Скачать 211.52 Kb.
|
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГБОУ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ШКОЛА НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ № 334 ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Москва СодержаниеСтр. 1. Введение 2 2. Методологические основы научных исследований 33. Основные направления и формы научных исследований 144. Заключение 15 5. Список литературы 15 1. Введение. В настоящее время можно выделить три основных подхода к определению понятия «наука». Наиболее распространено понимание науки как особой системы знаний об окружающем мире. Сторонники другого подхода рассматривают науку как особую форму деятельности людей. Некоторые ученые вообще предпочитают воздерживаться от определения такого сложного объекта, как наука. Так, например, Джон Бернал, один из основателей современной науки о науке, считает, что «дать определение науки по существу невозможно» [1]. Вместо определения он дает «пространственное и развернутое описание» науки: «Наука может рассматриваться:
Остановимся на определении науки, которое дается в философском энциклопедическом словаре. Наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Здесь понятие «наука» включает в себя как деятельность, направленная на получение нового знания, так и результат этой деятельности – сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира [3]. Непосредственные цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов, т.е. в широком смысле – теоретическое отражение действительности. Известно, что в развитии науки существенная роль принадлежит ее методам. Методы науки определяют способы и средства достижения поставленных целей, которые в свою очередь служат объектом приложения научных знаний к решению практических вопросов, возникающих перед научными работниками высших учебных заведений. 2. Методологические основы научных исследований Научное исследование – это целенаправленный процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Научное исследование характеризуется объективностью, доказательностью, точностью. Основными компонентами научного исследования являются:
В зависимости от цели – познавательной или практической – различают фундаментальные и прикладные исследования. Фундаментальные исследования направлены на открытие изучение новых явлений и законов природы, они расширяют знания об окружающем мире. Результат фундаментального исследования есть законченная система научных знаний, ориентированная на ее использование в определенной области практической деятельности. Этот результат может использоваться для создания новых источников энергии, материалов, технологии и т.п. Прикладные исследования направлены на нахождение способов использования законов природы для создания и совершенствования существующих технических объектов. Фундаментальные исследования могут переходить в прикладные и наоборот. Степень завершенности прикладных исследований характеризуется пригодностью полученных результатов к применению в промышленном производстве. По этому признаку прикладные исследования делятся на:
Поисковые исследования направлены на выявление технических возможностей и экономической целесообразности применения в соответствующих областях народного хозяйства принципиально новых путей создания техники, веществ технологических процессов и т.д. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы служат промежуточными звеньями между прикладными поисковыми исследованиями и производственной деятельностью. Научно-исследовательская работа заключается в использовании научных знаний и технических путей идей при создании новых устройств, веществ, процессов. Опытно-конструкторская работа получает объект такой структуры, которая обеспечивает его функции при ряде существующих ограничений. Основой разработки каждого научного исследования является методология. Методология – это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. В широком смысле слова, методология есть совокупность наиболее общих, прежде всего мировоззренческих, принципов в их применении к решению сложных теоретических и практических задач. В узком смысле слова – методология это собственно учение о методах. Метод есть совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи, определенным образом упорядоченная деятельность. Научный метод – это система регулятивных принципов и приемов, с помощью которых достигается объективное познание действительности. Он является инструментом для решения главной задачи науки – открытия объективных законов действительности. Систему методов научного исследования можно представить совокупностью трех групп методов:
Всеобщий философский метод есть совокупность наиболее фундаментальных принципов и приемов, регулирующих всякую познавательную и практическую деятельность. Общим для всех без исключения наук – всеобщим методом является диалектико-материалистический метод. В отличие от специальных методов он не является приемом или операцией процедурного характера и по своему содержанию включает: законы; критерии; принципы материалистической диалектики. Всеобщий метод материалистической диалектики образует общеметодологическую основу системы методов научного исследования в целом и каждого общенаучного и специального метода в отдельности. В силу своей всеобщности философский метод нуждается в конкретизации и в дополнении другими, специальными методами. Специальные методы предназначены для решения отдельных общепознавательных или специфических для каждой науки задач. Общенаучные специальные методы применяются во всех науках или большинстве наук и поэтому справедливо характеризуются как общенаучные. Широта сферы применения сближает их со всеобщим философским методом. Но каждый из этих методов выполняет свою специализированную функцию, обеспечивает решение определенной познавательной задачи. Это придает ему специальный характер, сближает со специальными методами частных наук. К общенаучным методам исследования относятся:
Специальные методы любой частной науки обусловлены особенностями предмета науки и ее объектов. Каждый из них представляет совокупность принципов и вытекающих из них предметов, операций, посредством которых решаются специфические познавательные задачи в частной области исследований. К специальным методам частных наук могут быть отнесены:
Развитие науки на современном этапе характеризуется их всепроникновением, выходом за пределы области знаний, породившей тот или иной конкретный метод. Самыми распространенными среди них являются математические методы, применяющиеся практически во всех областях исследования. Система методов научного исследования характеризуется не только отношениями подчиненности между методами различной универсальности, разной степенью общности. Основанием для классификации методов могут быть также выполняемые ими функции в зависимости от особенностей целей, объектов и условий исследования. По своим функциям различаются методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях исследования, а также методы, которые применяются как при эмпирических, так и теоретических исследованиях. Для эмпирического уровня характерным является процесс установления и накопления новых фактов науки, их анализ, синтез, обобщение для получения эмпирических закономерностей, пригодных для практических целей. На теоретическом уровне производится синтез знаний, выдвигаются и формулируются общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты. В научных исследованиях успешно используются оба эти подхода, которые дополняют и обогащают друг друга. Результаты эмпирического исследования служит исходным материалом для создания теории, проверки ее истинности и последующего развития и совершенствования. С другой стороны, при эмпирическом исследовании теория позволяет выделить существенные связи, объяснить и обобщить результаты, предсказать наиболее перспективные области дальнейших исследований. Согласно двум уровням исследования методы можно разделить на три группы:
К методам эмпирического исследования относятся:
Наблюдение | Сравнение | Измерение | Эксперимент Рис.1 Методы эмпирического исследования
Таблица 1.Методы эмпирического исследования Группу методов, используемых на эмпирическом и теоретическом уровнях составляют:
| | ------------------------------------------------------------------------------- | | | | | | | | | |
Рис.2 Методы эмпирического и теоретического исследования
Таблица 2. Методы эмпирического и теоретического исследования К методам теоретического исследования относятся:
| ---------------------------------------------------------------------------------- | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Рис.3 Методы теоретического исследования
Таблица 3. Методы теоретического исследованияНаряду с отдельными методами научного исследования выделяются некоторые фундаментальные исследовательские подходы, в рамках которых любой общенаучный и специальный метод частной науки приобретает дополнительную специфику, по особому выполняет свою основную функцию. Эти подходы являются тоже своего рода методами, определяющими направление и общий характер исследований. В числе наиболее устоявшихся и признанных в науке подходов следует назвать:
Таблица 4. Научные исследовательские подходы. Применяемые на основе этих методов-подходов отдельные методы научного исследования приобретают характерную направленность взаимно дополняют друг друга, обнаруживая тенденцию к диалектическому взаимопроникновению. Характер применяемых методов, состав и связи между ними обусловлены спецификой научного исследования, особенностями его объектов, условий и задач, а также логической последовательностью научного исследования, основными его этапами и формами. Каждый из общенаучных и специальных методов исследования имеет свои преимущества и ограничения в применении. Каждый из них выражает какую-то сторону, черту познавательного процесса, поэтому в чистом виде может быть выделен лишь в абстракции. В реальном процессе научного познания все методы взаимосвязаны, взаимодействуют и взаимно дополняют друг друга, включаясь в конечном счете в содержание всеобщего диалектико-материалистического метода. Развитие науки возможно только при использовании результатов применения этих методов с соблюдением всех требований диалектики как всеобщего метода познания. Для выделения и изучения объектов в процессе научного исследования и обобщения полученных результатов используются различные средства исследования, замещающие исследователя в его некоторых функциях. Средства исследования могут замещать также объект исследования в случае применения устройств, моделирующих его поведение. Исследования могут быть непосредственными и опосредственными. При непосредственном исследовании исследователь имеет дело только с объектом исследования. В опосредственных исследованиях исследователь связывается с объектом исследования с использованием средств исследования, которые включают измерительные устройства, устройства для обработки, анализа и обобщения результатов исследования, а также модели исследования. Последние могут просто замещать собою объекты исследования. Средства исследования могут быть:
При выборе средств учитывается их влияние на качество исследования, производительность исследовательского труда и точность получаемых результатов. Наиболее распространенными и разнохарактерными являются материальные средства. Они включают разнообразные конструкции – от элементарных измерительных устройств до ЭВМ, – и позволяют изучить такие объекты, которые недоступны органам чувств человека, позволяют экономно расходовать его физические и мыслительные возможности, исключить необъективность исследования. Вместе с тем, для материальных средств характерна ограниченность состава исследуемых задач, последовательность выполнения операций и схемы получения опытных данных. Они не исключают возможности внесения возмущений в поведение исследуемого объекта. Математические средства позволяют систематизировать эмпирические данные, выявить и сформулировать зависимости между ними. Они играют роль особого средства идеализации и аналогии, позволяют формулировать гипотезы и строить математические модели исследуемых процессов. Математические средства, особенно статистические и вероятностные, незаменимы при выделении зависимостей в сложных процессах, для которых характерны побочные явления и случайные факторы. Языковые и логические средства используются для фиксации результатов исследования и способов их получения, образования понятий, символов и их систем, выражения знаний в эмпирических науках. 3. Основные направления и формы научных исследований. Под научным направлением понимается наука или комплекс наук, в области которых ведутся исследования. Иными словами, основой научного направления является наука или ряд специальных наук, входящих в ту или иную научную отрасль, а также специальные методы исследования и технические устройства. Структурными единицами научного исследования являются комплексные проблемы; проблемы, темы и научные вопросы. Комплексная проблема представляет собой совокупность проблем, объединенных единой целью. Проблема – это совокупность сложных теоретических и практических задач, решения которых назрели. С социально-психологических позиций проблема – это отражение противоречия между общественной потребностью в знании и известными путями его получения, противоречие между знанием и незнанием. Проблема возникает тогда, когда человеческая практика встречает затруднения или даже наталкивается на «невозможность» в достижении цели. Проблема может быть глобальной, национальной, региональной, отраслевой, межотраслевой, что зависит от масштаба возникающих задач. Так, например, проблема охраны природы является глобальной, поскольку её решение направлено на удовлетворение общечеловеческих ценностей. Кроме перечисленных, различают проблемы общенаучные, общенародные и т.п. Специфические проблемы характерны для определенных производств той или иной промышленности, той или иной отрасли знаний. Тема научного исследования является составной частью проблемы. В результате исследований по теме получают ответы на определенный круг научных вопросов, охватывающих часть проблемы. Обобщение результатов ответов по комплексу тем может дать решение научной проблемы. Под научными вопросами обычно понимаются мелкие научные задачи, относящиеся к конкретной теме научного исследования. 4. Заключение. В данной лекции лишь достаточно кратко даны методологические основы научных исследований и раскрыты основные направления и формы научных исследований. Более подробно с этими и рядом других, связанных с ними вопросами, можно ознакомиться в приведенной подборке литературы. 5. Список литературы. 1. Бернал Дж. Наука в истории общества. - М.,1956 г. - 103 с. 2. Основы научных исследований. Учебн. для техн.вузов. Под ред. В.И.Крутова, В.В.Попова. - М.: Высшая школа, 1989. - 400 с. 3. Философский энциклопедический словарь. - М., Сов. энциклопедия, 1983. - 840 с. 4. Герасимов И.Г. Структура научного исследования: (философский анализ познавательной деятельности в науке). - М.: Мысль, 1985. - 215 с. 5. Ракишев А.И. Анатомия научного знания. - М.: Изд.политической литературы, 1969. - 208 с. 6. Андреев И.Д. Теория как форма организации научного знания. - М.: Наука, 1979. - 304 с |
Департамент образования города москвы юго-восточное окружное управление... Протокол №1 от Г. В. Негодова З. И. Петрова | План работы школы на 2012 2013 учебный год Департамент образования города Москвы Восточное окружное управление образования города Москвы Государственное образовательное учреждение... | ||
Департамент образования восточное окружное управление Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №317 является государственным некоммерческим... | Информационная справка об инновационном развитии гбоу сошно №1673 «Поддержка» Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа «Школа надомного обучения» №1673... | ||
Департамент образования города москвы западное окружное управление... Во исполнение нормативных документов Министерства образования и науки, Департамента образования города Москвы, Западного окружного... | Юго-восточное окружное управление образования государственное бюджетное... Памятка локомотивной бригаде (машинисту) по предупреждению проезда запрещающих сигналов | ||
Департамент образования города москвы юго-восточное окружное управление образования Учебный кабинет №402 Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы Лицея №1793 | Департамент образования города москвы южное окружное управление образования... Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений... | ||
Департамент образования города москвы восточное окружное управление... Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев «Биология. Человек», Изд-во «Дрофа», Москва, 2010 | Правительство Москвы Департамент образования города Москвы Восточное... Приложение Фрагменты из проекта 2007 года «Мы это сделали» (оформление школьной столовой ) | ||
Юго-восточное окружное управление образования государственное бюджетное... Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта» | Департамент образования города Москвы Северное окружное управление... Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10. 07. 1992 №3266-1 (в редакции Федеральных законов от 13. 01. 1996г. №12-фз; от... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Департамент образования города москвы юго-восточное окружное управление образования | Министерство образования российской федерации департамент образования... Диагностика и профилактика ранних отклонений в состоянии здоровья и развития детей | ||
Северное окружное управление образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №185 | Северное окружное управление образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №185 |