Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 443.22 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации26.02.2014
Размер443.22 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красноярская основная общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Руководитель МО МБОУ «Красноярская ООШ»

М. Ю. Романова

Протокол № ___ от «__»

__________________2012г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УР МБОУ «Красноярская основная общеобразовательная школа»

М. М. Глухова

«__»________________2012г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ «Красноярская основная общеобразовательная школа»

В. Г.Архипов

Приказ № ___ от «__»_______________2012г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

к учебному курсу «Литература»

7 класс

Составитель: учитель русского языка и литературы

Романова Марина Юрьевна

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы по литературы для 5-9 классов под редакцией В.Я. Коровиной (авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, содержание учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма, воспитание любви к русской литературе и культуре;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы, умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским литературным языком при создании собственных устных и письменных высказываний.


Виды контроля:

промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный), выразительное чтение, развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, отзыв;

итоговый: сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода.

Программа 7 класса рассчитана на 2 часа в неделю, 70 часов в год. Реализуется в классе со средним образовательным уровнем.

Содержание учебного курса

Разделы

Количество часов

Уроки развития речи

Устное народное творчество

9

1

Литература 18 века

2



Литература 19 века

30

3

Литература 20 века

21

2

Литература народов России

1




Зарубежная литература

7



Итого

70

6

Устное народное творчество (9 часов)

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Предания как поэтическая автобиография народа (1 ч). Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Образ главного героя как отражение нравственных идеалов русского народа (1 ч). Новгородский цикл былин. «Садко» (1 ч). Внеклассное чтение. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (1 ч). «Калевала» - карело-финский мифологический эпос (1 ч). Пословицы и поговорки (1 ч). «Повесть временных лет». «Из похвалы князю Ярославу и книгам», «Поучение Владимира Мономаха». Нравственные заветы Древней Руси (1 ч). «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - гимн любви и верности (1 ч). Урок развития речи. Итоговая письменная работа по разделам: «Устное народное творчество», «Древнерусская литература» (1 ч).

Русская литература 18 века (2 часа)

М. В. Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество М. В. Ломоносова (1 ч). Г. Р. Державин – поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Г. Р. Державина (1 ч).

Русская литература 19 века (30 часов)

А. С. Пушкин. История в произведениях А. С. Пушкина. Поэма «Полтава» («Полтавский бой») (1 ч). А. С. Пушкин «Медный всадник» («На берегу пустынных волн…») (1 ч). А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема судьбы в балладе (1 ч). А. С. Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре (1 ч). Проза А. С. Пушкина. «Станционный смотритель» - повесть о «маленьком» человеке (1 ч). Художественное совершенство и человечность повести А. С. Пушкина (1 ч). М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России (1 ч). Нравственный поединок героев поэмы (1 ч). Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения по «Песне…» (1 ч). М. Ю. Лермонтов. Душа и лира поэта (1 ч). Н. В. Гоголь «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести (1 ч). Тарас Бульба и его сыновья (1 ч). Запорожская Сечь, её нравы и обычаи (1 ч). Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю (1 ч). Урок развития речи. Сочинение по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (1 ч). И. С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных (1 ч). И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. История создания цикла (1 ч). Н. А. Некрасов. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины (1 ч). Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа (1 ч). А. К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов, «Михайло Репнин» (1 ч). Урок внеклассного чтения. А. К. Толстой «Князь Серебряный» (1 ч). М. Е. Салтыков – Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Страшная сила сатиры (1 ч). М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Обличение нравственных пороков общества (1 ч). Урок развития речи. Сатира и юмор в сказкахМ. Е. Салтыкова-Щедрина (1 ч). Л. Н. Толстой «Детство» (главы). Сложность взаимоотношений детей и взрослых (1 ч). Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир (1 ч). Стихотворения о родной природе (1 ч). А. П. Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия произведения (1 ч). Два лица России в рассказе А. П. Чехова «Злоумышленник» (1 ч). Внеклассное чтение. Смех и слёзы в «маленьких рассказах» А. П. Чехова (1 ч).

Литература 20 века (21 час)

И. А. Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых (1 ч). И. А. Бунин «Лапти». Нравственный смысл рассказа (1 ч). М. Горький «Детство» (главы). Автобиографический характер повести (1 ч). «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев (1 ч). Урок развития речи. Анализ эпизода «Пожар» из повести М. Горького «Детство» (1 ч). «Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды (1 ч). Урок внеклассного чтения. Л. Н. Андреев «Кусака». Нравственные проблемы рассказа (1 ч). В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Роль поэзии в жизни человека и общества (1 ч). В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир (1 ч). А. П. Платонов «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку (1 ч). Урок внеклассного чтения. А. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности (1 ч). Урок развития речи. Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (1 ч). А. Т. Твардовский. Философские проблемы в лирике. Пейзажная лирика (1 ч). Урок внеклассного чтения. Час мужества (интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны) (1 ч). Ф. Абрамов «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа (1 ч). Е. И. Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа (1 ч). Урок внеклассного чтения. «Не дать погаснуть живому огню…» (по рассказу «Живое пламя» Е. И. Носова) (1 ч). Ю. П. Казаков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки (1 ч). Д. С. Лихачёв «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи (1 ч). Урок внеклассного чтения. «Тихая моя Родина». Стихотворения русских поэтов 20 века о Родине, родной природе (1 ч). Смех Михаила Зощенко (по рассказу «Беда») (1 ч).

Литература народов России (1 час)

Расул Гамзатов «Опять за спиной родная земля», «О моей Родине», «Я вновь пришёл сюда…». Особенности художественной образности дагестанского поэта (1 ч).

Зарубежная литература (7 часов)

Р. Бёрнс. Стихотворение «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности (1 ч). Дж. Г. Байрон – «властитель дум» целого поколения. Судьба и творчество гениального поэта (1 ч). Внеклассное чтение. Э. По «Лягушонок» (1 ч). Дж. Олдридж. «Отец и сын» (Отрывок из повести «Последний дюйм») (1 ч). О. Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви (1 ч). Р. Бредбери «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра (1 ч). Луиджи Пиранделло. «Черепаха» (1 ч).

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

Учащиеся должны знать:

авторов и содержание изученных произведений; основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора, предания, былины, пословицы, поговорки, летопись, роды литературы, эпос, повесть, литературный герой, понятие о теме и идее произведения, герой-повествователь, портрет как средство характеристики, автобиографическое художественное произведение, ода, баллада, стихотворения в прозе, лирический герой, поэма, трёхсложные размеры стиха, тоническое стихосложение, гипербола, гротеск, сатира и юмор, публицистика, мемуары, литературные традиции.

Учащиеся должны уметь:

видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приёмов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;

видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определённой ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;

передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов, пейзажа и описания в эпическом произведении;

видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;

аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

оценивать игру актёров в пределах законченного эпизода;

сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;

стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;

написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.

Перечень учебно-методического обеспечения

В. Я. Коровина «Литература: 7 класс»

В. Я. Коровина «Читаем, думаем, спорим…: 7 класс: Дидактические материалы по литературе»

В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин «Литература: 7 класс: Фонохрестоматия на CD-ROM»

И. И. Аркин «Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика: Книга для учителя»

С. М. Аникина, И. В. Золотарёва, «Поурочные разработки по литературе: 7 класс»

Н. В. Егорова «Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс»

Н. Е. Кутейникова «Уроки литературы в 7 классе: Книга для учителя»

А. М. Марченко «Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя»

Календарно- тематическое планирование. 7 класс



Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Виды учебной деятельности

Планируемые результаты усвоения

Виды контроля

Примерное домашнее задание

Дата план

Дата факт

Устное народное творчество (9 часов)

1

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Предания как поэтическая автобиография народа

Урок усвоения новых знаний

Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям. Изображение человека как важнейшая задача литературы. Исторические события в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник». Предания как жанр фольклора

Чтение статьи учебника, преданий, пересказ, ответы на вопросы, выразительное чтение

Знать образную природу словесного искусства. Понимать природу художественного образа и своеобразие художественной действительности. Уметь пользоваться справочным разделом, составлять план, тезисы. Знать определение понятия «предания». Понимать своеобразие преданий как поэтической автобиографии русского народа. Уметь пересказывать текст, объяснять особенности жанра предания

Самостоятельная работа по составлению плана, тезисов вступительной статьи учебника. Сформулировать самим вопросы по текстам преданий

«Вольга и Микула Селянинович» прочитать

3.09




2

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Образ главного героя как отражение нравственных идеалов русского народа

Урок усвоения новых знаний

Исторические и художественные основы былины. Понятие о былине. Собирание былин. Прославление мирного труда героя-труженика. Микула Селянинович – эпический герой. Сказка и былина

Чтение статьи учебника, чтение былины, ответы на вопросы, выразительное чтение, устное словесное рисование, комментирование текста, сравнение со сказкой

Знать определение понятия «былина», своеобразие былин как героических песен эпического характера. Уметь составлять характеристику героя, определять художественные особенности былинного жанра и его отличие от сказки, тему былины, роль гиперболы и постоянных эпитетов, выразительно читать, сохраняя напевность, торжественность

Комментирование текста

«Садко» прочитать

7.09




3

Новгородский цикл былин. «Садко»

Урок усвоения новых знаний

Своеобразие и поэтичность былины «Садко». Различие киевского и новгородского цикла былин

Выразительное чтение былины, ответы на вопросы, анализ текста, беседа по иллюстрациям, устное словесное рисование

Знать содержание былины, её художественные особенности, отличие киевского и новгородского цикла былин

Анализ текста

«Илья Муромец и Соловей-разбойник» прочитать

10.09




4

Внеклассное чтение. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Урок усвоения новых знаний

Киевский цикл былин. Илья Муромец – носитель лучших черт русского национального характера. Бескорыстное служение Родине и народу. Особенности былинного стиха. Роль гиперболы

Работа над цитатным планом по ходу чтения, составление словесного портрета Ильи Муромца, выразительное чтение, чтение по ролям, характеристика былинного героя

Знать, какие приёмы способствуют раскрытию величия, доблести подвигов русского богатыря. Уметь воспринимать и анализировать поэтику былин, определять отношение авторов-рассказчиков к Илье Муромцу

Литературная викторина по изученным былинам

«Калевала» прочитать

14.09




5

«Калевала» - карело-финский мифологический эпос

Урок усвоения новых знаний

Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и тёмного миров карело-финских эпических песен

Чтение поэмы, ответы на вопросы, выборочный пересказ, устное словесное рисование, комментирование художественного текста

Знать сведения о собирателе народных песен-рун для фольклорной публикации «Калевалы» - Элиасе Ленротте. Понимать эстетическое совершенство «Калевалы». Уметь характеризовать героев, оценивать народные вкусы и пристрастия, подлинные исторические события и народные идеалы

Характеристика героев

Найти в «Калевале» черты жанра: воинской повести, мифологического эпоса, заговоров, заклятий, свадебных обрядовых песен, загадок

17.09




6

Пословицы и поговорки

Урок усвоения новых знаний

Русские пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц

Чтение статьи учебника, чтение пословиц и объяснение их прямого и переносного смысла, сочинение по пословице

Знать определение понятий «пословицы» и «поговорки», пословицы и поговорки народов мира. Понимать жанровые особенности пословиц и поговорок. Уметь объяснять прямой и переносный смысл, видеть богатство, точность, выразительность языка пословиц и поговорок, воспринимать точность их оценок, включать их в разговор

Конкурс «Кто знает больше пословиц и поговорок?»

Написать сочинение-миниатюру по одной пословице, «Поучение Владимира Мономаха» прочитать

21.09




7

«Повесть временных лет». «Из похвалы князю Ярославу и книгам», «Поучение Владимира Мономаха». Нравственные заветы Древней Руси

Урок усвоения новых знаний

Поучение как жанр древнерусской литературы. Русские летописи и летописцы. Владимир Мономах – выдающаяся фигура Древней Руси, виднейший государственный деятель, человек «большого ума и литературного таланта». «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»)

Чтение статьи учебника, текста «Поучения», ответы на вопросы, пересказ, выразительное чтение, анализ текста

Знать особенности поучения как жанра литературы. Понимать смысл поучения Владимира Мономаха. Уметь выразительно читать текст

Составить план «Поучения»

Написать поучение младшему брату или сестре, используя лексику «Поучения»; «Повесть о Петре и Февронии Муромских» прочитать

24.09




8

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» - гимн любви и верности

Урок усвоения новых знаний

Историческая основа повести, идейное художественное своеобразие. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини

Ответы на вопросы, устное словесное рисование, чтение по ролям, комментирование художественного текста, анализ повести

Знать содержание повести, нравственные законы, которым следуют главные герои. Уметь воспринимать и анализировать древнерусский текст, отмечая особую стилистику произведений, отмечая красоту и силу главных героев

Составить план пересказа повести

Подготовиться к сочинению по фольклору и древнерусской литературе (выбрать тему, подобрать цитаты)

28.09




9

Итоговая письменная работа по разделам: «Устное народное творчество», «Древнерусская литература»

Урок развития речи

Сочинение на одну из тем:

1 Что воспевает народ в героическом эпосе?

2 Приемлемы ли для современного читателя нравственные идеалы и заветы Древней Руси?

3 В чём значение древнерусской литературы для современного читателя?

Сочинение-рассуждение по избранной теме

Знать особенности композиции сочинения- рассуждения. Уметь выбрать жанр сочинения, составить план, определить идею, подобрать цитаты, оформлять устное высказывание в письменной форме, используя текст изученных произведений

Сочинение

Закончить работу над сочинением

1.10



  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск