Урок русского языка в 5 классе (путешествие по кадетскому корпусу) обобщение и закрепление по теме «Прямая речь»





Скачать 94.93 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 5 классе (путешествие по кадетскому корпусу) обобщение и закрепление по теме «Прямая речь»
Дата публикации17.10.2013
Размер94.93 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок русского языка в 5 классе

(путешествие по кадетскому корпусу)

обобщение и закрепление по теме «Прямая речь».

Учитель МОУ СОШ № 23 г.Шахты Ростовской области Самина Ольга Владимировна.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Организация начала урока



  1. Сообщение темы

Сюжет «Мюнхаузен» (слайд № 1).

Чтение письма.

- Ребята, маленький друг барона Мюнхаузена приглашает нас совершить путешествие в кадетский корпус. А заодно и помочь ему обобщить и закрепить знания, умения и навыки по теме «Прямая речь» (слайд № 2, № 3).


Читают письмо.

Записывают тему.



  1. Целеполага-ние

(слайд № 4)

1. Воспитание чувства патриатизма, бережного отношения к истории, культуре России, Донского края, наследию предков.

2. Обобщить и закрепить знания, умения и навыки по теме «Прямая речь».

Познакомиться с понятием «кадет», основными взглядами, жизненными устоями российских кадет.

3.Развивать речь, мышление, навыки анализа текста, работы с толковыми словарями.







  1. Калиграфи-ческая минутка



  1. Словарная работа (работа со словарём)




Прежде, чем отправиться в путешествие, нам необходимо записать слова , которые являются дорогими для каждого кадета.

(слайд № 5):

  • 1ряд - Россия

  • 2 ряд - Отечество

  • 3 ряд - Кадет



  • Каково значение этих слов?




Записывают слова в соответствии с правилами каллиграфии.

Работа с толковыми словарями: объяснение лексического значения записанных слов.

- РОССИЯ – русское государство (слайд № 6).

- ОТЕЧЕСТВО - слово высокого стиля.

Страна, в которой человек родился и к гражданам которой он принадлежит.

  • Любовь к Отечеству.

  • Защита своего Отечества (слайд №7).

- КАДЕТЫ (от франц. cadet — младший),

1) в феодальной Франции и Пруссии молодые дворяне на военной службе в солдатских чинах до производства их в офицеры.

2) В дореволюционной России и некоторых иностранных государствах звание воспитанников кадетских корпусов, а в 80-х гг. 20 в. — курсантов военно-учебных заведений (США, Франция и др.) (слайд № 8).










  1. Проверка домашнего задания.



  1. Обобщение изученного материала по теме «Прямая речь»



  1. Работа с текстом




(слайд № 9).

Маленький друг раньше прислал барону фотографию, к которой вы дома должны были составить предложения, рассказы и подчеркнуть слова говорения.

-Какие слова называются словами говорения?

Отправляемся в шахтинский казачий кадетский корпус имени Бакланова.

(слайд № 10).

Впереди всё заволокли тучи. На них записаны схемы оформления прямой речи на письме. Убрав тучи с неправильными схемами, мы познакомимся с основными символами корпуса.

(слайд № 11).

-Итак, как на письме оформляется прямая речь?

- Какие слова в предложениях с прямой речью мы называем словами автора?



Читают составленные предложения.

Называют слова говорения: поздороваться, сказать, спросить, говорить, посоветовать, рассказать, заметить, воскликнуть, ответить, прошептать, крикнуть, приказать, просить, молить, подумать, вспомнить, решить и др.

Тучи с неправильными схемами предложений с прямой речью исчезают и ученики видят знамя корпуса, бунчук, баклановский знак, нарукавную нашивку кадет.

  • А: «П».

  • А: «П?!»

  • «П», - а.

  • «П?!» - а.

Слова автора – слова, указывающие, кому принадлежит прямая речь, когда речь была произнесена, при каких обстоятельствах, какова манера говорить у лица, речь которого передаётся.

Слова автора могут стоять перед прямой речью и после неё, а так же в середине прямой речи.


(слайд № 12).

Итак, мы попали на плац. С построения на плацу начинается и заканчивается каждый день кадет. Здесь проходит строевая подготовка и праздники.

Обратите внимание на внешний вид ребят.

(слайд № 13).

- В предложениях на стенде расставьте знаки препинания, составьте схемы.

1) На пл…чах носим мы с горд…стью тяжесть Ник…лаевских алых погон поётся в песне кадет.

2) К…дет - писатель Марков ск…зал к…детские к…рпуса прививают

любовь к Родине, армии, флоту.

Алые погоны у кадет Николаевского кадетского корпуса.

(слайд № 14).

- Дайте определение термину «прямая речь»?

Ребята, слышите, что это там раздаётся с плаца?

Прочитайте текст

(см. слайд № 15)

Русский мальчишка стать хочет героем.
Вставать по побудке и двигаться строем
Воинской славой отцов дорожить
И в армии русской России служить

Мы в черного цвета шинели одеты
Мы гордо зовемся – донские кадеты
Мы клятве кадетской навеки верны
Нам можно доверить защиту страны…

Кадет вам не просто мальчишка с гражданки.
Нас ждут самолеты, подлодки и танки. У гордости нашей простая причина –
Все знают: казак – настоящий мужчина…

Ведь мы не боимся, не стонем, не плачем
Мы начали службу в Шахтинском казачьем,
Но это пока что лишь только начало –
Хороший кадет хочет стать генералом.

Определите:
1.Стиль речи.
2. Типы речи.
3.Тему и основную мысль, в соответствии с которыми озаглавьте текст.

Мы сейчас познакомились с гимном кадет баклановцев, он так и называется «Марш кадет баклановцев».

На рисунках символы кадет этого корпуса: кокарда, шитьё воротника, пряжка на ремне, погоны.

(слайд № 16).

Поднимаемся по лестнице и попадаем в учебные аудитории. Да, и у кадет есть уроки. Поможем им. (слайд № 17).

Баклановский корпус казачий.


Рассматривают фотографии.

1) «На плечах носим мы с гордостью тяжесть Николаевских алых погон!» - поётся в песне кадет.

«П!» - а.

2) Кадет-писатель Марков сказал: «Кадетские корпуса прививают

любовь к Родине, армии, флоту».

А: «П».

Прямая речь – точно воспроизведённая чужая речь, преданная от лица того, кто её произнёс, думал, написал.

Могут выразительно прочитать текст или исполнить марш под музыку.

Стиль речи: художественный.

Типы речи: повествование с элементом рассуждения.

Тема: «Русский мальчишка стать хочет героем».

Идея: «Казак – настоящий мужчина», «Хороший кадет хочет стать генералом».

Озаглавливают текст в соответствии с темой и основной мыслью.


- Списать предложения, вставив буквы, расставить знаки препинания.

1.Ат..ман Круга гордо за…вил к…зач…му роду нет п…р…воду

2.Мы были мы есть мы будем выкрикивают к…заки деви…, когда соб…раются в кру….

3. Д…нская п…словица гл…сит к…зак в пути (не)скучает, он песни играет.

- Записать предложения, поменяв местами прямую речь и слова автора.

(слайд № 18).

Обед! Пока кадеты обедают, проведём буквенный диктант. А те, кто правильно составит схемы, получат кадетский сухой поёк (конфеты и печенья).


1. Атаман Круга гордо заявил: «Казачьему роду нет переводу».

2.«Мы были, мы есть, мы будем!» - выкрикивают казаки девиз, когда собираются в круг.

3. Донская пословица гласит: «Казак в пути не скучает, он песни играет».

1). «Казачьему роду нет переводу!» - гордо заявил атаман Круга.

2). Когда собираются в круг, казаки выкрикивают девиз:

«Мы были, мы есть, мы будем!»

3). «Казак в пути не скучает, он песни играет»,- гласит донская пословица.


(слайд № 19).

- Буквенный диктант (диктует учитель).

П - прямая речь, А, а- слова автора.

1)Поглядел вниз Петрос и крикнул громким голосом прощай батюшка Тихий Дон.

2)Этой шашкой можно биться только за правду «прогутарил» старик.

3)Запомни Игнатка не всякая правда сладкий мед промолвил Тихий Дон.

4) Бывало, взрослый казак спрашивал ты чей, лопаухий.

Ученики записывают:

П - прямая речь,

А, а - слова автора.

  1. А: «П!»



  1. «П», - а.



  1. «П», - а.



  1. А: «П?»




(слайд № 20).

Физическая и военная подготовка. Бег в противогазах, сборка оружия, упражнения на спортивных снарядах.

Очень часто кадеты бывают на праздниках, различных воисковых мероприятиях в казачьих станицах, поэтому им просто необходимо знать , что означают казачьи слова и выражения.

- Как называются такие слова в русском языке? - - Какие слова называются диалектами?

(слайд № 21).

Игра в переводчика (работа со словарём донского диалекта).

Гутарить –

Закут –

Балка –

Криница –

Тын –

Чапельник –

(слайд № 22).

А кто-то из кадет сегодня провинился и получил наряд вне очереди (это поручение, дежурство). И теперь вместо увольнительной (похода в город) занимается уборкой территории.

Чтобы освободить маленького друга Мюнхаузена от уборки территории, ему необходимо ответить на вопрос: «Какую речь мы называем косвенной?»

(слайд № 23)


- Диалекты - слова, употребляемые в определённой местности.

Работают со словарём донского диалекта. Записывают значение слов в тетрадь.

Косвенная речь – способ передачи чужой речи от лица автора, а не того, кто на самом деле её произнёс. Это сложноподчинённое предложение.

(слайд № 24).

Входим в бальную залу. Здесь полным ходом идёт подготовка к зимнему кадетскому балу. Курсанты танцуют вальс с преподавателями или друг с другом.

Ученицы нашей школы тоже занимаются танцами, так как вместе с кадетами казачьего кадетского корпуса имени Я. Бакланова принимают участие в балах.

(слайд № 25).

Вот и бал.

-Заменить предложения с прямой речью косвенной речью.

(слайд № 26).

  1. Проходя мимо меня, князь тихо спросил: «Как ваша фамилия, господин кадет?».



  1. Кадеты верны заветам старины: «Жизнь – Родине, веру – богу, сердце – даме, честь – никому».



  1. «Уважай чужое горе, покой и благополучие»,- так звучит один из кадетских заветов.






  1. Проходя мимо меня, князь тихо спросил, как моя фамилия.



  1. Кадеты верны заветам старины, что жизнь – Родине, веру – богу, сердце – даме, честь – никому.



  1. Один из кадетских заветов говорит о том, что «уважай чужое горе, покой и благополучие».



9. Подведение итогов урока.

Выставление оценок.

(слайд № 27).

- Кто такие кадеты?

- Что такое прямая речь?

- Слова автора?

- Как прямая речь оформляется на письме?

- Что такое косвенная речь?


Отвечают на вопросы.

10. Домашнее задание.

Заключительная пеня барона Мюнхаузена.


(слайд № 28).

Сочинение-рассуждение

на тему

«Нужны ли России кадеты?» с использованием прямой речи.

Структура сочинения-рассуждения:

  • Тезис (предложение, требующее доказательств)

  • Аргументы (доказательства, не менее трёх).

  • Выводы.

(слайд № 29). Подробнее с Шахтинским кадетским казачим корпусом имени Я.П.Бакланова вы можете познакомиться, зайдя на официальный сайт корпуса: http://www.shckk.ru/


Записывают домашнее задание.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 5 классе (путешествие по кадетскому корпусу) обобщение и закрепление по теме «Прямая речь» iconУрок русского языка в 9 классе Тема: «Прямая речь»
Цель: обобщение изученного материала по теме, подготовка к итоговой проверочной работе, развитие логического мышления
Урок русского языка в 5 классе (путешествие по кадетскому корпусу) обобщение и закрепление по теме «Прямая речь» iconУрок русского языка в 6-м классе. "Повторение изученного по теме "Имя прилагательное"
Цели урока: закрепление и обобщение сведений об имени прилагательном как части речи
Урок русского языка в 5 классе (путешествие по кадетскому корпусу) обобщение и закрепление по теме «Прямая речь» iconУрок русского языка в 7 классе по теме «Слитное и раздельное написание...
Урок русского языка в 7 классе по теме «Слитное и раздельное написание производных предлогов» был проведен в форме игры путешествия....
Урок русского языка в 5 классе (путешествие по кадетскому корпусу) обобщение и закрепление по теме «Прямая речь» iconУрок русского языка в 5 классе Тема. Прямая речь
К вечеру облака исчезают, но сначала ложатся розовым клубом напротив заходящего солнца. (И. Тургенев)
Урок русского языка в 5 классе (путешествие по кадетскому корпусу) обобщение и закрепление по теме «Прямая речь» iconУрок путешествие План конспект открытого урока по русскому языку...
Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка
Урок русского языка в 5 классе (путешествие по кадетскому корпусу) обобщение и закрепление по теме «Прямая речь» iconПрезентация урока русского языка в 5 классе, проведённого учителем...
Оборудование: выставка материалов об Олимпийских играх (учебник истории, кар- ты, газетные вырезки, открытки, сведения из интернета...
Урок русского языка в 5 классе (путешествие по кадетскому корпусу) обобщение и закрепление по теме «Прямая речь» iconУрок русского языка в 8 классе «Обобщение изученного по теме «Обособленные...
Развивающая цель: обогащать словарный запас детей, развивать связную речь школьников, развивать умение проводить синонимическую замену...
Урок русского языка в 5 классе (путешествие по кадетскому корпусу) обобщение и закрепление по теме «Прямая речь» iconУрок русского языка в 4-м классе "Правописание безударных падежных...
Мы начинаем урок русского языка. А урок у нас – необычный. Это – приключение полное загадок и неожиданностей, путешествие к Земле...
Урок русского языка в 5 классе (путешествие по кадетскому корпусу) обобщение и закрепление по теме «Прямая речь» iconУрок русского языка в 5 классе по теме
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Урок русского языка в 5 классе (путешествие по кадетскому корпусу) обобщение и закрепление по теме «Прямая речь» iconУрок русского языка в 5-м классе "Путешествие по стране русского языка"
Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, делать вывод, развивать кругозор
Урок русского языка в 5 классе (путешествие по кадетскому корпусу) обобщение и закрепление по теме «Прямая речь» iconУрок русского языка в 5 классе «Обобщение по теме «Правописание гласных в корнях с чередованием»
Регулятивные: учиться ставить и адекватно формулировать цель деятельности, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию
Урок русского языка в 5 классе (путешествие по кадетскому корпусу) обобщение и закрепление по теме «Прямая речь» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных. Закрепление"
Урок русского языка в 5 классе (путешествие по кадетскому корпусу) обобщение и закрепление по теме «Прямая речь» iconУрок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок...
Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории
Урок русского языка в 5 классе (путешествие по кадетскому корпусу) обобщение и закрепление по теме «Прямая речь» iconУрок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к егэ. Грамотная...
Темы лекционных занятий с кратким изложением основных теоретических положений по курсу
Урок русского языка в 5 классе (путешествие по кадетскому корпусу) обобщение и закрепление по теме «Прямая речь» iconКонспект урока русского языка в 8 классе по теме «Односоставные предложения. Обобщение»
Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени», А. П. Чехова «О...
Урок русского языка в 5 классе (путешествие по кадетскому корпусу) обобщение и закрепление по теме «Прямая речь» iconУрок русского языка в 1 классе по т еме: «Правописание сочетаний жи-ши»
Урок русского языка в 1 классе по теме: «Правописание сочетаний жи-ши» учитель 1 класса мкоу малохабыкская оош круглова Н. М


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск