Скачать 157.3 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет математики Программа дисциплины Динамические системы и эргодическая теория для направления 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра. Авторы программы: Буфетов А.И., д. ф.-м. н., bufetov@mi.ras.ru Клименко А.В., к. ф.-м. н., klimenko05@mail.ru Рекомендована секцией УМС по математике «___»____________ 201_ г. Председатель С.М. Хорошкин Утверждена УС факультета математики «___»_____________2013 г. Ученый секретарь Ю.М. Бурман_____________________ Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии с:
2Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины «Динамические системы и эргодическая теория» являются освоение основных понятий и усвоение ключевых результатов, относящихся к различным разделам теории динамических систем и эргодической теории: теории гиперболических систем, изучении перекладываний отрезков и сходных систем, асимптотик эргодических интегралов, символической динамики, эргодической теории групповых действий. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4Место дисциплины в структуре образовательной программыДля обучающихся по направлению 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра, специализации «Математика» настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
5Тематический план учебной дисциплины
Примечания
6Формы контроля знаний студентов
6.1Критерии оценки знаний, навыковТекущий контроль проводится в форме письменных контрольных работ на неделе перед зачётом в первом модуле и на неделе перед экзаменом во втором модуле. При написании указанных работ разрешается пользование конспектами лекций и справочной литературой. Работа состоит из 3—4 задач, охватывающих все изученные к моменту контрольной темы курса. Оценка выставляется из расчёта 3 балла за каждую решённую задачу. При составлении варианта работы возможно указание другого числа баллов за некоторые задачи. Дробные баллы округляются в пользу студента. При решении задач контрольной работы студент должен продемонстрировать уверенное владение основными понятиями и теоремами курса, методами решения задач. Промежуточный контроль — зачёт в 3-м модуле — проводится в форме письменной работы. При написании указанной работы разрешается пользование конспектами лекций и справочной литературой. Работа состоит из 5—6 задач, охватывающих все изученные в третьем модуле темы курса. Оценка Озачет выставляется из расчёта 2,5 балла за каждую решённую задачу. При составлении варианта возможно указание другого числа баллов за некоторые задачи. Дробные баллы округляются в пользу студента. При решении задач на зачёте студент должен продемонстрировать уверенное владение основными понятиями и теоремами курса и методами решения задач, изученными в 3-м модуле. От зачёта освобождаются (с выставлением оценок «8», «9», «10») студенты, показавшие высокие результаты на контрольной работе и активно работавшие в течение модуля (сдававшие домашние задания и решавшие задачи у доски). Итоговый контроль — экзамен в 4-м модуле — проводится в форме письменной работы. При его написании разрешается пользование конспектами лекций и справочной литературой. Работа состоит из 7 задач и теоретических вопросов, охватывающих все темы курса. Каждое задание оценивается в 2 очка. Оценка за экзамен вычисляется по формуле Oэкзамен = S – 3, где S —число очков за решённые задачи (дробные баллы округляются в пользу студента). Указанная оценка заменяется на 10 или 1 в случае, если величина Oэкзамен оказывается, соответственно, больше 10 или меньше 1. Для получения положительной оценки на экзамене студент должен продемонстрировать усвоение основных понятий и теорем курса, знакомство с методами решения задач. От экзамена освобождаются (с выставлением оценок «8», «9», «10») студенты, показавшие высокие результаты на контрольных работах и активно работавшие в течение семестра (сдававшие домашние задания и решавшие задачи у доски). 6.2Порядок формирования оценок по дисциплине3 модуль Накопленная оценка в третьем модуле выставляется исходя из работы студента на семинарах и выполненных им домашних заданий: учитываются решения студентом задач у доски на семинарах, а также решения задач домашних заданий, сдаваемых студентом преподавателю (учебному ассистенту) в устной или письменной форме на семинарах. Каждая задача домашних заданий оценивается в 1 очко, решение задачи у доски — в 1,5 очка. Оценка за аудиторную работу выставляется по формуле Оаудиторная = N/(0,75Nmax), где N — число набранных студентом очков, Nmax — максимальное число очков, которое возможно набрать за решение задач домашних заданий. Округление производится в пользу студента. Если вычисленная по формуле оценка выходит за границы диапазона 1…10, она заменяется ближайшей границей этого диапазона. Порядок формирования оценки Отекцщий 3 за текущий контроль (письменную контрольную работу) указан в разделе 5.1. Накопленная оценка за работу в первом модуле вычисляется по формуле Онакопленная 3= 0,4 Оаудиторная 3 + 0,6 Отекцщий 3 Порядок формирования оценки за зачёт указан в разделе 6.1. Промежуточная оценка за третий модуль равна Опромежуточная 3 = 0,5 Онакопленная 3 + 0,5 Озачет Округление производится до ближайшего целого, 0,5 балла округляется вверх. 4 модуль Аудиторная работа в четвёртом модуле оценивается так же, как и в третьем. В связи с тем, что студенты 4-го года обучения заканчивают обучение ранее, для них не проводится третья контрольная работа и оценка Отекцщий 4 равна оценке за вторую контрольную работу. Для студентов третьего года обучения оценка Отекцщий 4 вычисляется по формуле Отекущий 4 = 0,5 Ок/р 2 + 0,5 Ок/р 3, где Ок/р 2 и Ок/р 3 — оценки за вторую и третью контрольные работы. Округление производится до ближайшего целого, 0,5 балла округляется вверх. Накопленная оценка за работу в четвёртом модуле вычисляется по формуле Онакопленная 4 = 0,4 Оаудиторная 4 + 0,6 Отекцщий 4 Округление производится до ближайшего целого, 0,5 балла округляется вверх. Итоговая накопленная оценка вычисляется по формуле Онакопл. итог = (Опромежуточная 3 + Онакопленная 4) : 2 Округление производится до ближайшего целого, 0,5 балла округляется вверх. Порядок формирования оценки за экзамен указан в разделе 5.1. Результирующая оценка по дисциплине выставляется по формуле Орезульт =0,7 Онакопл. итог + 0,3·Оэкзамен Округление производится до ближайшего целого, 0,5 балла округляется вверх. Результирующая оценка выставляется в диплом. Студенту не предоставляется возможность повысить на зачёте или экзамене оценки за аудиторную работу. Оценка за текущий контроль может быть повышена следующим образом. Если студент сдал экзаменационную (зачётную) работу не менее чем за 15 минут до окончания отведённого времени, он имеет право выбрать одну из не решённых им (решённых неверно) задач контрольной работы и получить задачу на ту же тему, решение которой он должен сдать до окончания времени, отведённого на экзамен. Очки за эту задачу добавляются к очкам, набранным на контрольной работе, и оценка за контрольную работу пересчитывается исходя из этой новой суммы очков по формуле, приведённой в разделе 6.1. 7Содержание дисциплиныРаздел 1. Классические ортогональные полиномиальные ансамбли Общее число часов по разделу: лекции — 6 ч., семинары — 8 ч., самостоятельная работа — 20 ч. Литература по разделу: [1] Тема 1. Примеры: многочлены Чебышёва, Якоби, Лежандра, Лагерра, Эрмита лекции — 2 ч., семинары — 3 ч., самостоятельная работа — 7 ч. Тема 2. Рекуррентные соотношения, ядра Кристоффеля—Дарбу, формула Родрига, задача Штурма— Лиувилля лекции — 2 ч., семинары — 3 ч., самостоятельная работа — 7 ч. Тема 3. Асимптотические свойства классических ортогональных многочленов лекции — 2 ч., семинары — 2 ч., самостоятельная работа — 6 ч. Раздел 2. Унитарно-инвариантные эргодические меры Общее число часов по разделу: лекции — 8 ч., семинары — 6 ч., самостоятельная работа — 19 ч. Литература по разделу: [3], [4] Тема 4. Сферические представления лекции — 2 ч., семинары — 2 ч., самостоятельная работа — 7 ч. Тема 5. Тотально положительные функции лекции — 2 ч., семинары — 2 ч., самостоятельная работа — 7 ч. Тема 6. Теорема Пикрелла лекции — 4 ч., семинары — 2 ч., самостоятельная работа — 5 ч. Раздел 3. Перекладывания отрезков и потоки на плоских поверхностях Общее число часов по разделу: лекции — 8 ч., семинары — 8 ч., самостоятельная работа — 20 ч. Литература по разделу: [6], [8] Тема 4. Перекладывания отрезков. Индукция Рози—Вича лекции — 3 ч., семинары — 3 ч., самостоятельная работа — 7 ч. Тема 5. Плоские поверхности и потоки переноса лекции — 2 ч., семинары — 3 ч., самостоятельная работа — 7 ч. Тема 6. Зашнурованные прямоугольники Вича лекции — 3 ч., семинары — 2 ч., самостоятельная работа — 6 ч. Раздел 4. Детерминантные точечные случайные поля Общее число часов по разделу: лекции — 8 ч., семинары — 8 ч. (4 ч. для студентов 4-го года обучения), самостоятельная работа — 20 ч. Литература по разделу: [2], [5] Тема 7. Конфигурации и меры лекции — 2 ч., семинары — 2 ч., самостоятельная работа — 7 ч. Тема 8. Теорема Макки-Сошникова лекции — 3 ч., семинары — 2 ч., самостоятельная работа — 6 ч. Тема 9. Бесконечные детерминантные меры лекции — 3 ч., семинары — 4 ч. (0 ч.), самостоятельная работа — 7 ч. Раздел 5. Асимптотика эргодических интегралов (только для студентов 3-го года обучения) Общее число часов по разделу: лекции — 10 ч., семинары — 10 ч., самостоятельная работа — 21 ч. Литература по разделу: [7], [9] Тема 10. Символическое кодирование для потоков на плоских поверхностях лекции — 2 ч., семинары — 3 ч., самостоятельная работа — 5 ч. Тема 11. Асимптотические слоения на марковском компакте лекции — 2 ч., семинары — 2 ч., самостоятельная работа — 5 ч. Тема 12. Гёльдеровские коциклы лекции — 2 ч., семинары — 3 ч., самостоятельная работа — 6 ч. Тема 6. Асимптотика эргодических интегралов лекции — 4 ч., семинары — 2 ч., самостоятельная работа — 5 ч. 8Образовательные технологииПри работе на семинарах основную роль играет т. н. «система листков» — выдаваемых студентам домашних заданий («листков»), сдача которых происходит в форме индивидуального обсуждения решённых задач с преподавателем. При этом преподаватель имеет возможность варьировать глубину и стиль обсуждения, давая более сильным студентам возможность получить дополнительные знания по дисциплине, а менее сильным — хорошее понимание базовой части курса. 8.1Методические рекомендации преподавателюнет 8.2Методические указания студентамнет 9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента9.1Тематика заданий текущего контроляПримерные вопросы заданий для письменных контрольных работ.
9.2Примеры заданий промежуточного /итогового контроля
10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины10.1Базовый учебникнет 10.2Основная литература[1] Сегё Г. Ортогональные многочлены. М.: Физматгиз, 1962. [2] А.Б. Сошников. Детерминантные случайные точечные поля, УМН, 55:5(335) (2000), с. 107–160. [3] Г.И. Ольшанский. Унитарные представления бесконечных классических групп. Дисс. … докт. физ.-мат. наук, М., 1989. http://www.iitp.ru/upload/userpage/52/Olshanski_thesis.pdf [4] Ergodic unitarily invariant measures on the space of infinite Hermitian matrices, in Contemporary Mathematical Physics. F. A. Berezin's memorial volume, American Mathematical Society Translations, Series 2, Vol. 175 (1996), 137-175. [5] A.I. Bufetov. Infinite determinantal measures. arXiv: 1207.6793 http://arxiv.org/abs/1207.6793 [6] M. Viana. Dynamics of interval exchange maps and Teichmuller flows. (manuscript), http://w3.impa.br/~viana/out/ietf.pdf [7] A.I. Bufetov. Finitely-additive measures on the asymptotic foliations of a Markov compactum. arXiv: 0902.3301 http://arxiv.org/abs/0902.3303 10.3Дополнительная литература[8] A. Zorich. Finite Gauss measure on the space of interval exchange transformations. Lyapunov exponents. Annales de l’Institut Fourier, 46:2 (1996), 325-370. [9] А.И. Буфетов, Б.М. Гуревич. Существование и единственность меры с максимальной энтропией для потока Тейхмюллера на пространстве модулей абелевых дифференциалов. Матем. сб. 202:7 (2011), 3-42. 10.4Справочники, словари, энциклопедииМатематический энциклопедический словарь. Гл. ред. Ю.В. Прохоров. М.: Сов. энциклопедия, 1988. Также рекомендуется использование онлайн-энциклопедии Wikipedia на английском и русском языках (http://en.wikipedia.org, http://ru.wikipedia.org). 10.5Программные средстване предусмотрены 10.6Дистанционная поддержка дисциплиныне предусмотрена 11Материально-техническое обеспечение дисциплиныне используется |
Программа дисциплины «Дополнительные главы динамических систем» для... Методическая разработка рекомендована для педагогов дополнительного образования детей | Программа дисциплины История философии для направления 010100. 62 «Математика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину для направления 010100. 62 “Математика” для подготовки студентов... | ||
Программа дисциплины Философия 1 для направления «Математика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра... | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... Дёгтев А. Н. Теория алгоритмов. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 010100. 62 – математика,... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... Дёгтев А. Н. Теория автоматов. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 010100. 62 – математика,... | Рабочая программа для студентов направления 010100. 62 Математика.... Девятков А. П. Граничные свойства аналитических функций. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | ||
Программа дисциплины для направления 010400. 62 «Прикладная математика... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления для направления... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010100. 62 «Математика»... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... Математика, профили подготовки: «Алгебра, теория чисел, математическая логика»; «Вещественный, комплексный и функциональный анализ»;... | Программа дисциплины «Теория индивидуального и коллективного выбора»... Современные международные отношения: Учебно-методический комплекс./ Л. В. Володина. – Спб.: Ивэсэп, 2006 | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 010300. 62... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031900.... | ||
Программа дисциплины История и методология математики Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010100. 68 «Математика»... | Программа дисциплины История и методология математики Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010100. 68 «Математика»... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... |