Средства наглядности и применение их в процессе обучения детей с глубокими нарушениями зрения математике. Шиленкова Л. З





Скачать 185.69 Kb.
НазваниеСредства наглядности и применение их в процессе обучения детей с глубокими нарушениями зрения математике. Шиленкова Л. З
Дата публикации04.08.2014
Размер185.69 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
Средства наглядности и применение их в процессе обучения детей с глубокими нарушениями зрения математике.

Шиленкова Л.З.

(учитель математики ГКОУ НОС(К)О Нижегородской школы-интерната III-IV вида)

Средства наглядности применяются при преподавании всех учебных предметов слепым учащимся значительно шире, чем при обучении зрячих детей. Нормально видящий ученик знакомится в жизни со множеством предметов и явлений, поэтому учителю массовой школы часто бывает достаточно лишь назвать предмет, чтобы у учащихся возник его образ. В школе же слепых постоянно имеется необходимость ознакомить учеников с большим количеством предметов и явлений, свойства которых до изучения их в классе остаются неизвестными детям из-за отсутствия зрения. Поэтому одна из важных задач школы слепых заключается в пополнении и уточнении имеющихся у учеников представлений предметов окружающего мира путем использования разнообразных средств наглядности. Средства наглядности в специальной школе приносят действенную помощь тогда, когда они даются в строгой системе, определяемой школьными программами.

Большое значение имеют четкие словесные объяснения учителя, сопровождающие работу с наглядным материалом. Итак, наглядное обучение - одна из ведущих дидактических проблем, от правильного решения которой зависит качество подготовки слепых к общественной и трудовой жизни. Попытки ввести наглядность в обучение слепых начинаются вместе с появлением школ для незрячих. При этом с самого начала особое внимание было обращено на осязание как основной способ восприятия предметов окружающего мира слепыми. При помощи осязания в отличие от зрения можно воспринимать только близкие предметы. Этим и определяются принципы наглядности, а в зависимости от них и типы учебно-наглядных пособий. При этом важно выполнение двух основных условий:

  • соответствие пособия изображаемому реальному предмету, точная передача свойств предмета.

  • Пособия должны отвечать требованиям осязательного восприятия, создавать у слепого правильные осязательные образы и представления изображаемых предметов.

Все это предполагает участие в восприятии пособий остальных сохранных анализаторов слепого — слуха, обоняния, вкуса и остаточного зрения. Но, в основном, пособия воспринимаются посредством осязания.

Большое значение при осязательном восприятии предметов имеют движения пальцев и рук слепого ученика. Приемы осязания зависят от свойств обследуемого предмета, воспринимаемого слепым.

  • Лучшим наглядным пособием для слепых является натуральный предмет, в котором все свойства воспринимаются непосредственно.

И в качестве наглядных пособий-изображений предметов в школах слепых могут применяться:

  • Модель, где все свойства предмета повторяются, а изменяется лишь масштаб.

  • Скульптура, где сигналом изображенного предмета служит точно повторенная форма.

  • Макеты, где сигналом изображенного предмета служит форма, а также условные обозначения.

  • Рельефные изображения на плоскости- чертежи и схематические изображения.

При работе с любым из видов наглядных пособий необходимо вначале сформировать системы временных связей путем восприятия каждого данного вида пособия и восприятия натурального предмета, воспроизведенного в этом пособии. При условии соблюдении этого правила слепые учащиеся смогут в дальнейшем самостоятельно обследовать пособия тех видов, в отношении которых у них имеется богатая практика восприятия и на основе только пособия приобрести представление натурального предмета. Создать такой вид изображения, который воспринимался бы учащимися школы слепых сразу, без обучения невозможно, хотя бы этот вид изображения полностью бы отвечал требованиям осязательного восприятия. Опыт работы со слепыми детьми показал, при изучении объекта необходимо идти от натурального предмета- к модели, к макету, а только потом к рисунку, схеме. Натуральная наглядность является определяющей в процессе чувственного познания. Она готовит базу для понятийного мышления, во многом определяет объективность и степень обобщенности отражения действительности. При закреплении материала, особенно на обобщающее- повторительных уроках, возможна обратная последовательность: от схемы, рисунка, к макету, модели, и далее- к натуральному объекту. Здесь возможны и варианты последовательности в предъявлении наглядности в зависимости от дидактических и коррекционных задач, методических замыслов педагога- дефектолога.

Не всегда для показа учащимся можно достать натуральный объект, в этом случае объяснение следует начинать с ориентировки на модель (лучше действующую, специально подготовленную) или макет. Далее переходить к разбору рисунка и схемы. Степень насыщенности наглядного материала натуральными объектами зависит от трех факторов:

  1. возраста и подготовленности учеников,

  2. накопленного объема чувственных образов

  3. от содержания программного материала по предмету.

На начальной стадии изучения материала натуральные объекты должны быть представлены в наглядности наиболее полно, так как у детей младшего школьного возраста преобладает конкретно- образное мышление. В старших классах наглядность выступает более обобщенно и развивает абстрактное мышление. И это выражается в переходе к преобладанию изобразительных пособий: рисунков и схем. Подобная зависимость видов наглядности от возрастного и образовательного уровня учащихся опирается на динамику обеспечения доступности изучения материала и на развитие у проблемного ребенка логического познания. А так же объем натуральной наглядности зависит от накопленного запаса впечатлений, от их полноты, адекватности и степени обобщенности образов. То есть для каждого конкретного ученика в вопросах наглядности необходим индивидуальный дифференцированный подход.

Методические рекомендации учителям математики, работающим с детьми с нарушением зрения.

Учащиеся школ слабовидящих овладевают содержанием программ массовой школы. Обучение слабовидящих является очень сложным делом, так как нарушение зрительных функций (низкая острота зрения, нарушение полей зрения, снижение способности к цветоразличению и так далее) затрудняют полноценное восприятие окружающего мира, что в свою очередь, осложняет процесс овладения знаниями, умениями и навыками.

Поэтому специальные школы - интернаты для слабовидящих детей наряду с общеобразовательными и воспитательными задачами призваны решать также задачи по охране и развитию зрения учащихся. В связи с этим в школах для слабовидящих детей уделяется большое внимание вопросам лечебно- профилактической и лечебно- восстановительной работы. Осуществляется эта работа под руководством врача- окулиста, педиатра, так как у каждого ребенка есть сопутствующие заболевания и поэтому важную роль в процессе работы играют учителя и воспитатели, которые следят за своевременным принятием лечебных процедур и выполнении рекомендаций, данным врачом.

Одним из основных аспектов лечебно-профилактической работы является назначение очков и других оптических средств коррекции зрения (линзы, лупы). Учителя должны строго следить за правильным ношением очков и следить за их чистотой.

Слабовидящие дети утомляются быстрее, чем их здоровые сверстники. При переутомлении дети начинают снимать очки, жаловаться на тяжесть в области висков и глаз. При этом они не могут сосредоточиться, зевают, не могут сидеть спокойно за партой, часто меняют позу и чаще ложатся на парту верхней частью туловища. Как предупредить переутомление?

Во время проведения урока надо чаще переключать учащихся с одного вида деятельности на другой. Смена видов деятельности способствует повышению работоспособности учащихся. Во время урока учитель должен учитывать допустимую продолжительность зрительной нагрузки для слабовидящих учащихся и длительность активного внимания учеников разных возрастных групп. Непрерывные зрительные нагрузки не больше 15 минут - среднее и старшее звено и 10 минут - начальные классы. Но есть такие заболевания (атрофия зрительного нерва, центральная дистрофия сетчатки ...) - и такая нагрузка утомительна. Поэтому к дозировке зрительной нагрузки учащихся- учитель должен подходить индивидуально. Можно дать задание- подумать над ним и ответить как письменно («устное письмо»). Это тренирует память и речь учащихся. Очень утомительны для слабовидящих детей письменные нагрузки, так как из-за низкой остроты зрения, нарушенного поля зрения приходится учащимся низко наклонять голову, а это ведёт не только к значительному напряжению зрения, но и напряжению мышц всего тела. Поэтому в целях сохранения работоспособности школьников в течение урока чаще переключать с одного вида деятельности на другой.

Например, после работы зрительного анализатора перейти к работе слухового анализатора: дети письменно решают уравнение, затем переходят к решению задачи (учитель читает задачу, дети анализируют её, проговаривают её запись, а в тетрадь записывают только уравнение этой задачи).

Длительность активного внимания за урок составляет 25-30 минут - средние классы, 30 - 35 минут - старшие классы. Положительное влияние на поддержание работоспособности учащихся на уроке и повышению эффективности проведения учебных занятий оказывает физкультминутки (середина урока). Упражнения проводятся для глаз, для мышц туловища и др.

Если на весь урок, даётся письменная работа, то можно сделать две физпаузы. При этом, надо учитывать, что не все учащиеся могут делать резкие наклоны вниз, активные прыжки и так далее.

Исключительно большое значение для сохранения работоспособности и лучшего усвоения учебного материала имеют форма и методы проведения урока. Лучше и легче усваивается материал, который излагается живо, интересно, эмоционально. Особенно хорошо, если в его восприятии принимают участие несколько анализаторов (глаз, ухо, голос, осязание и др.).

Голос учителя должен быть достаточно громким, но не резким. Монотонное изложение материала недопустимо, оно вызывает дремоту, так как длительно действующие слабые ритмические раздражители вызывают в клетках головного мозга разлитое торможение и ученик перестаёт воспринимать материал. И как следствие этого ученик начинает нервничать, раздражаться и даже иногда выдаёт агрессию.

Таким образом, перед учителем школ слабовидящих детей стоит следующая задача - умело применять все приёмы обучения с учётом особенностей учащихся.

Во время урока необходимо следить за позой учащихся. Ученик должен сидеть прямо, слегка наклонив голову, ноги согнуты под прямым углом, поясничная часть спины не должна касаться спинки стула, ступни ног опираются на подставку или на пол. Такая поза способствует формированию правильной осанки, а также обеспечивает соблюдение оптимального расстояния от глаз до рассматриваемого предмета: с нормальным зрением - 30-35 см., а для слабовидящих детей это индивидуально.

Домашнее задание должно быть не более 1/3 оттого, что пройдено на уроке и даже меньше.

На выполнение домашнего задания должно уходить в 4-5 классах - 1,5 часа, в 6-7 классах - 2 часа, 8- 9 классах - 2,5 часа, 10 - 12 классах -3,5 часа.

При зрительной нагрузке очень важно освещение (от 500 люкс до 1500 люкс). От уровня освещённости во многом зависит умственная и зрительная работоспособность учащихся. Дневной свет не должен быть очень ярким, на подоконниках не должны находиться предметы, стёкла должны быть всегда чистыми, свет должен падать слева, чтобы во время письма на тетрадь не падала тень. Хорошо использовать индивидуальные настольные лампы.

Тетради должны быть с яркой разлиновкой, бумага лучше матовая, а не глянцевая. Слабовидящие школьники пишут чёрной пастой или темно фиолетовой, учебники с крупным шрифтом. На yрокax желательно чтобы учитель сам читал задания, а на самоподготовке - воспитатель или родители. В массовых школах со слабовидящими детьми надо больше заниматься индивидуально. Чем можно помочь таким детям?

1. Освещение должно соответствовать требованиям.

2. Слабовидящего ребёнка сажают близко к доске.

3. Для таких школьников надо иметь карточки, написанные крупно.

4. Давать больше индивидуальных устно-письменных заданий.

5. Индивидуальное домашнее задание.

6. Физпауза для глаз.

7. Беседа с родителями о помощи при выполнении домашнего задания и о зрительной нагрузке.

На уроках математики коррекционная работа состоит в развитии пространственных представлений и восприятии окружающих предметов; развитии памяти, наблюдательности, внимания, логического мышления, логической речи. Дети с нарушением зрения располагают чрезвычайно небольшим запасом пространственных представлений. Расширение и накопление этого запаса у них происходит значительно медленнее и своеобразнее, чем у зрячих. Поэтому на уроках математики учителя заботятся о правильном формировании у школьников новых для них понятий, о привитии навыков самостоятельного доказательства теорем, решения задач, построений, вычислений. Если у детей с нарушением зрения имеется чёткое и правильное представление об изучаемом предмете, то различные преобразования и вычисления, он делает быстро, логически обосновывает все операции. У таких детей может быть достаточно хорошо развито пространственное воображение и способность к логическому мышлению. Восприятие окружающей действительности у слепых детей основано главным образом на осязании и слухе. Поэтому для развития пространственных представлений у таких детей необходимо опираться не только на остаточное зрение, но и на осязание (мышечное ощущение), слух, двигательное чувство. Внимание у детей с нарушением зрения должно быть более концентрированно, чем у зрячих. У них должен быть более натренированный механизм памяти, пространственного воображения, мышления, так как они чаще, чем зрячие дополнять воображение и домысливать то, что благодаря зрению даётся непосредственно и легко. Проблему развития пространственных представлений, всегда ставят в зависимость от осуществления принципа наглядности. Применение, в ходе урока наглядных пособий помогает учащимся быстрее, легче и прочнее усваивать изучаемый материал, всегда вносит много нового, живого, интересного, развивает творческие способности учеников, дает им возможность обогатить свои пространственные представления.

Усвоение предмета во время урока облегчается, если ученик не только слушает объяснение, но и рассматривает наглядные пособия. Для слабовидящих школьников наглядность в обучении имеет особое значение. С помощью хорошо поставленной наглядности ликвидируются пробелы в знаниях, осуществляется коррекция и компенсация нарушений зрения. При использовании наглядности важно знать меру, учитывать возраст учащихся, особенности личности ученика, уровень их развития, потенциальные возможности. Поэтому учителю приходится изготавливать много специальных средств наглядности (макеты - геометрических фигур, таблицы, приборы (физика), дидактический материал). Используемые средства наглядности должны быть свободны от лишних деталей, линий и чётко выделены существенные признаки.

Должна соблюдаться цветовая гамма, которая лучше для восприятия (зелёный, желтый, оранжевый тона и их оттенки).

Средства наглядности нужно делать с учётом рекомендаций офтальмолога относительно остроты зрения и особенностей осязательного восприятия. Карточки для индивидуальной работы должны быть 10Х10 см или 20Х30см.

Все средства наглядности должны соответствовать необходимым эстетическим требованиям. Повышенные требования к использованию наглядности обусловлены следующими причинами:

• разнообразие контингента учащихся с заболеванием глаз (аномалии рефракции, врождённые заболевания глаз, приобретённые и др.)

• своеобразие познавательной деятельности слабовидящих учащихся: замедленное восприятие, неустойчивость внимания, бедность представлений.

• специфические отклонения в развитии речи: устной и письменной.

• Значительные трудности возникают у учащихся при необходимости использовать полученные навыки в процессе самостоятельной деятельности (учат правила, а самостоятельно применить их затрудняются.)

Правильное и грамотное использование средств наглядности способствует также сохранению зрения, развитию зрительных функций, осуществляет дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, конкретизирует и расширяет их представление об окружающем мире, воспитывает интерес и положительное отношение к учению, связи обучения с жизнью.

Рассмотрим виды наглядности на уроках математики:

• Натуральные, естественные (окружающие нас предметы или процессы); Например, понятие «геометрическое тело» - шар. Мы сравниваем с мячом, яблоком. Другие геометрические тела сравниваем со спортивными снарядами, классной доской и так далее. Или «осевая симметрия» - лист клёна, самолёт, человек...

• Изобразительные, знаковые: чертежи, схемы, таблицы, графики различных функций, изображения геометрических фигур...

Данные виды готовой наглядности для зрячих учащихся имеют недостатки при использовании их для слабовидящих учеников:

1. изображения на многих пособиях не имеют чётких очертаний,

2. на рисунках представлено: большое количество мелких (элементов) деталей, среди которых затруднительно выделить основные.

3. шрифт для чтения мелкий.

Поэтому многие ученики с суженным полем зрения не воспринимают такие чертежи. Следовательно, надо переделать изданные для массовой школы пособия, убрать все вышеперечисленные недостатки.

• Объёмные (муляжи различных геометрических тел):

- сплошные модели,

- каркасные модели (особенно для нас ценные),

- развёртки геометрических тел (используются на лабораторных работах),

- конструкторы; изготовленные специально для наших школ.

• Словесные: тексты, карточки, написанные крупным шрифтом;

• К наглядности можно отнести и классную доску. Писать, делать рисунки на доске надо крупным планом, без лишних деталей. Причем, ребёнок может подойти к доске в любой момент, если ему плохо видно.

Классная доска должна быть такой, чтобы на ней было легко писать, а написанное могло бы легко читаться. Доска должна быть зелёного цвета или чёрного, и иметь дополнительное освещение. Мел должен быть хорошего качества, мягким, не крошиться, не ломаться во время письма. На чёрной доске надо писать белым мелом, а на зеленой- оранжевым. Работа с доской способствует развитию зрительного восприятия. Ученики свободно подходят к доске, читают, смотрят, думают и выполняют задания. Например, по теме «Векторы» можно работать всем классом у доски. Нужно заранее приготовить рисунки, вопросы. Школьникам нравится работать у доски всем вместе, потому что каждый что-нибудь да ответит. Такая форма работы воспитывает интерес к предмету.

Очень ценны те пособия, которые можно использовать на многих уроках, при изучении различного материала.

Например: параллелепипед (тем более каркасный) используется при изучении понятия прямоугольного параллелепипеда, вычислении площадей боковой поверхности, полной поверхности и объёма (4-5 класс), а также при изучении понятий скрещивающихся, параллельных, перпендикулярных прямых и плоскостей, построение сечений (11-12 классы).

Пособия надо применять как при изучении нового материала, так и при его закреплении и при решении задач (от моделей к чертежу). Чтобы школьник выполнил правильно чертёж, ему необходимо представить образ фигуры, которую он должен воспроизвести.

Следовательно, наглядность для слабовидящих детей носит коррекционный характер и используется учителями в процессе формирования различных мыслительных операций, помогает раскрывать закономерные связи между предметами, процессами, явлениями, т.е. способствует формированию правильных глубоких и прочных представлений у слабовидящих детей.

Итак, качественное усвоение программного материала слабовидящими школьниками может быть достигнуто за счёт умелого использования совокупности всех методов обучения. И среди них важная роль принадлежит наглядному методу обучению, так как он способствует развитию наглядно-образного и словесно-логического мышления, формированию представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, а так же личных качеств.

Практические рекомендации для учителя, работающего со слепыми детьми.

Учащиеся средней школы для слепых детей получают образование в том же объёме, что и учащиеся массовой школы. Но условия, в которых протекает это обучение, средства, при помощи которых они осуществляются, и самый характер обучения имеет весьма существенные отличия.

Основными своеобразными чертами обучения слепых детей являются:

1. особенности математического письма слепого,

2. особенности брайлевских учебников по математике;

3. особенности геометрического черчения,

4. обучение математики без классной доски.

Эти особенности- чисто технические и по сравнению со школой зрячих являются отрицательными. Положительным является то, что класс в школе слепых имеет небольшое количество (6-12 человек), что обеспечивает наибольшую возможность в нужных случаях индивидуализировать занятия с учащимися.

Рассмотрим особенности математического письма слепого. Письмо слепого по сравнению с письмом зрячего имеет следующие отличия:

  1. оно непрерывно,

  2. закрыто и обратно,

  3. громоздко и растянуто,

  4. статично и неизменно в размерах знаков и промежутков между ними.

Из этих особенностей возникают практические последствия:

• Прерывное точечное письмо требует от слепого не только большего времени, но и большего внимания, так как случайный недокол или перекол одной лишь точки или неясность её искажает смысл всей математической записи.

• Закрытое письмо исключает возможность контроля в момент самого письма.

• Растянутое письмо приводит к тому, что брайлевская математическая запись, в особенности алгебраическая, становится мало наглядной, это затрудняет быстрый охват всего математического выражения и ясность восприятия его основных частей. Это особенно заметно, если сравнить брайлевскую запись дробных алгебраических выражений с записью у зрячих.

• Статичное письмо исключает возможность надстрочных и подстрочных записей и это отрицательно сказывается при операциях над дробями. Мы не можем подписать над каждой дробью Д.М., не можем писать сокращения, мы не можем исправить ошибки, как у зрячих, если пропустили знак, и нельзя зачеркнуть лишний знак и над ним поставить правильный. А поэтому, все письменные операции у слепых требуют значительно большей затраты времени и энергии, чем у зрячих.

Таким образом, перед нами возникает несколько задач:

1. как вести преподавание математики слепым, чтобы замедленность и затруднённость в их письменных математических операциях не отразилась на их успеваемости,

2. при помощи каких средств и способов можно предотвратить, ослабить и возместить это отрицательное влияние. Прежде всего, надо подчеркнуть особую роль устных вычислительных преобразований. Хорошее владение этими навыками значительно облегчает письменные вычисления и преобразования. Устно должны решаться не только примеры, но и задачи с условиями, в которых данные числа не вызывают затруднений при устном решении. Важно также и правильное усвоение правил. У зрячих усвоение правил достигается путём многочисленных письменных упражнений на классной доске, с разъяснениями, исправлениями. В нашей школе этот путь невозможен. Слепые, больше чем зрячие вынуждены к точному усвоению математических правил и положений при их первичном объяснении. Упражнения на закрепление правила должны быть таковы, чтобы они не отнимали слишком много времени. Поэтому типы упражнений должны быть хорошо продуманы. Вынужденный количественный недостаток письменных упражнений должен быть возмещён их качеством и при этом должны быть использованы случаи, когда упражнения могут быть предложены в устной форме. В силу повышенной роли памяти у слепых, особое значение приобретают способы подачи материала, которые облегчали бы запоминание математических правил. В этих целях каждое сложное правило должно быть разбито на составные части и усваиваться по частям. Только после сознательного, отчётливого и прочного усвоения правила на целом ряде устных упражнений следует предлагать письменные упражнения. При письменных работах учитель должен учитывать не только ошибки, но и всякие неточности в самих приёмах записи и обращать внимание на это учащихся. Необходимо, чтобы учащиеся при математических записях строго придерживались определённой системы. Большое значение устных вычислений при объяснении и закреплении, не должно вести к недооценке письменных упражнений, и поэтому после изучения каждой темы надо оставлять значительное количество времени для письменных упражнений.

Говоря об особенностях математического письма слепого, необходимо отметить особенности брайлевского учебника по математике. Учебники по математике для слепых детей те же, что и для зрячих, но отличаются лишь тем, что плоский шрифт в них заменён выпуклым точечным шрифтом, а планиметрические и стереометрические чертежи заменены рельефными чертежами. Говоря о чертежах, мы должны отметить, что чтение чертежей слепыми (восприятие чертежей) качественно отличается от чтения таких же чертежей зрячими учащимися. Слепые учащиеся, особенно не имевшие зрительных представлений, с трудом воспринимают рельефные чертежи (особенно стереометрические). Учащимся приходится читать чертежи пространственных фигур последовательно и постепенно выделять отдельные элементы. Только после весьма внимательного прочтения всего чертежа ученик может представить себе ту или иную фигуру (чтение чертежа должно сопровождаться показом модели).

Следующей особенностью брайлевского учебника является их громоздкость. Например, учебник по алгебре и геометрии (5-9классы) занимают около. 3-х десятков книг, поэтому ученики не могут иметь под рукой весь учебник, а это отрицательно сказывается при повторении.

И ещё одна особенность обучения математике в школе слепых- отсутствие классной доски. Всем известно, что классная доска является ценным пособием в массовой школе. Этот недостаток учитель возмещает за счёт наглядных пособий. В школе слепых наглядность приобретает особое значение. Специфика наглядности в школе слепых обусловливается пособиями, которые воспринимаются с помощью осязания. При помощи осязания, в отличие от зрения, можно воспринимать только близкие предметы.

Этим и определяется принцип наглядности в школе слепых:

1. Доступность (каждому ученику необходимо наглядное пособие).

2. Чёткость, чтобы учебное пособие соответствовало его назначению, без лишней детализации.

3. Обогащенность (чтобы одно пособие вмещало максимум учебного материала).

4. Прочность: приборы должны быть прочными, удобными и лёгкими (шарнирные модели).

5. Эстетичность (каждое пособие должно быть красиво сделанным, гладко отполированным, приятным для рук).

6. Логическая наглядность. Этот принцип имеет важное значение для слепых, особенно на уроках геометрии. Он состоит в конкретизации логического процесса в образовании и развитии понятий.

Таким образом, мы рассмотрели главнейшие особенности обучения математике в школе слепых и слабовидящих.

Работая с учащимися в школе слепых необходимо учитывать их заболевания, которые часто связаны с ЦНС. От каждого учителя математики требуется строгая дифференциация класса, индивидуальный подход, знание заболеваний каждого ребёнка. Итак, одна из основных задач учебно-воспитательного процесса заключается в том, чтобы каждый ученик мог найти приложение своим силам, развивать свои творческие способности.

Среди разнообразных методов, применяемых на уроке в школе слепых хочется отметить «устное письмо» во время которого ученик не просто объясняет решение, но и даёт его запись. «Устное письмо» используется в силу замедленности письма по Брайлю и сохранности зрения слабовидящих.

Система специального образования должна систематически обновляться и совершенствоваться, поскольку жизнь не стоит на месте и постоянно происходят природные, хозяйственные, социальные, научно- технические, культурные и другие изменения. Это отражается на содержании, методах, формах организации и средствах обучения детей с нарушениями развития. Современная коррекционная педагогика решает эти проблемы, исходя из потенциальных возможностей каждого ребенка и опираясь на передовые методы коррекционной работы.

Литература.

  1. Белицкая В.И., Гнеушева А.Н. Охрана зрения слабовидящих школьников.-М.: Просвещение, 1981.

  2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.- М.: АПН РСФСР, 1960.

  3. Жихарев А.М. Воспитательная работа в школе- интернате для слепых детей.- М.: Просвещение 1983.

  4. Земцова М.И., Каплан А.И., Певзнер М.С. Дети с глубокими нарушениями зрения.- М. Просвещение, 1967

  5. Земцова М.И., Кулагин Ю.А. Особенности познавательной деятельности слепых.- М.: Просвещение, 1958.

  6. Зотов А.И., Литвак А.Г., Феактистова В.А. Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников.- Ленинград, ЛГПИ им. А.И. Герцена,1970.

  7. Кантор В.З. Социальная реабилитация и социализация инвалидов по зрению.- СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1999.

  8. Красноусов П.Д., Шоев В.И. Луи Брайль.-М.: ВОС, 1976.

  9. Кручинин В.А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения в процессе школьного обучения.- СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1991.

  10. Кулагин Ю.А. Восприятие средств наглядности учащимися школы слепых.- М.: Просвещение, 1969.

  11. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих.- СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1998.

  12. Лурье Н.Б. Коррекционно- воспитательная работа со слабовидящими школьниками.- М.: Просвещение, 1979.

  13. Мякотин М.С., Земцова М.И. Обучение и воспитание слепых детей.- М.: Просвещение 1956.

  14. Сверлов В.С. Пространственная ориентировка слепых.- М.: учпедгиз, 1951

  15. Сермеев Б.В., Жихарев А.Н. Методические рекомендации по обучению и воспитанию слепых детей.- Горький, ГГПИ им. М Горького, 1975

  16. Солнцева Л.И. Теоретические и практические проблемы современной тифлопсихологии и тифлопедагогики.- М.: ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2006.

  17. Солнцева Л.И., Ермакова Л.П. Воспитание ребенка с нарушением зрения в семье.- М.: Просвещение, 1979.

  18. Солнцева Л.И., Денискина В.З Психология воспитания детей с нарушением зрения.- М.: Налоговый вестник, 2004.

  19. Стернина Э.М. Теория и методика воспитания слепых и слабовидящих школьников, Ленинград, ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1980.

  20. Тупоногов Б.К. Основы коррекционной педагогики.- М.: ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2004.

  21. Феактистова В.А. Формирование навыков общения у слабовидящих детей.- СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Средства наглядности и применение их в процессе обучения детей с глубокими нарушениями зрения математике. Шиленкова Л. З iconВ инклюзивном обучении студентов с глубокими нарушениями зрения
Здесь мы ограничимся обсуждением проблем и путей их преодоления, характерных для студентов с глубоким нарушением зрения на факультете...
Средства наглядности и применение их в процессе обучения детей с глубокими нарушениями зрения математике. Шиленкова Л. З iconПерспективы развития транспортно-логистической системы Республики Беларусь
Тема: организация коррекционно – развивающей работы в логопедической группе. Применение инновационных методов работы в коррекционно...
Средства наглядности и применение их в процессе обучения детей с глубокими нарушениями зрения математике. Шиленкова Л. З iconСогласован: утвержден: мбу «Управление ресурсами и приказом начальника развития инфраструктуры»
Тема: организация коррекционно – развивающей работы в логопедической группе. Применение инновационных методов работы в коррекционно...
Средства наглядности и применение их в процессе обучения детей с глубокими нарушениями зрения математике. Шиленкова Л. З iconПланирование деятельности сетевого сообщества учителей логопедов Великого Новгорода на 2012 год
Тема: организация коррекционно – развивающей работы в логопедической группе. Применение инновационных методов работы в коррекционно...
Средства наглядности и применение их в процессе обучения детей с глубокими нарушениями зрения математике. Шиленкова Л. З iconI. общие положения муниципальное бюджетное дошкольное образовательное...
Тема: организация коррекционно – развивающей работы в логопедической группе. Применение инновационных методов работы в коррекционно...
Средства наглядности и применение их в процессе обучения детей с глубокими нарушениями зрения математике. Шиленкова Л. З iconРабочая программа к курсу «Учимся читать»
У детей с нарушениями зрения и зрительных функций наблюдается снижение эффективности образной памяти и связанные с этим вторичные...
Средства наглядности и применение их в процессе обучения детей с глубокими нарушениями зрения математике. Шиленкова Л. З iconПоложение об организации питания учащихся муниципального бюджетного...
Бюджетного образовательного учреждения «начальная школа-детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения №71»
Средства наглядности и применение их в процессе обучения детей с глубокими нарушениями зрения математике. Шиленкова Л. З iconИспользование интерактивной доски на уроках иностранного языка (английского)...
Одним из актуальных нововведений стало применение электронной интерактивной доски как средства повышения интенсификации процесса...
Средства наглядности и применение их в процессе обучения детей с глубокими нарушениями зрения математике. Шиленкова Л. З iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Понятие «средства обучения». Средства материализации умственных действий. Технические и аудиовизуальные средства обучения. Использование...
Средства наглядности и применение их в процессе обучения детей с глубокими нарушениями зрения математике. Шиленкова Л. З iconТпа: «нулевой» Рекомендуемые методы, средства и формы обучения
Обилие наглядности, используемой и создаваемой во время объяснения модели (иллюстрации, схемы, таблицы)
Средства наглядности и применение их в процессе обучения детей с глубокими нарушениями зрения математике. Шиленкова Л. З iconТема: «Путешествие по России»
...
Средства наглядности и применение их в процессе обучения детей с глубокими нарушениями зрения математике. Шиленкова Л. З iconКафедра экономической теории
...
Средства наглядности и применение их в процессе обучения детей с глубокими нарушениями зрения математике. Шиленкова Л. З iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оценка реализации основных принципов обучения. (С точки зрения соблюдения оптимальной меры в их сочетании: научности с доступностью,...
Средства наглядности и применение их в процессе обучения детей с глубокими нарушениями зрения математике. Шиленкова Л. З iconПубличный доклад о деятельности педагогического коллектива
...
Средства наглядности и применение их в процессе обучения детей с глубокими нарушениями зрения математике. Шиленкова Л. З iconИсследовательский и проектный методы в процессе изучения математики
Формирование у учащихся способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности возлагается в первую...
Средства наглядности и применение их в процессе обучения детей с глубокими нарушениями зрения математике. Шиленкова Л. З iconИз опыта проведения Дня открытых дверей. Цель
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск