Скачать 0.76 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ УДМУРТСКОЙ ФИЛОЛОГИИ «Утверждаю» (декан факультета / директор института) «_____» _________________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Литература народов России Направление подготовки 032700 Филология Профиль подготовки Преподавание филологических дисциплин (удмуртский язык и литература, английский язык); Преподавание филологических дисциплин (удмуртский язык и литература, венгерский язык) Степень выпускника БАКАЛАВР Форма обучения очная ИЖЕВСК 2014 1. Цель и задачи освоения дисциплины Характерной чертой российского государства является его полиэтничность и поликультурность. В содержании литературного образования на факультете удмуртской филологии присутствует пять компонентов: родная литература, русская литература, литература народов России, литература ближнего зарубежья (раньше – «Литература народов СССР») и зарубежная литература. В русле складывающихся политических ситуаций в стране и происходящих в ней национальных процессов актуальность разработки курса «Литература народов России» очевидна. Современный выпускник филологического факультета должен обладать богатейшими знаниями своей родной культуры, языка, литературы, хорошо знать литературу народов многонационального российского государства, объективно оценивать место родной литературы в ряду литератур народов нашей страны. Построение курса «Литература народов России» учеными (Р. Хайруллин, С. Бирюкова) предлагается по двум возможным линиям:
В первом варианте основная программа может дополниться и углубиться такими региональными компонентами, как «Литература народов Поволжья и Приуралья», «Литература народов Сибири и Дальнего Востока», «Литература народов Крайнего Севера», «Литература народов Дагестана и Северного Кавказа» и т. д. Во втором случае типовая программа может быть организована введением таких звеньев, как «Литература тюркских народов России», «Литература финно-угорских народов России», «Монголоязычные литературы народов России» и т. д. В основе рабочей программы «Литература народов России» – регионально-географический, регионально-эстетический принцип изучения литературных общностей России (Р. Бикмухаметов, Ч. Гусейнов) с учетом опыта сочетания регионального компонента. Выделенный в регионы круг литератур определен близостью исторических судеб этих народов, их многосторонними связями, родственностью культурных, литературных, отчасти языковых традиций. Региональный подход позволяет последовательно подойти к созданию системы всевозможных межнациональных и общечеловеческих аналогий, реализуемых на уровне биографий отдельных авторов, их текстов, эстетических концепций. Взгляд на отдельную литературу в контексте региона, в параллелях и во взаимосвязях с другими литературными регионами расширяет представления студента до осознания того, что в недрах каждой национальной литературы существует великое многообразие всевозможных эстетических явлений, во многом аналогичных русской и мировой литературной традиции. Цели и задачи курса: представить студентам в обобщенном и систематизированном виде многоязычный и многообразный литературный процесс наций и народностей России в его основных тенденциях и проявлениях, Задачи освоения дисциплины: Помочь создать в сознании слушателей целостную картину всего диалектически сложного, драматически противоречивого пути движения национальных литератур народов России. Основываясь на новые историко-литературные факты и открытия, теоретические исследования, учебно-методические принципы, осветить сложные вопросы рождения и становления национальных литератур, раскрыть трудный период их послереволюционного движения, испытания, потери, обретения и открытия последующих десятилетий, особенности современного состояния. В учебном процессе особое внимание уделить показу общих, типологически сходных черт и качеств национальных литератур, а также выявлению специфики художественного поиска в каждой отдельной литературе. Одной из важных задач изучения литератур народов России в вузе является то, чтобы студент осознал ее (литературу народов России) как идейно-эстетическую общность. Литературоведческой основой предмета является сочетание историко-генетического, историко-функционального и сравнительно-типологического подходов к рассмотрению фактов и явлений литературы. Главный критерий отбора материала – индивидуально неповторимое творчество мастеров национально художественного слова. Помогая студенту расширить общий литературно-художественный кругозор, направить его на освоение ведущих понятий курса: что такое национальная литература, национальная культура; как проявляется в художественной литературе своеобразие национального склада, характера, образа мышления, нравственно-эстетический идеал писателя; какова связь творчества национального писателя с художественными идеями мировой культуры и времени и т. д. В задачу курса также входит изучение связей и взаимодействий литератур народов России с литературами, составлявшими советское культурное пространство; раскрытие особого, объединяющего, общекультурного и обогащающего значения русской литературы для всех народов российского государства. Русская литература – катализатор процессов художественного самовыражения в других литературах, хранительница духовных ценностей не только русского, но и других народов. Приобщение студентов к художественной литературе российских народов повысит их культурный уровень, обогатит знания и эмоциональный мир, поможет формированию эстетической восприимчивости к иноязычной и инонациональной литературе, к ее нравственным ценностям, образно-эстетическому строю, содействует воспитанию в них общероссийского гражданского сознания, чувства любви к своему многонациональному отечеству, большой Родине. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Курс входит в число общепрофессиональных дисциплин Б3.Б.11 Курс «Литература народов России» читается на третьем курсе ДО для студентов факультета удмуртской филологии бакалавриата. Курс "Литература народов России" является составной частью системы филологического образования и напрямую взаимодействует с другими дисциплинами: "Введение в литературоведение", "Теория литературы", с курсами истории русской и зарубежной литератур, культурологии, фольклористики и т. д. После изучения курса студент должен иметь представление о многонациональной литературной карте России; знать вершинные произведения писателей-классиков нашей страны, уметь связывать классический литературный материал с современностью, представлять основные исторические вехи развития литературы народов России, ориентироваться в современном литературном процессе, уметь пользоваться научной, справочной, методической литературой по данному предмету. Студенту необходимо знать проблему преподавания литературы народов России в школе и учебно-методическую обеспеченность этого предмета. Программа курса состоит из лекционных занятий, самостоятельной работы студентов, выполнения контрольных заданий, сдачи экзамена (ФУдФ) и зачета (ФФ). 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Общекультурные компетенции ОК-1 Владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения ОК – 5 Умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности ОК-9 Умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы ОК-12 Способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях Профессиональные компетенции ПК -1 Способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основной изучаемой литературы, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии ПК -2 Способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии ПК-5 Владение навыками самостоятельного исследования системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов ПК-8 Владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований ПК-16 Умение организовать самостоятельный профессиональный трудовой процесс; владение навыками работы в профессиональных коллективах; способность обеспечивать работу данных коллективов соответствующими материалами при всех вышеперечисленных видах профессиональной деятельности 4. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем и формируемых компетенций Учебно-тематический план курса "Литература народов России"
|
"Литература народов России" (Кабардино-черкесская литература) ... | Программа учебной дисциплины (модуля) История России (до ХХ в.).... Целями освоения дисциплины (модуля) «История России (до ХХ в.)», являются изучение основных этапов истории России | ||
Рабочая Программа учебной дисциплины (модуля) Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301.... | Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа дисциплины (модуля) Зарубежная финно-угорская литература Целью освоения дисциплины является формирование у студента представлений об основных этапах развития венгерской литературы и о роли... |