Технология естественного обучения
Педагогическая проба по теме «Движения»
В условиях реализации личностно ориентированной концепции обучения наметилась тенденция к разработке конкретных современных педагогических технологий, позволяющих организовывать или предоставлять условия для осуществления индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. Индивидуальная образовательная траектория – это определенная последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося, соответствующая его способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемая им при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога во взаимосвязи с родителями.
Думается, что применение педагогических технологий для создания индивидуальных образовательных траекторий, учащихся не единственный путь осуществления личностно ориентированного обучения, но поскольку интерес к нетрадиционным технологиям со стороны практиков очень высок, то обратимся именно к этой проблеме.
Термин «технология естественного обучения» введен Н.Н. Суртаевой и подробно описан в ее диссертационном исследовании (1995). В основу данной технологии положены идеи коллективных средств обучения, которые достаточно подробно освещались в различных методических изданиях. Предлагаемая технология - развитие идей, методологии и методики организации образовательного процесса на основе применения КСО. Свое название технология естественного обучения (ТЕО) получила потому, что способ организации учебной деятельности при ее использовании основан на общении как естественном средстве обучения, причем общение рассматривается как процесс взаимосвязи и взаимодействия субъектов образовательного пространства, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями, умениями, а также результатами деятельности. В данной технологии, наряду с естественным общением, применяются парное, опосредованное и групповое.
Дидактическое назначение технологии - изучение новой темы, закрепление знаний по крупному разделу курса, а также их повторение и обобщение. Применяя ТЕО, учителя открывают учащимся возможности интенсивного изучения материала и досрочного выхода на итоговый и заключительный контроль по тем дисциплинам, которые в их дальнейшем образовании не будут иметь доминирующего значения.
Для внедрения ТЕО необходима предварительная работа учителя: подготовка необходимого методического материала для организации учебного процесса (тематическое планирование, дидактические карточки трех видов, алгоритм поведения учащихся, листы учета деятельности учащихся), средств обучения, продумывание расположения ученических рабочих мест.
Рассмотрим использование технологии естественного обучения при проведении уроков по теме «Движения» в 9 классе.
Информационный ввод учащихся в тему учитель осуществляет в виде обобщающей лекции, с использованием УМК «Живая математика» (эту функцию может выполнить компьютер или видеозапись). Разделы этой темы «Осевая и центральная симметрия» были рассмотрены в 8 классе, поэтому в качестве повторения
На следующих уроках учащиеся самостоятельно работают по предложенным дидактическим карточкам, при этом создаются условия для парного, естественного и опосредованного общения, работе с компьютером. Затем они выполняют практические работы и выходят на индивидуальный итоговый контроль. После проверки контрольных тестов учитель проводит урок индивидуального осмысления (рефлексии) результатов, проектирования дальнейшей образовательной траектории, который завершает изучение темы. Количество часов, отводимое на изучение темы по данной технологии, зависит от программы, по которой работает учитель.
Самостоятельная деятельность учащихся осуществляется по предлагаемым дидактическим карточкам трех групп - 1, 2, 3 в три этапа в режиме диалога.
Вначале всем учащимся предлагается карточка 1 (для всех одинаковая, один вариант). Учащиеся произвольно образуют пары сменного или постоянного состава (по их усмотрению) и прорабатывают информацию, заложенную в данной карточке. Карточка 1 чаще всего содержит задания репродуктивного характера, нацеленные на усвоение учащимися понятийного аппарата темы, воспроизведение ранее изученного.
При работе с карточкой задавайте поочередно вопросы друг другу, помечая при этом те понятия и определения, которые не смогли вспомнить, не заглянув в книгу или тетрадь. Вернитесь к работе с ними еще раз, при этом вы можете воспользоваться дидактическим алгоритмом усвоения понятий.
После доработки и усвоения понятий, которые изначально вызвали затруднения при воспроизведении, можете еще раз прибегнуть к помощи товарища. Убедившись, что все необходимые понятия усвоены, выходите на контроль к учителю или переходите к работе по карточкам второй группы.
После окончания работы с карточкой 1 учащиеся могут выходить на контроль к учителю или переходить к работе с карточками 2. Эти карточки должны быть приготовлены в нескольких вариантах. Представленные карточки направлены на подготовку и отработку построения образов фигур при движении.
Карточки второй группы учащиеся прорабатывают с использованием одной из методик КСО в группах по 4 или 6 человек на основе естественного общения. Ход работы учащихся фиксируется в листе учета.
Выполнив задания соответственно 4 или 6 карточек, группа дает сигнал о готовности отвечать учителю (в этом случае контроль обязателен). Учащиеся, которые успешно прошли контроль по всем карточкам 2, получают возможность переходить к индивидуальному выполнению заданий по карточкам третьей группы.
Индивидуальные задания для этих карточек составляют дифференцированно по разделам темы.Ученик должен решить не менее 4-5 задач из каждой карточки. При этом он может пользоваться обобщающим опорным конспектом, в котором заложена информация об учебном материале по всему разделу, и перечнем вопросов.
Для регистрации индивидуальной работы по карточкам 3 (опосредованное общение) необходим еще один лист учета деятельности учащихся.
При работе с карточками 3 учащиеся сами решают, когда отвечать учителю: после завершения работы с карточками по каждому разделу темы или по нескольким. Следует заметить, что большую часть времени учащиеся затрачивают на выполнение заданий по карточкам 2, карточки 1 и 3 затруднений практически не вызывают.
Успешно выполнив 4-5 заданий из каждой карточки, после собеседования с учителем учащийся допускается к письменной, индивидуальной итоговой контрольной работе.
Отдельно рассмотрим организацию ученических посадочных мест при использовании ТЕО.
Для работы учащихся с карточкой 1 размещение парт в кабинете может оставаться традиционным, однако нужно предусмотреть рабочее место для одной группы, которая сформируется из учащихся, первыми закончивших работу по карточке 1. По мере увеличения числа групп, начинающих выполнять задания по карточкам 2, увеличивается количество посадочных мест для работы в группах. В зависимости от числа учащихся в группе возможны различные варианты организации рабочих мест.
При первоначальном применении данной технологии можно предложить учащимся алгоритм работы.
Таким образом, технология естественного обучения позволяет организовать многократную проработку изучаемого материала, продвижение вперед в соответствии со способностями и возможностями каждого учащегося, т.е. служит одним из способов реализации личностно ориентированной концепции обучения. Образец карточки №1
Тема «Понятие движения» 1)Прочитайте текст учебника (глава 13) п. 113, 114, 115.
Посмотрите анимацию к тексту (согласно этим пунктам) в программе «Живая математика»
Ответьте на вопросы, проверьте правильность ответов по учебнику.
1.Что такое отображение плоскости на себя?
2. Является ли осевая симметрия отображением плоскости на себя?
3. Является ли центральная симметрия отображением плоскости на себя?
4. Каким свойством обладают осевая и центральная симметрия?
2) Просмотрите презентацию (слайды 2-12), повторите тему «Осевая и центральная симметрия (8 класс)
Ответьте на вопросы, проверьте правильность ответов по учебнику.
1.Какое отображение плоскости называют осевой симметрией, центральной симметрией?
2. № 417
3. №422
4. Что такое движение (перемещение) плоскости?
5. Что такое наложение?
3) Прочитайте текст учебника (глава 13) п. 116, 117.
Посмотрите анимацию к тексту (согласно этим пунктам) в программе «Живая математика»
Ответьте на вопросы, проверьте правильность ответов по учебнику.
1. Объясните, как выполнить параллельный перенос на данный вектор.
2. Является ли параллельный перенос наложением?
3. Является ли параллельный перенос движением?
4. Объясните, как выполнить поворот на данный угол относительно данной точки.
5. Является ли поворот наложением?
6. Является ли поворот движением?
Образец карточки №2
Карточка 2а
Тема «Осевая симметрия» 1. С помощью чертежных инструментов выполните задание № 416. Проверьте правильность своего построения по УМК «Живая математика».
2. Выполните задание № 1148 с помощью подсказок и анимации в электронном альбоме к учебнику Атанасяна по УМК «Живая математика»
3. Посмотрите выполнение задания №1158, выполните данное построение с помощью чертежных инструментов на нелинованном листе А4, попробуйте выполнить данное построение с помощью средств программы «Живая математика»
4. Посмотрите выполнение задания №1159, выполните данное построение с помощью чертежных инструментов на нелинованном листе А4, попробуйте выполнить данное построение с помощью средств программы «Живая математика»
Образец карточки №3
Карточка За
Тема «Осевая симметрия» Посмотрите презентацию (слайды 15-23)
Найдите изображения симметричных орнаментов, относительно прямой?
№ 418
№ 419
№ 420
|