Скачать 443.22 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноярская основная общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к учебному курсу «Литература» 7 класс Составитель: учитель русского языка и литературы Романова Марина Юрьевна 2012-2013 учебный год Пояснительная записка Статус документа Рабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы по литературы для 5-9 классов под редакцией В.Я. Коровиной (авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Структура документа Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, содержание учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план. Общая характеристика учебного предмета Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Виды контроля: промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный), выразительное чтение, развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, отзыв; итоговый: сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода. Программа 7 класса рассчитана на 2 часа в неделю, 70 часов в год. Реализуется в классе со средним образовательным уровнем. Содержание учебного курса
Устное народное творчество (9 часов) Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Предания как поэтическая автобиография народа (1 ч). Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Образ главного героя как отражение нравственных идеалов русского народа (1 ч). Новгородский цикл былин. «Садко» (1 ч). Внеклассное чтение. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (1 ч). «Калевала» - карело-финский мифологический эпос (1 ч). Пословицы и поговорки (1 ч). «Повесть временных лет». «Из похвалы князю Ярославу и книгам», «Поучение Владимира Мономаха». Нравственные заветы Древней Руси (1 ч). «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - гимн любви и верности (1 ч). Урок развития речи. Итоговая письменная работа по разделам: «Устное народное творчество», «Древнерусская литература» (1 ч). Русская литература 18 века (2 часа) М. В. Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество М. В. Ломоносова (1 ч). Г. Р. Державин – поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Г. Р. Державина (1 ч). Русская литература 19 века (30 часов) А. С. Пушкин. История в произведениях А. С. Пушкина. Поэма «Полтава» («Полтавский бой») (1 ч). А. С. Пушкин «Медный всадник» («На берегу пустынных волн…») (1 ч). А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема судьбы в балладе (1 ч). А. С. Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре (1 ч). Проза А. С. Пушкина. «Станционный смотритель» - повесть о «маленьком» человеке (1 ч). Художественное совершенство и человечность повести А. С. Пушкина (1 ч). М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России (1 ч). Нравственный поединок героев поэмы (1 ч). Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения по «Песне…» (1 ч). М. Ю. Лермонтов. Душа и лира поэта (1 ч). Н. В. Гоголь «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести (1 ч). Тарас Бульба и его сыновья (1 ч). Запорожская Сечь, её нравы и обычаи (1 ч). Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю (1 ч). Урок развития речи. Сочинение по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (1 ч). И. С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных (1 ч). И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. История создания цикла (1 ч). Н. А. Некрасов. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины (1 ч). Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа (1 ч). А. К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов, «Михайло Репнин» (1 ч). Урок внеклассного чтения. А. К. Толстой «Князь Серебряный» (1 ч). М. Е. Салтыков – Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Страшная сила сатиры (1 ч). М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Обличение нравственных пороков общества (1 ч). Урок развития речи. Сатира и юмор в сказкахМ. Е. Салтыкова-Щедрина (1 ч). Л. Н. Толстой «Детство» (главы). Сложность взаимоотношений детей и взрослых (1 ч). Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир (1 ч). Стихотворения о родной природе (1 ч). А. П. Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия произведения (1 ч). Два лица России в рассказе А. П. Чехова «Злоумышленник» (1 ч). Внеклассное чтение. Смех и слёзы в «маленьких рассказах» А. П. Чехова (1 ч). Литература 20 века (21 час) И. А. Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых (1 ч). И. А. Бунин «Лапти». Нравственный смысл рассказа (1 ч). М. Горький «Детство» (главы). Автобиографический характер повести (1 ч). «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев (1 ч). Урок развития речи. Анализ эпизода «Пожар» из повести М. Горького «Детство» (1 ч). «Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды (1 ч). Урок внеклассного чтения. Л. Н. Андреев «Кусака». Нравственные проблемы рассказа (1 ч). В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Роль поэзии в жизни человека и общества (1 ч). В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир (1 ч). А. П. Платонов «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку (1 ч). Урок внеклассного чтения. А. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности (1 ч). Урок развития речи. Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (1 ч). А. Т. Твардовский. Философские проблемы в лирике. Пейзажная лирика (1 ч). Урок внеклассного чтения. Час мужества (интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны) (1 ч). Ф. Абрамов «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа (1 ч). Е. И. Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа (1 ч). Урок внеклассного чтения. «Не дать погаснуть живому огню…» (по рассказу «Живое пламя» Е. И. Носова) (1 ч). Ю. П. Казаков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки (1 ч). Д. С. Лихачёв «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи (1 ч). Урок внеклассного чтения. «Тихая моя Родина». Стихотворения русских поэтов 20 века о Родине, родной природе (1 ч). Смех Михаила Зощенко (по рассказу «Беда») (1 ч). Литература народов России (1 час) Расул Гамзатов «Опять за спиной родная земля», «О моей Родине», «Я вновь пришёл сюда…». Особенности художественной образности дагестанского поэта (1 ч). Зарубежная литература (7 часов) Р. Бёрнс. Стихотворение «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности (1 ч). Дж. Г. Байрон – «властитель дум» целого поколения. Судьба и творчество гениального поэта (1 ч). Внеклассное чтение. Э. По «Лягушонок» (1 ч). Дж. Олдридж. «Отец и сын» (Отрывок из повести «Последний дюйм») (1 ч). О. Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви (1 ч). Р. Бредбери «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра (1 ч). Луиджи Пиранделло. «Черепаха» (1 ч). Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса Учащиеся должны знать: авторов и содержание изученных произведений; основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора, предания, былины, пословицы, поговорки, летопись, роды литературы, эпос, повесть, литературный герой, понятие о теме и идее произведения, герой-повествователь, портрет как средство характеристики, автобиографическое художественное произведение, ода, баллада, стихотворения в прозе, лирический герой, поэма, трёхсложные размеры стиха, тоническое стихосложение, гипербола, гротеск, сатира и юмор, публицистика, мемуары, литературные традиции. Учащиеся должны уметь: видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров; различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приёмов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях; видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения; объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте; видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определённой ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы; передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов, пейзажа и описания в эпическом произведении; видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению; аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения; выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы; сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода; оценивать игру актёров в пределах законченного эпизода; сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции; стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему; написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя. Перечень учебно-методического обеспечения В. Я. Коровина «Литература: 7 класс» В. Я. Коровина «Читаем, думаем, спорим…: 7 класс: Дидактические материалы по литературе» В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин «Литература: 7 класс: Фонохрестоматия на CD-ROM» И. И. Аркин «Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика: Книга для учителя» С. М. Аникина, И. В. Золотарёва, «Поурочные разработки по литературе: 7 класс» Н. В. Егорова «Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс» Н. Е. Кутейникова «Уроки литературы в 7 классе: Книга для учителя» А. М. Марченко «Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя» Календарно- тематическое планирование. 7 класс
Устное народное творчество (9 часов)
|