Программа рассчитана на учащихся 8-11 классов





НазваниеПрограмма рассчитана на учащихся 8-11 классов
страница1/6
Дата публикации26.03.2015
Размер0.57 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Математика > Программа
  1   2   3   4   5   6
Пояснительная записка
Программа курса составлена для учащихся школы с фермерским направлением, имеющей подсобное хозяйство, и предусматривает овладение техникой вычислений, ознакомление с некоторыми идеями и прикладными методами курса математики, часто применяемыми в трудовой деятельности.

Необходимость введения данного курса явилась назревшей потребностью развития школы. Изучение курса дает возможность эффективно, интенсивно использовать математический аппарат для иллюстрации и раскрытия экономического материала в процессе работы школы с фермерским направлением.

Наличие подсобного хозяйства позволяет заниматься опытничеством, экспериментальными исследованиями, выявлением возможностей рентабельности сельского хозяйства, связать учебную работу по математике с сельскохозяйственным производством, поэтому цель изучения данного курса - показать применение идей и методов математики в различных сельскохозяйственных ситуациях, решать задачи, с которыми встречаются в своей деятельности агрономы, зоотехники, механизаторы и экономисты. Изучение курса предусматривает профильную и предпрофессиональную подготовку учащихся, получение прикладных знаний и практических умений, приобретение личного опыта работы в сельском хозяйстве

Основными задачами курса являются формирование приемов математического моделирования практических задач, формирование вычислительных, измерительных, графических навыков, привитие навыков планирования, рационализации своей деятельности, воспитание экономической грамотности, воспитание учащихся на примерах содержательных задач и показ важности математических знаний и умений решать задачи.

В курсе большое внимание уделяется решению задач, самостоятельно составленных учениками, подсказанных проблемами сельского труда и быта, с учетом местных условий, используя данные подсобного хозяйства.

Основными видами учебной деятельности при изучении данного курса являются вычисления по формулам, измерения, опыт и эксперимент. Наиболее эффективной формой обучения представляется лекционно - семинарская, сочетающаяся с лабораторно-практическими занятиями. Целесообразно использовать самостоятельную работу учащихся, такие, как написание рефератов, творческих практических работ и т.д.

Программа рассчитана на учащихся 8-11 классов.
Тематическое планирование






Содержание учебного материала



Кол. часов



Величины

3 ч



Процентные вычисления. Простые и сложные проценты.

4 ч



Понятие модели. Математическое моделирование.

4 ч



Задачи на оптимизацию

6 ч



Расчетные задачи в сельском хозяйстве

8 ч



Практикум

8 ч

7.

Итоговое занятие

1 ч



В результате изучения курса учащиеся должны:
- овладеть математическими методами познания действительности.

- выполнять математические расчеты для решения повседневных жизненных задач с применением калькулятора и компьютера

- научиться формулировать задачу, составлять математические модели конкретных практических ситуаций.

- ознакомиться с основами метода линейного программирования.

- решать основные задачи на проценты и на дроби, определять прямо пропорциональные величины и составлять соответствующие пропорции

- работать с формулами (понимать содержательный смысл каждого элемента формулы, подставлять в формулу значения переменных, преобразовывать формулу для выражения одной из входящих в нее величин через другие)

Содержание


    • Величины. Понятие величины. Связь между величинами. Действия с величинами. Величины в сельском хозяйстве

Учащиеся должны знать:

- определение величины

- понятия величин, применяемых в сельском хозяйстве.

Учащиеся должны понимать:

- что величина - количественное изучение свойств объекта

- что количественное описание – величина представляется не только числом, но и единицей измерения.

Учащиеся должны уметь:

- определять связи между величинами

- выполнять действия с величинами

    • Процентные вычисления. Понятие процента. Типовые задачи на процентные вычисления. Простые и сложные проценты.

Учащиеся должны знать:

- понятие процента

- понятия простых и сложных процентов.

- типы задач на проценты.

Учащиеся должны уметь:

- определять типы задач на проценты

- решать все типы задач на проценты

    • Понятие модели, математического моделирования. Математическая постановка практической задачи. Понятие математической модели. Составление математической модели конкретных практических задач, процессов, явлений.

Учащиеся должны знать:

- понятие модели объекта, процесса или явления

- понятие математической модели, моделирования

-этапы решения задач

Учащиеся должны уметь:

- переходить от реальной ситуации к построению формальной математической модели

- выбирать рациональный метод решения задачи

- переходить к исходной ситуации, выявлять соответствие полученных результатов рассматриваемой ситуации

- использовать знание математики в практической деятельности.


    • Задачи на оптимизацию Понятия оптимизации, эффективности, наибольшее, наименьшее, наилучшее, наиболее выгодное, наиболее экономное. Производительность труда. Прибыль. Себестоимость единицы продукции. Рентабельность. Затраты. Оптимизация по рентабельности и прибыли. Решение задач методом линейного программирования.

- Учащиеся должны знать:

- понятия оптимизации, эффективности

- понятия наименьшего, наибольшего, наилучшего, наиболее выгодного, экономного.

- понятия прибыли, рентабельности, оптимизации.

- понятие производительности, себестоимости, заработной платы.

- метод линейного программирования

Учащиеся должны уметь:

- применять таблицы, справочники

- решать задачи методом линейного программирования, т.е. находить минимум или максимум линейной функции от нескольких переменных при заданных ограничениях

- составлять задачи на основе данных таблиц, полученных в результате эксперимента.

- решать задачи на оптимизацию.

    • Расчетные задачи в сельском хозяйстве Учет сельскохозяйственной продукции. Урожайность культур. Привес животных. Нормы расхода горючего. Влажность зерна. Влажность почвы. Жирность молока. Расчет посевной годности семян, норм высева. Обработка опытных данных. Зарплата.

Учащиеся должны знать:

- перечисленные понятия

Учащиеся должны уметь:

- решать задачи на нахождение перечисленных величин.

    • Практикум

Производственные задачи: определение производительности труда, урожайности пшеницы и овощей в подсобном хозяйстве, составление рациона животных

Практические работы: Вычисление длин, площадей, объемов сельскохозяйственных объектов. Масса сена в скирдах и стогах.

Лабораторные работы: определение влажности зерна, привеса животных, жирности молока, расхода горючего, плотности картофеля и овощей, определение посевной годности семян, установление веса сена и соломы в стоге

Учебно-методические материалы к программе
Величины

Теоретический материал. В повседневной жизни мы встречаемся с конкретными величинами и с их помощью, например, стоимости покупки в магазине, стоимости билета в транспорте, мы оцениваем ситуацию, свои действия и поступки. Еще в детстве мы узнаем о таких величинах, как количество игрушек (мало или много), число предметов и т. д. В школе величины встречаются в каждом предмете: в физике – скорость движения, сопротивление проводника; в математике – длина, площадь, объем; в информатике – объем информации; в экономике – затраты, выручка, прибыль, себестоимость; в технике – производительность, расход топлива, в географии – объем осадков, атмосферное давление; в химии – молярная масса и молярный объем. На уроках психологии говорят о коэффициенте интеллекта; оценивают общественных деятелей, применяя величину – рейтинг. Поэтому величина является основополагающим не только в науках, но и в повседневной жизни. Так, что же такое величина?

Первые представления о величинах, а именно о частном виде величин – количестве предметов на множестве, было освоено людьми еще раньше, чем представление о числах. Понятие величины невозможно рассматривать без понятия числа. По мере расширения понятия величины, введения новых видов величин вводились, создавались, изобретались новые классы чисел. Понятия числа и величины создавались и изобретались всем человечеством на протяжении многих тысяч лет. При этом число, величина – это понятия, т.е. формы мысли, отражающие в обобщенном виде определенные свойства и отношения реальных предметов. Это значит, в природе нет ни чисел, ни величин, - они созданы, изобретены человеком, его умом, и лишь существуют в его сознании. Но эти не реальные, а мысленные «создания» человека образуют его знания и умения, являются могучими орудиями, с помощью которых он создает для себя и вокруг себя: материальную среду обитания, культуру, технику и производство.

Математика изучает отдельные виды величин и чисел, дает им определения и устанавливает правила действий с числами и приемы измерения величин, но не дает общего определения числа и величины. Мы же, попробуем понять сущности этих понятий.

Познание начинается с чувственного восприятия и созерцания предметов окружающего мира. В результате этого мы устанавливаем отдельные свойства познаваемых предметов.

Свойство – это то, что присуще предмету, что отличает одно от другого, или в чем состоит их сходство. Свойства обнаруживаются , проявляются в процессе взаимодействия предметов, но свойство не отделимо от предмета, оно то, чем предмет обладает.

Если рассматривать множество предметов, обладающих некоторым свойством Р, и все предметы этого множества с точки зрения этого свойства одинаковы, то такое свойство Р называется качественным.

Если же свойство Р множества предметов, обладающих этим свойством таково, что проявление этого свойства у различных предметов этого множества различно, то такое свойство называется количественным. Значит, количественное свойство – это такое свойство, которое становится иным (иначе себя проявляет) при переходе от одного предмета к другому.

Сравнивать предметы можно и по качественным, и по количественным свойствам. Сравнивая предметы по какому-то свойству, мы тем самым устанавливаем между ними определенную связь, называемую соотношением или отношением.

Наиболее часто используемые соотношения – соотношения равенства, порядка и суммы. При этом соотношение равенства можно установить для предметов по качественным и по количественным свойствам, а вот отношения порядка или суммы можно установить для предмета только по количественному свойству.

Так, например, соотношение равенства между людьми можно установить и по качественному признаку – пол, и по количественным свойствам – возраст, рост, вес. А соотношения порядка между людьми можно установить по возрасту, росту, весу, но нельзя установить по полу.

Точно также для множества геометрических фигур можно установить соотношение равенства по качественному свойству – равенство по наложению (конгруэнтность) и по качественному свойству – размер (площадь) фигуры. Но по свойству конгруэнтности установить соотношение порядка или суммы между геометрическими фигурами нельзя, а по свойству площадь фигуры можно установить соотношение порядка и суммы.

Поэтому возраст, рост, вес людей, площадь геометрических фигур – это предметные величины, а пол людей, конгруэнтность фигур не являются величинами

Для каждой предметной величины можно установить, кроме соотношения равенства, еще и какое-то другое соотношение (порядка или суммы). Следовательно, необходимым, но недостаточным условием для того, чтобы некоторое свойство Р множества М некоторых предметов можно было назвать предметной величиной, является возможность установить на множестве М по свойству Р соотношение равенства и еще какое-то другое(например, порядка и суммы)

Дополнительными условиями для того, чтобы свойство Р можно было назвать предметной величиной и чтобы она получила применение в жизни и в науке, являются следующие:

    • Имеется легко применяемый способ установления соотношений равенства или еще какого-то другого по данному свойству Р между предметами множества М;

    • Возможность и целесообразность разработки идеальной (мысленной) и знаковых моделей этой величины.

Если эти условия выполняются, то свойство Р является предметной величиной, широко используемой в науке и в обыденной жизни.

Предметных величин создано и создается очень много. Нет такой науки, в которой не создаются специфические предметные величины. Особенно это относится к естественным наукам, одной из важнейших целей которых является исследование количественных отношений в изучаемых явлениях и процессах, для чего конструируются разнообразные предметные величины и устанавливаются и зависимости между ними.

В словаре Ожегова С.И. читаем: «Величина – то (предмет, явление и т.п.), что можно измерить, исчислить». В математической энциклопедии говорится: «Величина – одно из основных математических понятий, смысл, которого с развитием математики подвергался ряду обобщений». В математической энциклопедии к величинам относят векторы, величинами также называют действительные числа. Итак, можно сделать вывод: величина – это то, что позволяет переходить от качественного описательного к количественному изучению свойств объекта и величина – это количественное описание, представленное не только числом, но и единицей измерения.

Пример. Рассмотрим высказывание: «Правительство повысило зарплату» Сразу же возникает вопрос: « На сколько?» Ответы могут быть разными: «на10», «на 1000», «на 200». Как видим, числа 10, 1000, 200 так же не дают описания повышения зарплаты. Но если к указанным числам добавить единицы измерения, то получим иную информацию: на 10%, на 1000 р., на 200 $. Величины задаются с помощью чисел и единиц измерения.

Методические рекомендации:

Количественные отношения изучаются и описываются математическими способами.

Полезно рассмотреть способы построения систем величин, например, в физике и в математике, сравнить их. Необходимо учащимся знать математическую теорию величин, предложенную А.Н.Колмогоровым. Поэтому им предлагается написать реферат на данную тему, обсудить его на одном из занятий.

Ответ на вопрос, какие величины рассматриваются в сельском хозяйстве, получаем в ходе беседы с учащимися.
На следующих занятиях составляются и решаются задачи, определяются связи между величинами и решаются задачи по готовым формулам. Для составления задач используются данные подсобного хозяйства. (см. Приложение 1)

Большое значение для повышения вычислительной культуры учащихся имеет использование различных справочных и вычислительных таблиц, калькулятора, которые значительно облегчают вычисления. Наряду с использованием готовых таблиц учащимся предлагаются самостоятельно составлять различные хозяйственные расчетные таблицы, например для определения объема стога, количества посевного картофеля при посадке квадратно – гнездовым способом и т. д.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа рассчитана на учащихся 8-11 классов iconМетодические рекомендации для проведения интеллектуальной игры «Умники...
Интеллектуальная игра рассчитана на учащихся 5 классов при изучении на уроках литературы темы «Сказки зарубежных писателей»
Программа рассчитана на учащихся 8-11 классов iconДанная программа является составной частью образовательной программы...
Программа курса «Информационные технологии и основы рекламного дела» предлагается для учащихся 10-11-х классов. Она рассчитана на...
Программа рассчитана на учащихся 8-11 классов iconГодовой отчёт о проделанной работе за 2013 год клуба пос. Шудаяг му «цкс» мого «Ухта»
На базе школы №7-продолжили свою работу возрастные клубы по интересам: «Почемучки» для учащихся 1 классов; ««Егоза» для учащихся...
Программа рассчитана на учащихся 8-11 классов iconУчебному предмету «Искусство» для 8-9 классов
Программа предназначена для основной школы и рассчитана на два года обучения в 8 9 классах (68 часов). Данная рабочая программа разработана...
Программа рассчитана на учащихся 8-11 классов iconРабочая программа по физической культуре для 5 9-х классов составлена...
«Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов» (2007 г.) авторов Ляха В. И. и Зданевича А. А программа рассчитана...
Программа рассчитана на учащихся 8-11 классов iconПротокол №1 от Р. Р. Гимаев
Программа элективного курса «Учись писать грамотно. Трудные случаи орфографии и пунктуации» рассчитана на учащихся 9-х классов
Программа рассчитана на учащихся 8-11 классов iconПрограмма кружка “Занимательная химия” рассчитана на учащихся 8-9...
Целью кружка является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение...
Программа рассчитана на учащихся 8-11 классов iconОбразовательная программа по искусству (9 класс)
Программа предназначена для учащихся 9 классов и рассчитана на 34 часа (по 1 часу в неделю)
Программа рассчитана на учащихся 8-11 классов iconПрограмма кружка “Занимательная химия” рассчитана на учащихся 8-9...
Целью создания кружка является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений,...
Программа рассчитана на учащихся 8-11 классов icon«Исследователи» рассчитана для учащихся 6 -7 классов Срок реализации – 1 год
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пичаевская средняя общеобразовательная школа
Программа рассчитана на учащихся 8-11 классов iconАвторская программа научно исследовательского общества «Исследователи природы»
Программа рассчитана на учащихся 7 -8 классов, имеющих базовый уровень знаний по разделу биологии ботанике
Программа рассчитана на учащихся 8-11 классов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для учащихся 6-10 классов и рассчитана на 1 год обучения
Программа рассчитана на учащихся 8-11 классов iconОбразовательная программа по обществознанию Муниципального общеобразовательного учреждения
Программа рассчитана на учащихся с 6 по 11 классы, изучающих предмет на базовом уровне, на учащихся 10-11 классов, проявляющих повышенный...
Программа рассчитана на учащихся 8-11 классов iconОсновные типы занятий: беседа, диспут, практикум, просмотр и обсуждение фильма
Программа предназначена для учащихся 9-11 классов и рассчитана на три года, 30 часов (1 час в месяц)
Программа рассчитана на учащихся 8-11 классов iconПрограмма работы с одарёнными детьми по литературному чтению в 4 классе
Интеллектуальная игра рассчитана на учащихся 5 классов при изучении на уроках литературы темы «Сказки зарубежных писателей»
Программа рассчитана на учащихся 8-11 классов iconУчебник Лесоводство 8-9 класс С. М. Космовский
Программа предназначена для учащихся 8,9,10 классов как внеурочные и внешкольные занятия по выбору в соответствии с индивидуальными...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск