.Клюева», «Творчество И.Северянина».

На основании отсутствия данных разделов в обязательном

минимуме содержания основного общего образования по литературе. (Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 18.июля 1997г. №974/14-12.Соответствие федеральному компоненту Государственного стандарта (утверждён приказом Минообразования России №1089 от 05 марта 2004года).

3.

Список литературных произведений А.И. Солженицына дополнен литературным произведением «Роман «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты)»-1ч.

В соответствии с «Информационным письмом» №78 от 01.02.11г.

Цели и задачи в области формирования системы знаний, умений.

Сформулированные в стандарте цели литературного образования сгруппированы в четыре смысловых блока: воспитание, развитие, освоение знаний, овладение умениями. Цели сформулированы в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, в которой подчеркивается необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». В документе подчеркнуто: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования».

В Концепции определены также важнейшие задачи воспитания: «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».

В стандарте отражена специфика целей литературного образования на этапе основного общего и среднего (полного) общего образования. Часть целей напрямую связана с требованиями к уровню подготовки выпускников, также определены цели, связанные с воспитанием: формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

Школьный курс «Литература» обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности. Литература предоставляет школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяет позитивный социальный опыт детей и подростков.

Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

  • осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

  • формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

  • формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

  • формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия , анализа и оценки литературно-художественных произведений;
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по литературе наряду с функциями, присущими любым программам (информационной, воспитательной и мировоззренческой), ставит задачу подготовки учащихся старших классов к восприятию единого литературного и шире культурно-исторического процесса. iconВнеклассное мероприятие для учащихся средних и старших классов. Конкретные...
«Изучение биографии писателя в аспекте литературного краеведения». 9 февраля 2012 года в рамках школьной Недели к 190-летию со дня...
Программа по литературе наряду с функциями, присущими любым программам (информационной, воспитательной и мировоззренческой), ставит задачу подготовки учащихся старших классов к восприятию единого литературного и шире культурно-исторического процесса. iconСочинение по литературе как форма итоговой аттестации отражает современные...
Сочинение по литературе как форма итоговой аттестации отражает современные подходы к постановке целей литературного образования....
Программа по литературе наряду с функциями, присущими любым программам (информационной, воспитательной и мировоззренческой), ставит задачу подготовки учащихся старших классов к восприятию единого литературного и шире культурно-исторического процесса. iconПояснительная записка (общая) рабочая программа по литературе для учащихся 5 11 классов
В. А. Чалмаев – 5-е изд. М., Ооо «тид «Русское слово» рс», 2010 предлагают для реализации задач литературного образования в 5-9 классах...
Программа по литературе наряду с функциями, присущими любым программам (информационной, воспитательной и мировоззренческой), ставит задачу подготовки учащихся старших классов к восприятию единого литературного и шире культурно-исторического процесса. iconПоурочное планирование по литературе. 8 класс. №№
Дать понятие о литературе как части исторического процесса. Показать жанровое разнообразие произведений исторической тематики. Указать...
Программа по литературе наряду с функциями, присущими любым программам (информационной, воспитательной и мировоззренческой), ставит задачу подготовки учащихся старших классов к восприятию единого литературного и шире культурно-исторического процесса. iconРабочая программа по литературе для V -xі классов на 7 лет
Федеральной программы развития образования" является "усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности,...
Программа по литературе наряду с функциями, присущими любым программам (информационной, воспитательной и мировоззренческой), ставит задачу подготовки учащихся старших классов к восприятию единого литературного и шире культурно-исторического процесса. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Система подготовки к сочинению по литературе в старших классах как шаг к подготовке к части с егэ по литературе
Программа по литературе наряду с функциями, присущими любым программам (информационной, воспитательной и мировоззренческой), ставит задачу подготовки учащихся старших классов к восприятию единого литературного и шире культурно-исторического процесса. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Программа по литературе наряду с функциями, присущими любым программам (информационной, воспитательной и мировоззренческой), ставит задачу подготовки учащихся старших классов к восприятию единого литературного и шире культурно-исторического процесса. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Программа по литературе наряду с функциями, присущими любым программам (информационной, воспитательной и мировоззренческой), ставит задачу подготовки учащихся старших классов к восприятию единого литературного и шире культурно-исторического процесса. iconПрограмма экспериментального интегрированного учебно-воспитательного...
Современная информационная насыщенность обучения в школе и отставание на этом фоне систематической воспитательной работы духовно-нравственного...
Программа по литературе наряду с функциями, присущими любым программам (информационной, воспитательной и мировоззренческой), ставит задачу подготовки учащихся старших классов к восприятию единого литературного и шире культурно-исторического процесса. iconПриказ №2451, в целях соблюдения требований информационной безопасности...
Об обеспечении информационной безопасности при получении, учете, хранении, доставке и приемке/ передаче экзаменационных материалов...
Программа по литературе наряду с функциями, присущими любым программам (информационной, воспитательной и мировоззренческой), ставит задачу подготовки учащихся старших классов к восприятию единого литературного и шире культурно-исторического процесса. iconР ассмотрено Согласовано Утверждаю
В этой работе с учащимися старших классов особое внимание уделяется анализу процесса поисков решения задач, обучению учащихся в творческой...
Программа по литературе наряду с функциями, присущими любым программам (информационной, воспитательной и мировоззренческой), ставит задачу подготовки учащихся старших классов к восприятию единого литературного и шире культурно-исторического процесса. iconУказания на сайты для подготовки к нему
Практическое пособие для развития информационной компетентности учащихся 10-11 классов с использованием материалов иноязычных средств...
Программа по литературе наряду с функциями, присущими любым программам (информационной, воспитательной и мировоззренческой), ставит задачу подготовки учащихся старших классов к восприятию единого литературного и шире культурно-исторического процесса. iconПоложение об Олимпиаде среди учащихся старших классов
Санкт-Петербурга и обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования в Санкт-Петербурге по вопросам избирательного...
Программа по литературе наряду с функциями, присущими любым программам (информационной, воспитательной и мировоззренческой), ставит задачу подготовки учащихся старших классов к восприятию единого литературного и шире культурно-исторического процесса. iconПрограмма элективного курса по литературе «умейте владеть словом»...
«системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию...
Программа по литературе наряду с функциями, присущими любым программам (информационной, воспитательной и мировоззренческой), ставит задачу подготовки учащихся старших классов к восприятию единого литературного и шире культурно-исторического процесса. iconПлан воспитательной работы школы на 2013/2014 учебный год план воспитательной...
Гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для интеллектуального, спортивно-оздоровительного и культурно-эстетического...
Программа по литературе наряду с функциями, присущими любым программам (информационной, воспитательной и мировоззренческой), ставит задачу подготовки учащихся старших классов к восприятию единого литературного и шире культурно-исторического процесса. iconПлан воспитательной работы школы на 2013/2014 учебный год план воспитательной...
Гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для интеллектуального, спортивно-оздоровительного и культурно-эстетического...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск