Скачать 354.9 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноярская основная общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к учебному курсу «Литература» 5 класс учителя русского языка и литературы Романовой Марины Юрьевны 2012-2013 учебный год Пояснительная записка. Статус документа Рабочая программа по литературе для 5 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы по литературы для 5-9 классов под редакцией В.Я. Коровиной (авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Структура документа Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, содержание учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения, учебно-тематический план. Общая характеристика учебного предмета Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Виды контроля: промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование; итоговый: анализ эпизода. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 70 часов в год. Реализуется в классе со средним образовательным уровнем. Содержание учебного курса
Введение (1 час) Книга и её роль в духовной жизни человека и общества (1 ч). Устное народное творчество (7 часов) Русский фольклор. Жанры фольклора. Сказка как особый жанр фольклора (1 ч). Волшебная сказка «Царевна- лягушка» (1 ч). «Царевна- лягушка»- сказка о мудрости и красоте (1 ч). Внеклассное чтение. Волшебная сказка «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» (1 ч). Сказка о животных «Журавль и цапля» (1 ч). Бытовая сказка «Солдатская шинель» (1 ч). Внеклассное чтение. Мои любимые сказки (1 ч). Из древнерусской литературы (1 час) «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» (1 ч). Из литературы 18 века (1 час) М. В. Ломоносов. Слово о писателе. «Случились вместе два Астронома в пиру» (1 ч). Из литературы 19 века (37 часов) Русские басни. Басня и её родословная. Басня как литературный жанр (1 ч). И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк и Ягненок» (1 ч). Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом» (1 ч). Басня «Волк на псарне» (1 ч). Внеклассное чтение. Басенный мир И. А. Крылова (1 ч). Урок развития речи. Сочинение басни (1 ч). В. А. Жуковский «Кубок» (1 ч). В. А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна» (1 ч). А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил (1 ч). Пушкинская сказка – «прямая наследница народной» (1 ч). А. С. Пушкин. Стихотворение «Няне», «У лукоморья» (1 ч). Урок развития речи. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа (1 ч). В. М. Гаршин. Человек обостренной совести. Сказка «Attalea Prinseps» (1 ч). Х.К. Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева» (1 ч). Два мира сказки «Снежная королева» (1 ч). Урок внеклассного чтения. Писатели-сказочники и их герои (1 ч). М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино». История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости (1 ч). Образ простого солдата- защитника Родины в стихотворении «Бородино» (1 ч). Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место» (1 ч). Реальное и фантастическое в сюжете повести (1 ч). Урок внеклассного чтения. Урок-презентация других повестей сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1 ч). Н. А. Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге» (1 ч). Внеклассное чтение. Н. А. Некрасов «Мороз, Красный нос» (1 ч). Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети» (1 ч). А. В. Кольцов. Слово о поэте. Стихотворение «Песня пахаря» (1 ч). И. С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе (1 ч). Герасим – «самое замечательное лицо» в рассказе. Герасим и его окружение (1 ч). Герасим и Муму (1 ч). Авторская позиция и способы её выражения в рассказе «Муму». Подготовка к сочинению (1 ч). А. А. Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» (1 ч). Ф. Ф. Тютчев – великолепный певец природы (1 ч). Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа (1 ч). Странная дружба Дины и Жилина (1 ч). Два пленника: Жилин и Костылин (1 ч). Любимый рассказ Л. Толстого. Смысл названия рассказа. Роль картин природы в рассказе. Особенности языка произведения (1 ч). А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» (1 ч). Внеклассное чтение. Юмор и сатира в творчестве А. Чехова (1 ч). Из литературы 20 века (14 часов) И. А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Косцы». Человек и природа в рассказе (1 ч). В. Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Описание городка Княжье - Вено. Вася и его отец (1 ч). Контраст судеб героев в повести «В дурном обществе». Счастье дружбы в повести Короленко (1 ч). Урок развития речи. Обучение работе над сочинением (1 ч). С. А. Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина (1 ч). П. П. Бажов. «Медной горы Хозяйка» (1 ч). Образы героев сказа П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка» (1 ч). К. Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы» (1 ч). С. Я. Маршак. Слово о писателе. Пьеса- сказка С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» (1 ч). Анализ картины «Встреча падчерицы с двенадцатью месяцами» (1 ч). А. П. Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита» (1 ч). В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои (1 ч). Человек и природа в рассказе (1 ч). Русские поэты 20 века о Родине и родной природе (1 ч). Из зарубежной литературы (7 часов), резервные уроки (2 ч) Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мёд» (1 ч). Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» (1 ч). Внеклассное чтение. Жорж Санд. «О чем говорят цветы» (1 ч). Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера". Жизнь и заботы Тома Сойера (1 ч). Том Сойер и его друзья (1 ч). Джек Лондон. «Сказание о Кише» (1 ч). Итоговый урок. «Путешествие в мир книги» (1 ч). Резервные уроки (2 ч). Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса Учащиеся должны знать: авторов и содержание изученных художественных произведений; основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора, виды сказок, постоянные эпитеты, гипербола, сравнение, летопись, роды литературы, жанры литературы, басня, аллегория, понятие об эзоповском языке, баллада, литературная сказка, стихотворная и прозаическая речь, ритм, рифма, способы рифмовки, метафора, звукопись, аллитерация, фантастика, юмор, портрет, пейзаж, литературный герой, сюжет, композиция, драма, пьеса, автобиографичность литературного произведения. Учащиеся должны уметь: воспроизводить сюжет изученного произведения; отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении; видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление; выявлять основную нравственную проблематику произведения; определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними; прослеживать изменение настроения в стихотворении; воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении и выявлять проявление авторского отношения к изображаемому; различать особенности построения и языка произведений простейших жанров; ориентироваться в незнакомой книге; выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги; подготовить краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы; словесно воспроизводить картины, созданные писателем; аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь; видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений; написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений; сочинять небольшие произведения фольклорного жанра; создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению. Перечень учебно-методического обеспечения В. Я. Коровина «Литература: 5 класс» В. Я. Коровина «Читаем, думаем, спорим…: 5 класс: Дидактические материалы по литературе» В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин «Литература: 5 класс: Фонохрестоматия на CD-ROM» «Сочини сказку. Творческие задания. 5-7 классы» И. И. Аркин «Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Книга для учителя» О. Б. Беломестных, И. В. Золотарёва, «Поурочное планирование по литературе: 5 класс» О. А. Ерёмина «Поурочное планирование по литературе: 5 класс: Методическое пособие» И. В. Золотарёва, Н. В. Егорова «Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс» Календарно- тематическое планирование
Введение (1 час)
Устное народное творчество (7 часов)
|