Скачать 0.64 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЖУРНАЛИСТИКИ «Утверждаю» Проректор по учебной работе _________________ Т.Ю. Стукен «____»___________2010 г. Программа дисциплины «Методика преподавания литературы» цикл ОПД входит в число к следующим образовательным программам подготовки специалистов
г. Омск – 2010 Программа дисциплины «Методика преподавания литературы» разработана Быстрицкой Г.Г., заслуженным учителем РФ, старшим преподавателем кафедры современной русской литературы и журналистики филологического факультета ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. В основу положена программа, разработанная профессором, д.п.н., Богдановой О.Ю. Рецензент – профессор, д.ф.н. Хомяков В.И. Программа рассмотрена на заседании кафедры современной русской литературы и журналистики (протокол № от «___» ____________2010 г.) Программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ по специальности 021700 «Филология». Декан филологического факультета __________________ Иссерс О.С. I. Распределение общего объема часов по видам учебной работы.
Общая трудоемкость дисциплины – 100 ч. Формы контроля: текущий контроль (проверка тетрадей с лекциями и практическими занятиями, проверка индивидуальных заданий, конспектов методической литературы); промежуточный контроль - контрольная работа (дифференцированная); итоговый контроль – зачет. II. Цели и задачи дисциплины. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. Курс методика преподавания литературы призван помочь сформировать у будущих учителей-словесников представление о литературном развитии ученика, знания о наиболее характерных видах профессиональной деятельности учителя в школах различного профиля. Особое внимание уделяется вопросам анализа художественных произведений в их родовой специфике, проблеме чтения, восприятия художественной литературы как искусства слова, формирования читателя, его духовного мира. В курсе функционально характеризуется историческая смена методов и приемов изучения литературы, разработка новых с опорой на традиционные. Знакомство с действующими программами УМКД (учебники, практикумы, пособия для учителя) поможет студентам выработать собственные принципы отбора литературного материала и его концентрации в каждом классе. Особое внимание уделяется разделу «Урок в современной средней школе». Студенты ознакомятся с различными классификациями урока: в зависимости от его места в системе работы по изучению художественного произведения; от вида работы: урок-лекция, беседа, экскурсия, презентация и т.д.; от содержания предмета: от содержания предмета: уроки изучения художественных произведений, уроки изучения истории и теории литературы, уроки развития речи. На практических занятиях студенты ознакомятся с новыми образовательными технологиями, приобретут навыки работы с учебно-методическими комплексами, умения планирования уроков литературы. В результате изучения дисциплины студенты должны: - знать теоретические основы курса «Методика преподавания литературы», видеть взаимосвязь дисциплины с общественными науками, литературоведением, лингвистикой, методикой преподавания русского языка, педагогикой, психологией, эстетикой, социологией; - знать возрастные особенности и этапы литературного развития ученика; - уметь отбирать методы и приемы анализа художественных произведений в их родовой специфике; - уметь разрабатывать календарно-тематическое планирование, модели уроков литературы с учетом требований и его форме и содержанию; - уметь применять знания по организации внеклассной работы, факультативных занятий по литературы. III. Тематический план (с распределением общего бюджета времени в часах)
Лекционный курс (24 ч.) 1. Литература как школьный предмет в современной средней школе. Методика преподавания литературы как научная дисциплина. Теоретические основы курса «Методика преподавания литературы». Предмет, содержание, структура курса. 2. Основные этапы развития методики преподавания литературы. Зарождение словесности как школьного предмета и методики как науки. Словесные науки в школах Древней Руси. М.В. Ломоносов – зачинатель отечественной методики преподавания словесности. Преподавание словесности во второй половине XVIII в. Развитие школьного преподавания в XIX в. Роль литературы и литературной критики в становлении школьного литературного образования. Филологическое чтение Ф.И. Буслаева. Расцвет методической мысли во второй половине XIX в. В.Я. Стоюнин как создатель системы изучения литературных произведений в школе. Методические взгляды В. И. Водовозова, В.П. Острогорского. Значение трудов А.Д. Алферова, Ц.П. Балталона, В.В. Данилова (конец XIX - начало XX вв.) Актуальность теоретического наследия М.А.Рыбниковой, В.В. Голубкова, Н.М. Стоюнина (20-е гг. XX в.). Методические искания 50-70-х гг. Современный этап развития школьного изучения литературы и методической науки. 3. Литературное развитие читателя-школьника. Возрастные особенности и этапы литературного развития школьника. Критерии литературного развития. Опрос как средство развития читателя-школьника. Изучение и совершенствование читательских интересов и особенностей школьников. 4. Этапы литературного образования. Основные принципы, лежащие в основе системы литературного образования. Историко-литературные и теоретико-литературные сведения, художественное произведение, творчество писателя – основа литературного образования школьников. Принципы построения программ. 5. Школьные учебники и хрестоматии по литературе. Педагогический замысел школьных учебников и хрестоматий по литературе. Методы и приемы работы с учебником при разработке методики урока. Методические рекомендации к учебнику. Книга для учащихся «Читаем, думаем, спорим» (5-8 кл.) 6. Методы и приемы изучения литературы в школе. Классификация методов обучения литературе. (2 ч.) Основные системы методов в дидактике. Система специфических методов преподавания литературы. Методические системы В.В. Голубкова, Н.И. Кудряшова, В.А. Никольского. 7. Основные этапы и пути изучения литературного произведения в школе. Вступительные занятия к изучению литературного произведения. Чтение текста как основа его изучения. Заключительные занятия в системе работы над литературным произведением. Читательское восприятие и способы его выяснения. Разор «вслед за автором», анализ композиции, стиля, пообразный, сопоставительный анализ, проблемный анализ. Литературное творчество школьников. Межпредметные связи на уроках литературы. 8. Проблемный анализ литературного произведения. Проблемный анализ как один из путей постижения сложного литературного произведения. Проблемная ситуация. Научная классификация проблемных ситуаций. Проблемный вопрос. 9. Восприятие и изучение художественных произведений в их родовой специфике. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений. Возрастные особенности читательского восприятия. Особенности восприятия и изучения эпических произведений. Сюжет и автор. Авторская позиция, его концепция человеческой личности. Изучение драматических произведений. Трудности выявления авторской позиции при восприятии драмы. Читательская интерпретация/ Выявление конфликта в драме., способы создания характеров. Речевая персонификация. Использование ТСО, наглядности на уроках изучения драмы. Изучение лирических произведений. Проблема восприятия и анализа лирического произведения. Освоение теории в стихе. Исполнительский анализ (В.Г. Маранцман). 10. Активные формы обучения. Урок-лекция, урок-семинар, урок-экскурсия (путешествие), урок-новелла, урок-концерт, урок-панорама (опыт интегрированного обучения), урок-диспут и др. 11. Урок литературы в современной средней школе. Урок в системе уроков литературы в школе. Типология, структура, классификация урока литературы в зависимости от его места в системе работы по изучению художественного произведения (вступительное занятие, чтение, уроки анализа, заключительные уроки); от формы урока (урок-лекция, беседа, экскурсия, презентация и др.); от содержания предмета (уроки изучения художественных произведений, уроки изучения истории и теории литературы). Формы общения на уроках литературы. Межпредметные связи. 12. Развитие устной и письменной речи учащихся в процессе изучения литературы. Проблемы речевого развития. Основные направления работы по развитию речи учащихся. Критерии речевого развития учащихся средней школы. Развитие устной речи в процессе изучения литературы как социальная и методическая проблема. Уроки развития речи в системе изучения литературной темы. Нормы оценок письменных работ учащихся в формате ЕГЭ (литература). Практические занятия (12 ч.) Практические занятия предполагают: - работу студентов по подготовке сообщений по основным методическим вопросам; - самостоятельную разработку моделей уроков различных форм обучения, календарно-тематического и поурочного планирования; - конспектирование статей из библиографического списка основной и дополнительной литературы. Практическое занятие №1. Основные этапы развития методики преподавания литературы. 1.Составьте подробную библиографию работ одного из перечисленных методистов (В.И. Водовозов, В.Я. Стоюнин, И.П. Балталон, Т.Ф. Курдюмова, З.Л. Рез, М.Г. Качурин, В.Г. Маранцман). Ознакомьтесь с одной из монографий (разделы прикладной методики), подумайте, что из опыта данного методиста можно применить в вашей дальнейшей работе в качестве учителя-словесника. 2. Ознакомьтесь cо следующими главами монографии М.А. Рыбниковой. Избранные труды. М.-П., 1985: «О жизни поэтического тропа»; «Система письменных работ»; «Письменные работы по литературе в старших классах». Сопоставьте их с главами монографии Проблемы преподавания литературы в средней школе/под. ред. Т.Ф. Курдюмовой. М.-П., 1985: «Теория литературы в системе литературного образования» «Развитие речи учащегося в процессе изучения литературы» Либо с главами пособий «Методическое руководство к учебнику-хрестоматии «Русская литература» для 7, 8, 9 кл. В чем вы видите различия в системе работы по данным разделам прикладной методики? Что их сближает? Что бы вы могли использовать в своей работе? 3. Индивидуальное сообщение «Обзор методического наследия М.А. Рыбниковой». Литература: 1. Методика преподавания литературы/под. ред. Л.Я. Рез. 2-е изд. М., 1985. |
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского Факультет... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Фгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет филологии и журналистики утверждаю Учебная дисциплина: б 17 актуальные проблемы русской литературы второй половины ХХ века | ||
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского Юридический факультет «Утверждаю» «система семейного досуга как средство гуманизации детско- родительских отношений» | «забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет... Рассмотрение всех тем осуществляется с позиций антропоцентрической лингвистики, проблематика которой воплощается в двух подходах | ||
Учебно-методический комплекс по модулю б в4 «Филологический анализ... ... | Факультет политологии кафедра политической теории утверждаю Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Факультет русской филологии и журналистики. Факультет истории и юриспруденции. Факультет татарской и сопоставительной филологии.... | Программа дисциплины «История отечественной литературы первой четверти... Ветелиной Л. Г., к ф н., доцентом кафедры современной русской литературы журналистики | ||
Программа дисциплины «История отечественной литературы первой четверти... Ветелиной Л. Г., к ф н., доцентом кафедры современной русской литературы журналистики | Графические невербальные средства передачи информации в модульной рекламе газет тверской области Работа выполнена на кафедре журналистики и новейшей русской литературы фгбоу впо «Тверской государственный университет» | ||
Горшкова Надежда Алексеевна ... | Фгбоу впо «Марийский государственный университет» Историко-филологический факультет «система семейного досуга как средство гуманизации детско- родительских отношений» | ||
Программа вступительных испытаний по дисциплине литература (отделение... Брякова И. Е. – д п н., профессор кафедры русской классической литературы и методики преподавания литературы огпу | Факультет журналистики и социологии кафедра теории и практики электронных... Для студентов отделений журналистики, обучающихся по направлению 031300. 62 Журналистика | ||
Российской Федерации Государственный университет Факультет прикладной... | Российской Федерации Государственный университет Факультет прикладной... |