Разработка урока «Решение задач с помощью уравнений по теме «Семья».
Роза Исакова
Предмет: Математика. Класс: 6 Цель урока: активизация познавательной деятельности учащихся посредством внедрения ИКТ-технологии.
Основные вопросы темы.
Повторение: решение уравнений, математическое моделирование.
Работа с математической моделью – уравнением: составление задач на тему « Семья»; решение уравнений; ответы на вопросы задач.
Перечень вопросов, изучаемых в данной теме.
Повторение. Решение уравнений. Способы введения неизвестного x, выражение других неизвестных через x.Работа с математической моделью. Оформление краткой записи к задаче. Запись ответа. Понятие «семья», семья Л.Н. Толстого.
Ожидаемые результаты обучения
Умение составлять задачи.
Умение перевести задачу на язык математики.
Решать уравнения.
Утверждение семейных ценностей.
Образовательные цели:
Отработать умения и навыки решения задач алгебраическим способом.
Повторить тему «Решение уравнений».
Познакомить с понятием семья, изучить историческую справку об уравнениях и познакомиться с семьей Л.Н. Толстого.
Развивающие цели:
Развивать навыки устного счёта.
Развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, их интеллектуальные качества: способность к «видению» проблемы.
Формировать умение чётко и ясно излагать свои мысли.
Воспитательные цели:
Воспитывать умение работать с имеющейся информацией в необычной ситуации.
Воспитывать уважение к математике, умение видеть математические задачи в окружающем нас мире.
Прививать уважение и любовь к своим близким, к семье, уважение к истории.
Оборудование:
Компьютер, проектор, экран. Презентация в PowerPoint (слайд-фильм).
Ход урока. Работа учителя на уроке.
| Описание деятельности детей.
| Презентация №1
|
| Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о роли семьи в вашей жизни, проговорим какая она, ваша семья, разберем задачи, составленные вами, которые решаются с помощью уравнений по различным номинациям, связанной с вашей семьей.
Эпиграф: «Человек подобен дроби: числитель ее - то, что он есть, а знаменатель - то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь». Эти слова
принадлежат Л.Н.Толстому, великому русскому писателю. Неслучайно речь зашла о нем, ведь у Льва Николаевича была большая семья.
Что такое семья, ребята?
Учитель: Семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе; родители с детьми; Женатый сын или замужняя дочь, отдельно живущие, составляют уже иную семью. Ваша семья, ребята, какая она?
Вот по таким номинациям вам было дано задание составить задачи, которые решаются с помощью уравнений, но прежде проведем актуализацию знаний, чтобы вспомнить, как решаются уравнения.
| Семья и потомство 1-й ученик
В конце 1850-х Лев Николаевич Толстой познакомился с Софьей Андреевной Берс (1844—1919), дочерью московского врача из остзейских немцев. Ему шёл уже четвёртый десяток, Софье Андреевне было всего 17 лет. 23 сентября 1862 года он женился на ней, и на долю его выпала полнота семейного счастья. В лице своей жены он нашёл не только вернейшего и преданнейшего друга, но и незаменимую помощницу во всех делах, практических и литературных. Для Толстого наступает самый светлый период его жизни — упоения личным счастьем, очень значительного благодаря практичности Софьи Андреевны материального благосостояния, выдающегося, легко дающегося напряжения литературного творчества и в связи с ним небывалой славы всероссийской, а затем и всемирной. У Льва Николаевича было 13 детей. 2-й ученик
Информация из словаря В.Даля: «Семья – это связь поколений.
В традициях русской семьи – большое количество детей.
Корни добра и нравственности зарождаются и произрастают в семье. Семья обладает огромным диапазоном воспитательного воздействия. У истоков стоят родители. Если общую культуру человека определить как отношение к человеку, к миру, к труду, к природе, то именно в семье начинает формироваться культура поведения и культура общения».
Учащиеся произносят поочередно:
1. Дружная.
2.Трудолюбивая.
3. Экономная.
4. Спортивная.
5. Любящая.
6. Внимательная.
| Устный счет. Отдельная презентация №2 (устный счет)
| Задача, составлена учителем «Наш дружный класс».
При составлении задач про семью самыми популярными оказались темы: спортивная, экономная и трудолюбивая.
Количество работ на тему «Трудолюбивая семья» составляет 50% от темы «Спортивная семья», а задач на тему: «Экономная семья» на 1 меньше, чем «Трудолюбивая семья». Всего придумано 11 задач.
Сколько работ по каждой теме выполнили ребята?
| Читаем задачу.
Фронтальная работа. Вводим переменную. Записываем краткую запись (работа в тетрадях). 1 ученик оформляет таблицу у доски. Решение уравнения. Можно пригласить к доске другого ученика.
| Запись в тетради.
| Номинация семьи Кол-во задач Составим уравнение:
Спортивная х
Экономная х -1 х+х -1 + х =11
Трудолюбивая х 2х=12
х=6
Всего 11 задач
Ответ: 6 задач на спортивную тематику, на трудолюбие 3 задачи, 2 задачи с экономическим содержанием.
| Ребята решают две шуточные математические задачи:
Две матери, две дочки и бабушка с внучкой. Сколько их всего?
У одного отца есть шестеро сыновей. У каждого одна сестра. Сколько у отца детей?
| Историческая справка, отголоски старины.
1 ученик
Ещё за 3–4 тысячи лет до н.э. египтяне и вавилоняне, пользуясь таблицами и готовыми выработанными рецептами, умели решать некоторые уравнения. Разумеется, приёмы решения у них были вовсе не такими, как теперь. Греки, унаследовавшие математические знания египтян и вавилонян пошли дальше. Наибольших успехов в решении уравнений добился выдающийся древнегреческий учёный. Диофант (III век), которого по праву называют «отцом алгебры». 2 ученик
Диофант умел решать очень сложные уравнения, применяя для неизвестных буквенные обозначения, ввёл специальный символ для вычитания, использовал сокращения слов. О нём потом писали:
Посредством уравнений, теорем Он уйму всяких разрешил проблем: И засуху предсказывал, и ливни – Поистине его познанья дивны
3 ученик
Стройное учение об уравнениях разработал среднеазиатский учёный Мухаммед аль-Хорезми (IX в.). Он написал книгу «Китабаль – Джебр Валь-Мукабала», что означает «Книга о восстановлении и противопоставлении». Это был первый в мире учебник алгебры. С этого времени алгебра становится самостоятельной наукой. В дальнейшем проблема решений уравнений занимала умы всех математиков
| Задача авторская. Номинация: «Моя спортивная семья».
Сын прыгнул с шестом на 2м 45 см, мама - на 2м 50см, а папа - на 2 м 52 см.
На сколько метров в высоту прыгнула Елена Исинбаева, если вся моя семья прыгнула на 2 м 12 см выше, чем мировая рекордсменка?
| Автор читает задачу.
Задачу решает один ученик у доски. Вводит переменную (работа в тетрадях). Решение уравнения. Можно пригласить к доске другого ученика.
| Запись в тетрадях.
Член длина
семьи прыжка 2,45+2,5+2,52=х+2,12
х=5,35
Сын 2 м 45см
Мама 2м 50см Семья вместе
Папа 2м 52см
Елена Исинбаева прыгнула на 2м 12 см ниже, чем
Ответ: Елена Исинбаева прыгнула в высоту на 5м 35см.
| Елена Исинбаева уроженка города-героя Волгограда, наша гордость, Григорий сообщит нам кратко о достижениях великой спортсменки.
| Елена Исинбаева родилась в Волгограде в 1982 году, закончила волгоградскую академию физкультуры и спорта. Является обладательницей 27 мировых рекордов в прыжках с шестом, олимпийская чемпионка, Заслуженный мастер спорта России. Награждена Орденом Почета, имеет орден «За заслуги перед Отечеством 4 степени». Наша землячка, наша гордость.
| Авторская задача. Номинация «Экономная семья»
За ноябрь месяц мама получила заработную плату в размере 16 тыс. рублей. Нам хватило на одежду, продукты и обучение. Причем на продукты ушло в 3 раза больше денег, чем на одежду, на мое обучение было потрачено на 1000 рублей больше, чем на одежду. Сколько денег потрачено на одежду, продукты и мое обучение?
| Ученица читает свою задачу.
Ученица решает задачу у доски. Вводим переменную. Выражает другие неизвестные величины задачи. Решение уравнения. Можно пригласить к доске другого ученика.
| Расход денег
Одежда х
Продукты 3х 16000 руб
Обучение х+1000
Составим уравнение: х+3х+х+1000=16000
5х=15000
х=3000
Ответ: 3 тыс. рублей было потрачено на одежду, 9 тыс. на продукты, 4 тыс. рублей на обучение.
Здесь учитель наталкивает учащихся на мысль, что в семье помимо перечисленных затрат, имеются еще необходимые вложения в коммунальные услуги, телекоммуникации, транспортные расходы, всякого рода текущие расходы. Акцент должен быть сделан в воспитательных целях.
| Авторская задача. Номинация «Наша дружная семья»
Наша дружная семья поехала на рыбалку. Вместе мы поймали 37 рыб. Папа поймал в 2 раза больше, чем я. Сестра на 3 рыбы меньше, чем я. Сколько рыб поймал каждый в нашей дружной семье?
| Читаем задачу на слайде.
Фронтальная работа. Вводим переменную, выражаем другие неизвестные величины задачи. Заполняем таблицу (работа в тетрадях).
1 ученик оформляет таблицу у доски.
Решение уравнения. Можно пригласить к доске другого ученика.
| Что должно появиться в тетрадях учащихся.
Член семьи Количество рыб шт.
Папа 2х
Сестра х -3 Всего 37 рыб
Я х
Уравнение. 2х+(х-3)+х=37
4х=40
х=10
Ответ: Я поймала 10 рыб, папа - 20, а сестра - 7 рыб.
| Рефлексия.
| Ребята записывают отзыв об уроке.
| Итог урока, домашнее задание, прорешать авторскую задачу соседа по парте.
| Обмениваются задачами, кому не хватило, составляет сам задачу и решает или берет у учителя по желанию.
| Урок заканчивается стихотворением, который читает ученик.
Учитель: Спасибо за урок, до свидания.
| Изначально в России основа – семья,
И от века Россию семья поднимала:
Наши предки, традиции, наша земля –
Всё семья берегла, сохраняла.
Изначально в России основа – семья,
И её не отменят ни годы, ни мода,
Ведь семья – это мы, это ты, это я,
Это память и сердце народа.
И на сердце надежда возникла опять:
Верю я – связь времён будет длиться,
Значит, сможем Россию мы снова поднять
И в России семья возродится.
|
|