Скачать 0.5 Mb.
|
ГОУВПО «Марийский государственный университет» Факультет начальных классов УТВЕРЖДАЮ Декан факультета/директор института _______________ /____________/ (подпись/ Ф.И.О.) «_____»______________20__ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУчебная дисциплина ___ Практикум по естественнонаучным дисциплинам________ (наименование) Направление подготовки __________________050100.62_Педагогическое__образование____________________ Профиль подготовки ___Начальное образование_______________________________ Квалификация (степень) выпускника ____бакалавр______________________ Кафедра __методики начального образования_________________________________ (название) Курс ______5_____ семестр _9, 10____________ форма обучения _____очная__________________________
Рецензент(ы) __________________________________________________________(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензента(ов) программы) Йошкар-Ола2011
СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(название кафедры)протокол заседания №__ от «__»___________200__г_____________________________________________________(Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись)Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений
Пояснительная записка 2.Пояснительная записка На современном этапе развития школы от учеников требуется не только наличие конкретных знаний, умений и навыков, но и достаточно высокий уровень развития мышления. Реальные предпосылки для этого дает математика. В связи с изменением целей начального обучения математике появилась вариативность на уровне образовательных систем и учебных курсов. Учителям начальных классов предлагается ряд обновленных и новых программ по математике, оснащенных учебно-методическими комплектами. Активно внедряются образовательные системы и программы. Среди них: система Занкова Л.В., система Эльконина Д.Б. –Давыдова В.В., образовательная система «Школа 2100», «Гармония», программы «Школа 2000», «Начальная школа XXI в.», «Школа России», «Перспектива», «Планета знаний», «Перспективная начальная школа». Кроме того, определенного внимания заслуживают программы и учебники математики «Математика и конструирование», «Развитие познавательных способностей учащихся в процессе обучения математике», «Математика Жикалкиной Т.К.» и др. Комептентность будущего учителя формируется в процессе раскрытия целей и задач начального курса математики, методов, приемов, форм, средств обучения младших школьников, основных принципов и методических подходов развивающего обучения. Овладение студентами методическими умениями осуществляется в процессе рассмотрения основных содержательных вопросов: понятий о числе и величине, формировании вычислительных навыков, умений работать над задачей, изучении алгебраического и геометрического материала. При этом учитываются особенности формирования понятий в различных системах обучения математике. 1. Цель дисциплины – подготовка такого учителя, который мог бы грамотно и квалифицированно обучать детей математике в начальной школе, развивать их математическое мышление и творческие способности с учетом особенностей работы по вариативным программам и учебникам математики. 2. Место дисциплины в ООП: Дисциплина «Практикум по методике математики» относится к дисциплинам по выбору профессионального цикла дисциплин ( Б 3.26). Для освоения дисциплины «Методика преподавания математики» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин «Математика», «Методика преподавания математики». Освоение дисциплины «Практикум по методике математики» является необходимой базой для прохождения педагогической практики, сдачи государственного экзамена по педагогике с методиками преподавания. 3. Требования к результатам освоения дисциплины. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Студент должен знать: - современные научные концепции, лежащие в основе обучения младших школьников математике; – психолого-педагогические основы образовательных систем и УМК по математике; – особенности технологии урока в системах развивающего обучения по математике. уметь: - выполнять логико-математический и психолого-дидактический анализ вариативных программ, учебников и других дидактических материалов начального курса математики; - планировать уроки математики: формулировать цели, задачи, этапы урока, виды деятельности и способы организации по различным программам; - реализовывать на практике намеченный план урока по различным программам математики. владеть: - способами формирования математических понятий, представлений по различным программам и др.; - способами формирования действий (вычислительных приемов, умений решать задачи определенных типов (видов) по различным программа и др.); - способами моделирования разных типов уроков математики с учетом вариативных программ обучения. Практический компонент программы реализуется посредством проведения аудиторных практических занятий, посещения и анализа уроков по вариативным системам обучения, самостоятельной работы студентов. Контроль за усвоением программы осуществляется в форме отчетов по групповой работе, написании реферата и проведении зачета. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Общая трудоемкость дисциплины в зачетных единицах и часах: 2 зачетные единицы, 72ч. Формы контроля по учебному плану: зачет. Тематический план учебной дисциплины
Программа практических занятий Тематический план практических занятий
5. Программа практических занятий. Тема.1. Психолого-педагогические основы развивающего обучения математике План: 1. Понятие развивающего обучения. 2. Проблемы и перспективы развития начального образования в России. 3. Реализация стандартов нового поколения в начальной школе. 4. Вариативные системы и программы начального обучения математике. Основные понятия и категории: развивающее обучение, приемы умственных действий, государственные образовательные стандарты нового поколения, типические свойства: многогранность, процессуальность, коллизии, вариативность. Список рекомендуемой литературы 1. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения./ В.В.Давыдов. – М.:1998 2. Истомина, Н.Б.Методика начального обучения математике./ Н.Б. Истомина.- М 2005 3. Мальцева, Е. В. Развивающие упражнения по математике для начальных классов./ Е.В Мальцева, Т.В. Шашкова Йошкар-Ола 2000
Тема 2. Концептуальные основы построения и содержания начального курса математики по системе «Гармония» План: 1. Основные принципы системы «Гармония» 2. Задачи и основные методические направления курса . 3. Особенности построения и содержания программы по математике. 3. Анализ учебников математики Н.Б Истоминой 4.Анализ тематических тетрадей и др. учебно-методических пособий 5.Особенности изучения основных математических понятий 6. Посещение и анализ урока по учебникам Н.Б. Истоминой Основные понятия и категории: приемы умственных действий, учебные задания, внутренняя структура урока, тематический принцип построения программ. Список литературы
5.Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы.Ч.1.М.: 2001 6. Истомина , Н.Б. Особенности учебно-методического комплекта «Гармония» /Н.Б. Истомина. // Начальная школа – 2002.-№ 2. 7. Учебно-методический комплект для четырехлетней начальной школы «Гармония»- Смоленск.- 2001 8. Шмырева Г.Г. Учебник математики как важнейшее средство практической Реализации новых общеобразовательных технологий.// Г.Г.Шмырева //Начальная школа.- 2003.- № 2 Тема 3: Содержание и построение учебников математики по программе «Школа 2000» План: 1. Основные принципы построения программ по математике «Школа 2000». 2. Технология деятельностного подхода обучения математике. 3. Анализ учебников-тетрадей Л.Г.Петерсон. 5. Особенности ознакомления с основными математическими понятиями по учебникам Л.Г. Петерсон. 6. Виды контроля знаний, умений и навыков по программе «Школа 2000».. Основные понятия и категории: деятельностный подход к обучению, технология проблемногообучения, принципы построения программы: принцип минимакса, психологической комфортности, целостное представление о мире, принцип непрерывности, творчества, деятельности, виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, обучающий, текущий контроль, переводная, итоговая контрольная работа, корректирующий контроль. Список литературы 1. Программы общеобразовательных учреждений.Начальные классы. Ч.1 –М.: 2001 2. Смирнова, В.В.Обучение решению уравнений в начальной школе../ В.В.Смирнова. // Начальная школа.Плюс до и После. -2003.-№ 11. 3. «Школа 2000…». Математика для каждого: концепция, программы, опыт работы // под научной ред. Г,В, Дорофеева, И.Д. Вып.3. – М.: УМЦ «Школа 2000…», 2000. 4. «Школа 2000…». Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг // Под ред. Г,В, Дорофеева, И.Д.Чечель. Вып.4. – М.: УМЦ «Школа 2000…», 2002. http://yandex.ru Сценарии уроков по программе «Школа 2000». Сущность, принципы, особенности технологии программы “Школа 2000”по математике..." для 1-4 классов. Автор учебников «Математика» - Л.Г. Петерсон Тема 4: Особенности обучения математике по программе «Школа 2100» План:
2.Реализация компетентностного подхода в учебниках математики Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой, А.П.Тонких.
4. Анализ учебников «Моя математика» Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой, А.П.Тонких. 5. Особенности ознакомления с основными математическими понятиями. 6. Элементы стохастики и нестандартные задачи в учебниках «Моя математика». 7. Посещение и анализ урока по учебникам «Моя математика» Основные понятия и категории: компетентностный поход, элементы стохастики, нестандартные задачи, принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принципы адаптивности, психологической комфортности и развития, принцип целостности содержания образования. Список литературы:
2. Демидова Т.Е. О новых учебниках 1-4 кл.»Моя математика» /Т.Е.Демидова,С.А.Козлова, А.П.Тонких. // Начальная школаю-2005.-№ 8 3. Дубова, М.В. Анализ учебника с точки зрения компетентностного подхода / М.В. Дубова, Ю.В. Хнырева // Начальная школа + до и после. - 2008. - № 8. - С. 68-71. 4. Егошина И.А. Учебные задания как средство развития математической компетентности младших школьников (УМК «Школа 2100») / И.А. Егошина, Е.В. Мальцева // Начальная школа Плюс До и После. - 2011г. - №5. – С.51-55.
Тема 5: Особенности построения и содержания программы «Начальная школа XXI в.» План: 1.Особенности построения образовательной системы Н.Ф. Виноградовой. 2. Особенности изучения интегрированного курса «Грамота» 3. Структура и содержание программы и учебников математики Рудницкой В.Н. 4. Учебно-методическое обеспечение программы. 5. Технология формирования основных математических понятий в данной системе обучения математике. 6. Логико-математические понятия, особенности их изучения. Основные понятия и категории: принцип интеграции, логико-математические понятия, свойства отношений, дифференцированный характер обучения. Список литературы
3. Прграммы четырехлетней начальной школы: Проект «Начальная школа XXI века» - М. Вентано-Графф, 2001 4. Учебники «Математика» Рудницкой В.Н. для 1, 2, 3, 4 классов Тема 6: Обучение математике по системе развивающего обучения Л.В. Занкова План: 1. Дидактические принципы системы Л.В.Занкова 2. Технология урока развивающего обучения 3.Анализ программы по математике по системе Л.В.Занкова 4.Анализ учебников математики И.И.Аргинской и учебно-методических материалов 5. Особенности изучения основных математических понятий Основные понятия и категории: основные дидактические принципы: обучение на высоком уровне трудности, ведущая роль теоретических знаний, быстрый темп изучения материала, осознание процесса учения, целенаправленная систематическая работа над развитием всех учащихся, в том числе и слабых; личностно-ориентированное обучение; обучение по принципу «слоеного пирога». Список литературы 1. Газета «Первое сентября»,2005, № 17-24. 2. Обучаем по системе Л.В.Занкова./ Под ред. Аргинской И.И, Дмитриева Н.Ф и др. М.: 1993 3. Мамыкина, М.Ю. Работа над задачей . Система Л.В.Занкова. / М.Ю. Мамыкина // Начальная школа.-2003.-№ 4. 4. Программы общеобразовательных учреждений. учреждений. Начальные классы по системе Л.В.Занкова.-М.: 2000 5. Учебники математики И.И.Аргтнской для 1, 2, 3, 4 классов
7. http://nsc.1september.ru/2002/12/7.htm — Герман ЛЕВИТАС, г. Москва. 8.http://www.zankov.ru/practice/additional/article=1240/ — математический сборник И.И. Аргинской. Тема 6: Особенности обучения математике по системе Д.Б.Эльконина-В.В. Давыдова План: 1.Система учебных действий и этапы их формирования у младших школьников 2. Анализ программы по математике. 3.Анализ учебников математики Александровой Э.И. 4. Ознакомление с другими учебниками по этой системе. Основные понятия и категории: теоретическое обобщение, эмпирическое обобщение, учебно-поисковая деятельность, квазиисследовательский метод, учебные задачи. Список литературы 1.Александрова, Э.И. Методика обучения математике в начальной школе. 1 класс. (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова): Пособие для учителя / Э.И. Александрова. – 2-е изд. – М.: Вита – Пресс, 2001. 2.Александрова Э.И.Методика обучения математике в начальной школе 1 классСистема Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Пособие для учителя. –М.: 2003. 3. Давыдов, В.В.Особенности курса математики в системе развивающего обучения/ В.В.Давыдов, Н.В.Горбов. // Начальная школа. - 1999. - № 7. 4.Особенности курса математики в системе развивающего обучения/ В.В.Давыдов, Н.В.Горбов. // Начальная школа.-1999.-№ 7 5. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы ( 1 – 5). Система Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова. – М.: 1996. 6. Учебники «Математика» Александровой Э.И. для 1, 2,3,4 классов Тема 7. Обзор других вариативных УМК, программ и учебников математики План: 1. Особенности содержания и построения программы «Перспективная начальная школа». 2. Анализ программы « Планета знаний». 3. Программы и учебники математики Т.К. Жикалкиной. 4. Обзор программы «Математика и конструирование». 5. Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках математики. Основные понятия и категории: репродуктивные, исследовательские и творческие методы и приемы обучения. Инвариантные и вариативные части программ, тренинговые листы, проектная деятельность. Список литературы 1. Программы общеобразовательных школ. Начальные классы. Ч.1 .М.: 2001 2. Учебники «Математика» Т.К. Жикалкиной, Э.М.Бредихиной. 3. http://yandex.ru Характеристика учебно-методического комплекта для начальной школы «Планета знаний». Целевые установки учебно-методического комплекта.. Принципы, на которых строится учебно-методический комплект. Особенности содержания, методов, форм и средств обучения по учебно-методическому комплекту. Программа самостоятельной работы |
Радиофизический факультет ... | Общая трудоемкость дисциплины ... | ||
Общая трудоемкость дисциплины ... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Практикум по медиации» Практикум по медиации Направление — 034000. 68, Конфликтология Форма подготовки Очная | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... А. Д. Гладун — председатель экспертного совета по общим естественнонаучным дисциплинам Министерства образования рф, доктор физико-математических... | Программы (основная / дополнительная), направление подготовки, специальность,... Уровень, ступень образования, вид образовательной программы, направление подготовки, специальность, профессия” | ||
Практикум по экологии Направление подготовки Согласовано с выпускающей кафедрой Прикладной механики машиноведения и технологии | Практикум по экологии Направление подготовки Согласовано с выпускающей кафедрой Теории и методики технологии и профессионального образования | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Направление(я) подготовки (специальность) 050100. 62 Педагогическое образование (номер уровень, полное наименование направления подготовки... | Рабочая программа Общепсихологический практикум Направление подготовки 030300 «Психология» Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» | ||
Практикум по литературной критике Направление подготовки Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения Казанский (Приволжский)... | Практикум по декоративно-прикладному творчеству Направление подготовки Народные традиции изготовления изделий в техниках декоративно-прикладного творчества | ||
Рабочая программа общепсихологический практикум направление подготовки «психология» Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Рабочая программа дисциплины дискретная математика (наименование)... | ||
Программы (основная / дополнительная), направление подготовки, специальность,... Наименование и краткая характеристика библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, в том... | Рабочая программа дисциплины web-технологии в разработке информационных... |