Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Цыбинская средняя общеобразовательная школа»
| УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «Цыбинская СОШ»
___________________ /Глухих О.В./
«______» ______________ 20_13_ г.
| .
Рабочая программа
учебного предмета «литература»
(базовый уровень)
для 11 класса
Составитель
Олефир С.С.,
учитель русского языка и литературы
г. Воскресенск
2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа.
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по литературе и на базе программы литературного образования под редакцией В.Я. Коровиной.
Данная программа полностью соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года) и Федеральному базисному учебному плану (утвержден приказом Минобразования России № 1312 от 9 марта 2004 года).
Рабочая программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Программа по литературе наряду с функциями, присущими любым программам (информационной, воспитательной и мировоззренческой), ставит задачу подготовки учащихся старших классов к восприятию единого литературного и – шире - культурно-исторического процесса.
Структура документа.
Рабочая учебная программа включает пять основных разделов: пояснительную записку; содержание учебного предмета с распределением учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов; требование к уровню усвоения предмета; требования к оценке знаний учащихся; перечень литературы.
Стержневой методологической идеей программы является принятая методистами России и Европы мысль о необходимости сочетания эстетического и исторического анализа явлений литературы, когда критический разбор творчества каждого выдающегося писателя сопровождается историческим обозрением литературного процесса. Такое соединение наиболее полно соответствует психолого-возврастным особенностям старшеклассников.
Программа предполагает изучение литературы на базовом уровне. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
В 10-11 классах - линейный курс на историко-литературной основе. Тематический блок курса «Литература» (10 кл.)- «Литература второй половины XIX века» (по линейной структуре). Произведения зарубежной литературы изучаются в связи с русской литературой.
Программа интегрирует все направления литературного процесса II половины XIX века в единых обзорах. Обзоры включают в себя не столько социально-политические события ( хотя без них тоже нельзя обойтись ), сколько собственно литературные явления: формирование тех или иных художественно-философских концепций мира и человека; становление и развитие литературных школ и стилевых направлений; художественные открытия эпохи.
Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.
Отчётливое понимание перегруженности школьника, его физической неспособности объять необъятное привело к изменению структуры монографических разделов программы. Вместо перечисления всех произведений каждого изучаемого писателя, оборачивающегося на практике схоластическим заучиванием положений учебника о не прочитанных учеником книгах, предлагается текстуальное изучение небольшого числа произведений, позволяющих выявить своеобразие художественного мира писателя в его соотнесённости с литературным процессом, освещенным в обзорах.
Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров сопровождаются одной общей аннотацией.
Общая характеристика учебного предмета «Литература»
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и разнообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по усвоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения (устные и письменные);
анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей;
участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских работ; написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Приоритетные направления в преподавании предмета.
Главным при изучении предмета «Литература» остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета. Содержание стандарта реализовывается следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
репродуктивная деятельность осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов ( близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
Место учебного предмета «Литература» в федеральном базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (ФБУП), разработан в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. №21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004 г. №1312.
В основной и средней (полной) школе «Литература» относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т.е. является инвариантным предметом, обязательным для изучения в основной школе (с 5 по 9 классы) и в старших классах любого профиля.
ФБУП для образовательных учреждений Российской Федерации выделяет 105 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» (из расчета 3 учебных часов в неделю).
Об изменениях, внесённых в программу по литературе под редакцией В.Я. Коровиной.
№
| Изменение.
| Основание.
| 1.
| В связи с отсутствием в программе традиционного раздела «Развитие связной речи учащихся» введены уроки по подготовке, написанию сочинений по творчеству поэтов и писателей, а также уроки
анализа работ учащихся (количество -15 ч.).
| На основании приложения №1 в 11 классе должно быть проведено 4 классных и 3 домашних сочинений. Утверждено приказом МУ «Управление образования» от 23.08.2012 №670.
| 2.
| В связи с введением часов на развитие связной речи учащихся из программы исключены разделы
«Творчество Ю.В.Трифонова», «Из литературы народов России. Мустай Карим»; включены в обзорные лекции разделы «Творчество А.Белого», «Творчество Н.А.Клюева», «Творчество И.Северянина».
| На основании отсутствия данных разделов в обязательном
минимуме содержания основного общего образования по литературе. (Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 18.июля 1997г. №974/14-12.Соответствие федеральному компоненту Государственного стандарта (утверждён приказом Минообразования России №1089 от 05 марта 2004года).
| 3.
| Список литературных произведений А.И. Солженицына дополнен литературным произведением «Роман «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты)»-1ч.
| В соответствии с «Информационным письмом» №78 от 01.02.11г.
| Цели и задачи в области формирования системы знаний, умений.
Сформулированные в стандарте цели литературного образования сгруппированы в четыре смысловых блока: воспитание, развитие, освоение знаний, овладение умениями. Цели сформулированы в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, в которой подчеркивается необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». В документе подчеркнуто: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования».
В Концепции определены также важнейшие задачи воспитания: «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».
В стандарте отражена специфика целей литературного образования на этапе основного общего и среднего (полного) общего образования. Часть целей напрямую связана с требованиями к уровню подготовки выпускников, также определены цели, связанные с воспитанием: формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
Школьный курс «Литература» обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности. Литература предоставляет школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяет позитивный социальный опыт детей и подростков.
Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.
Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:
осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия , анализа и оценки литературно-художественных произведений;
|