Скачать 0.84 Mb.
|
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса: «Русский язык» в 9 классе (наименование предмета) на 2011-2012 учебный год основного общего образования базовый уровень учителя Гюлалиевой Валентины Юрьевны г. Переславль - Залесский 2011 г. Структура рабочей программы 1. Пояснительная записка2. Цели3. Задачи4. Содержание программы5. Тематическое планирование6. Календарно-тематический план7. Требования к уровню подготовки обучающихся знать … уметь…8. УМК9. Дополнительные обобщающие материалы.9 класс Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители: М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М. Шанский) и новых учебников по русскому языку для 8 и 9 классов (авторы: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова). Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; учебно-тематическое планирование; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения. Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций. Общая характеристика учебного предмета Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Курс русского языка для IX класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе. По сравнению с действующей программой в предлагаемой существенно сокращён объём теоретических сведений и по-иному организованы её разделы, так как учащиеся СКК работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание изучаемого материала. Ученики плохо читают, не могут схватить главное в учебной информации, их затрудняют операции сравнения, обобщения, систематизации, у них неустойчивое внимание, бедный словарь. В связи с этим в программе увеличено количество часов на повторение (по сравнению с программой для общеобразовательных классов) в начале и в конце учебного года. Особенности памяти, основных мыслительных процессов, деятельности школьников специально-коррекционных классов требуют большего времени для осознания грамматических правил, поэтому в течение всего учебного года предусмотрены часы для повторения орфографии и пунктуации простого предложения как подготовка к контрольному диктанту по изученной теме, разделу. Данные уроки помогут учителю спланировать материал и для подготовки к экзамену за курс основной средней школы. Адаптация программы, как и в других специально-коррекционных классах, происходит за счёт сокращения сложных понятий и терминов, например, «неполные предложения» и т.п.; основные сведения в программе даются дифференцированно. Одни языковые факты изучаются при опоре на существенные признаки, например, «союзы в сложносочинённом предложении», «предложения с прямой речью» и т.п. По темам с пометкой «ознакомительно» учащиеся получают только общее представление: «основные виды придаточных предложений», «смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения», «двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении» и т.п. Ряд сведений о языке познаётся школьниками в результате практической деятельности: «запятая в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными» (без определения вида связи; основной упор делается на формирование пунктуационных навыков), «основные виды придаточных предложений» (учащиеся СКК затрудняются в установлении смысловых связей, поэтому следует уделять внимание отработке умения находить главное и придаточное предложения и ставить вопрос к придаточному) и т.п. В программе указаны темы уроков по развитию связной речи учащихся, на которых предполагается совершенствование всех видов речевой деятельности: говорения, аудирования, письма и выразительного чтения. Эти уроки имеют практическую направленность: обучение составлению деловых бумаг (заявление, автобиография), знакомство с таким видом изложения текста, как реферат, конспект, тезисы. Темы уроков по развитию речи представлены не в особом разделе, а распределены по основным разделам курса. В каждом разделе перечислены умения и навыки, которые должны быть сформированы при изучении данной темы. Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю). Цели обучения Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
|
Пояснительная записка рабочая программа по русскому языку представляет... Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; учебно-тематический... | Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный... Примерной программы основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения | ||
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... Рабочая программа учебного курса по литературе в 10 классе создана на основе следующих документов | Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... ... | ||
Пояснительная записка 8 класс (102ч, 3 часа в неделю 34 учебных недели)... Поурочное календарное планирование с перечнем контрольных работ, уроков развития речи | Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный... «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение», 2010 г | ||
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный... Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной,... | Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... Рабочая программа по литературе составлена на основе следующих нормативно-правовых документов | ||
Грекова В. Ф., Крючкова С. Е., Чешко Л. А. Русский язык. 10-11 классы М.: Просвещение, 2011. Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную... | Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... Iii. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 10 класса | ||
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный... Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами | Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный... Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический... | Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный... Разработано Щемелевой Ольгой Юрьевной, учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории | ||
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный... Умк: «Русский язык» 5 класс, авторы: Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов, О. М. Александрова, Л. Т. Григорян, И.... | Рабочая программа по биологии представляет собой целостный документ,... Настоящая программа по биологии для 9 класса создана на основе следующих документов |