Рабочая программа по русскому языку в 9 классе
(базовый уровень) Составитель: Титаева М.Г.. , учитель русского языка и
Статус документа Рабочая программа по предмету «Русский язык» в 9 классе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004г.). Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса и реализуется на основе следующих документов:
1. Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку (2004г.)
2. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 – 9 классы. М., Просвещение, 2008.
Пояснительная записка Рабочая программа составлена для работы в 9 классе по учебнику С.Г.Бархударов (М., Дрофа, 2005г.) и рассчитана на 2 часа в неделю, т.е. 68 часов в год.
В программе учитывается, что преподавание русского языка имеет специальные и общепредметные задачи.
1. Специальные задачи преподавания русского языка. Учебный предмет «Русский язык» имеет познавательно-практическую направленность, т.е. дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Изучение русского языка направлено на формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение обучающимися всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах, овладение основными нормами литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами речевого этикета, культурой межнационального общения.
2. Общепредметные задачи: воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение учащихся умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование умения работать с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д. Место предмета в Федеральном базисном плане Федеральный базисный учебный план основного общего образования ориентирован на 35 учебных недель в год. По решению органов управления образованием и образовательных учреждений продолжительность учебного года может быть изменена в пределах от 34 до 37 учебных недель.
Виды и формы контроля:
- диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированный);
- комплексный анализ текста;
- сочинение по картине;
- изложение с элементами сочинения;
- тест;
- устное высказывание на лингвистическую тему.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов, из них на развитие речи - 15 часов. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 9 класса
I. Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных понятий и языковых явлений, пунктуационных правил.
II. К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;
- составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;
- определять стиль и тип текста;
- соблюдать все основные нормы литературного языка.
По пунктуации: находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.
По орфографии: находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами и изученные непроверяемые слова, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.
По связной речи: определять тип и стиль текста, создавать тексты разных типов и стилей; делать доклад, составлять тезисы и конспект, писать сочинения публицистического стиля; составлять деловые бумаги (заявление, автобиографию); совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в тексте; свободно и грамотно говорить на заданные темы, соблюдая при общении соответствующий речевой этикет.
Методическое обеспечение
1.М.М.Разумовская и др. Русский язык. 9 класс. М., Дрофа, 2005.
2. Е.А.Влодавская. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику русского языка М.М.Разумовской и др. «Русский язык. 9 класс». М., 2007.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 9 КЛАСС
№
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Планируемые результаты освоения материала
| Вид контроля, Основные виды деятельности учителя и учащегося
| Домашнее задание
| Дата проведения
| План
| Факт
| 1
| 2
| 3
| ж
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (3 часа)
| 1.
| Основные формы существования национального русского языка
| 1
| Урок усвоения новых знаний
| Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечия. Национальный язык - единство его различных форм (разновидностей)
| Знать формы существования национального русского языка, понимать его неоднородность, сферу функционирования, общенародного разговорного языка, знать группы просторечной лексики, источники обогащения лексики литературного языка (территориальные и социальные диалекты)
| Анализ текстов Д. Лихачева о языке: определить тему, найти ключевые слова, к каким тематическим группам они относятся. Обоснуйте свое отношение к выводу Д. Лихачева: «Есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа»
| Объяснить разницу между понятиями, выраженные словами «русский язык» и «русский литературный язык». Выскажите ваше отношение к современному молодежному сленгу
|
|
| 2.
| Понятие о литературном языке
| 1
| Урок усвоения новых знаний
| Русский литературный язык - основа национального русского языка. Литературный язык как основа русской художественной литературы. Основные отличия литературного языка от языка художественной литературы
| Понимать, что ядром современного русского языка является литературный язык, уметь объяснять разнообразие лексического состава русского языка
| Составить таблицу «Разнообразие лексического состава русского языка»
| Подготовить устное сообщение «Какое место занимает литературный язык в общей системе русского языка?» С какого времени, по вашему мнению, литературный язык можно считать современным?
|
|
|
3
| Нормиро-ванность-отличительная особенность современного литературного языка
| 1
| Повто-ритель-но-обоб-щающий урйк
| Нормированность - отличительная особенность современного литературного языка. Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка
| Применять общие правила произношения и написания слов, их изменения и соединения друг с другом, находить нарушения в устной и письменной речи, исправлять их
| Тест
| Понаблюдать за речью телеведущих, родных, товарищей. Найти нарушения литературной нормы, классифицировать их, объяснить причину нарушения норм
| -
|
| РАЗДЕЛ II. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ (5 часов)
| 4.
| Устная и письменная речь. Монолог и диалог
| 1
| Урок развития речи
| Разновидности речевого общения: неопосредованное и опосредованное; устное и письменное; диалогическое и монологическое; их особенности
| Уметь создавать устное монологическое высказывание на учебные, . социально-бытовые темы, вести диалог, владеть основными нормами построения устного и письменного высказывания, правильной и выразительной интонацией
| Устное монологическое высказывание на тему «Значение Интернета для российского образования»
| Написать письмо другу, используя памятку (упр. 12). Прислушайтесь к диалогам на улице, составьте текст «Подслушанный диалог», передайте специфику звучащей речи
|
|
| 5.
| Стили речи
| 1
| Урок развития речи
| Стили речи. Сфера употребления, задачи речи, языковые средства, характерные для каждого стиля. Основные жанры стилей
*
| Уметь: различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы, определять их жанры, тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип, характерный для стиля речи, создавать собственное высказывание, учитывая ситуацию общения, адресата, используя характерные для каждого стиля речи выразительные средства языка
| Составить план учебной статьи. Проанализировать речевое высказывание с точки зрения его соотнесенности с функциональными разновидностями языка, сферами общения и задачами речи. Анализ статьи журнала (газеты): выявить языковые средства публицистического стиля
| § 3, упр. 27 (найти и записать более употребительные эквиваленты к иноязычным словам саммит, дайджест, сленг, дисплей, рейтинг, шоу, инвестиция). Составить с исходными словами предложения. Привести примеры речевых ситуаций, когда используется стиль речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный. Каким стилем речи вы пользуетесь чаще?
|
|
|
| Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с однородными членами
| 1
| Повто-ритель-но-обоб-щающий урок
| Синтаксис и пунктуация простого предложения. Способы выражения главных членов предложения; виды предложений по наличию главных членов; виды односоставных предложений; предложения с однородными членами и знаки препинания при них
| Уметь производить структурно-смысловой анализ предложений, различать изученные виды простых предложений, интонационно выразительно читать, составлять схемы, расставлять знаки препинания, умело пользоваться синтаксическими синонимами
| Объяснительный диктант
| Упр. 31 (озаглавить и записать отрывок из исторического романа Л. Раковского «Кутузов»). Раскрыть скобки и вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть грамматические основы. Определить вид сказуемого. Подготовить устное сообщение об односоставных предложениях
|
|
| 7.
| Предложения с обособленными членами
| 1
| Повто-ритель-но-обоб-щающий урок
| Предложения с обособленными второстепенными членами
| Уметь опознавать предложения с обособленными членами, интонационно выразительно их читать, конструировать предложения по схемам, устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной особенностей предложений с обособленными членами, использовать их в речи
| Комментированное письмо
| Упр. 37, охарактеризовать предложение: «Кому не знакомы летние деревенские ночи, прохладный сумрак, наполненный стрекотаньем певчих кузнечиков». Чем оно осложнено? Продолжить текст, используя в качестве зачина это предложения
|
|
| 8.
| Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями
| 1
| Повто-ритель-но-обоб-щающий урок
| Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями
| Уметь интонационно выразительно читать предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями, объяснять постановку знаков препинания, уместно использовать в своей речи синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи
| Диктант «Проверяю себя»
| Упр. 39 (прочитать отрывок из книги известного лингвиста Н. М. Шанского «По следам "Евгения Онегина"». Найти вводные и вставные конструкции. Списать, расставляя пропущенные знаки препинания)
|
|
| РАЗДЕЛ III. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (53 часа)
| 9.
| Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Сложное предложение как единица синтаксиса
| 1
| Повто-ритель-но-обоб-щающий урок
| Сложное предложение как единица синтаксиса. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения
| Уметь различать изученные виды предложений (простые и сложные), определять средства связи частей сложного предложения, пунктуа-ционно оформлять их
| Составить таблицу «Основные виды сложных предложений»
| § 7. Диктант с продолжением (микросочинением на экологическую тему). Продолжить записанный на уроке под диктовку текст. Подчеркнуть грамматические основы в сложных предложениях
|
|
| 10.
| Союзные и бессоюзные предложения
| 1
| Урок усвоения знаний
| Типы сложных предложений. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного. Знаки препинания в союзных и бессоюзных предложениях
| Знать классификацию сложных предложений, уметь разграничивать сложные предложения разных типов, интонационно и пунктуационно оформлять бессоюзные и союзные сложные предложения, строить предложения с заданной конструкцией
| Конструирование предложений по схемам
| § 8, упр. 51. Записать текст, вставляя пропущенные буквы. Найти сложные предложения, подчеркнуть в них грамматические основы, указать вид сложного предложения. Как связаны между собой предикативные части сложных предложений? Упр. 52 (рабочий материал к сочинению)
|
|
| |