Скачать 146.18 Kb.
|
Особенности применения методологии стратегической матрицы при прогнозировании спроса и предложения Выполнил: Солонин Андрей Руководитель: Беляцкая Надежда Григорьевна г.Райчихинск Мобу сош №15 2012г. Цель: Изучить математический подход в экономических задачах. Гипотеза: Если жизненные задачи решаются с помощью матриц, то это заметно облегчает жизнь человека. Задачи:
Высшее назначение математики как раз и состоит в том, чтобы находить скрытый порядок в хаосе, который нас окружает. (Н. Винер) Матрица — математический объект, записываемый в виде прямоугольной таблицы элементов кольца или поля, которая представляет собой совокупность строк и столбцов, на пересечении которых находятся её элементы. Количество строк и столбцов матрицы задают размер матрицы. Прежде чем приступить к исследованию темы, я провел исследование, а точнее анкетирование. В нем приняло участие 150 человек я задал простой вопрос « что такое матрица?» как видите на диаграмме 78%(ответили про фильм) Всего 3%(5 человек) Ответили что это математическая матрица,но увы из них всего 2 школьника. Трое ученики инженерных вузов. После подвода итогов. Я сделал вывод. Тема актуальна и интересна для большинства, т.к. на вопрос «зачем этот опрос» я отвечал что пишу работу по математике. И многие были удивлены. Из истории: Матрицы впервые появились в середине ХVIII столетия в работах английских математиков А. Кэли и У.Р.Гамильтона. Существенный вклад в разработку общей теории матриц внесли русские математики А.Н. Крылов, Лаппо-Данилевский. Матрицы широко применяются в математике для компактной записи систем линейных алгебраических или дифференциальных уравнений. В этом случае, количество строк матрицы соответствует числу уравнений, а количество столбцов — количеству неизвестных. В результате, решение систем линейных уравнений сводится к операциям над матрицами. Понятие матрицы и основанный на нем раздел математики - матричная алгебра - имеют чрезвычайно важное значение для экономистов. Объясняется это тем, что значительная часть математических моделей экономических объектов и процессов записывается в достаточно простой, а главное - компактной матричной форме. С помощью матриц удобно записывать некоторые экономические зависимости. Например, таблица распределения ресурсов по отдельным отраслям экономики давайте перейдем к более интересной части работы. На слайде вы видите применение матрицы первого уровня. Она пока записана в таблице, но мы приводим к более привычному виду. Запись значительно упрощает понимание. Ведь экономистам неважно, что, а важны только цифры. Рассмотрим задачу. Пусть предприятие выпускает продукцию 3х видов (P1,P2,P3) Использует сырье двух типов (S1,S2) Запишем нормы расходов в виде матрицы. С матрицами можно делать те же действия, что и с числами, но есть свои особенности. Я не буду углубляться в них т.к. это уже будет другая тема исследования. По условию нам надо стоимость каждого сырья. Рассмотрев задачу мы можем посмотреть сколько затратили сырья на изготовление продукта, так же мы можем посчитать общую стоимость сырья. С помощью матриц можно решать задачи с поставками\покупками. Такие, как например в 2 магазина пришли телефоны одной фирмы, но разных моделей, а так, же разное их количество. Прогнозирование спроса или другого по определению есть взгляд в будущее, поэтому оно никогда не будет абсолютно точным. То есть разрабатывать логистическую систему нужно таким образом, чтобы она не полностью зависела от точности прогнозирования спроса, а была гибкой и могла адекватно реагировать на те или иные изменения в спросе. Предвижу вопрос: «ЗАЧЕМ ДЕЛАТЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СПРОСА»Существуют условия, при которых делать прогнозирование спроса вообще не целесообразно:
Во всех остальных случаях без прогнозирования спроса не обойтись. Однако формировать прогнозы спроса нужно ровно настолько, насколько этого требуют конкретные цели. Каждый из перечисленных ниже параметров прогнозов спроса должен быть обоснован целью его использования и определен до начала формирования
СЗХ (Strategic business unit - SBU) - группировка зон бизнеса, основанная на выделении некоторых стратегически важных элементов, общих для всех зон. Такие элементы могут включать частично совпадающий ряд конкурентов, относительно близкие стратегические цели, возможность единого стратегического планирования, общие ключевые факторы успеха, технологические возможности. В 21 веке многие люди увлекаются музыкой. Я не исключение и играю в группе. В нашем городе стоит острая проблема с приобретением музыкальных инструментов, поэтому я посмотрел на эту проблему и решаю её в теоретическом виде.(рок магазин зебра).Может быть покажется дерзким, но я планирую открыть рок-магазин в 2020 году.На слайде вы видите список популярных марок в моем магазине.Матрица БKГ (англ. BCG matrix) — инструмент для стратегического анализа и планирования в маркетинге. Создана основателем Бостонской консалтинговой группы Брюсом Д. Хендерсеном для анализа актуальности продуктов компании, исходя из их положения на рынке относительно роста рынка данной продукции и занимаемой выбранной для анализа компанией доли на рынке. Данный инструмент теоретически обоснован. В его основу заложены две концепции: жизненного цикла товара (вертикальная ось) и эффекта масштаба производства или кривой обучения (горизонтальная ось). В основе матрицы БКГ лежат два предположения:
«Звезды»Высокий рост объёма продаж и высокая доля рынка. Долю рынка необходимо сохранять и увеличивать. «Звезды» приносят очень большой доход. Но, несмотря на привлекательность данного товара, его чистый денежный поток достаточно низок, так как требует существенных инвестиций для обеспечения высокого темпа роста. «Дойные коровы» («Денежные мешки»)Высокая доля на рынке, но низкий темп роста объёма продаж. «Дойных коров» необходимо беречь и максимально контролировать. Их привлекательность объясняется тем, что они не требуют дополнительных инвестиций и сами при этом обеспечивают хороший денежный доход. Средства от продаж можно направлять на развитие «Трудных детей» и на поддержку «Звезд». «Собаки» («Хромые утки», «Мертвый груз»)Темп роста низкий, часть рынка низкая, продукт как правило низкого уровня рентабельности и требует большого внимания со стороны управляющего. От «Собак» нужно избавляться. «Трудные дети» («Дикие кошки», «Темные лошадки», «Знаки вопроса»)Низкая доля рынка, но высокие темпы роста. «Трудных детей» необходимо изучать. В перспективе они могут стать как звездами, так и собаками. Если существует возможность перевода в звезды, то нужно инвестировать, иначе - избавляться.
Недостатки
Преимущества
Таблица 1. Показатели оценки стратегического положения с помощью матрицы БКГ.
Показатель будущей конкурентоспособности компании на рынке определяется отношением ожидаемого дохода на капитал и оптимального (или базового) дохода на капитал. Фактически это прогнозируемая рентабельность капитала компании или же анализ тенденции изменения этого показателя в последние годы. Модель Шелл/ДПМ Еще одной моделью стратегического анализа является «матрица направленной политики» ,которая была разработана британско-голландской компанией Шелл. Матрица направленной политики имеет внешнее сходство с матрицей «Дженерал Электрик – МакКинзи», но в то же время является своеобразным развитием идеи стратегического позиционирования бизнеса, заложенной в модель БКГ. Матрица Шелл/ДПМ – двухфакторная матрица размером 3x3. Она базируется на оценках как количественных, так и качественных параметров бизнеса. По осям матрицы Шелл/ДПМ располагаются следующие показатели:
В модели Шелл/ДПМ по сравнению с моделью «Дженерал Электрик – МакКинзи» сделан больший упор на оценку количественных параметров. С помощью модели Шелл/ДПМ оценивается сразу и поток денежной наличности (матрица БКГ) и отдача от инвестиций (матрица «Дженерал Электрик – МакКинзи»). Также как и в модели «Дженерал Электрик – МакКинзи», здесь могут оцениваться виды бизнеса, находящиеся на разных стадиях жизненного цикла. По оси X в матрице направленной политики отражают сильные стороны предприятия (конкурентная позиция), а по оси Y – отраслевую привлекательность. Ось Y является общим измерением состояния и перспектив отрасли.-рис. 4. Модель Шелл/ДПМ. Каждая из девяти клеток матрицы соответствует специфической стратегии: Лидер бизнеса – предприятие имеет сильные позиции в привлекательной отрасли. Стратегия развития предприятия должна быть направлена на защиту своих ведущих позиций и дальнейшее развитие бизнеса. Стратегия роста – предприятие имеет сильные позиции в умеренно привлекательной отрасли. Предприятию необходимо постараться сохранить свои позиции. Стратегия генератора денежной наличности – предприятие имеет сильные позиции в непривлекательной отрасли. Основная задача предприятия – извлечь максимальный доход. Стратегия усиления конкурентных преимуществ – предприятие занимает среднее положение в привлекательной отрасли. Необходимо инвестировать, чтобы переместиться в позицию лидера. Продолжать бизнес с осторожностью – предприятие занимает средние позиции в отрасли со средней привлекательностью. Осторожные инвестиции в расчете на скорую отдачу. Стратегия частичного свертывания – предприятие занимает средние позиции в непривлекательной отрасли. Следует извлечь максимальный доход с того, что осталось, а затем инвестировать в перспективные отрасли. Удвоить объем производства или свернуть бизнес – предприятие занимает слабые позиции в привлекательной отрасли. Предприятию необходимо либо инвестировать либо покинуть данный бизнес. Продолжать бизнес с осторожностью или частично свертывать производство – предприятие занимает слабые позиции в умеренно привлекательной отрасли. Стараться удержаться в данной отрасли пока она приносит прибыль. Стратегия свертывания бизнеса – предприятие занимает слабые позиции в непривлекательной отрасли. Предприятию необходимо избавиться от такого бизнеса. Таблица 3. Переменные конкурентоспособности компании и привлекательности отрасли.
матрица Ансоффа. Модель развития товара/рынка И. Ансоффа (матрица Ансоффа) позволяет использовать одновременно нескольких стратегий. Она основывается на предпосылке, что наиболее подходящая стратегия для интенсивного роста объема продаж может быть определена решением продавать существующие или новые продукты на существующем или на новом рынках. Данная матрица Ансоффа представляет собой схему, предназначенную для помощи менеджерам в принятии решения о выборе стратегии, а также служит диагностиеским инструментом. Матрица Игоря Ансоффа предназначена для описания возможных стратегий предприятия в условиях растущего рынка. По одной оси в матрице рассматривается вид товара – старый или новый, по другой оси – вид рынка, также старый или новый Матрица Абеля Абель предложил определять область бизнеса в трех измерениях:
Первым важнейшим критерием оценки по матрице Абеля является соответствие рассматриваемой отрасли общему направлению деятельности компании, с тем, чтобы использовать синергический эффект в технологии и маркетинге. Другими критериями выбора являются привлекательность отрасли и «сила» бизнеса (конкурентоспособность). Построение матрицы БКГНанести шкалу делений на горизонтальной осиНа горизонтальной оси («Относительная доля продукта на рынке»)наносим значение 1 и число, равное минимальному целому,превосходящему значение, соответствующее значению относительнойдоли продукта на рынке для лидера продаж (т.е. значение, расположенноев первой строчке в столбце «относительная доля продукта на рынке»),обозначим его буквой MaxD.MaxD= [d1]+1.Для удобства дальнейших операций отрезок (0,1) разбиваем на 3равные части и наносим деления 1/3 , 2/3.Нанести шкалу делений на вертикальной оси.На вертикальной оси («Темп прироста рынка») откладываем значениямаксимального (MAXT), среднего (SRT) и минимального (MINT) темповприроста.Построить рабочие областиСтроим 4 прямоугольника (матрицу БКГ), образующихся в результатепересечения вертикальных линий, проходящих через точки 1 и 2, игоризонтальных линий, проходящих через точки MINT, SRT , MAXT(рисунок 1).Визуализация данныхНанести точки, характеризующие положение товарных группНа построенной плоскости наносим точки, характеризующиеположение товарных групп:Т1(d1,v1), Т2(d2,v2), Т3(d3,v3), Т4(d4,v4), Т5(d5,v5).При правильных расчетах лидер продаж всегда будет находиться вправой части матрицы, а все остальные – в левой.Построить окружности, соответствующие товарным группамСтроим окружности с центром в точках Т1, Т2, Т3, Т4 и Т5, диаметрыкоторых соответствуют величине объему продаж во второмрассматриваемом периоде(в Excel - пузырьковая диаграмма).Уровень скученности.Если есть группа близко расположенных друг к другу продуктов(услуг)( пересекающиеся круги на средней по горизонтали линии), то компанияуже провела целенаправленную программу их продвижения и ониизвестны потребителям. При небольших усилиях их можно вывести в лидеры в случае падения лидера продаж.Проанализировав использования матриц в экономике, я пришел к выводу, что достоинства матриц состоят в том, что они используют широкий набор стратегически значимых переменных; указывают направление движения ресурсов Также матрицы позволяют с минимальными затратами труда и времени обрабатывать огромный и весьма разнообразный статистический материал, различные исходные данные, характеризующие уровень, структуру, особенности социально-экономического комплекса. . Среди недостатков этого инструмента: не обеспечивает реальных рекомендаций по разработке специфических стратегий; по ней невозможно определить сферы бизнеса, которые готовы стать победителями. |
Презентация «Решение задач с помощью кругов Эйлера». Презентация... Интегрированное занятие математического кружка (математика + информатика) в 5-м классе по теме "Решение задач с помощью кругов Эйлера.... | Урок конференция по теме "Решение задач с помощью квадратных уравнений" 8-й класс Решение задач с помощью квадратных уравнений”. Продолжить закрепление решение квадратных уравнений по формуле | ||
Урока по теме: «уравнения. Решение задач с помощью уравнений» Зун учащихся по теме «Уравнения. Решение задач с помощью уравнений», навыков устных и письменных вычислений, упрощения алгебраических... | Урок математики (алгебры) в 9-м классе по теме: "Решение задач с... Оформление кабинета: особым образом расставлены столы для работы в группах (количество групп – 4). На доске – плакат, на котором... | ||
Дипломная работа «О некоторых применениях алгебры матриц» В данной дипломной работе рассматривается новые применения матриц в теории систем линейных уравнений, теории чисел и теории алгебраических... | Протокол проведения научно-практической конференции среди учащихся 5-11 классов Решение занимательных геометрических задач с помощью компьютерной среды «Живая геометрия» | ||
Тема: Решение задач с помощью системы уравнений первой и второй степени. Здравствуйте, ребята. Ещё начиная с начальной школы вы учились решать задачи. Для этого с каждым годом вы обучались всё новым и новым... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок №5 Решение логических задач с помощью подсчета энтропии и количества информации | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Градусная сетка: решение задач. Определение расстояний с помощью градусной сетки и г координат | Решение задач по теме «Уравнение касательной к графику функции» Решение задач по теме «Применение производной к исследованию функций и построению графиков» | ||
Решение задач егэ по теме «Углы между прямыми» Тип урока: решение задач (урок проводится в рамках уроков выделенных на подготовку к егэ.) | Урок алгебры в 8 классе. Тема урока: «Решение задач с помощью рациональных уравнений» Автор: Сорокина Елена Николаевна, учитель математики мбоу «Основная общеобразовательная Сорокинская школа» | ||
Урок математики в 5-м классе по теме: "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений" Учебник: Математика: учеб для 5 кл общеобразоват учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. М.: Мнемозина,... | Разработка урока «Решение задач с помощью уравнений по теме «Семья» Цель урока: активизация познавательной деятельности учащихся посредством внедрения икт-технологии | ||
Урок математики в 6 классе. Проценты. Решение задач Форма урока: решение проблемного вопроса «Жить или курить?» при помощи решения задач, урок беседа, обсуждение | Конспект урока по теме «Решение задач на механические свойства твёрдых тел.» Гука, производить алгебраические преобразования величин и единиц измерения; самостоятельно определять порядок действий, составлять... |