«Рассмотрено на заседании МО «Согласовано». «Утверждаю». и рекомендовано к утверждению.» Заместитель директора по УВР Директор школы Председатель МО Еремина Т.В. Новикова Е.В. Макаров Р.В. ___________________________ ____________________________ _________________ Рабочая программа по литературе для 6 классаучителя Ереминой Т.В. на 2013/2014 учебный год.Пояснительная запискаРабочая программа по литературе для 6 класса к учебнику В.П. Полухиной В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы. Основная задача обучения в 6 классе — познакомить учащихся с художественным произведением и автором, с понятием характеры героев. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы. Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия; для чтения, истолкования и оценки; для чтения и речевой деятельности. Ученики 5—6 классов активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно владеют техникой чтения, поэтому на уроках важно больше времени уделять чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы. Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, материалов «Фонохрестоматии», раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой. Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся должны знать: авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма (начальные представления)); жанры литературы (начальные представления), баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении; юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
Учащиеся должны уметь: выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;
сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;
сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;
переходить от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, жизненной ситуации;
видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения; определять тональность повествования, роль
рассказчика в системе художественного произведения; сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги); сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели; использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.); писать творческие работы, связанные с анализом личности героя (письма, дневники, журналы, автобиографии и др.); отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении. Место предмета на изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год. Распределение учебных часов по разделам программы Введение — 1 час.Устное народное творчество — 3 часа. Древнерусская литература — 1 час. Произведения русских писателей XVIII века — 3 часа. Произведения русских писателей XIX века — 30 часов. Произведения русских писателей XX века — 19 часов. Из зарубежной литературы — 9 часов. Итоговые уроки — 2 часа.
Поурочное планирование №
уро
| Тема урока
| Тип
урока
| Элементы содержания
| Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
| Виды контроля, самостоятельной деятельности
| Домашнее
задание
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| ВВЕДЕНИЕ (1 час)
| 1 К1.1
| Книги,
которые
хочется
перечитать
| Урок-
беседа
| Художественное произведение и автор. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения позиции автора. Чтение и обсуждение фрагментов статьи В.Б. Шкловского «В дорогу зовущие» (с. 3—4). Высказывания о книге. Беседа о прочитанных за лето книгах. Викторина
| Знать: основную проблему изучения литературы в 6 классе (художественное произведение и автор); содержание и героев произведений, изученных в 5 классе. Понимать: роль книги в жизни человека и общества; значение изучения литературы. Уметь: строить собственные высказывания о книгах и чтении
| Викторина, вопросы и задания 1—3, 5 (с. 4-5)
| Задание 4 (с. 5), со- общение об обрядовых праздниках
| УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (3 часа)
| 2 К1.2
| Обря-
довый
фольклор
| Урок
вне-
класс-
ного
чте-
ния
| Календарно-обрядовые песни (трудовые, праздничные, колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние песни). Наблюдения над художественными особенностями песен. Эстетическое значение обрядового фольклора. Репродукции картин Б.М. Кустодиева «Масленица», К.А. Трутовского «Колядки в Малороссии». Прослушивание песен, обсуждение
| Знать: виды календарно-обрядовых песен, примеры каждого.
Понимать: роль календарно-обрядовых песен в жизни народа, их эстетическое значение.
Уметь: исполнять календарно-обрядовые песни; отмечать художественные особенности обрядового фольклора; рассказывать о своем участии в обрядовых праздниках
| Сообщения, выразительное исполнение песен, вопросы и задания рубрики «Фонохрестоматия» (с. 11-12)
| Вопросы и задания 1—8 (с. 10-11)
| 3 К1.2
| Пословицы и поговорки
| Урок
Изуче-
ния
но-
вого
мате
риала,
урок-
беседа
| Развитие понятий о пословицах и поговорках. Темы пословиц и поговорок, их краткость, меткость, образность. Выражение опыта, мудрости, нравственных представлений народа в пословицах и поговорках. Употребление пословиц и поговорок в речи. Составители сборников пословиц и поговорок. Труд В.И. Даля
| Знать: отличительные особенности пословиц и поговорок, их виды.
Понимать: значение пословиц и поговорок в жизни народа.
Уметь: использовать пословицы и поговорки в речи
| Вопросы и задания 1—4 (с. 16), работа со словарем В.И. Даля, сборниками пословиц и поговорок
| Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова»
(с. 16-17), выполнение рисунка по мотивам фольклорных произведений
| 4
| Фольк
лорный
праздник
«Осенние
посидел
ки»
| Урок
раз
вития
речи
| Выражение народного духа в фольклорных жанрах. Прослушивание и исполнение календарно-обрядовых песен. Представление рисунков по мотивам фольклорных произведений. Сцены колядования из видеофильма «Вечера на хуторе близ Диканьки» (или мультфильма). Викторина по пословицам и поговоркам
| Знать: пословицы, поговорки и календарно-обрядовые песни.
Понимать: важность сохранения фольклорных традиций.
Уметь: исполнять календарно-обрядовые песни; объяснять прямой и переносный смысл пословиц и поговорок; представлять рисунки на фольклорные темы; оценивать исполнительское мастерство
| Исполнение календарно-об- рядовых песен, викторина, задание 5(с. 17)
| Чтение и составление плана статьи Д.С. Лихачева и Т.Н. Ми- хельсон о древнерусской литературе
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
|
|
|
|
|
|
| (с. 18-23), вопросы и задания 1—3 (с. 23)
| ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (1 час)
| 5 К2
| Русская летопись. «Сказание о белгородском киселе»
| Урок
изуче-
ния
ново-
го
мате
риала,
урок-
беседа
| Развитие представлений о летописи. «Повесть временных лет». Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости). «Сказание о белгородском киселе», его связь с фольклором. Прослушивание «Сказания...» в актерском исполнении, обсуждение. Словарная работа. Репродукция картины В.М. Васнецова «Нестор-лето- писец» (первый форзац учебника)
| Знать: черты древнерусской литературы. Понимать: значение летописи в развитии литературы.
Уметь: составлять план и пересказывать текст статьи; выразительно читать текст сказания; оценивать актерское чтение; определять связь между летописным и фольклорным произведением; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять произведения литературы и живописи
| Пересказ
статьи
Д.С. Лихачева и Т.Н. Михель- сон, вопросы и задания (с. 25), вопросы и задания рубрик «Развивайте дар слова»
(с. 23, 26), «Фонохрестоматия» (с. 26)
| Повторение темы «Басни»
| ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XVIII ВЕКА (3 часа)
| 6 К1.7
| Русская
басня
| Урок
изуче
ния
но
вого
мате
риала,
урок-
беседа
| Повторение изученного о басне. Чтение статьи В.И. Федорова об И.И. Дмитриеве (с. 28-30). Басни И.И. Дмитриева. Прослушивание басни «Муха» в актерском исполнении, обсуждение. Художественная и нравственная ценность басни. Особенности языка XVIII века. Развитие представлений о понятиях мораль, аллегория, иносказание
| Знать: сведения о жизни и творчестве И.И. Дмитриева (кратко); содержание басни «Муха»; происхождение крылатого выражения «Мы пахали!».
Понимать: аллегорический смысл басни. Уметь: выразительно читать басни; оценивать актерское чтение
| Вопросы и задания 1—2, 5 (с. 31-32)
| Вопросы и задания 3—4 (с. 31-32), чтение вступительной статьи об И.А. Крылове
(с. 32-36)
| 7 К1.12
| И.А. Крылов. Басня «Осел и Соловей»
| Урок
изуче
ния
но
вого
мате
риала,
урок-
беседа
| Слово об И.А. Крылове. История создания басни «Осел и Соловей». Высмеивание глупости, невежества, самомнения в басне. Прослушивание басни в актерском исполнении, обсуждение. Иллюстрации к басне
| Знать: сведения о жизни и творчестве И.А. Крылова (кратко); историю создания и содержание басни «Осел и Соловей». Понимать: аллегорический смысл басни. Уметь: выразительно читать басни; вести беседу по прочитанному произведению; оценивать актерское чтение
| Пересказ вступительной статьи об И.А. Крылове, выразительное чтение, вопросы и задания 1—4 (с. 36), 2 (с. 45), 1 -3 (с. 46, рубрика «Фонохрестоматия»), описание иллюстрации
| Выразительное чтение одной из басен И.А. Крылова
|
** Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень) / Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2010.
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8 К1.12
| Басни И.А. Крылова «Листы и корни», «Ларчик»
| Урок
изуче
ния
но
вого
мате
риала,
урок-
беседа
| История создания басни «Листы и корни». Тема народа и власти. Необходимость их единства. История создания басни «Ларчик». Высмеивание пустого мудрствования. Прослушивание басен в актерском исполнении, обсуждение. Словарная работа. Иллюстрации к басням
| Знать: одну из басен И.А. Крылова наизусть; истории создания басен. Понимать: аллегорический смысл басен. Уметь: выразительно читать басни; выяснять значение незнакомых слов; оценивать актерское чтение
| Выразительное чтение наизусть, описание иллюстраций, вопросы 1, 3-4 (с. 45-46), вопросы и задания рубрики «Фонохрестоматия»
(с. 46-47)
| Задания 5 (с. 46, подготовка к вечеру по басням Крылова), 2-3 (с. 55)
| ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕИ XIX ВЕКА (30 часов)
| 9 К4.4
1.14
| А.С. Пушкин. Стихотворение «И.И. Пущину»
| Урок
изуче
ния
но
вого
мате
риала,
урок-
беседа
| Лицейские годы А.С. Пушкина. Сообщение о Царском Селе (рубрика «Литературные места России», с. 325—327). Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. История создания стихотворения «И.И. Пущину». Тема дружбы в стихотворении. Жанр послания. Прослушивание стихотворения в актерском исполнении, обсуждение. Обучение выразительному чтению
| Знать: сведения о лицейских годах А.С. Пушкина; особенности жанра послания.
Понимать: лирический пафос стихотворения «И.И. Пущину».
Уметь: выразительно читать стихотворение; прослеживать изменение настроения в стихотворении; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения
| Вопросы и задания 1—5 (с. 54), 1,4 (с. 55), 1-3 (с. 56)
| Вопросы и задания рубрики «Фонохрестоматия» (с. 60), выразительное чтение стихотворения «Узник» наизусть
| 10 К4.4
1.14
| Стихотворение А.С. Пушкина «Узник»
| Урок
изуче
ния
но
вого
мате
риала,
урок-
беседа
| Вольнолюбивые устремления поэта. Тема свободы в стихотворении «Узник». Удвоение образа неволи. Противопоставление угнетенности и свободы. Символический образ орла. Изобразительно-выразительные средства, их роль в стихотворении
| Знать: историю создания стихотворения «Узник»; текст стихотворения наизусть. Понимать: роль пейзажа, глаголов действия в стихотворении; вольнолюбивый пафос стихотворения.
Уметь: выразительно читать стихотворение; прослеживать изменение настроения в стихотворении; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения
| Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 57), вопросы и задания рубрики «Фонохрестоматия» (с. 60)
| Выразительное чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»
| 11 К4.4
1.12
1.14
| Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха
| Урок
изуче
ния
но
вого
мате
риала,
урок-
беседа
| Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни в стихотворении «Зимнее утро». Изобразительно-выразительные средства (антитеза, эпитеты, сравнения, метафоры), их роль в стихотворении. Интонация как средство выражения поэтической идеи. Понятие о ямбе и хорее. Чтение статьи «Двусложные размеры стиха» (с. 61-62)
| Знать: стихотворение «Зимнее утро» наизусть; теоретико-литературное понятие антитеза.
Понимать: роль пейзажа в стихотворении; оптимистический пафос стихотворения. Уметь: выразительно читать стихотворение наизусть; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения; определять виды двусложных размеров стиха
| Выразительное чтение наизусть, вопросы 1-3 (с. 59),
1 (с. 59-60, рубрика «Совершенствуйте свою речь»), 1-4 (с. 61)
| Задания 4 (с. 59), 2 (с. 60, рубрика «Совершенствуйте свою речь»), чтение романа А.С. Пушкина «Дубровский»
| |