Скачать 0.5 Mb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа № 43» Рабочая программа по литературному чтению для 4 «Б» класса на 2012-2013 учебный год Разработчик программы по литературному чтению учитель начальных классов Токарева Е.М. Череповец 2012 год Пояснительная записка Статус документа Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 4 класс создана на основе требований Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения 2008 года. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Место предмета в базисном учебном плане. Рабочая программа 4 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта по государственной программе Климановой Л.Р., Горецкого В.Т., Головановой М.В. из расчета 2 часа в неделю, 68часов в год. УМК «Школа России». Общая характеристика учебного предмета Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности. Рабочая программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого. Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения и поэтому в круг чтения младших школьников вошли художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними непросто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигая на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры обучающихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача урока литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане. Основные содержательные линии В рабочей программе по литературному чтению 4 класс представлено 5 основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе: П. П. Ершов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Е. А. Баратынский, А. Н. Плещеев, И. С. Никитин, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, В. Ф. Одоевский, В. М. Гаршин, П. П. Бажов, С. Т. Аксаков, Е. Л. Шварц, В. Ю. Драгунский, В. В. Голявкин, В. Я Брюсов, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Д. Б. Кедрин, Б. А.Слуцкий, К. Булычев, Д. Свифт, Г. Х. Андерсен, М.Твен, С. Лагерлеф и др. Вторая содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность, выразительность). Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, ритмичность и музыкальность стихотворной речи, жанры. Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения. Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает аудирование, говорение, чтение и письмо в их единстве и взаимодействии. Рабочая программа по литературному чтению состоит из следующих основных разделов: «Летописи, былины, сказания, жития», «Чудесный мир классики», «Поэтическая тетрадь», «Литературные сказки», «Делу время, потехе час», «Страна детства», «Природа и мы», «Родина», «Страна фантазия», «Зарубежная литература». Цели обучения Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей: • овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения ребенка к жизни и приобщение к классике художественной литературы; • воспитание интереса к чтению и к книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России; Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся , такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа с текстом художественного произведения, работа со схемами-опорами, заданиями, предложенными в учебнике. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся. На уроках литературного чтения осуществляются внутрипредметные и межпредметные связи с предметом «Музыка» и «Изо». Общеучебные умения, навыки и способы деятельности В процессе освоения предметного содержания литературного чтения обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: ♦ правильно, осознанно, достаточно бегло читать целыми словами, соотносить интонации с содержанием читаемого текста; ♦ строить диалогическое и монологическое высказывание на основе литературного произведения и личного опыта; ♦ описывать и сопоставлять различные объекты; ♦ самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника; ♦ развивать умение от чтения вслух к чтению про себя; ♦ совершенствовать звуковую культуру речи; ♦ обучать правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении; ♦ обучать чтению художественных произведений по ролям; ♦ развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания; ♦ уметь пересказывать подробно, выборочно с использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное; ♦ самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий; сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц; ♦ развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, совместном обсуждении услышанного; ♦ уметь узнавать и различать жанры литературных произведений: сказка и рассказ, стихотворение и басня, загадка, пословица, небылица, считалка, песня и прибаутка; ♦ уметь выполнять творческие задания по придумыванию своего варианта развития сюжета, сказок, рассказов, переработка их по предложенному варианту, по составлению миниатюрных произведений в стиле какого-либо писателя; ♦ развивать умение воссоздавать художественные образы во время чтения литературно- художественных произведения на основе постоянного сопоставления, реалистического и образного описания предметов или явлений; ♦ развивать умение чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношения автора к нему и к описываемым событиям; ♦ размышлять над содержанием произведения, уметь выразить свое отношение к прослушиваемому, сравнивать стихотворные произведения, написанные на одну тему разными поэтами, и ряда стихотворений одного и того же автора; ♦ коллективно или индивидуально создавать свой вариант сюжета известных сказок; ♦ развивать умение сравнивать красоту природы в разное время года, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, уметь находить необычное в обычных предметах. В учебно-методический комплект «Школа России» входят: - Учебник: Климанова Л.Р., Горецкий В.Т., Голованова М.В. « Родная речь: 4 класс» - М.: Просвещение, 2010. - «Школа России». Концепция и Программы для начальных классов. М.: Просвещение, 2009. Основные разделы: «Летописи. Былины. Жития» (5 ч), «Чудесный мир классики» (12 ч), «Литературные сказки» (8 ч), «Делу время – потехе час» (4 ч), «Страна детства» (4 ч), «Природа и мы» (9 ч), «Родина» (3 ч), «Страна Фантазия» (2 ч), «Зарубежная литература» (8 ч), «Поэтическая тетрадь» (6,3,4). Тематическое планирование в 4 классе рассчитано на 2 часа в неделю. Всего 68 часов: в I четверти –, во II четверти –, в III четверти –, в IV четверти –. Календарно – тематическое планирование по литературному чтению
|
Рабочая программа по литературному чтению 3-а класс Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса а составлена на основании следующих нормативно-правовых документов | Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса на 2013 2014... В основу рабочей программы по литературному чтению для 3 класса моу «сош п. Белоярский» положена авторская разработанная Л. А. Ефросининой... | ||
Рабочая программа по литературному чтению составлена для обучающихся... «Сырцевская оош» в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования, на основе:... | Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных программ начального образования фгос, авторской программы... | ||
Рабочая программа по предмет «Литературному чтение» для обучающихся... Развернутое тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса разработано по умк «Школа России» | Рабочая программа по литературному чтению для 3а класса на 2013/2014 учебный год России, планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального общего образования по литературному... | ||
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса на 2012 20132... В основу рабочей программы по литературному чтению для 2 класса моу «сош п. Белоярский» положена авторская разработанная Л. А. Ефросининой... | Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса мкуо «сош... Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса мкуо «сош с. Холоднородниковское» разработана в соответствии с | ||
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных... | Рабочая программа по литературному чтению, 3 класс учителя начальных классов Данная рабочая программа по литературному чтению составлена на основании следующих документов | ||
Рабочая программа по литературному чтению на базовом уровне для 3 класса | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса Обучение учащихся 4 класса ведется по учебнику: Климанова, В. Г. Горецкий. Родная речь. – М.: Просвещение, 2009 | Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса 2011 г. /Самигуллина Г. Т / Приказ № от | ||
Рабочая программа для 1 класса по русскому языку. Учебная рабочая... Общеобразовательного уровня, разработанная на основе типовой программы «Школа 2100» | Пояснительная записка рабочая программа по литературному чтению для... Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта... |