Скачать 152.94 Kb.
|
Конспект занятия
Воспитательная: Способствовать приобретению навыков сознательного и рационального использования компьютеров в учебной и производственной деятельности; способствовать развитию информационной культуры учащихся, способствовать воспитанию трудолюбия, культуры речи и общения учащихся. Развивающая: развитие наглядно-образного мышления, памяти, внимания, умения сравнивать и анализировать, логически излагать мысли. Обучающая: сформировать представление учащихся о возможностях системной программы «Мастер диаграмм» при построении графиков и решении математических уравнений; сформировать знания о способах построения графиков функций по алгоритму, о способах графического решения систем уравнений; сформировать умения производить простейшие расчеты в электронной таблице с помощью формул и стандартных функций, строить графики различных функций в одной координатной плоскости по алгоритму построения диаграмм, применять электронные таблицы для решения задач, табулировать функцию с двумя изменяющимися аргументами, использовать средства автоматизации.
7.2. Краткое содержание: 1) Приветствие учащихся и гостей. Все, с чем мы ежедневно сталкиваемся в жизни, скорее всего, зарегистрировано и хранится каким-либо образом. Для хранения и обработки данных используют базы данных, они же играют особую роль в современном мире. Так как иметь дело с обширными таблицами приходится во многих областях жизни, то и информацию, представленную в них, необходимо осмыслить, проанализировать, выделить главное, не вникая в несущественное. В частности, это относится ко всем видам финансовой и учетной деятельности. Включаются слайды 1,2 Способность электронных таблиц быстро и точно производить автоматические вычисления используют не только бухгалтеры. Без электронных таблиц не обходятся участники бирж, руководители брокерских контор, банков и другие финансовые менеджеры. С помощью электронных таблиц можно моделировать реальные ситуации и оценивать получающиеся результаты. При работе с большими объемами данных важную роль играет их наглядность. Для этого, как Вы знаете, используют графики и диаграммы. Графическое представление помогает осмыслить закономерности, лежащие в основе больших объемов данных. Включаются слайды:3 На предыдущем уроке Вы строили диаграммы для сравнения числовых данных в таблицах. Сегодня Вы узнаете, как можно с помощью Мастера диаграмм строить графики функций и решать системы уравнений. Итак, тема нашего урока «Графический способ решения уравнений и систем уравнений в среде Microsoft Excel». Включаются слайды:4 Посмотрите на экран. После этого урока Вы будете: Слайд 5 2) Прежде чем перейти к изучению материала урока, предлагаю ответить на вопросы теста. У каждого из Вас на рабочем столе располагается тестовый файл «Электронные таблицы». Откройте его и ответьте на вопросы теста (В тесте нет возврата к предыдущему вопросу). На работу с тестом отводится 7 минут. Включаются слайды:6 Сделали упражнение для отдыха глаз: на стене висят картинки с изображением птиц и дерева. Необходимо проводить глазами птицу из левого угла до дерева, а потом с дерева в правый угол и обратно. После выполнения теста все учащиеся называют свою оценку преподавателю, который выставляет ее в свой журнал. Молодцы. Сравните свои результаты с эталоном ответов. Включаются слайды 7-11. 3) В тесте было практическое задание. Вспомните, какое? Построить диаграмму. Вспомните и дайте определение диаграммы. Учащиеся дают определение. Слайд 7 Расскажите, как можно с помощью программы MS Excel построить диаграмму. (Учащиеся рассказывают алгоритм построения диаграмм.) Алгоритм построения диаграмм: 1. Подготовить таблицу. 2. Выделить данные в таблице, которые надо включить в диаграмму. 3. С помощью Мастера диаграмм построить гистограмму. Гистограмма – это разновидность диаграмм, представленная в виде столбиков. Слайд 8. Назовите способ выделения несмежных областей. С нажатой клавишей CTRL. Назовите два способа вызова на экран Мастера диаграмм. 1 способ: меню Вставка – команда Диаграмма. 2 способ - соответствующая кнопка на панели инструментов. Молодцы. Итак, правильно выполнив практическое задание, Вы получили следующую диаграмму. Слайд 9. Из материала предыдущего урока Вы знаете, что работу Мастера диаграмм можно представить в виде следующей схемы (смотрим на экран): Слайд 10 Учащийся поясняет каждый этап, во время ответа ученика на экране появляются слайды с пошаговым построением диаграммы с помощью Мастера Диаграмм. Итак, для того чтобы построить диаграмму, необходимо работать по алгоритму и воспользоваться помощью Мастера диаграмм. Слайд 11. 4) Итак, сегодня мы займемся созданием графиков с помощью Мастера диаграмм. Рассмотрим пример построения графика функции у = х2 на промежутке [–7; 7] с шагом 1. Составим таблицу значений функции у = х2 на промежутке [–7; 7] с шагом 1. Таблица содержит две строки:
Напомните, как можно упростить ввод значений в первую строку таблицы. Можно задать только два значения переменной х, например, -7 и -6, а затем использовать маркер заполнения. Слайд 12.
Назовите эту зависимость. у = х2. Таким образом, значение переменной у задается формулой. Слайд 13. Какая будет записана формула? =В1^2. Можно ли упростить ввод значений во вторую строку таблицы? Аргументируйте свой ответ. Да. Формулу вводим только в одну ячейку, а затем используем маркер заполнения. Верно. Итак, таблица построена. Что делаем дальше? Выделяем подготовленную таблицу. Вызываем Мастер диаграмм. Устанавливаем следующие параметры диаграммы: тип “Точечная”, легенда и линии сетки не нужны, заголовок “y=x2”, на имеющемся листе. Так как большинство графиков готовится к деловым документам, то излишества здесь не нужны, и желательно придерживаться делового стиля в оформлении графика. Назовите вид кривой, полученной в результате построения. Парабола. Слайд 14. ЗАПОМНИТЕ: Для построения графика функции с двумя изменяющимися аргументами необходимо:
Сделали упражнение для отдыха глаз: на стене висят картинки с изображением птиц и дерева. Необходимо проводить глазами птицу из левого угла до дерева, а потом с дерева в правый угол и обратно. Слайд 15,16. Перед Вами на столах лежат листы с практической работой, в них подробно рассмотрен предыдущий пример. Для закрепления материала, выполните самостоятельно Задание1 (1 ряд) и Задание2 (2ряд) за компьютерами. Проверка правильности выполненной работы Слайд 17 Молодцы. Перейдем к следующему этапу урока. Слайд 18. Рассмотрим пример, в котором требуется решить графически систему уравнений. Слайд 19. Решить систему уравнений - это значит найти такие значения х и у, которые будут удовлетворять и первое уравнения и второе. Графически решить систему уравнений - в одной координатной плоскости построить графики уравнений системы и найти координаты точек их пересечения. Слайд 20. А теперь давайте решим данную систему уравнений. Итак, построим в одной координатной плоскости графики уравнений: у1 =x2-5 и у2 = 8-x2. Нам необходимо: Слайд 21. 1. Подготовить таблицу. 2. Выделить данные в таблице, которые надо включить в диаграмму. 3. С помощью Мастера диаграмм построить график. Подумайте и скажите, сколько строк будет в таблице? Три строки. Итак, смотрим на экран. Слайд 22. Таблицу строим аналогично предыдущим заданиям, но в таблице будет уже три строки. Обратите внимание: в первой строке задаем значения переменной х, во второй строке – значения переменной y1, и в третьей строке – значения y2. Назовите зависимости, связывающие значения y1 и y2 с переменной х. у1 =x2-5 у2 = 8-x2 С помощью Мастера диаграмм строим точечную диаграмму и получаем следующее решение. ЗАПОМНИТЕ: Слайд 23. Для того чтобы графически решить систему уравнений необходимо:
Сделали упражнение для отдыха глаз: на стене висят картинки с изображением птиц и дерева. Необходимо проводить глазами птицу из левого угла до дерева, а потом с дерева в правый угол и обратно. 5) Мы с Вами сегодня разобрали только два аспекта применения электронных таблиц, на самом деле их гораздо больше. Используя электронные таблицы, программисты создают обучающие программы, тесты и т.д. Итак, чему же мы с вами сегодня научились? Ребята отвечают. 1) узнали о возможностях использования Мастера диаграмм при построении графиков и решении математических уравнений; 2 научились строить графики различных функций в одной координатной плоскости; 3) узнали новый способ графического решения систем уравнений с помощью электронных таблиц. Давайте еще раз вспомним, как построить график функции и как решить графически систему уравнений. Ребята дают ответ, на экране появляется слайд 24. Приложение 1Входной тестВОПРОС 1.Принципиальное отличие электронной таблицы от обычной заключается в наличии . . .
ВОПРОС 2. На рисунке представлено рабочее окно табличного редактора MS Excel. Расставьте цифры, соответствующие следующим основным элементам рабочего окна.
ВОПРОС 3. Каждая ячейка ЭТ имеет свой адрес, который состоит из . . .
ВОПРОС 4. Адрес активной ячейки дублируется в . . .
ВОПРОС 5. Строка формул используется для . . .
ВОПРОС 6. Среди приведенных формул укажите формулу для электронной таблицы
ВОПРОС 7. Введите в выделенную ячейку формулу для электронной таблицы
ВОПРОС 8. Для наглядного представления числовых данных можно использовать . .
ВОПРОС 9. Как выглядит маркер заполнения
ВОПРОС 10. Программа-помощник, которая предназначена для графического представления данных в таблице
ВОПРОС 11. Диаграмма, в которой отдельные значения представлены вертикальными столбцами различной высоты, называется . . .
ВОПРОС 12. Дан фрагмент таблицы. Постройте диаграмму, отображающую продажу путевок за месяц Март. Продажа путевок за год туроператором "Клеопатра"
Приложение 3ТЕМА: Графический способ решения систем уравнений в среде Microsoft Excel Цель работы: овладеть навыками обработки информации, представленной в виде таблиц, с помощью универсальной системы обработки данных Excel: организация рабочих страниц, формирование вычисляемых ячеек таблиц, установка рисунков и гистограмм, ввод текстового сопровождения, применение метода автозаполнения. Ход урока:
1) В своей личной папке создайте рабочую книгу под именем «ГРАФИКИ ФУНКЦИЙ». Выполняйте задания на разных листах. ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКА ФУНКЦИИ 2) Рассмотрите пример и выполните его на первом листе, переименовав лист в “ПРИМЕР 1”. ПРИМЕР 1. Построить график функции у = х2 на промежутке [-7;7] с шагом 1. РЕШЕНИЕ:
Для этого:
Получим следующую таблицу:
Тип диаграммы: “Точечная”, легенда не нужна, линии сетки тоже, оформим заголовок “y= x2”, расположим диаграмму на имеющемся листе.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ 3) Переименуйте следующие листы соответственно в “ЗАДАНИЕ 1” и “ЗАДАНИЕ 2” и выполните их самостоятельно. ЗАДАНИЕ 1. Построить график функции у =3х2- 4x+1 на промежутке [-6;6] с шагом 1. ЗАДАНИЕ 2. Построить график функции у = х3 на промежутке [-5;5] с шагом 1. РешЕНИЕ системЫ уравнений 2) Рассмотрите пример и выполните его на свободном листе, переименовав лист в “ПРИМЕР 2”. ПРИМЕР 2. Решить систему уравнений на интервале [-5;6]. РЕШЕНИЕ: Построим в одной координатной плоскости графики уравнений: у1=x2- 5 и у2= 8 - x2. На рабочем листе с именем “ПРИМЕР 2” построим таблицу. Для этого:
Ответ: Решением системы являются точки (-2,5;1,75) и (2,5;1,75) ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ 4) Переименуйте следующие листы соответственно в “ЗАДАНИЕ 3” и “ЗАДАНИЕ 4” и выполните их самостоятельно. Решить системы уравнений: ЗАДАНИЕ 3. ЗАДАНИЕ 4. ИТОГОВЫЙ САМОКОНТРОЛЬ 5) Переименуйте следующие листы соответственно в “ЗАДАНИЕ 5” и “ЗАДАНИЕ 6” и выполните их самостоятельно. ЗАДАНИЕ 5. Построить график функции у =sin(x) на промежутке [0;6,5] с шагом 0,5. ЗАДАНИЕ 6. Решить графически систему уравнений на интервале (0;5). ОТВЕТЫ Решением системы являются точки (0,8;0,7) и (3,9;-0,72) |
Конспект Тема: Графический способ решения систем линейных уравнений с двумя переменными Комплексная программа «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой... | Реферат по математике. На тему: «основные методы решения систем нелинейных... Тема моего реферата «Решение систем уравнений с двумя переменными». Эта тема играет важную роль в курсе математики. Издавна применялось... | ||
Тема: Старые методы для решения новых систем уравнений Тип урока Изучить методы решения систем уравнений, одно из которых является уравнение i-ой степени, а другое ii-ой степени | Реферат по математике. На тему: «основные методы решения систем уравнений с двумя переменными» I: методы решения систем линейных уравнений стр. 3-7 | ||
Уравнения и их системы Образовательные – повторить вопросы теории по теме, закрепить навыки решения уравнений и их систем, контроль знаний, умений и навыков... | План-конспект урока. Тема: «Решение показательных уравнений» Цели урока: образовательные: продолжить формирование умений и навыков при решении задач; научить анализировать задания и искать более... | ||
Конспект занятия Занятие обобщающего повторения при подготовке к... Учитель сообщает тему занятия, его цель, структуру занятия, необходимость его проведения | Решение нелинейных уравнений Цель работы Цель работы: Изучение возможностей пакета Ms Excel при решении нелинейных уравнений. Приобретение навыков решения нелинейных уравнений... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели урока: Совершенствовать навыки решения уравнений и систем уравнений 2 степени. Учить находить рациональные способы при решении... | Формирование интеллектуальной компетентности при изучении темы «Системы... Менными. В 8 классе расширяются знания в области уравнений, а следовательно, и появляются системы с новыми уравнениями и более подробно... | ||
Конспект урока алгебры в 9 классе «Решение систем уравнений, используя... Цель урока: Формирование и закрепление у учащихся навыков решения систем уравнений, используя теорему Виета | Урок математики в 6 ом классе по теме : «решение уравнений» Обучающие цели: повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Решение уравнений» и их применение отработка практических... | ||
Решение текстовых задач с помощью систем. Воспитательная Обучающая: Закрепить умение решать системы уравнений второй степени. Повторить алгоритм решения систем уравнений второй степени | Графический способ решения неравенств уравнений Данный элективный курс во время уроков работают по учебнику А. Г. Мордковича «Алгебра 9» и изучают алгебру по программе для общеобразовательных... | ||
Тема : Решение показательные уравнений Сегодня я дам вам действовать,чтобы вы поняли и запомнили способы и методы решения показательных уравнений | Конспект урока по алгебре и началам анализа. 10 класс. Тема: Решение... Составление таблицы алгоритмов для решения простейших тригонометрических уравнений |