Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса составлена на основе авторской программы по литературному чтению Бунеева Р.Н, Бунеевой Е.В. «Чтение и начальное литературное образоание», программы «Образовательная система «Школа 2100» - М.: Баласс, 2009, соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года.
На изучение литературного чтения отводится:
136 часов в учебный год (4 часа в неделю). Общая характеристика учебного предмета
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с руским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.
Цели изучения литературного чтения в начальной школе
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
совершенствование всех видов речевой деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художест-зенных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы; учебными и научно-познавательными текстами;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представ лений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
научить детей читать художественную литературу, подготовить к её систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приёмами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать
Задачи изучения литературного чтения в начальной школе
В соответствии с этими целями ставятся следующие задачи:
Сформирование техники чтения и приёмов понимания текста;
введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, - через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями; развитие творческих способностей детей.
развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря).
Структура курса
Специфика начального литературного образования заключается в тесной взаимосвязи с русским языком. Курс литературного чтения в начальной школе представлен следующими образом:
Интегрированный курс «Обучение грамоте». В обучении грамоте различаются три периода: добуквенный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. После курса «Обучение грамоте» начинается дифференцированное изученние литературного чтения.
Курс «Литературное чтение» представлен следующими разделами: «Виды речевой деятельности», «Виды читательской деятельности», «Круг детского чтения», «Литературоведческая пропедевтика», «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)».
Основные содержательные линии
Материал курса «Литературное чтение» включает в себя следующие содержательные линии:
Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе. |