Основное общее образование Русский язык





Скачать 403.09 Kb.
НазваниеОсновное общее образование Русский язык
страница1/4
Дата публикации25.05.2015
Размер403.09 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4
Основное общее образование 

Русский язык
Задачи обучения русскому (родному языку) определяются с позиций компетентностного подхода, который определяет и особенность предъявления в стандарте содержания. Оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуророведческой компетенций. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения. Во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка, а также основы культуры речи, элементарные сведения по теории речевого воздействия, то есть целесообразного и оптимального использования языковых средств и речевых механизмов для достижения целей общения. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Для обучения русскому языку определены следующие цели: воспитание нравственных качеств, уважения к родному языку, любви к нему и ответственности за него; развитие мышления и разных видов речевой деятельности (слушание, чтение, письмо и говорение), освоение знаний о русском языке и его нормах; расширение словарного запаса; формирование интеллектуальных умений, применение полученной информации на практике.

Требования к уровню подготовки выпускников предъявляются в деятельностной форме: знать, уметь, использовать на практике – и служат основой для составления КИМов.

В соответствии с деятельностным подходом в современном обучении требуется совмещение акцентов в трёх понятиях: знать, понимать, уметь, – и предпочтение отдаётся последним. Отсюда возникает необходимость дифференциации учебного материала: обязательного для предъявления и обязательного для итогового контроля.

Становление языковой личности в вечерней школе происходит в основном в 7–9 классах, когда наряду с усвоением сведений по языку происходит особенно интенсивно расширение словарного запаса и грамматических средств. Наряду с этими возрастными особенностями важное значение приобретают вопросы воспитания гражданственности и патриотизма средствами языка.

В процессе обучения русскому языку большое значение придается развитию и совершенствованию навыков речевого самоконтроля. Один из видов обобщенных способов деятельности заключается в способности учащихся пользоваться разными видами словарей, обращаться к разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления. Выпускники должны научиться пользоваться словарями правильности русской речи, применять орфографические и пунктуационные нормы при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей; использовать лексическую и грамматическую синонимию с целью совершенствования собственного речевого высказывания; применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать нормы речевого этикета в различных сферах общения.

Курс русского языка выполняет и надпредметную функцию, что позволяет формировать общеучебные умения, в основе которых – все виды речемыслительной деятельности: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные, среди которых навыки самоконтроля наиболее реально проявляются на экзаменах в 9 классе, когда ясно обнаруживаются не только знания, умения, способности к творческой деятельности, но и психологическая подготовка и волевые качества.

Разработанный стандарт предусматривает целенаправленное совершенствование таких жизненно важных информационных умений, как использование разных видов чтения (просмотровое, ознакомительное, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, изучающее, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной установки и характера текста; извлечение необходимой информации из различных источников (учебно-научные тексты, справочная литература, СМИ и ресурсы Интернета); овладение основными способами информационной переработки текста; создание собственных речевых высказываний разных стилей и жанров на основе прочитанного или прослушанного текста (конспект, реферат, аннотация и др.). Школа должна обеспечить общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях средней школы.

Значимо и то, что русский (родной) язык, будучи школьным предметом, является средством обучения на других предметах, выполняя таким образом мощную объединяющую функцию в деле формирования общих учебных умений и языковой культуры в целом.

Изучение русского языка должно предоставить учащимся возможность:

-       получить представление о сущности и назначении языка, его роли в жизни человека и общества; о русском языке как национальном языке русского народа, как государственного языка РФ и языке международного общения; об основных функциональных разновидностях современного русского литературного языка; об особенностях языка художественной литературы; о жанрах речевых произведений;

-       адекватно воспринимать письменные тексты разных функциональных стилей, используя ознакомительный, изучающий и просмотровый виды чтения; адекватно воспринимать устную речь; пересказывать подробно, выборочно, сжато исходный текст (устный и письменный).

Основной задачей преподавания русского языка в основной школе является подготовка к экзаменам. Структура экзаменационной работы в 9 классе воспроизводит логику познавательной деятельности учащегося, включает наиболее используемые в жизненной практике формы взаимодействия с речевым высказыванием.

Определяя преимущества данной формы перед предыдущими вариантами, следует в первую очередь отметить включение в комплекс проверочных заданий сжатого изложения. Сжатое изложение предполагает более высокий уровень операционных навыков работы с текстом, поскольку требует от ученика не просто механического воспроизведения прослушанного, а умения классифицировать текстовую информацию с точки зрения смысловой иерархии, вычленять главное, трансформировать усвоенную информацию в новое речевое высказывание.

Подготовка к сжатому изложению требует включения в систему дидактических действий более широкого спектра заданий, нацеленных на анализ исходного текста, и выделение таких компонентов, как стиль, тип речи, композиция, способ развертывания, главная мысль, которые, являясь побочными при выполнении других видов изложения, становятся важнейшим условием успешного решения этой речевой задачи.

Экзаменационная работа для учащихся 9 классов соответствует целям и задачам языкового образования, отличается логичностью, имеет новаторский характер, позволяет проверить реальный уровень языковой образованности учащихся, обеспечивает преемственность в содержании и методике обучения русскому языку.
Литература
Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функций слова. Искусство слова раскрывает всё богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и в первую очередь с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает прежде всего общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления.

Изучение литературы должно предоставить учащимся возможность:

-       читать художественные произведения, воспринимать и понимать литературу как искусство слова, осознавать его специфические законы, уметь воспроизводить конкретное содержание произведения и определять его идейно-эстетическую ценность;

-       анализировать и характеризовать произведение как художественное целое; выявлять авторское отношение к изображенному, давать обоснованную интерпретацию и личностную оценку произведению;

-       определять нравственно-философскую и социально-историческую проблематику литературных произведений, характеризовать во взаимосвязи основные компоненты художественного текста; выявлять сходство тематики и героев разных произведений, уметь раскрывать ключевые проблемы русской литературы; привлекать литературно-критические материалы при анализе художественного текста;

-       понимать связь изученного произведения со временем его написания; соотносить его с литературными направлениями; знать основные факты жизненного и творческого пути писателей;

-       давать устный и письменный развёрнутый аргументированный ответ на вопросы по произведениям фольклора, древнерусской литературы, произведениям XIX-XX веков, зарубежной литературы.
Иностранные языки

Все обучение, воспитание и развитие средствами немецкого языка осуществляется на основе личностно ориентированного, деятельностного системно-коммуникативного подхода. Это означает на практике центральное положение в образовательном процессе учащегося именно вечерней школы с его возможностями, потребностями, запросами, трудностями, которые хорошо осознаются педагогом вечерней школы и формирует толерантное отношение к контингенту учащихся вечерней школы.

У каждого учащегося вечерней школы свой темп продвижения по пути овладения иноязычными знаниями, и учителю необходимо дифференцированно подходить к учащимся, помогая подтягиваться одним и стимулировать более быстрое продвижение других.

Большое значение имеет развитие у учащихся сознательного отношения к учению, четкое видение планируемого результата, умение давать себе отчет в успешности своего продвижения в изучении языка.

Базовый уровень для основной школы предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в следующих направлениях: использование учебных умений, связанных со способами организации учебной деятельности, доступных учащимся и способствующих самостоятельному изучению немецкого языка и культуры стран изучаемого языка, а также формирование и развитие специальных учебных умений, таких как нахождение ключевых слов при работе с текстом, их семантизация на основе языковой догадки, словообразовательный анализ, выборочное использование перевода, умение пользоваться двуязычными словарями.

Обучение немецкому языку в основной школе создает условия для овладения учащимися способностью осуществлять непосредственное общение с носителями немецкого языка в наиболее распространенных ситуациях повседневного общения и читать несложные аутентичные тексты с целью извлечения информации этикетно-речевого, страноведческого и культурологического характера. Это продвинутый этап на пути достижения школьниками минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции, в процессе которого происходит воспитание, образование и развитие учащихся средствами немецкого языка.

В ходе обучения немецкому языку учащиеся должны:

-       овладеть наиболее употребительной лексикой в рамках выделенной тематики, освоить продуктивный лексический минимум в объёме не менее 800 лексических единиц;

-       освоить основные грамматические явления изучаемого языка: уметь распознавать их при чтении и аудировании и использовать в устноречевом общении;

-       воспринимать на слух и понимать основное содержание оригинальных функциональных текстов (объявления на вокзале, в транспорте, аэропорту);

-       участвовать в диалогическом общении: вести диалог-расспрос типа интервью, диалог-обмен мнениями, суждениями, диалог-побуждение к действию, этикетный диалог;

-       делать сообщения, описывать, рассказывать, рассуждать с опорой на пройденную тематику, проблематику прочитанных текстов;

-       читать аутетичные тексты разных жанров (публицистические, художественные, функциональные, научно-популярные), используя основные стратегии/виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое;

-       писать поздравления, личные письма, заполнять анкеты, гостиничные формуляры;

-       владеть основной информацией о стране/странах изучаемого языка: её/их государственном устройстве, географических и климатических особенностях, об основных культурных центрах, достопримечательностях, о великих людях, внесших вклад в развитие мировой цивилизации и культуры;

-       уметь рассказать о своей стране и её культурном наследии.

История
Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает овладение учащимися комплексом систематических знаний по истории России и Всеобщей истории, широкое использование межпредметных связей, интегративное взаимодействие курсов истории и обществознания. Это взаимодействие позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать и осмысливать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном и многоконфессиональном сообществе. На изучение истории в вечерней школе отводится: в 5 классе 1 ч. в неделю; в 6-9 классах 0,5 ч. в неделю; в 10-12 классах 1 ч. в неделю.

Изучение истории должно предоставить учащимся возможность:

-       овладеть целостным представлением об историческом пути человечества, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной и всемирной истории;

-       овладеть умениями сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различие; давать самостоятельную оценку историческим явлениям, высказывая собственное суждение;

-       умение анализировать исторические источники, оперировать историческими терминами, понятиями.


Обществознание
Изучение курса «Обществознание» направлено на утверждение ценностей гражданского, демократического общества и правового государства.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации и соответственно региональному базисному учебному плану для образовательных учреждений Костромской области на 2010/11 учебный год. На изучение обществознания в вечерней школе отводится: в 6-10 классах 0,5 ч. в неделю; в 11-12 классах 1 ч. в неделю.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию.

Изучение обществознания должно предоставить учащимся возможность:

- усвоить основы мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой, экономической культуры;

-       овладеть интеллектуальными умениями, минимально необходимыми и достаточными для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, дальнейшего образования и самообразования.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основное общее образование Русский язык iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ступень обучения (класс) основное общее образование, 7 класс (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование...
Основное общее образование Русский язык iconРабочая программа по русскому языку для VII класса составлена с использованием...
Фгос: основное общее образование// фгос. М.: Просвещение, 2008) и Рабочей программы по русскому языку для основной школы (Русский...
Основное общее образование Русский язык iconФедерации основное общее образование является обязательным и общедоступным....
Основное общее образование-вторая ступень общего образования. В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование...
Основное общее образование Русский язык iconБаранова М. Т., Ладыженской Т. А., ТростенцовойЛ. А. Русский язык. 6 класс
Стандарт опубликован в издании Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование....
Основное общее образование Русский язык iconОсновное общее образование общие положения
В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным и общедоступным
Основное общее образование Русский язык iconРабочая программа по литературе
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ Мо РФ от 05. 04. 2004). Основное общее образование....
Основное общее образование Русский язык iconПротокол №5
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование....
Основное общее образование Русский язык iconПротокол №5
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование....
Основное общее образование Русский язык iconПеречень учебников по предметам согласно учебным планам по ступеням...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
Основное общее образование Русский язык iconИсследование проводилось в период с 25 июня по 20 июля 2009 г в г....
При квотировании выборки по уровню образования население города было распределено по трем группам: основное общее и среднее (полное)...
Основное общее образование Русский язык iconРабочая программа учителя русского языка и литературы ноу гимназии «Радонеж»
Фгос: основное общее образование// фгос. М.: Просвещение, 2008) и Рабочей программы по русскому языку для основной школы (Русский...
Основное общее образование Русский язык iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование....
Основное общее образование Русский язык iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование....
Основное общее образование Русский язык iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование....
Основное общее образование Русский язык iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование....
Основное общее образование Русский язык iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фгос: основное общее образование// фгос. М.: Просвещение, 2008) и Рабочей программы по русскому языку для основной школы (Русский...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск