Рабочая программа по литературному чтению для 4 «Б» класса





НазваниеРабочая программа по литературному чтению для 4 «Б» класса
страница1/4
Дата публикации22.09.2013
Размер0.5 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа № 43»

Рабочая программа по литературному чтению для 4 «Б» класса

на 2012-2013 учебный год
Разработчик программы по литературному чтению

учитель начальных классов Токарева Е.М.

Череповец 2012 год


Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 4 класс создана на основе требований Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения 2008 года. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Место предмета в базисном учебном плане.

Рабочая программа 4 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта по государственной программе Климановой Л.Р., Горецкого В.Т., Головановой М.В. из расчета 2 часа в неделю, 68часов в год. УМК «Школа России».

Общая характеристика учебного предмета

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Рабочая программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения и поэтому в круг чтения младших школьников вошли художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними непросто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигая на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры обучающихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача урока литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.

Основные содержательные линии

В рабочей программе по литературному чтению 4 класс представлено 5 основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе: П. П. Ершов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Е. А. Баратынский, А. Н. Плещеев, И. С. Никитин, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, В. Ф. Одоевский, В. М. Гаршин, П. П. Бажов, С. Т. Аксаков, Е. Л. Шварц, В. Ю. Драгунский, В. В. Голявкин, В. Я Брюсов, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Д. Б. Кедрин, Б. А.Слуцкий, К. Булычев, Д. Свифт, Г. Х. Андерсен, М.Твен, С. Лагерлеф и др.

Вторая содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность, выразительность).

Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, ритмичность и музыкальность стихотворной речи, жанры.

Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.

Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает аудирование, говорение, чтение и письмо в их единстве и взаимодействии.

Рабочая программа по литературному чтению состоит из следующих основных разделов: «Летописи, былины, сказания, жития», «Чудесный мир классики», «Поэтическая тетрадь», «Литературные сказки», «Делу время, потехе час», «Страна детства», «Природа и мы», «Родина», «Страна фантазия», «Зарубежная литература».

Цели обучения

Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения ребенка к жизни и приобщение к классике художественной литературы;

воспитание интереса к чтению и к книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России;

Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся , такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа с текстом художественного произведения, работа со схемами-опорами, заданиями, предложенными в учебнике. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся. На уроках литературного чтения осуществляются внутрипредметные и межпредметные связи с предметом «Музыка» и «Изо».

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе освоения предметного содержания литературного чтения обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности:

♦ правильно, осознанно, достаточно бегло читать целыми словами, соотносить интонации с содержанием читаемого текста;

♦ строить диалогическое и монологическое высказывание на основе литературного произведения и личного опыта;

♦ описывать и сопоставлять различные объекты;

♦ самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника;

♦ развивать умение от чтения вслух к чтению про себя;

♦ совершенствовать звуковую культуру речи;

♦ обучать правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении;

♦ обучать чтению художественных произведений по ролям;

♦ развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания;

♦ уметь пересказывать подробно, выборочно с использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;

♦ самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий; сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц;

♦ развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, совместном обсуждении услышанного;

♦ уметь узнавать и различать жанры литературных произведений: сказка и рассказ, стихотворение и басня, загадка, пословица, небылица, считалка, песня и прибаутка;

♦ уметь выполнять творческие задания по придумыванию своего варианта развития сюжета, сказок, рассказов, переработка их по предложенному варианту, по составлению миниатюрных произведений в стиле какого-либо писателя;

♦ развивать умение воссоздавать художественные образы во время чтения литературно- художественных произведения на основе постоянного сопоставления, реалистического и образного описания предметов или явлений;

♦ развивать умение чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношения автора к нему и к описываемым событиям;

♦ размышлять над содержанием произведения, уметь выразить свое отношение к прослушиваемому, сравнивать стихотворные произведения, написанные на одну тему разными поэтами, и ряда стихотворений одного и того же автора;

♦ коллективно или индивидуально создавать свой вариант сюжета известных сказок;

♦ развивать умение сравнивать красоту природы в разное время года, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, уметь находить необычное в обычных предметах.

В учебно-методический комплект «Школа России» входят:

- Учебник: Климанова Л.Р., Горецкий В.Т., Голованова М.В. « Родная речь: 4 класс» - М.: Просвещение, 2010.

- «Школа России». Концепция и Программы для начальных классов. М.: Просвещение, 2009.
Основные разделы: «Летописи. Былины. Жития» (5 ч), «Чудесный мир классики» (12 ч), «Литературные сказки» (8 ч), «Делу время – потехе час» (4 ч), «Страна детства» (4 ч), «Природа и мы» (9 ч), «Родина» (3 ч), «Страна Фантазия» (2 ч), «Зарубежная литература» (8 ч), «Поэтическая тетрадь» (6,3,4).

Тематическое планирование в 4 классе рассчитано на 2 часа в неделю. Всего 68 часов: в I четверти –, во II четверти –, в III четверти –, в IV четверти –.

Календарно – тематическое планирование по литературному чтению


Дата

п/п

Тема урока

Элементы содержания,

цели, задачи обучения.

Словарные

слова

Стр.

учеб.

Предполагаемое

дом. задание

Характеристика деятельности учащихся

Летописи. Былины. Жития. (5 ч)


03.09



1.

.

Летопись как жанр литературы. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

Летописи. «И вспомнил Олег

коня своего». Сравнительный анализ летописи и стихотворения

А. С. Пушкина.

Жанры литературы. Устное народное творчество, жанровое своеобразие.

Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Обучение составлению высказываний оценочного суждения о прочитанном произведении.

Яства, гривна, паволоки, узорочье.

Укорить,

слывёт

С.6-9

С.10-11

1).С.7-8, в.6

2). Доп.сообщение о Вещем Олеге.

С.10-11, в.4,5; сравнить со стих.

Воспринимать на слух художественное произведение разных жанров в исполнении учителя, уч-ся, мастеров художественного слова; отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, отражать главную авторскую мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.

Воспринимать учебный текст: определять цель, моделировать алгоритм выполнения учебного задания, оценивать ход и результат выполнения задания.

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание по поводу художественного произведения.
Характеризовать текст: представлять, предполагать текст по заголовку, теме и иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения.

Сравнивать тексты: определять жанр, выделять особенности, анализировать структуру, образные средства. Сравнивать произведения разных жанров.

Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения ( сначала с помощью учителя, затем самостоятельно).


05.09

2.

Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки».

Связь произведений литературы с другими видами искусств. Тема, идея произведения. Особенности языка произведения.

Росстань, булатная броня, яхонты, палица, калёна стрела, быванье, латынщина, башлыки, полушечка

С.12-24

1). С.12-24, в.5, составить рассказ об Илье

2). С.12-24, выписать слова в 3 столбика (устаревшие формы слова, архаизмы, малоупотребляемые)


10.09

3.

Былина «Ильины три поездочки». Восстановление последовательности событий.

Тема, главная мысль, последовательность событий. Перевод былины в прозаическое произведение, обучение пересказу.

Росстань, булатная броня, яхонты, палица, калёна стрела, быванье, латынщина, башлыки, полушечка

С.12-24

1). С.12-24, деление на части, план

2). С.12-24, пересказ от лица Ильи Муромца



12.09



4.


«Житие Сергия

Радонежского». Сравнительная характеристика летописи, былины и жития.


Основные жанровые отличия. Историческая правда и литературный вымысел в произведениях. Языковой анализ текста.

Обет, знамение, отрок, панихида, литургия

С.25-31

1).С.25-31, в.6, рассказ о битве

2).С. 25-31, составить рассказ по серии картин (с.33-34)


17.09


5.

Обобщение по теме: «Летописи. Былины. Жития». Составление рассказа о рукописных книгах

Определение жанровых особенностей произведений. Произведения авторские и народные. Составление плана и на его основе рассказа о рукописных книгах.




С.33-36

С.36, в.8, составить план, рассказ по плану.

Чудесный мир классики (12 ч)


19.09

6.1.

П. Ершов «Конёк-горбунок». Знакомство с произведением.

Знакомство с биографией автора. Волшебная сказка, её своеобразие. Анализ языковых средств произведения.

Пенять, лубок, пласть, балаган,кровля,жом, зельно

С.40-51

С.52-62, объяснить смысл слов


Воспринимать на слух художественное произведение разных жанров в исполнении учителя, уч-ся, мастеров художественного слова; отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, отражать главную авторскую мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.

Воспринимать учебный текст: определять цель, моделировать алгоритм выполнения учебного задания, оценивать ход и результат выполнения задания.

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание по поводу художественного произведения.
Характеризовать текст: представлять, предполагать текст по заголовку, теме и иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.

Сравнивать тексты: определять жанр, выделять особенности, анализировать структуру, образные средства. Сравнивать произведения разных жанров.

Объяснять выбор автором заглавия произведения; выбирать заголовок произведения из предложенных учителем, учащимися класса.

Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения ( сначала с помощью учителя, затем самостоятельно).

Читать вслух слоги, слова, предложения; плавно читать целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения, в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Выразительно читать литературное произведение, используя интонации, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Читать художественное произведение ( его фрагменты) по ролям.

Читать про себя: осознавать прочитанный текст, выделять в тексте основные логические части; отвечать на вопросы, используя текст.

Пересказывать текст художественного произведения: подробно ( с учётом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описывать героев произведения).

Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавления).

Выбирать книгу в библиотеке, объяснять назначения каталожной карточки; составлять краткий отзыв о прочитанной книге.

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения.

Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), отбирать выразительные средства языка.

Создавать (устно) текст (небольшой рассказ, отзыв, рассуждение) с учётом особенностей слушателей.


24.09



7.2.


П. Ершов «Конёк-горбунок». Характеристика главных героев.

Сравнительная характеристика русских народных сказок и авторской сказки П. П. Ершова «Конёк-
горбунок»

Обсуждение причин и последствий поступков героев. Герой произведения, иллюстрация и ее
роль в понимании
произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного.

Различение жанров произведений, народная сказка, литературная сказка. Составление монологического высказывания с опорой на авторский текст.

Буерак, загребь, городничий, содом, красно платье, порука

С.41-62


1). С.63, в.6, чтение по ролям

2). Ознакомиться с др.вариантами сказки

С.63, в.7, деление на части, план.


26.09

8. 3.

А. Пушкин.
Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..» Соотношение поэтических произведений и живописи.

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Образные средства языка. Виды искусств и их взаимосвязь.

Алчная, сени

С.66-71

С.66-71, наизусть (по выбору)


01.10

9. 4.

А. С.Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Обучение анализу поведения героев.

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Сочельник, персты, сенная девушка, молва

С.72- 82

С.83-92, выразительное чтение


03.10

10. 5.

А. С.Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Поступки и действия как основное изображение персонажей.

Литературная и народная сказки - сравнение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.




С.72-92

С.88-89,отрывок наизусть


08.10

11.6

А. С.Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне
и о семи богатырях». Работа над планом произведения.

Восстановление последовательности событий. Работа над составлением плана. Обучение составлению монологического высказывания, умению аргументировать свою точку зрения.




С.72-92

С.93, в.6, подробный пересказ 1 части


10.10

12.7

М. Ю. Лермонтов. Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека».

Расширение знаний о жизни и творчестве поэта. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя. Соотношение природных объектов на карте с описанными в стихотворении. Образные средства языка.

Валуны

С.96-98

1). С.98, выразительное чтение

2). Иллюстрация к произведению

3). Творческий пересказ произведения в другом жанре


15.10

13.8


М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Анализ поступков действующих лиц произведения.

Обучение составлению
небольшого монологического высказывания с опорой на авторский текст;
оценивание событий, героев произведения.

Ашик, наречённая, сааз, чауши

С.99-113

С.99 - 113,читать


17.10

14.9


Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке М.Лермонтова «Ашик – Кериб».

.

Чтение по ролям.

Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.





С.99 - 113


С. 113 вопросы 2, 3, 7.


22.10


15.10.


Главы из автобиографической повести Л.Н.Толстого «Детство».

Характеристика Николеньки

Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень». Подбор пословиц к произведению

Расширение знаний о жизни и творчестве писателя. Жанры литературных произведений (автобиографическая повесть). Составление характеристики героя.

Жанры литературных произведений, басня как жанр. Своеобразие басен писателя. Подбор пословиц и поговорок к произведению.




С.116-

С.121

С.116-120, чтение в лицах

1). Сочинить басню по аналогии

2). Сообщение об А.П.Чехове




24.10

16.

11.

Отличие рассказа от сказки. Сравнение характеров главных действующих лиц.

А. П. Чехова «Мальчики».

Знакомство с творчеством автора. Отличительные особенности рассказа и сказки. Работа над основным содержанием прочитанного.

Башлык, бас

С.125-135

С.125-135, в.2,5


07.11



17.

12.


А.П.Чехов «Мальчики». Работа над пересказом произведения.

Обобщение знаний по теме: «Чудесный мир классики»..

Понимание основного содержания услышанного. Участие
в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Составление плана. Работа над пересказом.




С. 125-135

С.137-138.

С.125-135, пересказ по плану.

С.137-138, в.3. кроссворд
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературному чтению для 4 «Б» класса iconРабочая программа по литературному чтению 3-а класс
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса а составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Рабочая программа по литературному чтению для 4 «Б» класса iconРабочая программа по литературному чтению для 3 класса на 2013 2014...
В основу рабочей программы по литературному чтению для 3 класса моу «сош п. Белоярский» положена авторская разработанная Л. А. Ефросининой...
Рабочая программа по литературному чтению для 4 «Б» класса iconРабочая программа по литературному чтению составлена для обучающихся...
«Сырцевская оош» в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования, на основе:...
Рабочая программа по литературному чтению для 4 «Б» класса iconРабочая программа по литературному чтению 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных программ начального образования фгос, авторской программы...
Рабочая программа по литературному чтению для 4 «Б» класса iconРабочая программа по предмет «Литературному чтение» для обучающихся...
Развернутое тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса разработано по умк «Школа России»
Рабочая программа по литературному чтению для 4 «Б» класса iconРабочая программа по литературному чтению для 3а класса на 2013/2014 учебный год
России, планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального общего образования по литературному...
Рабочая программа по литературному чтению для 4 «Б» класса iconРабочая программа по литературному чтению для 2 класса на 2012 20132...
В основу рабочей программы по литературному чтению для 2 класса моу «сош п. Белоярский» положена авторская разработанная Л. А. Ефросининой...
Рабочая программа по литературному чтению для 4 «Б» класса iconРабочая программа по литературному чтению для 4 класса мкуо «сош...
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса мкуо «сош с. Холоднородниковское» разработана в соответствии с
Рабочая программа по литературному чтению для 4 «Б» класса iconРабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных...

Рабочая программа по литературному чтению для 4 «Б» класса iconРабочая программа по литературному чтению, 3 класс учителя начальных классов
Данная рабочая программа по литературному чтению составлена на основании следующих документов
Рабочая программа по литературному чтению для 4 «Б» класса iconРабочая программа по литературному чтению на базовом уровне для 3 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 4 «Б» класса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Рабочая программа по литературному чтению для 4 «Б» класса iconРабочая программа по литературному чтению для 4 класса
Обучение учащихся 4 класса ведется по учебнику: Климанова, В. Г. Горецкий. Родная речь. – М.: Просвещение, 2009
Рабочая программа по литературному чтению для 4 «Б» класса iconРабочая программа по литературному чтению для 3 класса
2011 г. /Самигуллина Г. Т / Приказ № от
Рабочая программа по литературному чтению для 4 «Б» класса iconРабочая программа для 1 класса по русскому языку. Учебная рабочая...
Общеобразовательного уровня, разработанная на основе типовой программы «Школа 2100»
Рабочая программа по литературному чтению для 4 «Б» класса iconПояснительная записка рабочая программа по литературному чтению для...
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск